В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы определяются три группы образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные. В Стандарте метапредметные результаты образования определяются как «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и выполнения учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории» [1].
Вопросы формирования и развития универсальных учебных действий подростков по-прежнему остаются достаточно актуальными. Это связано с тем, что внедрение Федерального государственного образовательного стандарта осуществляется поэтапно. Так, в 2018 году на стандарт перешли обучающиеся 1–7-х классов муниципальных образовательных организаций и 8-х классов государственных образовательных организаций. Таким образом, многие учителя среднего звена только начинают работать по Стандарту и вопросы развития и оценки УУД подростков для них очень актуальны.
Существует множество технологий, которые применяются для формирования и развития метапредметных умений. В данной статье будут рассмотрены возможности использования технологий медиаобразования, которые направлены на развитие таких умений, как поиск, преобразование, критическое осмысление информации, планирование, контроль и оценка собственных действий в информационно-образовательной среде, умение выстроить коммуникацию, в том числе и с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Все эти умения и являются теми метапредметными результатами, которые должны быть сформированы в ходе получения школьниками общего образования. Таким образом, роль технологии медиаобразования в развитии метапредметных результатов является неоспоримой, однако остается открытым вопрос, какие именно методы и средства технологии медиаобразования позволяют развивать те или иные универсальные учебные действия. Понимание этих механизмов позволит педагогам более грамотно планировать применение методов и средств технологии медиаобразования, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, в интересах развития универсальных учебных действий обучающихся.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Вопросы медиаобразования рассматривались многими учеными. Так, Э. Тоффлер отмечает, что появление нового, информационного общества требует не только новых технологий, но и совершенно новых идей, аналогий, классификаций и понятий [2]. Такими понятиями становятся «медиа», «медиакультура», «медиабезопасность», «медиаобразование». Р. Харрис в своих работах также подчеркивает, что в информационном обществе роль медиа от просветительской и развлекательной переходит к средству формирования представления о мире, которое оказывает влияние на культурные и социальные ценности человека, его установки и модели поведения [3]. И современное образование просто не может не учитывать эти ценности, установки и модели, а значит, «образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмысливать и применять полученную информацию» (Д. Халперн) [4]. Более подробно причины возрастающей роли медиаобразования в современном образовательном процессе описал Л. Мастерман [5], отмечавший следующие причины: высокий уровень потребления медиа, влияние медиа на сознание граждан, быстрый рост количества информации, появление новых механизмов ее получения, передачи и обработки, повышение значимости визуальной коммуникации, необходимость подготовки школьников к жизни в информационном обществе и другие.
Таким образом, зарубежные ученые отмечают серьезное влияние широкого распространения информационно-коммуникационных технологий на развитие современных детей, и в 1989 году Советом Европы была принята «Резолюция по медиаобразованию и новым технологиям» [6], в которой особо отмечалось, что «медиаобразование должно готовить людей к жизни в демократическом гражданском обществе и… в людях нужно развивать способность независимого критического суждения о содержании медиа». В данном документе медиаобразование трактуется как обучение, которое стремится развивать медиакомпетентность обучающихся. Формирование же медиакомпетентности подростков как критического, вдумчивого отношения к медиа имеет целью воспитание ответственных граждан, способных высказывать собственные суждения на основе полученной информации. Однако подробный анализ трудов зарубежных ученых позволяет выделить разные подходы к медиаобразованию. Так, существует «протекционистская» терия медиаобразования, сторонники которой считают, что главная роль медиаобразования – смягчение негативного эффекта от чрезмерного увлечения медиа (В. Поттер) [7]. Этическая теория медиаобразования предполагает, что главная задача медиаобразования – развитие определенных этических и моральных качеств и представлений средствами медиа (М. Бэрон, Л. Розер) [8]. Широкое распространение получила теория медиаобразования как «критического мышления» (Дж. Гоннет, Л. Мастерманн) [9, 10]. Эта теория придает большое значение развитию умений работы с информацией: поиска, критического осмысления, отбора, что позволит человеку ориентироваться в окружающем мире, оценивать получаемую им информацию и принимать осознанные решения (Л. Семали) [11]. Идеи рассмотренных выше подходов