Full text

Системно-деятельностный подход является методологической основой для разработки контрольно-оценочных материалов для оценки образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Значительную трудность для педагогов составляет проектирование деятельностно-ориентированного теста, который позволил бы оценить не только знания и умения, но и уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.

В качестве научной основы для разработки контрольно-измерительных материалов во многих образовательных организациях Свердловской области используется система оценки, основанная на анализе компонентов деятельности, разработанная в Институте  развития  образования  Свердловской области. [1] Эта система основана на идеях отечественной теории деятельности, в которой  выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка и профессиональная деятельность. [2] Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих  действий  субъекта деятельности.

Таблица 1.

Формирование компонентов деятельности в процессе онтогенеза в рамках ведущих типов деятельности

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, исполнительность

Регулятивный

Игровая

 деятельность

Работа с информацией,

в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессиональная деятельность

Решение профессио

нальных задач

Способность к самосовершенствованию

Самосовершенст

вования

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем  - законом микрогенезиса Хайнца Вернера [3], каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза, рассмотренной выше. Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста.

Ведущая деятельность каждого возраста определяет  лишь  «вектор»  личностного развития  субъекта. Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным  к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека.

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности):  эмоционально-психологический,  регулятивный,  социальный,  аналитический,  творческий,  самосовершенствования.

Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся.[4]

В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.   

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий 

Компоненты

учебной деятельности

 

Типы УУД

 

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

 

Личностные

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль, коррекция, оценка

 

Данный подход явился основой для суммирующей оценки деятельностных результатов в процессе преподавания математики.

Задания в тесте разрабатываются по возрастающей сложности и в соответствии с компонентами деятельности.

Эмоционально-психологическому, регулятивному, социальному компоненту деятельности соответствуют задания достаточно простые, форма заданий – тестовые задания закрытого типа, можно использовать подсказки в виде заданий с выбором ответа, с альтернативным ответом, на соответствие, на установление последовательности. Начиная с аналитического компонента, задания усложняются, используются задания закрытого типа: с кратким ответом, со свободным ответом, свободного содержания.

Представим модель – алгоритм для разработки деятельностно- ориентированного теста по компонентам деятельности. [4]   

Таблица 3

Алгоритм разработки  теста по компонентам деятельности 

Компонент

деятель

ности

Характеристика

знания

Содержание

тестового задания

Примерная форма тестового задания

УУД

Эмоционально – психологи

ческий

Невербаль

ное знание

Задание на узнавание

Задания с альтернативным ответом (да/нет)

Личностные

 

Регулятивный

Знание – закон

Задания на базовые знания и умения

Задания закрытого типа с множественным выбором

Регулятив

ные

 

Социальный

Знание – информация

Задания на знание  законов и др. информации

Задание на установление последовательности, на соответствие, открытого типа на дополнение

Коммуника

тивные

 

 

Аналитический

Теоретиче

ское знание

Задания на анализ,

анализ ошибок

Задания с заданной структурой ответа, со свободным структурированным ответом

Познава

тельные

 

    Творческий

Открытое знание

Задание – проект

Задания со свободным ответом (обязателен модельный ответ)

Личностные

Самосовершен

ствования

Знание повышенно

го уровня

Задания повышенного уровня

Задания с заданной структурой ответа

Регулятив

ные

 

Приведем пример деятельностно-ориентированного теста по математике, разработанный совместно с учителем математики Ботнарюк Н. А.:

Тест по математике для проведения итогового контроля в 8 классе по теме «Квадратные неравенства» 

Цель: установление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся по теме «Квадратные неравенства».

Требования стандарта:

  1. Личностные результаты:
  • формирование ответственного отношения к учению,
  • формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
  • Овладение приемами решения неравенств,
  • Развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач,
  • Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.
  1. Метапредметные результаты:
  1. Предметные результаты:

Таблица 5.

Спецификация 

Уровни деятельности

 

УУД

Критерии

№ задания

Макс. балл

Эмоц.-психол.

Личност

ные

Знание определения квадратного неравенства.

1

1

Регуля-тивный

Регуля-тивные

Умение выполнять вычисления с рациональными числами, сравнивать рациональные числа.

