Подписание Болонской декларации в России зародило новую тенденцию в сфере образования путем проведения политики стимулирования педагогических инноваций. Главным индикатором качества образования становится повышение уровня компетентности выпускника высшей школы, который определяется не только перечнем знаний, умений и навыков, перечисленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, но и мобильностью в области применения их в профессиональной деятельности [1].
Рыночная экономика и постоянные изменения в сфере социально-экономических отношений определяют для отечественной системы образования социальный заказ, заключающийся в формировании экономической компетентности у обучающихся. Задача экономической подготовки студентов принимает стратегическое значение в рамках качественного обеспечения будущего России конкурентоспособными выпускниками вузов [2].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В зарубежных и отечественных исследованиях, отображенных в научной педагогической литературе, актуализированы проблемы реализации компетентностного подхода, при котором результаты образования признаются значимыми и за пределами системы образования.
Впервые понятие компетенции сформулировал американский лингвист Н. Хомский применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Он различал понятия «компетенция» и «употребление», сопоставляя их со «знанием» и «использованием» [3]. Р. Уайт в своих трудах добавляет в содержание понятия компетенции личностные качества человека, в том числе мотивацию [4].
Девид МакКлеланд в своей статье «Тестирование: компетенции против интеллекта» говорит, что личностные тесты и тесты на определение коэффициента интеллекта человека не могут в полной мере определить успешность респондента вне рамок тестирования. Поэтому необходимо разрабатывать и применять компетентностный подход [5].
В книге Лайла М. Спенсера и Сайна М. Спенсера «Компетенции на работе» обобщен опыт 286 исследований и на их основе составлен словарь из 21 компетенции, которыми наделены успешные люди разного уровня профессий. В исследованиях Лайла М. Спенсера и Сайна М. Спенсера применялся метод компетентностной оценки (Job Competence Assessment), разработанный МакКлеландом. Помимо этого в своей книге ученые выделили опорные точки для разработки исследований компетенций [6].
К. Кин в своей работе демонстрирует необычный подход к понятию компетенции, определяя ее как «способность управлять ситуацией (даже непредвиденной)». Такое определение можно трактовать как умение применять компетенции, полученные в процессе обучения, не только в области своей профессиональные деятельности, но и в других сферах [7].
Необходимо отметить, что даже небольшой анализ научных работ, посвященных исследованию компетентностного подхода, говорит нам об отсутствии единого определения компетенции, а также о схожести понимания его сущности как зарубежными, так и отечественными учеными.
Так, А. В. Хуторский, как и Р. Уайт, выделяет в понятии «компетентность» личностную составляющую [8].
Ю. Г. Татур говорит о компетентности как проявлении стремления и способности реализовать свой потенциал для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах [9].
Формирование компетенции в исследованиях В. И. Байденко происходит в процессе изучения отдельных дидактических единиц с интеграцией их в учебные дисциплины, циклы, модули [10].
Современная отечественная педагогическая наука дает определение компетенциям как совокупности взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [11]. В связи с этим понятием находится определение компетентности как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [12].
Таким образом, компетентность предполагает, с одной стороны, специальные знания в рамках предмета и, с другой стороны, умение применить данные знания в профессиональной деятельности, а также личностное отношение к выполняемой деятельности в рамках профессии.
Сегодня высшая школа подготавливает выпускников, которые обладают компетенциями, определяемыми Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Бакалавры юридического направления подготовки должны уметь решать следующие задачи: разрабатывать нормативно-правовые акты и подготавливать их к реализации; обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией правовых норм; составлять юридические документы; обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства; охранять общественный порядок; предупреждать, пресекать, выявлять, раскрывать и расследовать правонарушения; защищать частную, муниципальную, государственную и иные формы собственности; консультировать по вопросам права; осуществлять правовую экспертизу документов и другие компетенции, полученные при изучении дисциплин профессионального цикла юридического направления подготовки, обеспечивающие выпускникам только узкий профиль их будущей деятельности. К профессиональным качествам юриста можно отнести быстрое реагирование на изменения, которые могут возникать при работе в любой сфере деятельности, и умение использовать весь запас теоретических знаний, полученных при обучении в вузе [13]. К сожалению, выпускники не умеют в достаточной степени переносить и сопоставлять знания дисциплин общекультурного и гуманитарного цикла для понимания и решения задач процессов, происходящих в профессиональной деятельности. Поэтому важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты понимали, что знание дисциплин общекультурного цикла, например экономики, будет необходимо им на протяжении всей последующей учебы и профессиональной деятельности.
