Full text

Объективность, оперативность, достоверность результатов – эти характеристики в полной мере можно отнести к мониторингу в образовательной организации. Если отслеживать динамику изменений образовательного процесса посредством мониторинга, то качество получаемых знаний студентами колледжа может быть изменено. Реальное оценивание уровня знаний студентов, поступивших в образовательное учреждение, необходимо для отслеживания степени его усвоения, либо, наоборот, выявления пробелов в определенных темах. Входной контроль, или процедура входного тестирования, является частью системы проверки качества знаний студентов медицинского колледжа.

Объект исследования – мониторинг посредством входного контроля.

Предмет исследования – процедура входного тестирования студентов на примере групп первого курса направления 31.02.03 Лабораторная диагностика ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж».

Особенностью подготовки медицинского персонала по направлению лабораторная диагностика для системы здравоохранения Российской Федерации является наличие лабораторных субдисциплин, требующих углубленной специальной теоретической подготовки и технологических умений, которые учитывают различные типы лабораторных структур в медицинских учреждениях [1]. Отмечены требования населения к качеству оказываемых медицинских услуг медицинских учреждений [2]. Например, медицинский персонал лаборатории проводит анализы биоматериала, полученного из организма человека, оценивает и, что важно, интерпретирует полученные результаты. Соответственно, студенты должны освоить такие дисциплины, как химия, биохимия, микробиология, вирусология, токсикология и другие. Потребности в специалистах среднего звена велики, однако зачастую студенты, поступающие в медицинские колледжи, дисциплины естественнонаучного курса общеобразовательной школы знают слабо. Возникает противоречие: наличие в программах колледжа значительного количества профильных дисциплин и отсутствие базовой подготовки по школьному курсу, например химии.

Связь мониторинга на уровне процедуры входного тестирования с целями обучения очевидна. Согласимся с мнением Ю. В. Шабановой, что мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов [3]. Фактическое сравнивается с намеченным, а главная задача процедуры входного тестирования состоит в определении разницы между ними. В дальнейшем определяются способы педагогического воздействия для достижения необходимых результатов стандарта рабочей программы, т. е. вырабатывается соответствующая система последующих действий.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Обзор отечественной литературы показал, что проведение образовательного мониторинга является составной частью управленческой деятельности в образовательных учебных заведениях любого уровня. При этом отслеживаются вопросы теории и практики мониторинга как динамики изменений в образовательных процессах и его развитие в заданных параметрах.

Выделяют по классификации: государственный, региональный и локальный мониторинги. Параметры и критерии различны. Технологии проведения имеют определенный алгоритм.

Автор О. В. Втехина считает педагогический мониторинг методом повышения уровня квалификации педагогов, контролем не результата, а процесса деятельности с выявлением тенденций, динамики развития. Выделяет четыре стадии педагогического мониторинга: исходно-диагностическую; установочно-перспективную; содержательно-деятельностную; оценочно-прогностическую. Говорит о проблеме готовности методических работников к реализации процесса мониторинга в образовательной практике [4].

Авторы Н. Р. Круглова, А. И. Троцкая определяют общие признаки педагогического мониторинга: включенность объекта мониторинговой оценки в педагогическую систему в качестве ее составного элемента; наличие целей педагогического мониторинга; педагогическое прогнозирование и коррекция дальнейшего развития наблюдаемого объекта и другие. Считают необходимым научно обоснованное и проверенное практикой проведение мониторинговых исследований [5].

Т. А. Строкова убедительно показывает, что педагогические новшества, вводимые в образовательный процесс, связаны с рисками их неприятия и даже сопротивления. Введенная инновация может «не вписаться» в традиционную образовательную систему. Отслеживание изменений осуществляется педагогическим мониторингом, который позволяет прогнозировать нежелательную ситуацию, тем самым минимизировать возникающие факторы риска [6].

А. К. Быков рассматривает значение государственного мониторинга для моделирования и прогнозирования последствий принимаемых государственных решений в области воспитания и образования на различных уровнях подрастающего поколения. Предлагает делать упор в мониторинге на объективные количественные показатели, имеющие исходные предпосылки в международных и государственных требованиях, закрепленных в «Конвенции ООН о правах ребенка» и приказах Минобрнауки РФ [7].

Оценку системы мониторинга, обеспечивающего комплексную оценку процесса профессиональной подготовки студентов, на примере Уральского технологического колледжа рассматривала Т. А. Филиппова. Она полагает, что система мониторинга должна быть построена на основе дидактических принципов, а внедрение предусматривает этапы целеполагания, планирования, диагностики, педагогического заключения и прогнозирования изменений профессиональной подготовки [8].

