Воспитание человека было и остается весьма сложной задачей для общества. Особенно актуальной она становится на сегодняшний день, когда в стране так много негативных факторов, влияющих на становление мировоззрения подрастающего поколения. Педагогам уже сейчас необходимо четко ставить цели и задачи воспитания и обучения учащихся, которые станут напутствием для учеников и помогут им реализоваться во взрослой жизни. Для успешной координации воспитательного влияния именно школа и, в частности, классные руководители должны перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализированных форм работы с учениками, родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения [3, с. 8].
Воспитание включает в себя отдельные взаимосвязанные процессы: воспитательные воздействия и принятие их личностью, при осуществлении самовоспитания. Воспитательная работа – это реализация педагогических и организационных задач, которые решаются педагогом с целью обеспечения продуктивного развития личности ученика. В воспитательной работе классного руководителя выделяют три группы функций. Первая группа непосредственно связана с воздействием педагога на ученика. Учитель должен изучить индивидуальные особенности развития каждого ученика; составить программу воспитательных действий; реализовать методы и формы работы с учениками; проанализировать эффективность и успешность воспитательных действий.
Вторая группа функций классного руководителя связана с реализацией воспитывающей среды. Классный руководитель должен создать положительную атмосферу в коллективе, обеспечить сплоченность; задействовать учеников в различных видах социальной деятельности. Третья группа функций классного руководителя обеспечивает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка. Это может быть социальная помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом и другими образовательными учреждениями; нейтрализация негативных воздействий общества.
Для того выполнять эти группы функций педагог должен профессионально владеть методами воспитания, чтобы успешно прогнозировать исходный результат, и принимать безошибочные решения. Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учеников с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются механизмами, обеспечивающими взаимодействие учителя и учащихся. Метод воспитания включает в себя методические приемы. Они подчиняются той задаче, на которую направлен данный метод, и не ставят самостоятельную педагогическую задачу. Методические приемы и методы воспитания тесно связаны друг с другом, и могут взаимодействовать, а также заменять друг друга в определенных педагогических ситуациях. Методы включают в себя ряд приемов, которые подчеркивают индивидуальность и своеобразие манер работы учителя и его педагогическую деятельность. Методические приемы тесно связаны со средствами воспитания. К средствам относятся различные виды деятельности, а также совокупность предметов материальной и духовной культуры. Процесс воспитания характеризуется разнообразностью содержания, богатством организационных форм.
Основными функциями учителя как классного руководителя на сегодняшний день являются забота о развитии каждого ученика, организация разнообразной деятельности в классе и своевременная результативная помощь учащимся в решении возникающих проблем в процессе обучения. Все эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Классный руководитель – учитель, имеющий свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу целенаправленной, планомерной, но в то же время разнообразной и увлекательной. Свою воспитательную и организаторскую работу классный руководитель осуществляет в соответствии с правовыми и нормативными актами, которые устанавливают и защищают права и интересы детей, молодежи, семьи, определяют цели, задачи, содержание воспитательной работы, а также в соответствии с Уставом образовательного учреждения [1, с. 17].
В теории и методике воспитания Л.В. Байбародова и Л.К. Гребенкина рассматривают воспитательную систему класса как часть воспитательной системы школы. Тем самым определяя один из подходов к определению системы (структуры) воспитательной работы классного руководителя, что наглядно представлено на рисунке 1.
Целеполагающая деятельность |
||||
|
|
|
|
|
Прогностическая деятельность |
||||
|
|
|
|
|
Проектировочная деятельность |
||||
|
|
|
|
|
Конструктивная деятельность |
||||
|
|
|
|
|
Организаторская деятельность |
||||
Организация разнообразной деятельности учащихся |
Сплочение детского коллектива |
Индивидуальная работа с учащимися |
Сотрудничество с родителями учащихся, учителями-предметниками и др. субъектами управления школой |
Коррекционная работа |
|
|
|
|
|
Рефлексивная деятельность |
||||
|
|
|
|
|
Диагностическая деятельность |
Рисунок 1 – Схема основных составляющих деятельности классного руководителя
Таким образом, система работы классного руководителя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности.
