В спектре требований к результатам освоения образовательных программ высшего педагогического образования, в том числе, по направлению подготовки «Физическая культура», значимое место занимают компетенции, характеризующие педагогические способности выпускников. В связи с этим уровень развития гностических, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей у начинающих тренеров правомерно рассматривать как один из показателей качества их профессиональной подготовки; их наличие – важнейший показатель соответствия человека педагогической деятельности [1, 2]. Целью нашего исследования стала оценка эффективности формирования указанных способностей в традиционно организованной образовательной среде вуза, как ориентира для дальнейшего определения направлений и содержания оптимизации педагогического процесса.
В профессиональной деятельности спортивных тренеров педагогические способности, отличаясь общими характеристиками, имеют особенности практического проявления. Так, гностические способности тренера проявляются в деятельности по познанию особенностей отдельных спортсменов и спортивного коллектива в целом (состояния двигательных функций, физического развития, уровня подготовленности, динамики спортивной подготовки и т.п.); по анализу педагогических ситуаций и рефлексии содержания и результатов своей деятельности. Кроме того, гностические способности позволяют спортивному педагогу оценивать себя как субъекта деятельности, своевременно обогащать собственную систему профессионально важных знаний и умений и т.д. Они базируются на умениях наблюдать, обнаруживать ошибки при исполнении воспитанниками заданий, проводить теоретические и практические исследования и анализировать их результаты с целью внесения обоснованных корректив в методику спортивной подготовки [2, 3].
Конструктивные способности связаны с деятельностью тренера по планированию и конструированию учебно-тренировочного процесса, композиционному построению занятий, вызывающих у воспитанников интеллектуальный, эмоциональный и практический отклик. Они проявляются при проектировании тренировок, соревнований, воспитательных мероприятий; при подготовке отдельных разноуровневых заданий (например, составить комплекс упражнений для развития быстроты реагирования или внимательности), содержания самостоятельной работы учащихся, их общения и т.д. В целом, конструктивные способности тренера обеспечивают эффективность следующих педагогических действий: планирование и моделирование собственной работы и будущей деятельности воспитанников, отбор и структурирование содержания, средств, методов, форм организации учебно–тренировочной или воспитательной деятельности, выбор и реализация организационных формы занятий, адекватных педагогическим целям и задачам [2, 3, 4].
Коммуникативные способностилежат в основе конструктивного общения тренера с воспитанниками, коллегами по работе, с родителями, шефами. Собственно коммуникативные способности выражаются в умении тренера вступать в контакт с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения, обеспечивать установление нормального психологического климата, сплочение спортивного коллектива. Коммуникативный компонент дидактических способностей проявляется в эффективности предъявления тренером учебного материала (как теоретического, так и практического), в том числе, в объяснении сути и значения отдельных двигательных действий, физических упражнений, технико-тактических приемов, причин и способов исправления допущенных ошибок в исполнении упражнений и т.п. Ораторские способности, как вид коммуникативных способностей, необходимы тренеру для осуществления, прежде всего, образовательно–просветительной функции. Для этого тренер должен обладать большой эрудицией и культурой речи. В целом о сформированности у тренера коммуникативных способностей свидетельствуют следующие характеристики его труда: – установление конструктивных взаимоотношений и организация взаимодействия между участниками образовательного процесса (учащимися/воспитанниками, их родителями, коллегами), – осуществление перцепции (понимание особенностей личности человека (темперамента, направленности, отношений и т.п.), их анализ, постижение эмоционального настроя, переживаний другого человека), – организация эффективного вербального общения (привлечение внимания, установление психологического контакта, управление общением, установление эмоциональных обратных связей) [3, 4].
Организаторские способности связаны с деятельностью тренера по включению воспитанников в различные виды работы, по превращению коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдельную личность спортсмена, по реализации намеченных планов. В целом, развитие у тренера организаторских способностей необходимо для того, чтобы эффективно осуществлять следующие виды деятельности: – организация информации в процессе ее подготовки, – организация деятельности и поведения воспитанников (вовлечение их в деятельность, организация продуктивного целенаправленного сотрудничества), – организация собственной профессиональной деятельности и поведения, – организация непосредственных учебно-тренировочных занятий и внеучебных мероприятий, педагогических ситуаций, адекватных учебным/воспитательным целям [2, 4].