В. В. Петрухин убежден, что модели педагогического мониторинга являются первым шагом на пути управления качеством образования [9]. Он предлагает группировать системы мониторинга по следующим основаниям: 1-я группа – уровень ЗУН (знания, умения, навыки); 2-я группа – накопление и структуризация информации; 3-я группа – использование мониторинга по принципу «вход-выход»; 4-я группа – уровень образовательного учреждения, изучение связи квалификации педагога, качества обучения и результатов преподавания.

Ю. О. Лихашерстная акцентирует внимание на необходимости мониторинга качества педагогической деятельности, обращая внимание на противоречия между потребностями в практике мониторинга качества курсовой подготовки педагогов и недостаточной степенью организационно-педагогических условий реализации данного процесса. Считает, что в учреждениях дополнительного профессионального образования в системе повышения квалификации эффективность курсовой подготовки педагогов зависит от организационно-педагогических условий мониторинга [10].

Модель педагогического мониторинга системы среднего профессионального образования рассматривает в диссертационном исследовании Н. И. Очеретина. Автор предлагает модель комплексного мониторинга как единство технологического и институционального компонентов, отражающих не только факторы и условия обеспечения качества профессионального образования, но и этапы полного цикла подготовки специалиста, включающие допрофессиональную и профессиональную подготовку, а также первичное трудоустройство [11].

Изучение международного опыта убедительно свидетельствует об активной мониторинговой деятельности на различных уровнях.

В учебной программе Новой Зеландии мониторинг определяется как оценка с целью улучшения обучения студентов и понимается как непрерывный процесс, возникающий между преподавателем и прогрессом обучения. Мониторинг считается уместным, так как устраняет пробелы в знаниях и навыках [12].

С. Деспрес предлагает использовать мониторинг для наблюдения за удаленной группой при дистанционном обучении. Сценарий, созданный преподавателем-тренером, описывает цель и меры контроля, что дает преподавателю семантические (смысловые) и синтетические (не аналитические) представления о действиях обучающихся. Контекстом предлагается проект FORMID, или компьютерная платформа, реализующая мониторинг [13].

Г. Коатис, углубляясь в оценку академических стандартов в Австралии, считает, что потенциальные показатели академического качества подготовки студентов, отслеживаемые мониторингом, в австралийских вузах зависят от институциональных факторов [14].

Дебора де Кастро и другие в представленном исследовании бразильской системы мониторинга Monsys в дистанционном курсе для обеспечения интеллектуального анализа данных в виртуальной обучающей среде Moodle убедительно показали, что эффективный педагогический мониторинг является определяющим фактором снижения отчислений студентов за академическую неуспеваемость. Исследования проводились по гендерному признаку, по различным направлениям обучения, а возрастная категория включала студентов от 22 до 50 лет и старше [15]. Авторы утверждают, что не только студент, чтобы быть успешным, должен соответствовать институциональной культуре, но и образовательное учреждение должно нести ответственность за адаптацию различных типов обучающихся.

Американский совет по образованию (АСЕ) систематически проводит мониторинг обучающихся, в том числе в колледжах США. В 2016 году было проведено всеобъемлющее мониторинговое исследование, включившее 1164 завершенных обследования студенческой аудитории. Результаты по общему показателю ответов составили около 40%. Данные были представлены институциональным исследователям, международному сообществу и руководству колледжей США для анализа тенденций американского образования. Полученные данные за 2011–2016 годы позволили сосредоточить усилия на интернационализации институтов США в области расширения международной деятельности для большего привлечения иностранных студентов и увеличения бюджетных ассигнований [16].

Роберт Лахи, представляя обзор моделей мониторинга и оценки правительственного сектора Канады, разъясняет, что концепция мониторинга отличается от контроля и интерпретируется как формализованный и централизованный метод оценки для дальнейшего управления [17]. Правительство Канады, ведомства федерального правительства, изучая данные мониторинга, берут на себя ответственность за составление программ развития, а в дальнейшем – за использование бюджетных средств. Опыт Канады в использовании моделей мониторинга, по мнению Р. Лахи, говорит о том, что концепция «мониторинга и оценки», прошедшая эволюционный путь развития с 1969 года, является «необходимой правильной и длительной дорогой общественного сектора» на различных ступенях развития [18].

Следует сказать, что отечественный и международный опыт мониторинговой деятельности на различных уровнях волнует исследователей, актуален для изучения и не исчерпывается трудами представленных авторов.