2

1

Знание алгоритма решения квадратного неравенства методом интервалов.

3

1

Социальный

Коммуни

кативные

Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства.

4

4

Анали-тиче

ский

Познава

тельные

Знание способов решения и алгоритма решения квадратного неравенства.

5

4

Умение выполнять разложение квадратного трехчлена на множители.

Умение изображать числа точками координатной прямой.

Умение изображать на координатной прямой множества решений неравенства.

Умение решать квадратные неравенства на основе графических представлений.

Творчс-кий

 

Личност

ные

Умение составить квадратное неравенство по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме.

6

3

Самосовершенствования

Регуля-

тивные

Решение квадратного неравенства повышенного уровня сложности (многошаговая задача).

7

5

 

Инструкция по выполнению работы

            На выполнение всей работы отводится 40 минут.

Работа состоит из 7 заданий. Среди них 3 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных (задания 1 – 3), 1 задание на соотнесение (задание 4), 1 задание с кратким ответом  (задание 5), 1 задание на составление квадратного неравенства (задание 6) и 1 задание, требующее подробное аргументированное решение.

            Задания 1 – 3. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл.  Задание 4 на соотнесение. Учащиеся вписывают в приведенную в ответе таблицу под каждой цмфрой соответствующую букву. За каждую верно указанную пару начисляется 1 балл. Максимальный балл за задание 4.

Задание 5 со свободным ответом. Учащиеся представляют решение на черновике и выписывают в бланк полученный ответ. Максим. балл за задание 4.

Задание 6 на составление квадратного неравенства по заданным условиям и на основе имеющихся знаний по теме. Максимальный балл за задание 3.

Задание 7 предусматривает подробное решение. Макс. балл за задание 5.

Максимальное количество баллов за всю работу – 19.

Вариант 1

1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.

       а) х2 + 5х = 0                                 в) х2 – 2х < 7

       б) – 6х – 8 > х + 3                         г) х + 9 = 4х – 16 

2. Выясните, решением какого неравенства является число 2. Выпишите правильный ответ.

а) х2х < 0                                в) х2 + х – 3 > 0

б) – х2 + 4х – 5 > 0                     г) х2 – 2х < 0 

3. Решите неравенство методом интервалов и выпишите верный ответ:       

 (х – 5)(х + 3) > 0

 

4. Установите соответствие между квадратными неравенствами и их решениями. Ответ запишите в таблицу. 

 

 

А

[–6; 2]

1

х2 + 4х – 12 ≥ 0

Б

(–∞; –2] U [6; +∞)

2

х2 – 4х – 12 ≤ 0

В

(–∞; –6] U [2; +∞)

3

х2 + 4х – 12 ≤ 0

Г

[–6; –2]

4

х2 – 4х – 12 ≥ 0

Д

[–2; 6]

 

 

Е

(–∞; 2] U [–6; +∞)

 

1

2

3

4

 

 

 

 

5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы. 

а) – 2х2 – 5х + 3 ≤ 0                            б) 3х2 – 4х + 7 > 0
  ______________                                 _____________  

6. Подберите числа a и b и составьте квадратное неравенство, решение которого приведено на рисунке:                                                                                   
7. Запишите решение квадратного неравенства.

 

Вариант 2

1. Из предложенных выражений выберите квадратное неравенство. Выпишите правильный ответ.

       а) – х2 + 3х < 2                                в) х2 – 8х = 16

       б) 4х – 9 = х + 7                              г) х + 5 > 2х – 3

 

2 Выясните, решением какого неравенства является число 3. Выпишите правильный ответ.

а) х2 – 4х > 0                                в) х2х > 0

б) – х2 + 2х + 3 < 0                      г) х2х – 5 < 0

 

3. Решите неравенство методом интервалов и запишите верный ответ:   

 (х – 3)(х + 4) < 0

4. Установите соответствие между квадратными неравенствами и их решениями. Ответ запишите в таблицу.

 

 

 

А

(–∞; –5] U [3; +∞)

1

х2 – 2х – 15 ≤ 0

Б

[–5; –3]

2

х2 + 2х – 15 ≥ 0

В

[–3; 5]

3

х2 – 2х – 15 ≥ 0

Г

(–∞; 3] U [5; +∞)

4

х2 + 2х – 15 ≤ 0

Д

[–5; 3]

 

 

Е

(–∞; –3] U [5; +∞)

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

5. Решите квадратные неравенства и запишите полученные ответы.