синтезированы в «экологическом медиаобразовании», теоретики которого считают, что необходимо соблюдать экологию восприятия медиаресурсов, т. е. ограничивать распространение и использование информации, которая может нанести вред физическому или психическому здоровью человека, контролировать и ограничивать виртуальное взаимодействие, сохранять определенные морально-этические установки (Н. Ф. Хилько) [12]. Сторонники идеологической теории отмечали, что медиа играют большую роль в создании и поддержании определенной идеологии, манипулировании общественным мнением. Наиболее уязвимыми для манипуляции становятся подростки и молодежь (Д. Букингэм) [13]. «Идеологическая» теория медиаобразования, конечно, потеряла свои былые позиции, особенно крепкие во времена холодной войны, претерпела определенную трансформацию, и на первый план сейчас выходят национально-региональные, религиозные, социально-политические аспекты медиаинформации. Существуют также следующие теории медиаобразования: теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей (Дж. Грипсруд) [14], культурологическая (К. Базалгетти, Е. Беворт, Дж. Савино) [15], эстетическая (С. Холл, П. Уоннел) [16], семиотическая (А. Харт) [17], теории, которые рассматривают медиаобразование как средство развития культуры, эстетического вкуса и представлений, умений декодирования медиатекста, его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т. д. Еще одним подходом к медиаобразованию является «практический» подход, сторонники которого отмечают, что для развития школьников и их успешной адаптации в современном обществе важно обучить школьников, студентов, педагогов использовать современные компьютерные средства. Этот подход является основой развития творческой личности и должен учитываться при разработке моделей и методики медиаобразования (Д. Букингэм) [18].
Российские ученые также уделяют внимание вопросам медиаобразования и его внедрения в современную образовательную деятельность; понятие, технологии, методы и средства медиаобразования рассматриваются в работах таких авторов, как О. А. Баранова, И. В. Вайсфельд, М. И. Жабский, Л. С. Зазнобина, И. С. Левшина, С. Н. Пензин, А. В. Спичкин, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров, А. В. Шариков и др. При этом трактовка понятия «медиаобразование» и подходы к его реализации среди российских ученых также неоднозначны.
Ю. Н. Усов понимает под медиаобразованием «систему использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника», а именно «практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [19]. В работах А. В. Федорова под медиаобразованием понимается «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [20]. С точки зрения Л. С. Зазнобиной, медиаобразование – это подготовка «подростков к жизни в современной информационной среде на основе усиления медиаобразовательной аспектности при изучении разных учебных дисциплин» [21].
Однако все ученые отмечают важную роль в развитии школьников и необходимость применения технологий медиаобразования в современном школьном образовании. «Медиаобразование – это часть прав каждого гражданина современного общества на свободу самовыражения и права на информацию… и рекомендовано к внедрению в образовательную деятельность образовательных организаций всех государств, в программы дополнительного и неформального образования» (А. В. Федоров) [22].
Таким образом, медиаобразование – это не просто технология, а некая педагогическая система, которая позволяет применять современные технологии, методы и приемы (развитие коммуникативной компетентности, медийной и информационной грамотности) с учетом существующих мировоззренческих позиций (формирование критического отношения к информации, выработка собственной точки зрения на основе анализа информационных потоков и хранилищ) (Е. А. Бондаренко) [23].
Вопросы роли медиаобразования как средства реализации стратегии модернизации российского образования рассматриваются в работах Ю. А. Скурихиной, которая отмечает, что «из пяти ключевых направлений развития общего образования, обозначенных в проекте “Наша новая школа”, четыре дают прямой выход на тему школьного медиаобразования» [24]: задача изменения содержания стандартов в плане приобретения новых компетенций, в том числе и медиакомпетенции, создание оптимальной творческой среды с использованием медиаресурсов, повышение профессиональной компетенции учителей, в том числе информационной и медийной, улучшение современной школьной инфраструктуры.
Также российские ученые отмечают важную роль технологий медиаобразования в развитии универсальных учебных действий школьников, формировании медиакомпетентности и медиакультуры [25]. Именно вопросы развития УУД школьников средствами технологий медиаобразования и рассматриваются в данной статье.
Методологическая база исследования
Для осуществления исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ и обобщение опыта работы преподавателей образовательных организаций Кировской области, метод мысленного эксперимента, прогнозирование, систематизация и обобщение данных, моделирование, проектирование, анализ результатов образовательной деятельности.