 

Методологическая база исследования

 

На поисковом этапе при исследовании мониторинговой деятельности изучались авторефераты диссертационных исследований по мониторинговой деятельности на различных уровнях, акцентировалось внимание на моделях, используемых в образовательных учреждениях. Рассматривались рабочие программы по учебной дисциплине «Химия» как часть основной профессиональной образовательной программы СПО, разработанной на основе требований ФГОС СПО, рекомендованных Федеральным институтом развития образования (ФИРО), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия» [19]. Изучался учебный материал российских учебников для СПО, признанных мировым сообществом, участвовавших в международной выставке «Образование и наука 2015» и одобренных Международным жюри Парижского книжного салона [20, 21]. Правовую базу составили федеральные законы РФ. Методологическую базу исследования составляли теоретические методы сравнительного и системного анализа, статистический анализ полученных данных по входному тестированию групп медицинского колледжа. Использовалась база глобальной сети Интернет, образовательных педагогических порталов. Учитывался опыт, представленный в российских и международных публикациях сборников научных статей и научно-методических периодических изданий, рассматривающих предметную область «Естественные науки», место учебной дисциплины «Химия» в учебных планах как для различных профилей профессионального образования, применительно к профессиям и специальностям СПО, так и для специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

 

Результаты исследования

 

Особенностью государственной политики в сфере образования Российской Федерации, и в частности Новосибирской области (далее – НСО), является использование программно-целевых и проектных методов для различных ступеней образовательной системы. Для СПО усилия госорганов направлены на создание эффективной системы для обеспечения сферы производства квалифицированными кадрами. Основным документом развития СПО является «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2014–2020 годы», в которой учитываются потребности рынка труда, повышение качества и доступности образовательных услуг, повышение эффективности управления государственной собственностью НСО в рамках модернизации системы СПО [22]. Статистические данные, представленные на новосибирском информационном образовательном сайте (НИОС) Департамента образования мэрии г. Новосибирска, свидетельствуют о значительных потребностях образовательной среды профессиональной ступени [23]. Так, из 134 125 чел., обучавшихся на второй ступени (5–9-е классы) в 2012 году, только 33 312 чел., или 24,8%, продолжили обучение в 10–11-х классах. Из 119 727 чел., обучавшихся на второй ступени в 2014 году, только 28 451 чел., или 23,8%, продолжили обучение в 10–11-х классах соответственно (рис. 1). Иными словами, более 70% школьников не продолжили обучения на третьей ступени, в 10–11-х классах, а предпочли обучаться профессии либо трудоустраиваться. Данный факт подтверждает необходимость дальнейшего развития системы профессиональной подготовки молодежи.

 

Рис. 1. Динамика численности учащихся первой, второй и третьей ступеней
в Новосибирской области в 2012–2014 годах [23]

 

Общее количество студентов, обучающихся в СПО в Новосибирской области за 2015 год, составило 20 703 чел. и было представлено 54 образовательными профессиональными учреждениями (рис. 2) [24]. В 2017 году система СПО была оптимизирована и представлена только 40 профессиональными образовательными организациями [25].

 

 

Рис. 2. Численность студентов, численность педагогических работников
и количество учебных заведений СПО в 2015 году

 

Развитие профессиональных компетенций является важным фактором, определяющим качество образования. Высокоразвитые системы образования концентрируют внимание на мониторинговой деятельности в целях управления процессом образования. Для направленности педагогической деятельности и совершенствования образовательного процесса системы среднего профессионального образования, а также для наличия стартовой информации по готовности начать обучение и для дальнейшего наблюдения за процессом обучения необходимы предварительные результаты. Был проведен комплексный мониторинг студентов первого курса групп по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика в ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж».

В целях определения уровня результатов освоения образовательной программы дисциплины «Химия» была осуществлена оценочная процедура с разработанными измерительными материалами в виде тестов. В качестве основы для разработки измерительных материалов использовался соответствующий требованиям ФГОС и рекомендованный Министерством образования и науки РФ учебник для общеобразовательных учреждений О. С. Габриеляна «Химия», 9-й класс. Входной контроль был рассчитан на 30 минут и включал 12 заданий только базового уровня знаний с тремя типами заданий: краткий ответ, выбор ответа из трех предложенных вариантов, по две задачи в каждом варианте с необходимым решением по известной формуле и по одной химической цепочке превращений.

 

Элементы содержания тестов входного контроля знаний студентов
медицинского колледжа по общей химии

 

Наименование

раздела

Содержание учебного материала

Проверяемые

предметные компетенции – знания и умения

Варианты по

 типам заданий

Общая химия

 

Предмет химии

Сформированность знаний о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами, закономерностями; пользование химической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в химии.

