Full text

 

Подписание Болонской декларации в России зародило новую тенденцию в сфере образования путем проведения политики стимулирования педагогических инноваций. Главным индикатором качества образования становится повышение уровня компетентности выпускника высшей школы, который определяется не только перечнем знаний, умений и навыков, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, но и мобильностью в области применения их в профессиональной деятельности [1].

Рыночная экономика и постоянные изменения в сфере социально-экономических отношений определяют для отечественной системы образования социальный заказ, заключающийся в формировании экономической компетентности у обучающихся. Задача экономической подготовки студентов принимает стратегическое значение в рамках качественного обеспечения будущего России конкурентоспособными выпускниками вузов [2].

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В зарубежных и отечественных исследованиях, отображенных в научной педагогической литературе, актуализированы проблемы реализации компетентностного подхода, при котором результаты образования признаются значимыми и за пределами системы образования.

Впервые понятие компетенции сформулировал американский лингвист Н. Хомский применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Он различал понятия «компетенция» и «употребление», сопоставляя их со «знанием» и «использованием» [3]. Р. Уайт в своих трудах добавляет в содержание понятия компетенции личностные качества человека, в том числе мотивацию [4].

Девид МакКлеланд в своей статье «Тестирование: компетенции против интеллекта» говорит, что личностные тесты и тесты на определение коэффициента интеллекта человека не могут в полной мере определить успешность респондента вне рамок тестирования. Поэтому необходимо разрабатывать и применять компетентностный подход [5].

В книге Лайла М. Спенсера и Сайна М. Спенсера «Компетенции на работе» обобщен опыт 286 исследований и на их основе составлен словарь из 21 компетенции, которыми наделены успешные люди разного уровня профессий. В исследованиях Лайла М. Спенсера и Сайна М. Спенсера применялся метод компетентностной оценки (Job Competence Assessment), разработанный МакКлеландом. Помимо этого в своей книге ученые выделили опорные точки для разработки исследований компетенций [6].

К. Кин в своей работе демонстрирует необычный подход к понятию компетенции, определяя ее как «способность управлять ситуацией (даже непредвиденной)». Такое определение можно трактовать как умение применять компетенции, полученные в процессе обучения, не только в области своей профессиональные деятельности, но и в других сферах [7].

Необходимо отметить, что даже небольшой анализ научных работ, посвященных исследованию компетентностного подхода, говорит нам об отсутствии единого определения компетенции, а также о схожести понимания его сущности как зарубежными, так и отечественными учеными.

Так, А. В. Хуторский, как и Р. Уайт, выделяет в понятии «компетентность» личностную составляющую [8].

Ю. Г. Татур говорит о компетентности как проявлении стремления и способности реализовать свой потенциал для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах [9].

Формирование компетенции в исследованиях В. И. Байденко происходит в процессе изучения отдельных дидактических единиц с интеграцией их в учебные дисциплины, циклы, модули [10].

Современная отечественная педагогическая наука дает определение компетенциям как совокупности взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [11]. В связи с этим понятием находится определение компетентности как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [12].

Таким образом, компетентность предполагает, с одной стороны, специальные знания в рамках предмета и, с другой стороны, умение применить данные знания в профессиональной деятельности, а также личностное отношение к выполняемой деятельности в рамках профессии.

Сегодня высшая школа подготавливает выпускников, которые обладают компетенциями, определяемыми Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Бакалавры юридического направления подготовки должны уметь решать следующие задачи: разрабатывать нормативно-правовые акты и подготавливать их к реализации; обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией правовых норм; составлять юридические документы; обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства; охранять общественный порядок; предупреждать, пресекать, выявлять, раскрывать и расследовать правонарушения; защищать частную, муниципальную, государственную и иные формы собственности; консультировать по вопросам права; осуществлять правовую экспертизу документов и другие компетенции, полученные при изучении дисциплин профессионального цикла юридического направления подготовки, обеспечивающие выпускникам только узкий профиль их будущей деятельности. К профессиональным качествам юриста можно отнести быстрое реагирование на изменения, которые могут возникать при работе в любой сфере деятельности, и умение использовать весь запас теоретических знаний, полученных при обучении в вузе [13]. К сожалению, выпускники не умеют в достаточной степени переносить и сопоставлять знания дисциплин общекультурного и гуманитарного цикла для понимания и решения задач процессов, происходящих в профессиональной деятельности. Поэтому важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты понимали, что знание дисциплин общекультурного цикла, например экономики, будет необходимо им на протяжении всей последующей учебы и профессиональной деятельности.