Методологическая база исследования
В научной работе мы использовали методы исследования:
– методы теоретического исследования;
– методы эмпирического исследования;
– методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступали: Нижегородский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Нижегородский филиал Российской академии инновационного образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. В экспериментальном исследовании принимали участие студенты юридических направлений подготовки очной и заочной форм обучения. Методологические основы исследования и выдвинутая гипотеза определили процедуру исследовательской работы, которая проводилась в три этапа: теоретико-проектировочный, опытно-экспериментальный и обобщающий.
Согласно нормативно-правовым документам сферы образования, в настоящее время значительно возросли требования к профессиональным качествам преподавателя, которые складываются из традиционных требований и специфических, ориентированных на использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [14]. На рис. 1 изображены средства ИКТ, используемые на опытно-экспериментальном этапе исследования педагогами и студентами в процессе обучения [15].
Рис. 1. Средства ИКТ, используемые при формировании экономической компетенции
при изучении дисциплин профессионального цикла бакалавров юридического направления подготовки
Результаты исследования
Рассмотрим поэтапно результаты проводимого эксперимента по формированию экономической компетентности у бакалавров юридического направления подготовки с применением средств информационно-коммуникационных технологий.
На теоретико-проектировочном этапе было определено состояние проблемы исследования на основе изучения педагогической, юридической, экономической и методической литературы, диссертационных работ; сформированы цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, методы исследования; разработаны критерии оценки уровня сформированности экономической компетенции. Опытно-экспериментальная работа по формированию экономической компетентности у бакалавров юридического направления подготовки в вузе состояла в определении мотивов изучения экономики, оценки и самооценки уровня знаний основ экономики и навыков ее применения для решения задач профессиональной деятельности (констатирующий эксперимент); в реализации модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров (формирующий эксперимент); в определении эффективности используемой дидактической модели формирования экономической компетентности будущих бакалавров с использованием средств информационно-коммуникационных компетенций (контрольный эксперимент). На обобщающем этапе был проведен статистический анализ результатов педагогического исследования.
Поскольку проблема развития экономической компетенции в дисциплинах профессионального цикла юристов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий является важной составляющей нашего исследования, необходимо поэтапно разобрать этот процесс.
Структура программы бакалавриата, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, включает обязательную (базовую) и вариативную части; последняя формируется участниками образовательных отношений. Программа бакалавриата разделена на три блока: «Дисциплины (модули)», «Практики» и «Государственная итоговая аттестация». Базовая часть блока «Дисциплины» содержит дисциплины профессионального и общекультурного цикла, подлежащие обязательному изучению. Блок «Дисциплины (модули)» включает дисциплины, относящиеся к базовой и вариативной частям программы. Блок «Практики» в полном объеме относится к вариативной части. Блок «Государственная итоговая аттестация» в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Минобрнауки Российской Федерации.
В учебном плане направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) и рабочих программах дисциплин профессионального цикла по данному направлению подготовки перечислены те дисциплины, в результате изучения которых у бакалавров развивается экономическая компетенция – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2) [16]. К таким дисциплинам относятся: гражданское право, арбитражный процесс, трудовое право, экологическое право, финансовое право, налоговое право, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
При формировании экономической компетенции в рамках нашего исследования мы использовали средства информационно-коммуникационных технологий, поэтому необходимо отметить информационные компетенции, которые также развиваются при изучении учебной дисциплин профессионального цикла: владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4) [17].
Рассмотрим, на каком этапе очной формы обучения бакалавров юридического направления подготовки происходит изучение вышеперечисленных дисциплин профессионального цикла и, следовательно, формирование экономической компетенции и способствующих ее более успешному формированию информационных компетенций (см. табл. 1).
Таблица 1
Дисциплины профессионального цикла бакалавров юридического направления подготовки, при изучении которых осуществляется развитие экономической
и информационных компетенций
Семестр
Дисциплина |
I курс |
II курс |
III курс |
IV курс |
||||
1-й семестр |
2-й семестр |
3-й семестр |
4-й семестр |
5-й семестр |
6-й семестр |
7-й семестр |
8-й семестр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гражданское право |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
|
|
|
|
Арбитражный процесс |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
|
|
|
|
|
|
Трудовое право |
|
|
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
|
|
|
|
|
Экологическое право |
|
|
|
|
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
|
|
Финансовое право |
|
|
|
|
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
|
|
Налоговое право |
|
|
|
|
ОК-2 ОК-3 |
|
|
|
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности |
|
|
|
|
|
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
ОК-2 ОК-3 ОК-4 |
Технология развития экономической компетенции на учебных дисциплинах профессионального цикла у будущих юристов – это целостная система способов организации учебной деятельности педагога и обучающегося, которая образует логический процесс их взаимодействия. Такое взаимодействие направлено на достижение более высоких результатов обучения путем повышения эффективности образовательного процесса. Объединяющим фактором максимальной оптимизации учебного процесса является использование в нем средств информационно-коммуникационных технологий [18].
