Социальные преобразования, вызванные научно-техническим прогрессом, оказали большое влияние на развитие всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования, которое постоянно меняется: разрабатываются новые учебно-методические комплексы, программы, технологии, что увеличивает психологическую нагрузку на детей младшего школьного возрасте. В результате, педагоги и ученые столкнулось с проблемой неуспеваемости в процессе учебной деятельности.
В условиях модернизации образования проблема неуспеваемости учащихся начальной школы остается острой, что связано с тем, что неуспеваемость – это сложное, многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних и неоднозначных подходов при ее решении. Коренные социальные перемены в нашей стране, несоответствие содержания образования современным требованиям, низкий авторитет знания и учительской профессии, кризис современной семьи – способствовали снижению качества обучения школьников и увеличению количества неуспевающих.
На протяжении разных исторических эпох собирались многочисленные факты, выдвигались теории и предположения о причинах низкого качества обучения, различных типах неуспевающих учащихся. Этому были посвящены работы Я.А. Коменского, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского и других известных классиков отечественной и зарубежной педагогики. Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский и др.).
Хотя задача раскрытия сущности неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих неуспеваемость. Так, М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения – его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает В. Оконь, который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями. Подход к изучению неуспеваемости путем анализа порождающих ее условий представлен в многочисленных публикациях, посвященных причинам неуспеваемости. Однако исследования, выполненные в русле этого подхода, нельзя считать достаточными, ибо они направлены на выяснение внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.
На сегодняшний день под школьной неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся к требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – раздела курса, учебной четверти, полугодия, года [5].
Задаче раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» больше отвечает другой метод ее изучения – определение видов неуспеваемости. А.М. Гельмонт выделяет следующие виды неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
- общее и глубокое отставание, характеризующееся отставанием в изучении многих или всех учебных предметов;
- частичная, но достаточно стойкая неуспеваемость – учащийся отстает по одному или трем учебным предметам;
- эпизодическая неуспеваемость, для которой характерно непостоянное отставание то по одному, то по другому предмету [1].
Как правило, в основе школьной неуспеваемости лежит ряд причин и, по мнению А.М. Гельмонта, все причины возникновения неуспеваемости детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности можно сгруппировать в соответствии с выделенными им видами неуспеваемости. Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников. При разработке типологии ученые ищут, естественно, те критерии, которые могут быть положены в ее основу. Однако, исследуя частные критерии для разных групп неуспевающих, они не задумываются над общими показателями неуспеваемости, как таковой, хотя неосознанно ими пользуются. Имеется целый ряд попыток научного обоснования типологии неуспевающих школьников; отдельные характеристики и группировки по характерным особенностям встречаются и в описаниях практического опыта.
В статье рассмотрим ряд типологий, которые можно квалифицировать как психолого-педагогические. В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Так поступает, в частности, Л. С. Славина: типы неуспевающих выделяются ею по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую – школьники со слабыми способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и некоторые другие авторы.
При общей или глубокой неуспеваемости наблюдаются следующие причины, способствующие ее возникновению и дальнейшему развитию:
- низкий уровень подготовленности учащегося;
- физиологическое состояние младшего школьника;
- неблагоприятная обстановка;
- отдаленность местожительства от школы;
- проблемы в семейном воспитании.
Для частичной школьной неуспеваемости характерны:
- отсутствие мотивации в изучении предлагаемого предмета;
- слаборазвитые волевые качества;
Возникновению эпизодической неуспеваемости способствуют следующие причины:
- недочеты в преподавании изучаемого предмета;
- нарушения в работе психических процессов, что вызывает невнимательность, непрочность закрепления знаний и т.д.;
- нерегулярное выполнение домашнего задания;
- отсутствие учащегося на уроках.
К.Ю. Бабанский выделял внешние и внутренние причины. К внешним причинам, по его мнению, относятся: проблемы со здоровьем, недостаточный объем знаний, умений и навыков, а также слаборазвитые основные психические процессы. К причинам внутренним он относит: недостатки педагогического и воспитательного воздействия на личность, организация педагогического процесса, недостатки учебного плана, программы. На сегодняшний день причины, способствующие возникновению школьной неуспеваемости, подразделяются на четыре следующие группы:
- Педагогические причины, к которым относятся недостатки преподавания отдельных предметов, а также проблемы в знаниях, усвоенных ранее учащимся начальных классов и т.п.