 

Методологическая база исследования

 

В научной работе мы использовали методы исследования:

– методы теоретического исследования;

– методы эмпирического исследования;

– методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступали: Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижегородский филиал Российской академии инновационного образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. В экспериментальном исследовании принимали участие студенты юридических направлений подготовки очной и заочной форм обучения. Методологические основы исследования и выдвинутая гипотеза определили процедуру исследовательской работы, которая проводилась в три этапа: теоретико-проектировочный, опытно-экспериментальный и обобщающий.

Согласно нормативно-правовым документам сферы образования, в настоящее время значительно возросли требования к профессиональным качествам преподавателя, которые складываются из традиционных требований и специфических, ориентированных на использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [14]. На рис. 1 изображены средства ИКТ, используемые на опытно-экспериментальном этапе исследования педагогами и студентами в процессе обучения [15].

 

 

Рис. 1. Средства ИКТ, используемые при формировании экономической компетенции

при изучении дисциплин профессионального цикла бакалавров юридического направления подготовки

 

Результаты исследования

 

Рассмотрим поэтапно результаты проводимого эксперимента по формированию экономической компетентности у бакалавров юридического направления подготовки с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

На теоретико-проектировочном этапе было определено состояние проблемы исследования на основе изучения педагогической, юридической, экономической и методической литературы, диссертационных работ; сформированы цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, методы исследования; разработаны критерии оценки уровня сформированности экономической компетенции. Опытно-экспериментальная работа по формированию экономической компетентности у бакалавров юридического направления подготовки в вузе состояла в определении мотивов изучения экономики, оценки и самооценки уровня знаний основ экономики и навыков ее применения для решения задач профессиональной деятельности (констатирующий эксперимент); в реализации модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров (формирующий эксперимент); в определении эффективности используемой дидактической модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров с использованием средств информационно-коммуникационных компетенций (контрольный эксперимент). На обобщающем этапе был проведен статистический анализ результатов педагогического исследования.

Поскольку проблема развития экономической компетенции в дисциплинах профессионального цикла юристов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий является важной составляющей нашего исследования, необходимо поэтапно разобрать этот процесс.

Структура программы бакалавриата, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, включает обязательную (базовую) и вариативную части; последняя формируется участниками образовательных отношений. Программа бакалавриата разделена на три блока: «Дисциплины (модули)», «Практики» и «Государственная итоговая аттестация». Базовая часть блока «Дисциплины» содержит дисциплины профессионального и общекультурного цикла, подлежащие обязательному изучению. Блок «Дисциплины (модули)» включает дисциплины, относящиеся к базовой и вариативной частям программы. Блок «Практики» в полном объеме относится к вариативной части. Блок «Государственная итоговая аттестация» в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Минобрнауки Российской Федерации.

В учебном плане направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) и рабочих программах дисциплин профессионального цикла по данному направлению подготовки перечислены те дисциплины, в результате изучения которых у бакалавров развивается экономическая компетенция – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2) [16]. К таким дисциплинам относятся: гражданское право, арбитражный процесс, трудовое право, экологическое право, финансовое право, налоговое право, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

При формировании экономической компетенции в рамках нашего исследования мы использовали средства информационно-коммуникационных технологий, поэтому необходимо отметить информационные компетенции, которые также развиваются при изучении учебной дисциплин профессионального цикла: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4) [17].

Рассмотрим, на каком этапе очной формы обучения бакалавров юридического направления подготовки происходит изучение вышеперечисленных дисциплин профессионального цикла и, следовательно, формирование экономической компетенции и способствующих ее более успешному формированию информационных компетенций (см. табл. 1).