Целеполагающая деятельность классного руководителя заключается в определении (выработке) целей и задач воспитания, как личности каждого школьника, так и ученической группы (коллектива) в целом.
Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы.
Диагностическая деятельность состоит в изучении возможностей и интересов отдельного ученика и всего классного коллектива с целью выявления уровня воспитанности учащихся и сформированности коллектива, а также оптимизации воспитательного процесса в конкретном классе.
Проектировочная деятельность направлена на создание концепции и программы воспитательной работы классного руководителя, определение ее стратегии.
Конструктивная деятельность предусматривает отбор видов и содержания воспитывающей деятельности, методов, форм, технологий воспитания, определяет направления планирования воспитательной работы.
Организаторская деятельность представлена организацией совместной деятельности классного руководителя с учащимися, родителями, другими субъектами учебно-воспитательного процесса, направленной на достижение поставленных целей. Коррекционная работа классного руководителя направлена на изменение эмоционально-волевой сферы, личностных качеств учащихся, преодоление отклонений в их поведении, а также негативных явлений в жизни классной группы. Кроме того, коррекционная работа предполагает внесение корректив в воспитательную деятельность классного руководителя.
Рефлексивная деятельность классного руководителя представляет собой анализ собственных действий, отношений, состояний, осознание своих успехов и причин неудач, в результате чего классный руководитель получает стимул к совершенствованию своей воспитательной деятельности [4, с. 25].
Важнейшими этапами технологии воспитательной работы классного руководителя, на наш взгляд, являются этапы целеполагания, планирования и анализа воспитательной работы. Целеполагание включает обоснование и выдвижение целей, определение путей их достижения, проектирование ожидаемого результата. Планированию предшествует: изучение существующих нормативных документов в области воспитания, психолого-педагогической литературы, методических рекомендаций, других существующих в школе планов работы с учащимися, передового опыта; педагогическая диагностика, составление характеристики классной группы, формулировка целей и задач воспитательной работы, отбор видов и форм воспитывающей деятельности. В результате такой предварительной работы классный руководитель определяет содержание и различные формы работы с детьми и оформляет план воспитательной работы. Наиболее распространенной является такая структура плана, которая представляет одновременно работу классного руководителя с учащимися, их родителями и педагогами школы, соединяет в себе перспективное, календарное и текущее планирование [ 5, c. 6].
На сегодняшний день актуальны гуманизация и демократизация образовательных учреждений, приводящие к новому качеству воспитания. Качество воспитания – это в первую очередь формирование культуры личности, жизненного самоопределения и культуры семейных отношений. Главная задача воспитательного процесса состоит в том, чтобы подготовить человека к основным ролям реальной жизни – гражданина, работника и семьянина. Ученики большую часть своей школьной жизни проводят в образовательном учреждении, поэтому им необходима необычная и интересная внеклассная деятельность, способствующая развитию личности. Учителя начальных классов часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, эмоциональной и двигательной сверхактивности. Педагог, организуя воспитательную работу среди учеников должен понимать, что дети зависят от мироощущения волевой сферы.
Взаимодействие участников воспитательного процесса является особой формой развития. Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают как передачу опыта и информации от поколения к поколению. У детей усвоение и овладение опыта в основном происходит через взрослых или старших в совместной деятельности.
В условиях школы передача общечеловеческих ценностей и опыта производится в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, а также в совместной деятельности младших школьников. Чем многообразнее и теснее контакты, выше уровень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее развиваются связи между ними. В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и учащихся рассматривается развитие личностей взаимодействующих сторон, а также их взаимоотношений, развития коллектива. Активные совместные дела педагогов и учащихся позволяют лучше узнать друг друга и способствуют усиления их влияния друг на друга [6, c. 87]. Структуры взаимодействия и характеристика сущности помогают определить показатели эффективности взаимодействия. Взаимодействие участников воспитательного процесса – это необходимый способ успешного решения поставленных задач.