Апробация, обобщение и внедрение результатов исследования проводились в образовательных организациях, которые являются базовыми площадками Института развития образования и региональными инновационными площадками Кировской области и курируются автором статьи. Апробация, обобщение и внедрение результатов исследования осуществляются следующим образом:
– определение перечня УУД, которые должны быть сформированы у подростков определенного класса (на основе стандарта, основной образовательной программы, программы развития УУД, рабочих программ предметов);
– разработка и проведение оценочных процедур, направленных на оценку развития определенных групп УУД;
– анализ результатов процедур оценки уровня сформированности УУД в образовательных организациях (базовых и региональных инновационных площадках);
– корреляция результатов различных исследований;
– внесение изменений в программу развития УУД, рабочие программы;
– анализ технологий медиаобразования с точки зрения возможности развития отдельных групп УУД;
– разработка методики формирования универсальных учебных действий средствами технологий медиаобразования;
– появление различных методов и приемов формирования УУД средствами медиаобразования;
– в виде докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах различных уровней, в том числе международного, публикаций в сборниках научных статей и научно-методических периодических изданиях.
Исследование проводится в три этапа.
На первом этапе выявлялось состояние исследуемой проблемы в теории и практике обучения подростков. Для этого осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта работы педагогов базовых и региональных инновационных площадок с целью исследования методов формирования и развития УУД, использования технологий медиаобразования и возможных направлений совершенствования процесса развития отдельных групп УУД средствами медиаобразования.
На втором этапе проводилась разработка методики мониторинга уровня сформированности УУД, анализ результатов данного мониторинга, разрабатывались методические подходы к использованию технологий медиаобразования для развития определенных групп УУД. Проводился анализ результатов мониторинга и того, как используются педагогами технологии медиаобразования, их корреляции между собой. С учетом проведенного анализа осуществлялся отбор технологий медиаобразования, на их основе будет происходить развитие УУД, по которым показаны наиболее низкие результаты в ходе мониторинга сформированности УУД.
На третьем этапе осуществляется разработка конкретных методов и приемов развития УУД средствами технологий медиаобразования, проработка системы применения данных технологий, проведение педагогического эксперимента, а также проведение мониторинга сформированности УУД по результатам данной работы. Обсуждение процесса формирования определенных групп УУД средствами медиаобразования осуществляется путем обратной связи с педагогами базовых и региональных инновационных площадок, а также в ходе докладов на конференциях и семинарах различных уровней, что ведет к последовательному совершенствованию предлагаемой модели.
Результаты исследования
Успешное освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего образования обеспечивает нацеленность организации процесса обучения на достижение образовательных результатов трех видов: предметных, метапредметных и личностных. Достижение метапредметных результатов образования означает освоение обучающимися УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметных понятий.
Проводимые в рамках внешней оценки качества образования исследования (в том числе и всероссийские проверочные работы) показывают, что большинство обучающихся Кировской области показывают достаточно высокие предметные результаты, а задания, нацеленные на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов, вызывают определенные затруднения [26]. Это же подтверждают и результаты региональных процедур оценки качества образования. Так, в ходе анализа результатов региональной метапредметной работы, которая проводилась в 2017 году, были выявлены определенные проблемы в достижении метапредметных результатов обучения. Так, у обучающихся недостаточно сформированы умения работы с информацией, смыслового чтения, умения работать по инструкции и организовывать деловое сотрудничество, осуществлять самоконтроль и коррекцию. Все это свидетельствует о необходимости пристального внимания со стороны образовательных организаций к вопросам формирования УУД. Для повышения качества образования и достижения необходимого уровня метапредметных результатов администрации образовательных организаций необходимо скорректировать программы формирования УУД, осуществлять текущий и итоговый контроль по овладению обучающимися универсальными учебными действиями на каждом году обучения.
Требования к уровню сформированности УУД обучающихся по годам обучения определены в программе развития УУД, которая является частью основной образовательной программы школы [27]. Требования, отраженные в данной программе, позволили сформировать кодификатор УУД и разработать метапредметные проверочные работы, на основе которых и проводилась оценка уровня сформированности. Эти метапредметные работы проводились в образовательных организациях, которые являются базовыми площадками Института развития образования и региональными инновационными площадками Кировской области и курируются автором статьи и позволили определить наиболее существенные проблемы в достижении метапредметных результатов обучающихся. Так, например, результаты оценки метапредметных умений обучающихся двух классов одной из организаций представлены на диаграмме на рис. 1 (буквой Р обозначены регулятивные УУД, П – познавательные, К – коммуникативные).