Таблица 1

Дисциплины профессионального цикла бакалавров юридического направления подготовки, при изучении которых осуществляется развитие экономической

и информационных компетенций

 

 Семестр

 

 

Дисциплина

I курс

II курс

III курс

IV курс

1-й семестр

2-й семестр

3-й семестр

4-й семестр

5-й семестр

6-й семестр

7-й семестр

8-й семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданское право

ОК-2 ОК-3 ОК-4

ОК-2 ОК-3 ОК-4

ОК-2 ОК-3 ОК-4

ОК-2 ОК-3 ОК-4

 

 

 

 

Арбитражный процесс

ОК-2

ОК-3 ОК-4

ОК-2 ОК-3 ОК-4

 

 

 

 

 

 

Трудовое право

 

 

ОК-2 ОК-3

ОК-4

 

 

 

 

 

Экологическое право

 

 

 

 

ОК-2

ОК-3 ОК-4

ОК-2

ОК-3 ОК-4

 

 

Финансовое право

 

 

 

 

ОК-2 ОК-3 ОК-4

ОК-2 ОК-3 ОК-4

 

 

Налоговое право

 

 

 

 

ОК-2 ОК-3

 

 

 

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

 

 

 

 

 

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-2

ОК-3

ОК-4

 

Технология развития экономической компетенции на учебных дисциплинах профессионального цикла у будущих юристов – это целостная система способов организации учебной деятельности педагога и обучающегося, которая образует логический процесс их взаимодействия. Такое взаимодействие направлено на достижение более высоких результатов обучения путем повышения эффективности образовательного процесса. Объединяющим фактором максимальной оптимизации учебного процесса является использование в нем средств информационно-коммуникационных технологий [18].

Рассмотрим учебные дисциплины профессионального цикла и содержащиеся в них экономически направленные темы, при изучении которых происходит развитие интересующих нас общекультурных компетенций ОК-2 и ОК-3, ОК-4 (см. табл. 2). В табл. 2 представлены также средства информационно-коммуникационных технологий, используемые на учебных занятиях и способствующие повышению эффективности развития экономических знаний, навыков и умений, необходимых будущим юристам.

Информационные компетенции ОК-3 и ОК-4, развиваемые на дисциплинах юридического направления подготовки при использовании средств информационно-коммуникационных технологий, перечисленных в табл. 2, необходимы для более эффективного развития экономической компетенции [19].

 

 

Таблица 2

Экономически направленные темы дисциплин профессионального цикла

и средства информационно-коммуникационных технологий,

используемые при их изучении

 

Дисциплина и компетенции

Экономически направленные темы дисциплин профессионального цикла

Средства информационно-коммуникационных технологий

Гражданское право

ОК-2, ОК-3, ОК-4

Принципы гражданского права как регуляторы экономико-правовых отношений. Собственность как экономическое отношение. Собственность и право собственности. Правовые формы реализации экономических отношений собственности. Формы собственности и право собственности. Приватизация промышленных производств и роль гражданско-правовых норм в урегулировании экономико-правовых отношений

Электронные учебники, интерактивная доска, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы (хотлист, вебквест), система управления обучением Moodle

Арбитражный процесс

ОК-2, ОК-3, ОК-4

Внесудебные процессуальные формы защиты законных прав (интересов) субъектов экономической деятельности. Судебная защита гражданских прав и законных интересов в экономической деятельности. Условия и процессуальные последствия передачи экономического спора на разрешение третейского суда. Передача экономических споров на разрешение третейского суда. Третейское разбирательство экономических споров между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями

Электронные учебники, интерактивная доска, тестовые программы, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы, интерактивные ресурсы сети Интернет (электронная почта, Viber), технологии Веб 2.0

Трудовое

право

ОК-2, ОК-4

Заработная плата: понятие, функции, структура. Заработная плата как экономическая и правовая категория

Электронные учебники, программные средства Microsoft, поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ, учебные интернет-ресурсы

Уголовное право

ОК-2, ОК-3

Преступления в сфере экономической деятельности. Охрана экономических интересов организаций уголовно-правовыми средствами. Преступления против социально-экономических прав и свобод. Преступления в сфере компьютерной информации

Электронные учебники, интерактивная доска, аудио-, видеофайлы, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), система управления обучением Moodle

