Важный залог успеха в формировании общечеловеческих ценностей у учащихся – высокий уровень организационно–педагогических усилий. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.
Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры учреждения. Это, в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса и формирования общечеловеческих ценностей, в частности. Направляя эту деятельность, тактично участвуя в ней, учитель формирует духовный мир младшего школьника, его кругозор, положительную направленность чувств [1].
Желание младшего школьника выполнять правила во многом определяется связанным с этим действием испытываемым приятным или неприятным чувством. Важно даже, чтобы парты, стулья, плакаты, школьная доска и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании.
В подобной благоприятной атмосфере формирование у школьника общечеловеческих ценностей: доброжелательности, стремления к красоте, ответственности, привычки находить интересную, увлекающую его деятельность, организованность и др. – постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.
Б.С. Круглов подчеркивает, что педагог должен учить младших школьников поддерживать порядок в классе, замечать нарушения и устранять их самостоятельно или с помощью взрослого. В младшем школьном возрасте детей ориентируют на самостоятельное применение во взаимоотношениях со сверстниками этических норм, с которыми их познакомили. Поэтому педагог не всегда участвует в процессе построения взаимоотношений между отдельными учениками, не всегда спешит им на помощь.
Воспитывая доброжелательное отношение младших школьников друг к другу очень важно в ходе занятий, игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстника, находящегося рядом, побуждать к тому, чтобы они отзывались на просьбу другого человека, могли с ним чем–то поделиться, прийти ему на помощь.
А.В. Моторин считает, что необходимо поощрять развитие детских объединений, в которых складываются гуманные отношения, обращая внимание учащихся начальных классов на непривлекательность неравноправия в микрообъединениях [2].
Созданию товарищеской атмосферы в классе во многом способствует умение младших школьников общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на характер общения оказывает пример взрослых, их стремление и умение постоянно давать детям образцы доброжелательных обращений и ответов, для этого используются естественно возникающие ситуации, например, приход в класс директора, медсестры, родителей, их беседа с учителем [3].
В современной педагогике существует ряд специальных методов, которые могут быть использованы при формировании общественных ценностей у младших школьников. Это методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Рассмотрим их подробнее.
Методы формирования сознания личности включают в себя такие, как рассказ, беседа, лекция, дискуссия и диспут. Во внеурочной деятельности преимущественно используются беседа, дискуссия и диспут.
Ю.К. Бабанский отмечает, что рассказ имеет большое значение, особенно в младшем возрасте, при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства младших школьников, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения [4].
Беседы при всем богатстве и разнообразии содержания имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и, на этой основе, сформировать у них общественные ценности, а также адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте младшего школьника, в его делах, поступках, действиях. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, сформулированное моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопутствующих, второстепенных в данном случае проявлений личности.
Беседа, как правило, начинается с обоснования её темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся [5].
К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и, в целом, социальной активности воспитанников. Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов, к аргументации. В то же время они могут быть созданы и при изучении обычных, недискуссионных на первый взгляд вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления. Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы – истина в последней инстанции.
В отличие от дискуссии, где всё-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости [6].
В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. В.А. Кобылянский отмечает, что формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у младших школьников действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности [7].
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности основываются на том факте, что человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности включают в себя приучение, упражнение и педагогическое требование.
Деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Педагогической наукой обнаружен ряд общих закономерностей, обусловливающих методы педагогического руководства деятельностью и формирования опыта общественного поведения:
– все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс деятельностей;
– даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него «личностного смысла». Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением;
– в итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, цель человека является той силой, которая определяет способ и характер его действий;
– по отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки, то есть сочетание различных методов и приёмов, обеспечивающих побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения [8].
Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития младших школьников. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Опытные педагоги большое значение придают показу образца воспитываемой формы поведения, созданию положительного отношения к ней. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.
Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия.
Метод приучения тесно связан с методом упражнения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве её цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке.
Включение младших школьников в деятельность создает им условия для действий в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения. Деятельность обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений. Упражнение не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажем в духе поведенческой психологии: стимул–реакция–подкрепление.
В педагогическом требовании как исходном методе организации деятельности наиболее отчетливо обнаруживается действие такой закономерности педагогического процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитанника к самому себе. Оно может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противоречия педагогического процесса, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Существенное значение имеет соблюдение учителем меры в предъявлении требований к учащимся. Предъявление требований, кроме того, определяется установленными правилами поведения, критериями оценки знаний, умений и навыков по всем предметам, правилами внутреннего распорядка и другими факторами [9].
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности опираются на тот факт, что любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.
Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма [9].
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение младшего школьника, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства [10].
Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых [10].
К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе «Правил для учащихся»; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.
Методы формирования общественных ценностей во внеурочной деятельности социально-творческого направления, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методы формирования общественных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Методы формирования сознания |
Методы формирования отношений |
Методы формирования поведения |
рассказ, беседа, дискуссии |
воспитывающие ситуации, просмотр и обсуждение фильмов |
игры, экскурсии, метод проектов, тренировочные упражнения |
Итак, в современной педагогической науке существует широкий спектр методов, способствующих формированию общественных ценностей. Это методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности, методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Их следует применять также и во внеурочной деятельности младших школьников социально-творческого направления работы.