В настоящее время развитие творческой успешности учащихся является одним из основных запросов социума, который предъявляется к образованию. Изменения, сопровождающие нас во всех областях жизни, происходят с невиданной скоростью. Вследствие чего знания устаревают быстрее, чем человек успевает их применить. Для успешной жизнедеятельности в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Развитие творческой деятельности младших школьников становится одной из приоритетных задач современного начального образования. Для развития уникального творческого потенциала каждого ученика важно применение такого подхода, который был бы связан с развитием творческой деятельности учащихся, при этом не должна быть утрачена массовость образования.
Таким образом, стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и развить свой творческий потенциал, понимаемый как возможность реализации своих личных планов. Такая позиция соответствует гуманистической тенденции развития школы – ориентации на личностные возможности и творческие способности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Итак, актуальность исследования обусловлена потребностью общества в творчески развитых людях и недостаточным методическим обеспечением современной начальной школы дидактическим материалом развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения, а цель исследования: определить уровень развития творческой деятельности младших школьников и теоретически обосновать особенности ее организация на уроках литературного чтения.
Условиями организации творческой деятельности младших школьников при изучении литературных произведений, вероятно могут быть:
– создание творческой атмосферы, способствующей свободному проявлению творческого мышления школьника;
– обеспечение практической творческой деятельности младших школьников для решения творческих задач;
– осуществление выбора форм и методов развития творческих способностей.
Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ гимназии № 40 г. Краснодара в 1–4 классах. Всего в эксперименте принимало участие 52 учащихся.
Рассмотрение проблемы организации творческой деятельности младших школьников требует обращения к изучению проблемы развития креативного мышления и творческих способностей учащихся, способствующих формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Данные диагностирования родителей и учителей, показывают, что 80% родителей и 65% учителей отождествляют творческие способности с умственными/интеллектуальными способностями детей. Данный факт говорит о необходимости научного понимания термина «творческие способности». Обратимся к смежным областям наук в данном аспекте: психологии, философии, педагогики.
Философия жизни рассматривает творчество как феномен человеческой жизни, детерминированный самой биологической сущностью человека. Одним из ярких представителей этого направления, предложившим развернутую концепцию этой категории, является А. Бергсон. Творчество, по его мнению, тесно связано с иррациональной интуицией, которая является божественным даром, свойственна далеко не каждому человеку и характеризуется целостностью, ненасильственностью, органичностью. В качестве одной из основных характеристик творчества А. Бергсон признавал открытость миру как готовность взаимодействовать с ним [1, c. 9].
В психологии каждое направление исследований в этом аспекте, так или иначе, отвечает на вопрос: как человек посредством мышления постигает что-то новое (явление, его сущность, а также мысли, их отражающие). Современная зарубежная и российская психология творчества стремится найти ответы на кардинальные вопросы:
– каковы внутренние психологические механизмы творческого акта;
– каковы внешние и внутренние условия, стимулирующие и тормозящие творческий процесс;
– какова роль случайности в творчестве;
– в чем состоят творческие способности и как их развивать, наследственны они или приобретаемы?
Для понимания источников творчества и его психологических механизмов необходимо рассматривать творчество как целостный процесс, что невозможно сделать, не опираясь на понимание личности человека как единой и целостной системы, так как творчество – это продукт целостной личности. Проблема целостного и системного представления о личности человека традиционна для психологии (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Левин, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) [2, с. 8].
Педагогическое определение творческих способностей находим в педагогической энциклопедии, где они трактуются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, как индивидуальность и художество.
Анализ различных определений позволяет сделать обобщенный вывод, что «творческие способности» – индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Творческие способности проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Вопросом творческих способностей занимались известные философы, психологи, педагоги, такие как Л.Н. Коган, Л.С. Выготский, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачёв, А.С. Каргин, В.А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Следует отметить, что субъективное мнение о понимании «творческих способностей» сложилось не сразу. Сначала они отождествлялись с интуицией, затем с интеллектом. Далее было доказано, что творческие способности имеют свою локализацию – это «особая точка» – «акме» индивидуальных свойств личности, которые не зависят от интеллектуальности, так как большинство испытуемых с высоким интеллектом имели невысокий уровень творческих способностей.