Рис. 1. Оценка уровня сформированности различных групп УУД
В ходе анализа результатов оценки степени сформированности метапредметных результатов подростков были выявлены определенные проблемы: обозначены группы УУД, уровень сформированности которых не соответствует требованиям, описанным в программе развития УУД образовательной организации.
По результатам анализа представленных проблем было принято решение использовать для развития указанных групп универсальных учебных действий технологий медиаобразования. Это связано с тем, что применение достижений новейших медиатехнологий открывает перед учителями и обучающимися новые возможности, значительно расширяет и разнообразит содержание обучения, методы и организационные формы учебно-воспитательного процесса, обеспечивает высокий методический уровень преподавания. Медиаобразовательные технологии наилучшим образом соответствуют принципам личностного подхода. Их применение повышает эффективность подачи нового материала, развивает умственные и творческие способности учеников.
Целесообразность использования технологий медиаобразования обусловлена также и психолого-педагогическими особенностями обучающихся подросткового возраста. Существенные изменения в структуре личности подростка определяются качественными изменениями в развитии самосознания ребенка, что приводит к нарушению прежних отношений между подростком и средой. Л. С. Выготский отмечает, что у ребенка в этот период происходит «становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения» [28]. Подростки чувствуют себя взрослыми и требуют к себе соответствующего отношения, им могут быть неприятны чрезмерная опека и контроль со стороны взрослых, навязывание их точки зрения и алгоритмов поведения. Это предъявляет новые требования и к педагогическим отношениям: обучающиеся подросткового возраста с большим интересом осуществляют поиск, отбор, информации, выведение собственных правил и алгоритмов, им более комфортно на уроке, где учитель уже не единственный носитель истины, а собеседник, помощник в деле открытия и понимания нового. Все эти принципы реализуются при применении технологий медиаобразования.
Ведущим видом деятельности у подростков является общение, а интерес к общению – самый устойчивый интерес подростка [29], но именно в выстраивании общения у школьников часто и возникают трудности. Именно поэтому важно развивать коммуникативные умения, применять разные формы организации занятий (парные, групповые), использовать современные информационно-коммуникационные технологии для организации учебного сотрудничества. Все это также может быть реализовано при применении технологий медиаобразования.
Представление подростков о себе во многом зависит от оценки окружающих, им сложно критично относиться к себе, давать адекватную оценку своим поступкам. Отсутствие критичности в восприятии информации также проявляется и при получении информации из различных СМИ (видеопродукция, телевидение, Интернет). Одной из целей медиаобразования как раз и является формирование критичного мышления, уметь не только находить, но и критически оценивать информацию.
Применение медиаобразовательных технологий в обучении подростков является не только целесообразным, но и необходимым. Они выполняют следующие основные функции:
- информатизация образовательной деятельности (доступ к различным источникам информации);
- активизация учебно-познавательной деятельности молодежи;
- повышение мотивации студентов к обучению;
- интерактивность обучения;
- мониторинг учебного процесса;
- повышение эффективности усвоения учебного материала;
- побуждение к творческой деятельности (подготовка презентаций с использованием компьютерных программ, участие студентов в видеоконференциях, работа с зарубежными партнерами и т. д.).
Говоря о технологии медиаобразования в школе, следует рассмотреть понятие «технология». Технология — совокупность основных характеристик и элементов процесса производства того или иного продукта. Это оптимальная последовательность использования средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок [30].
Технологии медиаобразования обеспечивают объединение изучения отдельных предметов в единый образовательно-воспитательный процесс, потому что основная задача медиаобразования — формирование и развитие медийной и информационной культуры, умений получения, передачи и обработки информации, норм и правил общения в мире медиа.