Для диагностики и оценки уровня развития педагогических способностей у молодых тренеров были выбраныследующие методики [см.2]:
– для изучения коммуникативных и организаторских способностей применялся тест КОС (авторы Б.А. Федорикин, В.В. Синявский), который также активно используется при изучении профессиональной педагогической способности;
– на основе экспертной оценки качества решения испытуемыми педагогических задач определялся уровень развития у тренеров конструктивных и гностических способностей; качество решения задач, в свою очередь, оценивалось в соответствии с теми характеристиками, которые входят в определение конструктивных / гностических способностей. Так, для оценки конструктивных способностей было выделено в их содержании наиболее существенные характеристики: способность в конкретной ситуации правильно поставить педагогическую задачу; способность предусмотреть возможные трудности и пути их устранения при решении очередной педагогической задачи. В содержании гностических способностей выделены: способность анализировать факты, находить причины сложившейся педагогической ситуации; способность предвидеть возможные отрицательные последствия в ситуации, если педагог ее не замечает или никак на нее не реагирует; способность быстро находить варианты решения ситуации [5].
Констатирующее исследование осуществлялось в 2016 году на базе спортивных школ города Майкопа; экспериментальный контингент испытуемых составили начинающие тренеры со стажем работы не более одного года (35 чел.). Полученные в результате тестирования данные сравнивались затем с аналогичными данными, характерными для опытных тренеров со стажем работы от пяти до десяти дет, принятыми за условный эталон (34 чел.).
Как сказано выше, для оценки конструктивных и гностических способностей были использованы специально разработанные педагогические ситуации в качестве задач, предлагаемых испытуемым для решения [2]. Примером используемого при тестировании задания может служить следующее: «Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию и выполните следующие действия»:
а) для оценки конструктивных способностей: – сформулируйте задачу, стоящую перед тренером в данной ситуации; – определите, какие трудности могут возникнуть при разрешении данной ситуации тренером; – предложите способы устранения возможных трудностей при разрешении данной ситуации;
б) для оценки гностических способностей: – определите возможные причины создавшейся ситуации; – определите возможные отрицательные последствия бездействия тренера; – предложите способы разрешения создавшейся ситуации.
Оценивание осуществлялось по трехбалльной шкале: 1 балл – плохо, 2 балла – хорошо, 3 балла – отлично. В зависимости от качества работы над педагогической ситуацией, испытуемый мог набрать для каждого вида способностей от 3-х до 9-ти баллов (по 1 баллу минимум и по три балла максимум за каждый из трех параметров оценки в группах конструктивных и гностических способностей (по отдельности)).
Примеры педагогических ситуаций, используемых при тестировании: воспитанник систематически опаздывает на учебно-тренировочное занятие; воспитанник долго не может освоить новое технико-тактическое действие и, в конце концов, вообще отказывается его выполнять; на занятии воспитанник упал в обморок; во время занятия воспитанники подрались; воспитанник на занятии нарушает дисциплину; воспитанник нагрубил тренеру и пр. Порядок процедуры был следующим: испытуемым раздавали варианты педагогических ситуаций. На подготовку решения давалось 20-30 минут. При подготовке и ответе нельзя было пользоваться записями, ответ давался устно. Если эксперты не успевали оценить или сомневались в оценке какого-либо признака, то предлагалась еще одна ситуация, которая решалась без подготовки. Ответ испытуемого обычно длился 5-6 минут. Сразу же подсчитывались баллы.
Общая оценка отдельно по каждому виду способностей выводилась как среднее арифметическое оценок всех экспертов. В зависимости от количества набранных баллов определялся уровень развития способностей: 3 – 4,2 балла – низкий уровень; 4,2 – 5,4 балла – уровень ниже среднего; 5,4 – 6,8 баллов – средний уровень; 6,8 – 8 баллов – уровень выше среднего; 8 – 9 баллов – высокий уровень.
Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей предполагала организацию тестирования тренеров следующим образом. Испытуемые получали опросные листы, в которых содержалось сорок вопросов; часть из них позволяло судить о сформированности коммуникативных способностей, остальные – о сформированности организационных способностей студентов. Уровень развития способностей определялся на основании совпадения ответов испытуемых с ключом. Далее по специальной формуле рассчитывался оценочный коэффициент, величина которого свидетельствовала об уровне способностей.
Оценочные коэффициенты могут варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне КУ и ОУ, близкие к 0 – о низком уровне (таблица 1).