Творческим работам на уроках литературного чтения традиционно отводится значительное место, что вполне оправданно. Предметом изучения на таких уроках является художественное произведение – продукт литературного творчества автора. Его чтение как процесс восприятия, осмысления и оценки художественного произведения и творчество читателя по ходу восприятия – два глубоко взаимосвязанных процесса. В.А. Сухомлинский выразил эту мысль особенно образно: «Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки, невозможно представить чтение как одну из сфер жизни ребёнка» [3, с. 57].
В 2011 году в системе начального общего образования начали реализовываться федеральные государственные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО). Их внедрение внесли в процесс литературного начального обучения такие изменения:
– во-первых, потребовало смены существовавших в прежней методической концепции приоритетов и «знаниевая» составляющая процесса обучения уступила свое место «развивающей» составляющей, при этом предметные умения, заложенные в ФГОС НОО второго поколения, приобрели направленность на формирование опыта предметной деятельности по преобразованию и применению новых знаний.
– во-вторых, неотъемлемой составляющей уроков литературного чтения стало формирование грамотного, компетентного читателя способного получать необходимую информацию из книг (печатного и экранного текста) и умеющего применить на практике полученные знания («добытую» информацию).
– в-третьих, ФГОС НОО второго поколения предполагает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в начальной школе.
Анализ требований к содержанию начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» позволил выделить следующие компоненты:
- Виды речевой деятельности, включающие:
– письмо (культура письменной речи),
– чтение вслух,
– говорение (культура речевого общения),
– аудирование.
2. Литературоведческую пропедевтику.
3. Творческую деятельность учащихся.
4. Круг детского чтения.
На констатирующем этапе эксперимента, проведённом на базе МБОУ гимназии № 40 города Краснодара, изучение процесса творческой деятельности учащихся начальных классов основывалось на:
– анализе учебных пособий «Литературное чтение» (1–4 классы), авторами которых являются Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова [4];
– рассмотрении и анализе критериев творческой деятельности, выделенных в диссертационных исследованиях Н.В. Бибиковой, Н.Э. Вишневой [6, с. 99–102], которые представлены в таблице 1.
Данные, представленные в таблице, отражают характеристику и область применения каждой позиции, а именно:
- Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
- Мотивационно-потребностный критерий – характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий;
- Деятельностный критерий – выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Таблица 1.
Характеристика уровней творческой деятельности младших школьников
по определенным критериям
Критерии |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Когнитивный |
Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие |
Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений, среднее речевое развитие |
Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь |
Мотивационно- потребностный |
Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания |
Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность |
Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности |
Деятельностный |
Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий |
Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требует помощь учителя |
Не может создавать и принимать необычные образы, решения, отказывается от выполнения творческих заданий |
Для анализа уровня творческой деятельности младших школьников (1–4 классы) были отобраны следующие литературные произведения: АН. Артюхова «Саша-дразнилка» (1 кл.), Л.Н. Толстой «Акула» (2–3 кл.), И.А. Крылов «Мартышка и очки» (4 кл.). С целью определения актуального уровня творческого развития младших школьников были использованы следующие диагностические методики:
– «Диагностика воображения». Заданием в данной методике служит упражнение «Составление рассказа». Стимульным аппаратом данной методики могут быть как картинки, изображения, так и литературные произведения (рассказ, сказка, стихотворение).
– «Связная речь». Цель данной методики – оценить уровень связности устной речи. На основе литературного произведения, учащиеся пытаются пересказать текст близко к оригиналу, прочитать рассказ по ролям и подготовить устный пересказ от лица главного героя.
Проведение диагностической работы требовало от учителя выполнения следующих правил:
– не давать заданий не соответствующих возрасту;
– полная свобода творческих попыток учащихся;
– создавать в классе атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение.