В образовательных организациях, на базе которых проводилась апробация, обобщение и внедрение результатов исследования, было принято решение об использовании технологий медиаобразования для развития УУД обучающихся. При этом было спланировано применение данных технологий как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
На уроках использовались такие технологии медиаобразования, как работа с медиатекстами (просмотр и анализ фрагментов медиатекстов), создание и обсуждение видеофильмов, проведение виртуальных экскурсий, организация работы с интернет-источниками, участие в виртуальных путешествиях, деловые игры, творческие задания, организация парной и групповой работы. При этом большое внимание уделяется использованию в образовательной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий: интерактивных досок, лингафонных кабинетов, сайтов педагогов, электронных форм учебников, электронных образовательных ресурсов и других.
При планировании использования технологий медиаобразования в урочной деятельности учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором введено новое понятие «учебная ситуация» как особая единица образовательной деятельности, в которой обучающиеся определяют при поддержке учителя некие затруднения, проблемы, исследуют и осмысливают его, выполняют различные учебные действия, преобразуют, запоминают.
Целью учебной ситуации является создание среды, в которой ученики вовлекаются в активную деятельность по самостоятельному овладению новыми знаниями и применению полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем [31].
Именно учебные ситуации делают обучение личностно значимым, обеспечивают повышение познавательной мотивации школьников, позволяют проявить себя, реализовать свои потребности в проявлении самостоятельности и возможности высказать свою точку зрения и получить знание самостоятельно.
Урок представляет собой совокупность учебных ситуаций, которые разрабатываются с учетом содержания, адекватных методов и форм взаимодействия учителя и обучающихся. Структура урока должна предполагать динамику, использование разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность, и задача учителя – организовать различные учебные ситуации, которые способствуют активизации учебной деятельности.
Материалом для создания учебной ситуации служит изучаемый учебный материал, в котором обучающиеся осваивают характерные для предмета способы действия, то есть наряду с предметными достигаются метапредметные результаты. Создание учебной ситуации предполагает введение противоречия, которое вызывает у школьника определенные эмоции (удивление, интерес, затруднение). Учитель может использовать разнообразные задания сначала в учебной ситуации в качестве тренировочного применения, затем – включить их в тематический или итоговый контроль [32].
При создании учебных ситуаций также важно использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Педагоги организаций – участников апробации разрабатывали учебные ситуации с использованием средств интерактивной доски, мультимедийных мобильных классов, электронных образовательных ресурсов (как локальных, так и глобальных), сервисов Web2.0, видео- и аудиовизуальных ресурсов и других. Большое внимание уделяется формированию критического мышления у подростков, умению формулировать собственную точку зрения, подбирать адекватные аргументы, обосновывать и презентовать собственные идеи. При получении новой информации важно уметь анализировать ее, критически оценивать и осмысливать, делать выводы о том, насколько она актуальна, достоверна и полезна [33]. Все это не только основные аспекты медиаобразования, это еще и соответствует принципам интерактивного обучения.
Интерактивное обучение – способ познания, которое осуществляется во взаимодействии всех участников образовательных отношений (при обмене информацией, совместном решении проблем, моделировании ситуаций, оценке своей деятельности и деятельности коллег, погружении в атмосферу делового сотрудничества по решению проблем) [34]. Эти позиции соответствуют основным принципам медиаобразования. Например, Л. Мастерман отмечает, что «нужно развивать новые пути диалога, когда и учитель, и учащиеся могли учить чему-то друг друга и быть соисследователями» [35].
Интерактивное обучение в медиаобразовательном контексте основано на следующих принципах: диалогическое взаимодействие участников образовательных отношений, организация работы групп на основе принципов взаимодействия и сотрудничества, работа с медиатекстами и медиапроизведениями в форме игр и тренингов. Для реализации этих принципов применяются следующие формы и методы: дискуссионные, игровые, тренинговые.
Интерактивное образование предполагает самостоятельность обучающихся, когда познание основано на опыте самих подростков, а педагог не дает готовых ответов и решений, а направляет обучающихся на поиск нужной информации, ведь «для того, чтобы научить учащихся мыслить критически, преподаватель сам должен стать критическим мыслителем, личностью, готовой к переменам и со-творчеству, со-знанию…» [36]. Таким образом, диалог, взаимодействие, сотрудничество позволяют участникам образовательных отношений – и ученикам, и педагогам – взаимодействовать друг с другом, осуществлять обмен информацией для решения проблем, организовывать деловое сотрудничество, что соответствует особенностям подросткового возраста в части потребности в общении и признании их самостоятельности.