Умение объяснять результаты химических цепочек превращений и пытаться делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач. Сформированность умения производить расчеты по известным химическим формулам и уравнениям

Краткий ответ

Общая характеристика химических элементов

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева

Краткий ответ, выбор ответа из трех предложенных вариантов

Общая характеристика химических элементов

Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений

Краткий ответ, выбор ответа из трех предложенных вариантов

Общая характеристика химических элементов

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Краткий ответ, выбор ответа из трех предложенных вариантов

Металлы

Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Щелочные и щелочноземельные металлы. Сплавы. Коррозия

Написание продуктов реакций, уравнивание реакций.

Химическая цепочка превращений

Неметаллы

Неметаллы: атомы и простые вещества.

Химические элементы в клетках живых организмов.

Свойства неметаллов и их соединений

По две задачи в каждом варианте с необходимым решением по известной формуле

Органические вещества

Предельные и непредельные углеводороды. Спирты. Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Аминокислоты и белки. Углеводы. Полимеры

Написание продуктов реакций.

Химическая цепочка превращений

 

Подчеркнем, что проведенный входной контроль по дисциплине «Химия» был направлен на определение только базового уровня школьных знаний с определением в процентном выражении выполненных тестовых заданий по классическому соотношению: от 100 до 81% – высокий уровень, от 80 до 61% – средний уровень; от 60 до 41% – низкий уровень. Результаты входного тестирования показали, что 6,5% студентов имели высокий уровень базовых знаний; 72,1% студентов имели средний уровень; 21,4% – низкий базовый уровень знаний по дисциплине «Химия». Различий в базовой подготовке студенческой аудитории по школам Новосибирской области и других регионов не выявлено. При выполнении заданий различного типа оказалось, что студенты с низким уровнем знаний не могли охарактеризовать химический элемент по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений, не все назвали фундаментальные понятия общей химии школьного курса. Затруднение вызвало определение вида химической связи; многие не различали, что такое моль, молярная доля, молярная масса; запутались при расстановке коэффициентов в уравнениях; значительные затруднения вызвали расчетные задачи. Стартовая информация проведенного тестирования позволила в целом выявить пробелы в знаниях. Вариантом решения проблемы для первокурсников является необходимость адаптационных мероприятий по устранению пробелов в знаниях, а затем переход к содержанию курса СПО дисциплины «Химия». Практическая значимость проведенного мониторинга посредством входного тестирования заключается в том, что в конкретном учебном заведении у первокурсников выявлены определенные проблемы в освоении школьного курса дисциплины «Химия».

Теоретическая значимость статьи связана с обоснованием корректировки в рабочих программах колледжа часов, отведенных на повторение и обобщение материала базовой школьной программы по химии. Рекомендовано выстраивание оптимальной траектории обучения для студентов медицинского колледжа, включающего дополнительные занятия, а также дистанционные технологии тестирования.

 

Заключение

 

Качественная составляющая образования зависит от наличия профессиональных компетенций, которые, в свою очередь, определяются возможностями их развития как образовательным учреждением, так и мотивацией обучающихся. Любое образовательное учреждение, и среднее профессиональное в том числе, стремится максимально эффективно организовать свой педагогический образовательный процесс. Выявление пробелов в базовой подготовке поступивших на первый курс студентов можно проводить с помощью входного тестирования по любой дисциплине. Данный мониторинг позволяет не только провести корректировку в рабочих программах, но и вовлечь основных субъектов системы СПО в управление изменениями в образовании, что, в свою очередь, позволяет повысить качество знаний.

Высокоразвитые системы образования концентрируют внимание на мониторинговой деятельности в целях управления процессом образования. Существующие мировые рейтинги университетов, такие как US News, News UK, а также российские, такие как «Эксперт РА», РИА «Новости», осуществляют сравнительную оценку учебных заведений, при которой качество обучения является одним из основных показателей. Согласимся с мнением Э. Э. Эльдяевой, что образовательный мониторинг является категорией социальной, педагогической и управленческой и именно он служит главным средством передачи социального опыта (содержания образования) молодому поколению [24].

Чтобы улучшить свои позиции на уровне региона и муниципалитета, системе СПО необходимо проводить мониторинг в динамике по дисциплинам предметной области «Естественные науки» с использованием дистанционных технологий тестирования. Результаты мониторинга как важнейшего элемента системы информационного обеспечения управленческих решений могут оказаться полезными для руководителей общеобразовательных школ и органов управления образованием муниципального и регионального уровней.