Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» [2], поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником для учащихся, транслятором необходимого интеллектуального и нравственного опыта, в желании опекать и заботиться о них. Зачастую учитель – это «член семьи» который своевременно придет на помощь в трудную минуту, поддержит в трудную минуту, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
В современной педагогике большую актуальность приобретает вопрос: как нужно учить и воспитывать школьника, чтобы впоследствии он стал конкурентно-способным, эффективным, работником; творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы разного уровня. Обеспечению достижения нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования призван способствовать компетентностный подход [1].
Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащегося в учебном процессе [6].
Перемены, происходящие в образовательной системе России, побуждают учителя творчески относиться к своей педагогической деятельности. Счастье педагога слагается из ученических побед. От того, как работает учитель, зависит, каким станет ученик, будет ли он успешен, реализует ли он себя, сможет ли адаптироваться в современном обществе. Школа без учителя не имеет будущего, и, в свою очередь, обеспечивает достойное будущее страны. В связи с этим, в современном мире, в развитии и становлении личности школьника велика роль педагога, в том числе учителя начальных классов. От того, что учитель заложит в ученика как можно раньше (умение ориентироваться в потоке информации, добывать знания, применять их на практике, в жизни) зависит его дальнейшая судьба.
Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя начальных классов нового типа [2].
Одной из важнейших проблем, решаемых современной педагогикой является поиск ответа на вопрос: какими качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладающей ключевыми компетентностями, способной к адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере.
Традиционная педагогика формировалась в те времена, когда успешность учебно-воспитательной работы оценивалась главным образом по тому, насколько взрослым удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. При этом детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители.
В нынешнее время социальные изменения – научно-технические, культурные, бытовые – настолько значительны и происходят так быстро, что никто уже не сомневается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором жили их родители и учителя [6]. Поэтому и свои воспитательные успехи взрослым нужно оценивать не столько по тому, в какой степени им удалось передать свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они подготовить детей самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не было и не могло быть в жизни старшего поколения.
В современном образовательном процессе учителю делегируются роли тьютора и фасилитатора. Тьютор – это учитель-консультант и координатор. Его цель – создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. При этом он помогает школьникам эффективно использовать учебные материалы, интернет-ресурсы, практический опыт других учащихся. Система знаний выстраивается через активность школьников, их самостоятельную учебную деятельность, практику. Тьютор помогает в определении проблемы, постановке целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. Он умеет слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика.
Координируемая тьютором учебная деятельность школьников помогает формировать у них инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность [4].
Учитель-фасилитатор способствует облегчению и стимулированию процесса учения, создаёт в классе соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку. Помогает также ученикам сформулировать цели и задачи, создает свободную и непринужденную атмосферу психологической поддержки, которая стимулирует учеников к решению проблем. При этом учителю важно быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства; демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях, проявлять эмпатию, то есть понимание чувств и переживаний каждого школьника.
Вышеназванные роли учителя не вызывают у ребенка чувства страха и неуверенности, воспитывают в нем свободу и ответственность, высокую сознательность и смелость – качества, необходимые в современной жизни.
Изменение приоритетной цели начального образования, направленность на развитие личности ребёнка и становление его убеждений требует от учителя начальных классов готовности ориентировать каждый учебный предмет на формирование у учащихся учебной деятельности, умения и желания учиться, чтобы он мог без труда продолжить своё образование в основной школе и адаптироваться в жизни. Для этого учителю начальных классов необходимо умение переориентировать обучение и воспитание на саморазвитие и самореализацию личности. Идея такого подхода содержится в девизе монтессорийской педагогики «Помоги мне это сделать самому».
Таким образом, главная задача учителя начальных классов в современных условиях – быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, каждую минуту переживать процесс обучения вместе с детьми и учиться самому.
Воспитание – это искусство создания образцов для подражания. Профессионализм современного педагога заключается в гибком и целесообразном использовании всего широкого диапазона профессиональных ролей. Учителю начальной школы необходимо быть творческим, высокоинтеллектуально развитым, ищущим новое в работе, владеть различными технологиями. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит от преданности профессии, стремления к познанию нового.
Современный учитель должен владеть ИКТ. Важным аспектом, влияющим на формирование личности учителя XXI века, является его информационная компетентность. Составляющими информационной компетентности являются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии [2]. Умеющий «управлять» информацией учитель сумеет научить этому своих учеников, что обеспечит формирование у них самостоятельности как основного качества личности, базирующегося на ключевых образовательных компетенциях.
Однако, эффективная работа учителя начальной школы невозможна без активной познавательной позиции ученика, без его готовности самостоятельно осуществлять учебно-познавательную деятельность и всякое знание не имеет никакой цены, если оно не появляется в результате личного интереса, не является результатом размышления над проблемой, важной для ученика. Поэтому на начальной стадии обучения, используя современные педагогические технологии, учитель должен способствовать формированию познавательной активности ребёнка.
Особую значимость именно в первоначальный период обучения ребёнка в школе приобретает налаживание взаимодействия между педагогами и родителями младших школьников. Во многом в зависимости от характера отношений с первым учителем у родителей формируется мнение о школьных педагогах вообще. Поэтому именно на учителя начальных классов накладывается большая ответственность за формирование высокой оценки родителей к школе в дальнейшем.
Наличие авторитета и профессиональной компетентности, готовность к индивидуальной работе с каждым ребёнком, воспитательная привлекательность педагога – факторы, определяющие родительское мнение о педагогах начальной школы [1].
Для успешного взаимодействия с родителями школьников мало быть хорошим профессионалом, умеющим обучать детей. Необходимо прилагать настойчивые усилия, чтобы сделаться для родителей младших школьников авторитетной, коммуникативно-привлекательной личностью, человеком, который «просто нравится». Иначе многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчуждённости.
Учитель начальной школы должен уметь предвосхищать эмоциональную реакцию учеников и их родителей на свои профессиональные действия, и главное – на свои оценки, даваемые детям. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно своего ребёнка.
Педагогическая компетентность учителя – это педагогический труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. Компетентность учителя определяется соотношением в его педагогической деятельности профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств.
Непосредственное влияние на личность ребёнка, его развитие и становление сможет оказать только самоизменяющаяся личность учителя [5]. Для обретения профессиональной компетентности, педагог должен постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Педагогу необходимо владеть глубокими знаниями в области психологии обучения, развития личности ребёнка, организации обучения, знаниями инновационных технологий и умениями их внедрения в практику школы.