Экологическое право

ОК-2, ОК-3, ОК-4

Правовая охрана морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Экономические механизмы охраны природной среды. Право окружающей среды в экономически развитых государствах

Электронные учебники, интерактивная доска, аудио-, видеофайлы, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы (хотлист, вебквест), система управления обучением Moodle

Финансовое право

ОК-2, ОК-3, ОК-4

Экономический аспект финансовой системы. Бюджетная классификация доходов и расходов по различным основаниям. Функциональная, экономическая, отраслевая классификации бюджета, классификация источников финансирования дефицита бюджета. Социально-экономическое значение денег и денежной системы

Электронные учебники, интерактивная доска, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы (информационные комплексы юридического обеспечения органов прокуратуры), технологии Веб 2.0, система управления обучением Moodle

Налоговое право

ОК-2, ОК-3, ОК-4

Основные экономические характеристики налоговых систем. Роль налогового права в новых экономических (рыночных) отношениях. Понятие прибыли, дохода, имущества и налоги на них

Электронные учебники, интерактивная доска, диагностические, тестовые программы, программные средства Microsoft, учебные интернет-ресурсы (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, веб-квест), технологии Веб 2.0

Правовое

обеспечение внешнеэкономической деятельности

ОК-2, ОК-3

Понятие и виды внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: понятие, виды, принципы. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок

Электронные учебники, интерактивная доска, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, электронные СМИ), интерактивные ресурсы сети Интернет (электронная почта, Viber), технологии Веб 2.0

 

Развитие экономической компетенции бакалавров юридического направления подготовки при изучении дисциплин профессионального цикла представляется нам как системная, последовательная, педагогически основанная смена актов обучения методами и средствами профессиональной деятельности, в ходе которой обучающиеся получают совокупность взаимосвязанных экономических знаний, навыков и умений. Этапы развития экономической компетенции разделим на ориентировочный, информационный, ситуативно-практический, итогово-коррекционный [20].

Ориентировочный этап приходится на первый учебный семестр учебной деятельности бакалавров юридического направления подготовки, где формируются ориентиры развития экономической компетенции. Важность ориентировочного этапа в процессе формирования экономической компетентности будущих бакалавров состоит в разрешении таких проблем, как несовпадение представлений обучающихся о будущей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным стандартом высшего образования; определение уровня развития и личностных качеств поступивших; эффективное и логически верное составление учебно-тематического плана и рабочих программ дисциплин, входящих в направление подготовки 400301 «Юриспруденция» [21].

На ориентировочном этапе формирования экономической компетенции будущие бакалавры изучают две базовые дисциплины профессионального цикла: «Гражданское право» и «Арбитражный процесс». Переход к рыночной экономике сделал фундаментальную дисциплину «Гражданское право» регулятором социально-экономических и других отношений. Одной из главных целей успешного освоения дисциплины является всестороннее понимание природы общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а именно способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2). «Арбитражный процесс», выделившийся из курса гражданского права, является новой дисциплиной в процессе подготовки будущих юристов. Многие темы дисциплины связаны с экономикой, например: «Внесудебные процессуальные формы защиты законных прав субъектов экономической деятельности», «Судебная защита гражданских прав и законных интересов в экономической деятельности», «Понятие и виды третейских судов, разрешающих экономические споры» и т. д. При изучении арбитражного процесса у будущих бакалавров юридического направления подготовки происходит формирование основных представлений об экономике и ориентиров развития экономической компетентности.

Информационный этап реализуется со второго по четвертый учебный семестр и направлен на формирование профессиональных компетенций и положительной мотивации бакалавров к их будущей профессии. В учебный процесс включается дисциплина «Трудовое право». Цель ее изучения – приобретение студентами комплекса теоретических знаний, практических навыков, необходимых для решения конкретных задач в сфере трудовых и близких к ним правоотношений на достаточном профессиональном уровне. Одной из ключевых способностей, формируемых при изучении экономически направленных тем дисциплины, в том числе темы «Заработная плата как экономическая и правовая категория», является способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2). В данном случае осуществляется развитие экономической компетенции, сформированной в курсе «Экономика» у бакалавров юридического направления подготовки [22].