а) – 2х2х + 6 ≥ 0                            б) 2х2 – 5х + 6 < 0
 ______________                               _____________  

6. Подберите числа a и b и составьте квадратное неравенство, решение которого приведено на рисунке:                                                                

                                                                                 
7. Запишите решение квадратного неравенства. 

Таблица 6.

Ответы 

№ задания

1

2

3

4

5

7

Ответ

1 в

в

в

в

ВДАБ

а) (-∞; -3]U[0,5; +∞)

б) (-∞; +∞)

 (-∞; -1,5] U (-2/3; 1] U (5; +∞)

 

2 в

а

в

в

ВАЕД

а) [-2; 1,5]

б) пустое множество

 (-2; -1/3] U (2,5; 6]

 

Таблица 7.

Критерии оценки

Критерии оценки

Балл

5

  • верно выполнено разложение на множители,
  • представлено правильное решение квадратного неравенства,
  • выписан верный ответ.

2

4

  • выполнены все условия, но допущена вычислительная ошибка, с ее учетом все шаги выполнены верно.

1

  • представлен графический способ решения неравенства,
  • выписан верный ответ.

2

  • верный ответ выписан, но не представлено графическое решение.

1

  • другие случаи.

0

6

  • верно подобраны числа,
  • правильно составлено квадратное неравенство (по формуле разложения квадратного трехчлена на множители), выбран знак неравенства в соответствии с условием,
  • безошибочно раскрыты скобки.

3

  • выполнены два условия из трех,
  • выполнены все условия, но допущена вычислительная ошибка, с ее учетом все шаги выполнены верно.

2

  • выполнено одно условие из трех.

1

  • другие случаи.

0

7

  • верно найдены корни квадратного уравнения,
  • выполнено разложение на множители квадратного трехчлена,
  • отмечены числа на координатной прямой, разбиты интервалы,
  • исключен 0 из знаменателя («выколотые» точки на корд. прямой),
  • определены знаки на интервалах, выписаны промежутки.

5

  • выполнены четыре условия из пяти,
  • выполнены все условия, но допущена вычислительная ошибка, с ее учетом все шаги выполнены верно.

4

  • выполнены три условия из пяти.

3

  • выполнены два условия из пяти.

2

  • выполнено одно условие из пяти.

1

  • другие случаи.

0

 

Таблица 8.

Критерии оценивания тестового контроля знаний

Оценка «отлично»

79 – 100 % правильных ответов

15 – 19 баллов

Оценка «хорошо»

42 – 78 % правильных ответов

10 – 14 баллов

Оценка «удовлетворительно»

21 – 41 %  правильных ответов

5 – 9 баллов

Оценка «неудовлетворительно»

20% и менее правильных ответов

0 – 4 балла

 

Таблица 9.

Результаты  тестовой  работы 

 

Компоненты деятельности

Эмоц

психол

Регулятив

ный

Социа

льный

Аналитиче

ский

Творче

ский

Самосо

вершенст

вования

Итого баллов

Номер задания

1

2

3

4

5 (а)

5 (б)

6

7

 

ФИО обучающихся

/баллы

1

1

1

4

2

2

3

5

19

1

 

1

1

1

-

0

0

-

-

3

2

 

0

1

0

4

2

0

3

4

13

3

 

1

0

1

3

2

0

3

4

15

4

 

1

1

1

4

0

1

1

0

9

5

 

1

1

1

0

-

-

2

-

5

6

 

1

1

1

4

2

0

3

4

16

7

 

1

1

1

4

2

0

0

-

8

8

 

1

1

1

4

2

0

3

5

17

9

 

1

1

0

3

1

-

-

-

6

………………

19

 

1

0

1

2

0

0

2

1

7

20

 

1

1

0

4

2

0

-

-

7

21

 

1

1

1

3

1

0

3

3

14

22

 

1

0

1

4

0

0

0

-

5

23

 

1

1

0

2

2

2

2

4

14

24

 

1

1

1

3

2

2

-

4

14

 

Реал. баллы

22

38

70

41

33

46

 

 

Макс. баллы

24

48

96

96

72

120

 

 

Процент достижения

92%

80%

73%

43%

46%

38%

 

 

Для нахождения процента достижения каждого компонента деятельности сумма реальных баллов, полученных обучающимися, делится на сумму максимальных баллов по каждому компоненту деятельности.