Интерпретация полученных результатов осуществлялась по критериям:
– низкий уровень развития творческой деятельности (РТД): 0–2 балла – учащийся отказался принимать участие в эксперименте, ребёнок пассивен, задание непонятно, учащийся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания;
– средний уровень РТД: 3–7 балла – достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, проявляет творческую активность, достаточно нестандартно подходит к заданию и выбору ответа;
– высокий уровень РТД: 8–10 баллов – учащиеся проявляют инициативу и самостоятельность в принятии решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. На протяжении эксперимента у школьника проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления, создает свое новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Результат полученных данных в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Диаграмма показателей уровня творческой деятельности
младших школьников 1–4 классов
Из диаграммы видно, что динамика развития творческой деятельности с 1-го по 4-ый класс нестабильна. Почти 50% учащихся во всех классах имеют ярко выраженный средний уровень развития творческой деятельности, немного меньше – результаты высокого уровня и только около 8–10 % учащихся не справились с заданием. Следует отметить, что самый высокий результат имеют учащиеся
2–3 классов, самый низкий – ученики 4-го класса. Это можно объяснить тем, что задания для определения творческого мышления учащихся усложняются, школьникам все сложнее мыслить творчески, проявлять фантазию. Обработка диагностического исследования творческой деятельности учащихся позволяет сделать вывод, что показатель творческого мышления и качество обучения не связаны в жесткой взаимозависимости. Кроме того, не всегда учащиеся, обладающие высоким уровнем успеваемости, имеют высокий уровень творческого мышления. И наоборот, учащиеся с удовлетворительной успеваемостью не всегда имеют низкий уровень творческого развития.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил выявить значительное снижение уровня творческого развития у школьников к 4-му классу. Данные показали, что есть необходимость в проектировании организации творческой деятельности. Для того, чтобы определить насколько развитие творческой деятельности младших школьников зависит от особенностей ее организации, необходимо выявить ее характерные черты, а затем, на основании полученной информации, определить взаимосвязь между данными компонентами.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы конкретизированы этапы организации творческой деятельности учащихся. Представим этапы осуществления творческой деятельности учащихся по Я.А. Пономареву, которые использовались в процессе экспериментальной работы.
Первый этап (сознательная работа): подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи. Подготовительная работа: знакомство с текстом произведения – осмысление творческой задачи – выполнение задачи – редактирование.
Второй этап (бессознательная работа): созревание – бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи. Представление/воссоздание в воображении плана новой формы (иллюстрация, сцена, импровизация) – мотивация творческой деятельности.
Третий этап (переход бессознательного в сознательное): вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде. Словесное оформление возникшего представления – дискуссия – варианты выполнения работы (рассказ, словесное рисование, настроение через музыку, описание декораций, интонирование, творческий пересказ).
Четвертый этап (сознательная работа): развитие идеи, её окончательное оформление и проверка. Завершение проекта – дополнительные средства (ИЗО, музыкальные произведения, драматургия) – анализ качества выполненной работы (сравнение с эталоном/ожиданием).
Формы практических заданий, предполагающие интерпретацию литературного текста на уроках литературного чтения можно считать творческими. Они применялись в экспериментальном классе в связи с чтением рассказов, их анализа и размышлениями младших школьников по поводу этих рассказов.
На формирующем этапе эксперимента также применялись определенные виды исследовательской работы частично творческого характера. Учащимся предлагалось дать описание героям, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ или стихотворение. Создание творческой атмосферы подразумевала активизацию всех основных категорий творческой деятельности, представленных на рисунке 2, наиболее полно раскрывающих данное понятие.
Творческая деятельность |
||||||||
|
|
|
|
|||||
воображение |
мышление |
творчество |
действие |
|
деятельность |
Рисунок 2 – Категории творческой деятельности
Одной из главных особенностей развития творческой деятельности являются обеспечение практической творческой деятельности младших школьников для решения творческих задач. Любая деятельность нуждается в действии, поэтому на уроках литературного чтения ученикам давалась возможность «проявлять» свое творчество на практике, ставя перед ними соответствующие задачи.