Рассмотрим учебные дисциплины профессионального цикла и содержащиеся в них экономически направленные темы, при изучении которых происходит развитие интересующих нас общекультурных компетенций ОК-2 и ОК-3, ОК-4 (см. табл. 2). В табл. 2 представлены также средства информационно-коммуникационных технологий, используемые на учебных занятиях и способствующие повышению эффективности развития экономических знаний, навыков и умений, необходимых будущим юристам.
Информационные компетенции ОК-3 и ОК-4, развиваемые на дисциплинах юридического направления подготовки при использовании средств информационно-коммуникационных технологий, перечисленных в табл. 2, необходимы для более эффективного развития экономической компетенции [19].
Таблица 2
Экономически направленные темы дисциплин профессионального цикла
и средства информационно-коммуникационных технологий,
используемые при их изучении
Дисциплина и компетенции |
Экономически направленные темы дисциплин профессионального цикла |
Средства информационно-коммуникационных технологий |
Гражданское право ОК-2, ОК-3, ОК-4 |
Принципы гражданского права как регуляторы экономико-правовых отношений. Собственность как экономическое отношение. Собственность и право собственности. Правовые формы реализации экономических отношений собственности. Формы собственности и право собственности. Приватизация промышленных производств и роль гражданско-правовых норм в урегулировании экономико-правовых отношений |
Электронные учебники, интерактивная доска, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы (хотлист, вебквест), система управления обучением Moodle |
Арбитражный процесс ОК-2, ОК-3, ОК-4 |
Внесудебные процессуальные формы защиты законных прав (интересов) субъектов экономической деятельности. Судебная защита гражданских прав и законных интересов в экономической деятельности. Условия и процессуальные последствия передачи экономического спора на разрешение третейского суда. Передача экономических споров на разрешение третейского суда. Третейское разбирательство экономических споров между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями |
Электронные учебники, интерактивная доска, тестовые программы, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы, интерактивные ресурсы сети Интернет (электронная почта, Viber), технологии Веб 2.0 |
Трудовое право ОК-2, ОК-4 |
Заработная плата: понятие, функции, структура. Заработная плата как экономическая и правовая категория |
Электронные учебники, программные средства Microsoft, поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ, учебные интернет-ресурсы |
Уголовное право ОК-2, ОК-3 |
Преступления в сфере экономической деятельности. Охрана экономических интересов организаций уголовно-правовыми средствами. Преступления против социально-экономических прав и свобод. Преступления в сфере компьютерной информации |
Электронные учебники, интерактивная доска, аудио-, видеофайлы, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), система управления обучением Moodle |
Экологическое право ОК-2, ОК-3, ОК-4 |
Правовая охрана морской среды, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Экономические механизмы охраны природной среды. Право окружающей среды в экономически развитых государствах |
Электронные учебники, интерактивная доска, аудио-, видеофайлы, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, системы распознавания образов, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы (хотлист, вебквест), система управления обучением Moodle |
Финансовое право ОК-2, ОК-3, ОК-4 |
Экономический аспект финансовой системы. Бюджетная классификация доходов и расходов по различным основаниям. Функциональная, экономическая, отраслевая классификации бюджета, классификация источников финансирования дефицита бюджета. Социально-экономическое значение денег и денежной системы |
Электронные учебники, интерактивная доска, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, электронные СМИ), учебные интернет-ресурсы (информационные комплексы юридического обеспечения органов прокуратуры), технологии Веб 2.0, система управления обучением Moodle |
Налоговое право ОК-2, ОК-3, ОК-4 |
Основные экономические характеристики налоговых систем. Роль налогового права в новых экономических (рыночных) отношениях. Понятие прибыли, дохода, имущества и налоги на них |
Электронные учебники, интерактивная доска, диагностические, тестовые программы, программные средства Microsoft, учебные интернет-ресурсы (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, веб-квест), технологии Веб 2.0 |
Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности ОК-2, ОК-3 |
Понятие и виды внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: понятие, виды, принципы. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок |
Электронные учебники, интерактивная доска, программные средства Microsoft, информационные ресурсы сети Интернет (поисковые, справочные, электронные СМИ), интерактивные ресурсы сети Интернет (электронная почта, Viber), технологии Веб 2.0 |
Развитие экономической компетенции бакалавров юридического направления подготовки при изучении дисциплин профессионального цикла представляется нам как системная, последовательная, педагогически основанная смена актов обучения методами и средствами профессиональной деятельности, в ходе которой обучающиеся получают совокупность взаимосвязанных экономических знаний, навыков и умений. Этапы развития экономической компетенции разделим на ориентировочный, информационный, ситуативно-практический, итогово-коррекционный [20].