Если тест составлен правильно, получается убывающая «лесенка» результатов, кроме творческого компонента, т.к. задания должны располагаться по возрастанию сложности.

Для нахождения процента сформированности универсальных учебных действий предлагаются следующие формулы: процент сформированности личностных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения эмоционально-психологического и творческого компонентов деятельности, процент сформированности регулятивных универсальных учебных действий подсчитывается как среднее арифметическое процентов достижения регулятивного компонента и компонента самосовершенствования, процент коммуникативных универсальных учебных действий берется из социального компонента деятельности, познавательных – из аналитического без изменения.

Таблица 10.

            Структура сформированности универсальных учебных действий

 

УУД

 

 

Личностные

(эмоцион-психол+творч.)

2

 

Регулятивные

(регулятивные+

самосоверш.)

2

 

Коммуника

тивные

(социальный)

 

Познавательные

(аналитический)

 

Процент достижения

69%

59%

73%

43%

 

В соответствии с результатами тестовой работы оформляется аналитическая записка:

Аналитическая записка по результатам тестовой работы по теме «Квадратные неравенства»

Цель: установление уровня образовательных достижений обучающихся по теме «Квадратные неравенства» на основе требований ФГОС.

Класс: 8  Дата проведения тестовой работы: 04.04.2013. 

Тестовая работа устанавливала уровень сформированности следующих метапредметных  и  личностных результатов:

  • · формирование ответственного отношения к учению,
  • · формирование готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • · умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
  • · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
  • · овладение приемами решения неравенств,
  • · развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач.       

По итогам тестирования получены следующие результаты:

Предметные результаты:

На высоком уровне сформированности знания: 

  • · определение квадратного неравенства,
  • · способы решения и алгоритм решения квадратного неравенства.

           умения:

  • · осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

На низком уровне сформированности умения: 

  • · решать квадратные неравенства на основе графических представлений,
  • · готовность и способность обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Наиболее сформированными являются следующие компоненты деятельности:

  • · эмоционально-психологический,
  • · регулятивный.

и универсальные  учебные действия:

  • · коммуникативные.

Наименее сформированными являются следующие компоненты деятельности:

  • · самосовершенствования.

и универсальные   учебные действия:

  • · познавательные.

Уровни достижения компонентов деятельности:

                 Эмоционально - психологический   92 %

                 Регулятивный                                     80 %

                 Социальный                                       73 %      

                 Аналитический                                   43 %

                 Творческий                                         46

                 Самосовершенствования                  38 %.          

Уровни    сформированности    универсальных учебных действий: регулятивные УУД -   59 %, Коммуникативные УУД  - 73  %, Познавательные УУД  - 43 %, Личностные УУД  -   69% %.

Выводы:

      1. По результатам тестирования выявлен высокий уровень сформированности теоретических знаний по предмету, умение осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения квадратных неравенств; эмоционально-психологический и регулятивный компоненты деятельности, коммуникативные УУД.

      2. Выявились недостатки в подготовке обучающихся: недостаточно сформировано умение решать квадратные неравенства графически, менее сформирован творческий компонент и самосовершенствования, познавательные УУД.

 Предложения:

 В ходе учебных занятий необходимо уделить внимание формированию компонентов деятельности и универсальных учебных действий, освоению предметных и личностных результатов: повышать уровень сложности задания, включать задачи нестандартного характера, требующие творческого подхода к решению, создавать для обучающихся условия, способствующие самосовершенствованию.

Таким образом, анализ результатов проведенного теста позволил выявить проблемы в формировании компонентов деятельности и соответствующих им универсальных учебных действий.

Данная методика позволяет проводить качественную оценку деятельностных результатов по предмету, поскольку оцениваемые компоненты деятельности остаются неизменными при изменении тем по математике, наборов конкретных знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности.

Сравнение процентов достижения каждого компонента поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.