Педагоги и ученики в повседневной жизни участвуют в разных диалогах педагогических ситуациях. Педагогу важно иметь навык ведения продуктивного диалога, так как отсутствие его приводит к конфликтам в отношениях, спорам и недоразумениям. Главной основой согласованных отношений является договоренность взаимодействующих сторон об их задачах, ролях и функциях в конкретной деятельности.
Большое значение в работе с младшими школьниками имеет стиль общения педагога с детьми. Учитель должен понимать, что детям необходимо сотрудничество с педагогом. Которое выражается вербально и невербально [4, c. 12].
Огромное значение в работе классного руководителя имеет его дневник и план воспитательной работы, в которых фиксируются материалы, касающиеся классного коллектива, а также анализ результатов наблюдений за классом, отдельными учениками и их семьями. В дневнике классного руководителя отмечаются достижения учащихся в личностном развитии и учебной деятельности. Существуют различные формы планирования воспитательной работы. Чем ответственнее классный руководитель отнесется к планированию воспитательной работы, тем продуктивнее и целенаправленнее будут внеклассные мероприятия, результативнее и комфортнее будет жизнь классного коллектива. В воспитании и обучении классной группы имеет продуктивное сотрудничество классного руководителя с психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками. Взаимодействие этих специалистов имеет целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической, психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Сущностью взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников является обеспечение ими целостного педагогического процесса в классе [1, c. 45].
Классный руководитель обязан анализировать собственные удачи или причины их отсутствия. Определив проблемы, классный руководитель может построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактике этих явлений (причин). Обратившись к трудам психологов-гуманистов, можно выделить основные направления гуманистического воспитания. Кратко их можно сформулировать так:
– воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях;
– воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности;
– система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума;
– воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
Итак, к основным направлениям работы классного руководителя в современной начальной школе можно отнести следующие:
– психолого-педагогическая диагностика (обучающихся, родителей, педагогов школы) заключается в психологическом обследовании школьника с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам; изучаются психологические особенности учащихся, их интересы, склонности с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении; диагностируются психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями; проводится диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляются психологические причины нарушения общения, диагностируются взаимоотношения отношений обучающихся с родителями, качество воспитания в семье, взаимоотношения в педагогическом коллективе уровень комфортности;
– аналитико-прогностическая деятельность в учебном процессе – психологическая поддержка учебного процесса на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, родителей, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий;
– психологическое обеспечение управления классом – подчинение целей работы долгосрочным программам развития школы, осуществление мониторинга социально-психологического климата в коллективе педагогов и классов, реализации здоровьесберегающих технологий в педколлективе, внедрение авторских методик;
– психологическая профилактика включает в себя взаимодействие с учащимися на классных часах, уроках психологии, с родителями – на родительских собраниях, круглых столах, консультациях;
– коррекционно-развивающая работа ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классе, содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников, при переходе в среднюю школу;
– методическая работа включает в себя сотрудничество с администрацией школы по проблемам реализации поставленных перед школой задач, в том числе участие в составлении плана работы школы, в заседаниях предметных методических объединений, консультирование администрации и председателей методических объединений и др. Педагогам школы дается возможность использовать психологическую информацию, содействующую учебному процессу, организации урока, организации педагогического взаимодействия [2, с. 35].
Особую роль в работе классного руководителя имеют родители учащихся. Организация взаимодействия с классным коллективом требует соблюдения определенных установок общения с семьями школьников. Такие установки подразумевают систематическое общение классного руководителя с родителями учеников с проявлением уважения и искренности к заботе о ребенке, вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию учащихся [5, с. 187].
Таким образом, сфера обязанностей классного руководителя весьма разнообразна и ответственна, что требует профессиональной подготовки в разных областях наук (психологии, педагогики, управлении и т.д.). Не менее важны для классного руководителя артистичность, активность и общительность. Вместе с тем, главными и постоянными требованиями к педагогу являются внимательность, любовь к детям, к своей профессиональной деятельности [6, с. 15].