- Социально-бытовые причины, среди которых основное место занимают неблагоприятные условия жизни.
- Физиологические причины, под которыми понимается состояние здоровья учащегося.
- Психологические причины, подразумевающие наличие проблем в развитии основных психических процессов [2].
Неуспеваемость, возникающая на фоне перечисленных причин, отрицательно сказывается на познавательном развитии учащихся начальных классах. Они не могут самостоятельно строить план решения поставленной перед ним учебной задачи, находить ее решение. В процессе изучения материала учащийся начальных классов не проявляет активности, отвлекается. В результате, он не способен подвести итог изученного, выделить что-то новое.
Школьная успеваемость не только влияет на успешность обучения в школе, но и развитие личности в целом, поскольку учащийся оказывается в неблагоприятной ситуации для личностного роста. Он не может достичь тех же результатов, которых смог достигнуть его одноклассник. В результате, младший школьник приобретает низкий социальный статус, что формирует неадекватную самооценку, низкий уровень мотивации. Частично интерес к изучаемому предмету возникает только на основе знакомства на уроках с новым материалом.
В школьной практике применяются различные приемы и пути преодоления неуспеваемости у младших школьников.
Индивидуализация обучения на уроке. Индивидуализация касается содержания работы учащихся, дозировки материала и характера их учебного труда. Для слабых учащихся рекомендуются карточки с индивидуальными заданиями, особая методика анализа ошибок в письменных работах.
Большое внимание в литературе обращено на дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности.
В практике школы широко используют разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры, хотя ее и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется, по нашему мнению, тем, что она увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся на уроке, индивидуализировать домашние задания.
В педагогике существует множество методов, средств и приемов повышения уровня успеваемости. Одним из таких методов является организация групп развития. Целью подобных групп является обеспечение школьной зрелости, поскольку подобный метод позволяет таким образом предупредить появление возможных трудностей в обучении [4].
Следующим методом коррекции неуспеваемости является формирование мотивации достижения успехов. Поскольку мотив – внутреннее побуждение личности к определенному виду активности, способствующей удовлетворению потребности, то его наличие необходимо в учебной деятельности. Нет интереса к знаниям – нет самих знаний.
Еще одним эффективным методом преодоления трудностей в обучении является вовлечение младшего школьника в деятельность, в ходе выполнения которой ученик может проявить инициативу и заслужить признание среди одноклассников.
Следующим методом, используемым в целях коррекции отставания в обучении, служит обоснование учителем оценки, чтобы учащийся начальных классов сам понял критерии, по которым происходит оценивание [5].
Обзор мер преодоления неуспеваемости, относящихся к учебно-воспитательному процессу и его организации, свидетельствует о том, что в дидактике проводится довольно последовательная работа, которая могла бы оказать помощь школе. Ее слабое использование в массовой практике объясняется многими причинами. Хотелось бы отметить, прежде всего, то, что эти меры не приведены в систему и соотносятся в педагогической литературе только со сложной и разветвленной сетью причин неуспеваемости, выявление которых выходит за рамки возможностей рядового учителя. Система мер по преодолению неуспеваемости приобрела бы большую действенность, если бы она была соотнесена и с элементами неуспеваемости.
Целый ряд перечисленных мероприятий имеет значение и для предупреждения неуспеваемости, например индивидуализация работы, дифференциация материала и методов работы на уроке. Существенны для предупреждения неуспеваемости и всякого рода оздоровительные мероприятия – улучшение питания детей в школе, рациональный режим дня и т. п.
Следует отметить и такие предлагаемые в литературе меры предупреждения неуспеваемости, как повышение квалификации учителей, их периодическая аттестация. Мы считаем важным повышение не только методической, но и общепедагогической и психологической информированности учителей, создание условий для их творческой самообразовательной работы.
Таким образом, неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Она трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Важно отметить, что предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.