Очень важным аспектом интерактивного обучения является диалогическое взаимодействие, которое основано на активном обмене информацией, обладает большим познавательным, воспитательным и развивающим потенциалом. С точки зрения Е. О. Галицких, диалог – это цель, результат и содержание образования, способ познания действительности и дидактико-коммуникативная среда, обеспечивающая рефлексию и самореализацию личности [37]. Организация диалогического взаимодействия требует от педагога создания благоприятного психологического климата на уроке, определения наиболее актуальных и важных для подростков вопросов, затрагиваемых в ходе диалога, разработки учебных ситуаций, выстраивания путей развития, прогнозирования результатов обсуждений и дискуссий [38].
Интеграция медиаобразования с интерактивным обучением имеет определенные преимущества: интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний обучающихся, повышение мотивации подростков на совместное решение проблемы, творческий поиск.
Большим потенциалом с точки зрения формирования метапредметных результатов обучения обладает и внеурочная деятельность, ведь она предполагает применение форм обучения, отличных от урочных, и направлена на формирование метапредметных и личностных результатов. Одним из направлений использования технологий медиаобразования во внеурочной деятельности является участие подростков в дистанционных образовательных проектах. Дистанционные образовательные проекты предоставляют возможность для развития творческих способностей и креативного мышления. Исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности обучающихся, такие как умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, анализировать, обобщать полученные знания, делать выводы [39].
Использование технологий медиаобразования в дистанционных образовательных проектах с элементами соревнования позволяет обучающимся на практике применять свои знания, умения и навыки. Данная форма стимулирует активность, инициативность, самостоятельность обучающихся, дает импульс к саморазвитию и творческому поиску. Это удовлетворяет требования подростков к самостоятельности и самоутверждению. Для участия в таких конкурсах необходимо уметь осуществлять сбор, обработку и передачу информации, пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями, организовывать учебное сотрудничество средствами ИКТ. Это способствует развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, а также повышению мотивации к обучению.
При планировании работы педагогического коллектива по развитию универсальных учебных действий важно выстроить единую систему, учитывающую существующий уровень сформированности УУД у обучающихся, их психологические и личностные особенности, возможности урочной и внеурочной деятельности, а также существующей информационно-образовательной среды организации. Результаты данной работы отражаются в программе формирования и развития УУД образовательной организации.
Такая системная работа дает свои результаты, позволяет скорректировать работу педагогов, обеспечивать развитие тех УУД, которые недостаточно сформированы у обучающихся. Так, например, изменение результатов оценки метапредметных умений обучающихся двух классов одной из организаций представлены на диаграмме на рис. 2 (буквой Р обозначены регулятивные УУД, П – познавательные, К – коммуникативные). На рис. 2 К1(1) и К2(1) – это результаты исследования сформированности УУД в двух классах до эксперимента, а К1(2) и К2(2) – после эксперимента.
Рис. 2. Оценка уровня сформированности различных групп УУД после проведения эксперимента
Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что применение медиатехнологий способствовало развитию УУД обучающихся.
Заключение
Таким образом медиаобразование является современной педагогической технологией, предоставляет педагогу возможность разнообразить задачи и формы представления информации в образовательной деятельности, использовать компьютерные программы, которые включают широкий набор упражнений: учебные (для презентации материала), тренировочные (для отработки навыков и умений), текстовые (для проверки знаний). Они дают возможность моделировать ситуации, активизировать учебную деятельность школьников, усиливать их самостоятельную работу, возможность выбирать информацию, непосредственно касающуюся профессиональной деятельности, работать в темпе, в соответствии с уровнем знаний обучающихся, развивать критическое мышление каждой личности.
В настоящее время развитие медиаобразования идет по пути как интеграции медиаобразования в преподавание различных учебных предметов, так и включения в дополнительное образование (школьных СМИ, кружков, медиастудий).
Оценка метапредметных результатов подростков показывает, что уровень сформированности УУД обучающихся достаточно низкий и требуется разработка системы работы по их развитию. Наиболее продуктивным в данной ситуации является использование интерактивного обучения и технологий медиаобразования, а также применение современных информационно-коммуникационных технологий. Эффективность данных методов подтверждается проведенным исследованием.