Таблица 1
Интерпретация оценок, полученных в тесте КОС
|
Оценочный коэффициент (К) |
|
Способности
Уровень |
Коммуникативные |
Организационные |
Низкий |
0,1 – 0,451 |
0,2 – 0,551 |
Ниже среднего |
0,46 – 0,552 |
0,56 – 0,652 |
Средний |
0,56 – 0,653 |
0,66 – 0,703 |
Выше среднего |
0,66 – 0,754 |
0,71 – 0,804 |
Высокий |
0,76 - 1 |
0,81- 1 |
Заметим, что к важнейшим профессиональным способностям тренера относятся двигательные способности, составляющие специфику личности данных педагогов, основное отличие их от других учителей. Они отражаются, прежде всего, в технике выполнения тренером двигательных действий, поскольку правильный показ упражнения во многом определяет эффективность обучения. Кроме того, к двигательным способностям тренера относятся навыки страховки учащихся при выполнении ими упражнений, а также многие прикладные навыки, проявляемые им при починке спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах.
Таким образом, для продуктивной профессиональной деятельности тренера необходимо иметь оптимальный уровень развития коммуникативных, конструктивных, гностических организаторских и двигательных способностей. В нашем исследовании мы не изучали уровень развития двигательных способностей, а исследовали общепедагогические способности тренера.
После проведения тестирования были определены среднегрупповые уровни развития педагогических способностей начинающих (таблица 2) и опытных (таблица 3) тренеров.
Таблица 2
Уровень проявления педагогических способностей у начинающих тренеров
Показатели |
Среднегрупповое значение (х ± σ) |
Уровень проявления способностей |
Гностические способности |
4,25 ± 0,75 |
ниже среднего |
Конструктивные способности |
5,44 ± 0,49 |
средний |
Коммуникативные способности |
0,73 ± 0,06 |
выше среднего |
Организаторские способности |
0,69 ± 0,10 |
средний |
Как видно из таблицы, хуже всего у молодых тренеров оказались развиты гностические способности, несколько лучше обстоят дела с конструктивными и организаторскими способностями, а самые высокие среднегрупповые результаты были выявлены по уровню развития коммуникативных способностей. Можно полагать, что достаточно высокий уровень проявления коммуникативных способностей объясняется тем, что коммуникативность является обязательным профессионально важным качеством будущего спортивного педагога. Коммуникативность реализуется в практической деятельности в виде склонностей к педагогическому труду еще до поступления в вуз. Эти данные полностью согласуются, полученными ранее другими авторами.
Уровень проявления педагогических способностей у опытных тренеров приведен в таблице 3.
Таблица 3
Уровень проявления педагогических способностей у опытных тренеров
Показатели |
Среднегрупповое значение (х ± σ) |
Уровень проявления способностей |
Гностические способности |
7,1 ± 0,63 |
выше среднего |
Конструктивные способности |
7,22 ± 0,64 |
выше среднего |
Коммуникативные способности |
0,83 ± 0,12 |
высокий |
Организаторские способности |
0,79 ± 0,05 |
выше среднего |
Из таблицы видно, что у опытных тренеров все группы способностей достигают уровня выше среднего, а коммуникативные способности – высокого уровня.
В таблице 4 приведено сравнение уровней проявления педагогических способностей у начинающих и опытных тренеров.
Таблица 4
Сравнение уровней проявления педагогических способностей у начинающих и опытных тренеров
Показатели |
Среднегрупповое значение (х ± σ) |
Достоверность различий |
|
Начинающие тренеры |
Опытные тренеры |
||
Гностические способности |
4,25 ± 0,75 |
7,1 ± 0,63 |
Р < 0,05 |
Конструктивные способности |
5,44 ± 0,49 |
7,22 ± 0,64 |
Р < 0,05 |
Коммуникативные способности |
0,73 ± 0,06 |
0,83 ± 0,12 |
Р < 0,05 |
Организаторские способности |
0,69 ± 0,10 |
0,79 ± 0,05 |
Р <0,05 |
Очевидно, что опытные тренеры отличаются достоверно более высокими уровнями развития педагогических способностей, по сравнению с начинающими. Учитывая невысокий уровень проявления способностей начинающими спортивными педагогами, можно предположить, что это существенно снижает эффективность их профессиональной деятельности, не смотря на «свежесть» теоретических и методических знаний и умений. Следовательно, в развитии педагогических способностей у начинающих тренеров заключается ресурс повышения эффективности их педагогического труда.
Учитывая вышесказанное, представляется важным в процессе профессиональной подготовки уделять особое внимание развитию педагогических способностей будущих спортивных педагогов. Анализ научной литературы по проблемам развития способностей личности в процессе обучения и, в частности, развития педагогических способностей в процессе профессиональной подготовки [2, 3, 5, 6, 7] позволяет ориентировочно определить следующее содержание теоретической и практической подготовки студентов как направления оптимизации образовательного процесса.