Как отмечает Л.С. Выготский, основой учебно-воспитательного процесса должна выступать личная творческая деятельность обучающегося, а все искусство педагога должно свестись к тому, что он будет лишь регулировать и направлять эту деятельность. Исходя из этого, важной задачей образовательного процесса признается такая организация учебно-творческой деятельности обучающегося, которая станет способствовать формированию тяги к творчеству, превращая творчество в норму. Потому понятно, что пути совершенствования образовательной системы, основанной на увеличении объема знаний, совершенно бесперспективны. Методом воспроизведения готовых знаний, деятельности по образцу невозможно обеспечить необходимого развития творческих способностей человека.
Применение форм и методов развития творческих способностей возможно при использовании их в комплексе организации творческой деятельности. Формы и методы структурированы в исследовании с учетом возможностей детей младшего школьного возраста и обобщенно представлены в таблице 2.
Таблица 2
Формы и методы организации творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения по классам
Класс |
Формы работы |
Методы организации творческой деятельности |
1 |
групповая |
- чтение цепочкой; - чтение по ролям; - сочинить загадки и загадать другу; - составить или продолжить рассказ по картинкам, иллюстрирующим прочитанное; - придумать название к тексту, обсудить с другом. - конкурсное чтение стихотворений; - «живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное) |
2–3 |
групповая; индивидуальная |
- инсценирование сказки, - чтение по ролям; - иллюстрирование, - составление кроссвордов, - пересказ от имени персонажей, - составление вопросов по содержанию, - придумать свой конец сказки, - подобрать пословицу к сказке. - нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, с возмущением, с насмешкой, весело, печально; - чтение с выписыванием слов и выражений, которых можно использовать при написании сочинения |
4 |
индивидуальная
|
- сочинить небылицу; - сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент; - используя прием олицетворения, описать замысел басни/ сказки; - придумать свою басню и оформить ее; - придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и красиво оформить; - написать сочинение о любимом времени года, использовать в сочинении цитаты и образы из стихотворений о природе; - - придумать свою путаницу; - оформить обложку к сказке, программу спектакля; - нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу; - придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на последних уроках; - нарисовать то, что красивее всего; - придумать слова для игры |
Как видно из таблицы, все задания соотнесены с формами работы – индивидуальными и групповыми, что имеет важную роль при формировании творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Кроме того, создание психологического настроя (1-ая особенность) тесно связано с методами и приемами творческого развития учащихся (3-ая особенность). Если для школьников 1-го класса такими играми/заданиями будут упражнения, выполненные в группе (поскольку многим школьникам очень сложно адаптироваться в новой среде, им необходимо видеть «пример»), то для учеников 2–4-х классов подобраны задания ориентированные на индивидуальную форму выполнения.
Таким образом, проведя анализ особенностей творческого развития младших школьников и, выявив их неразрывную связь друг с другом, можно сделать вывод, о том, что развитие творческой деятельности младших школьников зависит от последовательности и целенаправленности ее организации работы при изучении литературных произведений. Задания для развития творческой деятельности и творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения необходимо вводить с 1-го класса: учить их фантазировать, играть воображением (интересно, что произойдет, если…), манипулировать идеями (изменять, тщательно разрабатывать их), развивать в них чувство прекрасного.
Для эффективного развития творчества у детей на уроках литературного чтения нами сформулирован ряд важнейших правил.
- Учителю на начальном этапе нужно умело стимулировать самостоятельность ученика и побуждать его к собственному развитию, воспитывать их радостью, передавая им свой оптимизм, жизнелюбие, немеркнущее восхищение, желание творить. Для этого и самому учителю нужно быть творческой личностью, вносить новизну, необычность, нестандартность методических приемов, средств и форм обучения.
- Важнейшее условие проявления творчества, по мнению Л.С. Выготского, состоит в том, что деятельность в воображении ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Младший школьник учится не столько у учителя, сколько вместе с ним.
- Чтобы стимулировать творческую активность у детей, необходимо создание оптимальной психологической атмосферы в классе. Именно она способствует дальнейшему развитию творчества у детей.
- Для достижения наиболее высоких результатов необходимо сохранять взаимосвязь между всеми категориями творческой деятельности.
Таким образом, свобода творчества обеспечивается совместной деятельностью ученика и учителя. Миссия учителя – внушить ученику уверенность в своей неповторимости, в своих возможностях и способностях, что позволит ему в дальнейшем добиться успеха.