Ситуативно-практический этап (5–6-й семестры обучения) направлен на углубление знаний по проблеме, актуализацию их в различных ситуациях профессиональной деятельности. Здесь к базовым профессиональными знаниям добавляется материал таких дисциплин профессионального цикла, как «Уголовное право», «Экологическое право», «Финансовое право» и «Налоговое право». Каждая дисциплина имеет в содержании экономически направленные темы, что расширяет и углубляет область знаний будущих бакалавров юридического направления подготовки в сфере экономики [23].

Итогово-коррекционный этап (7–8-й семестр) реализуется при изучении учебной дисциплины «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности». При ее изучении, с одной стороны, происходит: формирование у студентов целостного представления о системе регламентации внешнеэкономической деятельности; выработка умения применять нормы российского законодательства и международно-правовые нормы к соответствующим ситуациям на примере конкретных судебных и арбитражных дел; формирование умения обосновывать выдвигаемые решения, в том числе в ситуациях коллизий российского, иностранного законодательства и норм международного права; формирование умения отстаивать свою позицию в условиях конфликта интересов сторон внешнеэкономической сделки; квалифицированное толкование международно-правовых норм и норм национального права в их взаимосвязи. С другой стороны, осуществляется систематизация и глобализация всех экономических знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла бакалавров юридического направления подготовки, поскольку внешнеэкономическая деятельность – это совокупность производственно-хозяйственных, финансовых, экономических, научно-технических, коммерческих отношений между хозяйствующими субъектами из разных стран. Профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения подводятся итоги развития и сформированности экономической компетенции будущих бакалавров юридического направления подготовки [24].

Фактором, способствовавшим более эффективному развитию экономической компетентности, является использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [25].

Экономические знания и умения, составляющие сущность экономической компетенции, необходимы для формирования некоторых профессиональных компетенций будущих бакалавров юридического направления подготовки, например готовности принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14) [26].

В рамках нашего исследования мы работали с таким принципом формирования экономической компетентности у бакалавров юридического направления подготовки, как принцип рефлексии, позволяющий студентам самостоятельно осознавать собственные успехи в учебной деятельности, анализировать проблемные зоны в знаниях и просчитывать возможности их компенсирования, преодоления [27]. Так вот, чтобы понять, каким образом происходит практическое влияние изучения дисциплин профессионального цикла бакалаврами юридического направления подготовки с использованием средств информационно-коммуникационных технологий на формирование экономической компетентности, мы провели опрос в начале обучения и на этапе написания дипломных работ, когда изучение учебной программы было завершено [28]. Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их личного отношения к изучению некоторых дисциплин, а также возможности использования информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях. Наиболее значимые результаты ответов и их динамика за 2013–2017 годы приведены на рис. 2.

 

 

 

Примечание: оценка по пятибалльной шкале: 1 балл – минимальное значение оценки; 5 баллов – максимальное.

 

Рис. 2. Практическое влияние изучения дисциплин профессионального цикла бакалаврами

юридического направления подготовки с использованием средств информационно-коммуникационных

технологий на формирование экономической компетентности

Как видно на диаграмме, отношение студентов к учебному процессу и средствам его организации в начале их обучения и на момент получения диплома в вузе существенно различается. Это говорит в первую очередь о том, что цель образовательного стандарта в обучении достигнута, сформирована устойчивая мотивация у студентов к обучению и самообразованию. Мы можем говорить о качественном формировании профессиональных компетенций выпускников, необходимых им в дальнейшей деятельности.

 

Заключение

 

Наша гипотеза о том, что средства информационно-коммуникационных технологий влияют на более эффективное формирование экономической компетенции в подготовке будущих юристов, нашла свое практическое подтверждение. Освоение студентами учебных материалов каждой дисциплины, предложенной основной профессиональной образовательной программой выбранного направления подготовки, способствует наиболее полному и качественному формированию экономической компетентности [29].

В составе компетенций, формируемых в процессе подготовки будущего юриста в вузе, должны быть общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, каждая из которых является неотъемлемой составной частью такого «продукта» высшего образования, как бакалавр юридического направления подготовки [30].