1. Теоретико-психологическая подготовка, направленная, прежде всего, на обоснование значимости развития педагогических способностей для эффективности работы тренера, профессионального совершенствования. Ее осуществление возможно посредством освоения студентами информации о том, какое поведение, деятельность свидетельствуют о развитых педагогических способностях, в каких ситуациях педагогической действительности (и, конкретно, – процесса спортивной подготовки) востребованы те или иные способности и почему, как именно они проявляются в разных ситуациях, к какому результату должны привести соответствующие действия.
Освоение теоретической информации может осуществляться не только в лекционном режиме, но и посредством организации дискуссий (например: «Педагогическая эмпатия: плюсы, минусы и проблемы», «Демократичность учителя – всегда ли благо?»), «профессиональных боев», самостоятельного подбора примеров.
2. Практическая подготовка, включающая в условиях учебного процесса решение ситуативно–проблемных педагогических задач в режиме игрового взаимодействия (блиц–игры, игровые тренинги, полноценные деловые игры). При разборе педагогических ситуаций, требующих проявления различных педагогических способностей, целесообразно анализировать: наличие/отсутствие проблемы, вероятность появления проблемы, конфликта в данной ситуации, причины возможных проблем и последствия их возникновения, целесообразные способы поведения педагога с целью недопущения возникновения проблемы или ее разрешения; необходимые для конструктивного разрешения проблемной ситуации педагогические способности.
Для развития коммуникативных способностей целесообразно выполнять задания на освоение способов эффективной реализации коммуникативных функций:
– управленческой: подобрать такие способы убеждения, внушения, просьбы (а, возможно, приказа), которые бы стимулировали воспитанников на выполнение требуемых от них действий;
– информативной: подобрать принципы отбора и способы передачи информации (учебной, воспитательной и т.п.) так, чтобы она была понята и сознательно принята воспитанниками;
– эмотивная: определить приемы трансляции собственных чувств, переживаний с помощью жестов, мимики, тембра и громкости голоса с тем, чтобы воспитанники поняли и адекватно восприняли эмоциональное состояние тренера, чтобы это восприятие послужило мобилизации воспитанников на выполнение программы;
– фатической: подобрать способы и приемы поддержания внимания воспитанников, обеспечения коллективных действий, согласования этих действий.
Для всех функций одни и те же задания в качестве вариативной составляющей могут включать возраст, пол, психологические особенности воспитанников.
Для развития коммуникативных и организаторских способностей можно использовать одни и те же задания. Прежде всего, это касается управленческой и эмотивной функций коммуникации. При этом необходимы и задания, непосредственно ориентированные на реализацию организаторских функций:
– проанализировать предложенную педагогическую ситуацию (связанную с выбором содержания занятия, с планированием воспитательного мероприятия и т.д.) с точки зрения целей деятельности, ее содержания, необходимых материальных ресурсов, техники безопасности;
– в соответствии с задачами и содержанием занятия распределить между воспитанниками обязанности в коллективной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и психических состояний;
– подобрать способы и приемы мотивации воспитанников на решение задач занятия;
– подобрать целесообразные акценты, интонации, тембр и темп речи, мимику и жестикуляцию для оказания заданного эмоционально–речевого воздействия на воспитанников и т.д.
Задания для развития гностических способностей заключаются в следующем:
– для развития антиципации – анализ проблемных педагогических ситуаций незавершенного характера: необходимо осмыслить ситуацию и определить, чем она может завершиться; в качестве задания – определить причины возникших проблем, варианты развития событий в зависимости от тех или иных действий педагога;
– для развития психологической проницательности – задания, связанные с необходимость а) правильно передать то или иное чувство окружающим (без применения речи), б) определить по внешним признакам, какие чувства испытывает партнер;
– для развития эмпатии – предложить описание различных педагогических ситуаций с требованием оценить, какие чувства испытывают воспитанники; при этом участники должны вначале понять, что испытывали бы в подобной ситуации они сами.
Многообразие ситуаций и свободное развитие деятельности в игровом взаимодействии не позволит формироваться жестким поведенческим стереотипам, привязанным к конкретным обстоятельствам, а способствует обобщению знаний и экстраполяции умений в разные ситуации.
На наш взгляд, учет в процессе профессиональной подготовки будущих тренеров вышеперечисленных рекомендаций может оказать положительное влияние на развитие у студентов педагогических способностей и, тем самым, способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности начинающих тренеров.