Ориентировочный этап приходится на первый учебный семестр учебной деятельности бакалавров юридического направления подготовки, где формируются ориентиры развития экономической компетенции. Важность ориентировочного этапа в процессе формирования экономической компетентности будущих бакалавров состоит в разрешении таких проблем, как несовпадение представлений обучающихся о будущей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным стандартом высшего образования; определение уровня развития и личностных качеств поступивших; эффективное и логически верное составление учебно-тематического плана и рабочих программ дисциплин, входящих в направление подготовки 400301 «Юриспруденция» [21].
На ориентировочном этапе формирования экономической компетенции будущие бакалавры изучают две базовые дисциплины профессионального цикла: «Гражданское право» и «Арбитражный процесс». Переход к рыночной экономике сделал фундаментальную дисциплину «Гражданское право» регулятором социально-экономических и других отношений. Одной из главных целей успешного освоения дисциплины является всестороннее понимание природы общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а именно способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2). «Арбитражный процесс», выделившийся из курса гражданского права, является новой дисциплиной в процессе подготовки будущих юристов. Многие темы дисциплины связаны с экономикой, например: «Внесудебные процессуальные формы защиты законных прав субъектов экономической деятельности», «Судебная защита гражданских прав и законных интересов в экономической деятельности», «Понятие и виды третейских судов, разрешающих экономические споры» и т. д. При изучении арбитражного процесса у будущих бакалавров юридического направления подготовки происходит формирование основных представлений об экономике и ориентиров развития экономической компетентности.
Информационный этап реализуется со второго по четвертый учебный семестр и направлен на формирование профессиональных компетенций и положительной мотивации бакалавров к их будущей профессии. В учебный процесс включается дисциплина «Трудовое право». Цель ее изучения – приобретение студентами комплекса теоретических знаний, практических навыков, необходимых для решения конкретных задач в сфере трудовых и близких к ним правоотношений на достаточном профессиональном уровне. Одной из ключевых способностей, формируемых при изучении экономически направленных тем дисциплины, в том числе темы «Заработная плата как экономическая и правовая категория», является способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-2). В данном случае осуществляется развитие экономической компетенции, сформированной в курсе «Экономика» у бакалавров юридического направления подготовки [22].
Ситуативно-практический этап (5–6-й семестры обучения) направлен на углубление знаний по проблеме, актуализацию их в различных ситуациях профессиональной деятельности. Здесь к базовым профессиональными знаниям добавляется материал таких дисциплин профессионального цикла, как «Уголовное право», «Экологическое право», «Финансовое право» и «Налоговое право». Каждая дисциплина имеет в содержании экономически направленные темы, что расширяет и углубляет область знаний будущих бакалавров юридического направления подготовки в сфере экономики [23].
Итогово-коррекционный этап (7–8-й семестр) реализуется при изучении учебной дисциплины «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности». При ее изучении, с одной стороны, происходит: формирование у студентов целостного представления о системе регламентации внешнеэкономической деятельности; выработка умения применять нормы российского законодательства и международно-правовые нормы к соответствующим ситуациям на примере конкретных судебных и арбитражных дел; формирование умения обосновывать выдвигаемые решения, в том числе в ситуациях коллизий российского, иностранного законодательства и норм международного права; формирование умения отстаивать свою позицию в условиях конфликта интересов сторон внешнеэкономической сделки; квалифицированное толкование международно-правовых норм и норм национального права в их взаимосвязи. С другой стороны, осуществляется систематизация и глобализация всех экономических знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла бакалавров юридического направления подготовки, поскольку внешнеэкономическая деятельность – это совокупность производственно-хозяйственных, финансовых, экономических, научно-технических, коммерческих отношений между хозяйствующими субъектами из разных стран. Профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения подводятся итоги развития и сформированности экономической компетенции будущих бакалавров юридического направления подготовки [24].
Фактором, способствовавшим более эффективному развитию экономической компетентности, является использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [25].
Экономические знания и умения, составляющие сущность экономической компетенции, необходимы для формирования некоторых профессиональных компетенций будущих бакалавров юридического направления подготовки, например готовности принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14) [26].
В рамках нашего исследования мы работали с таким принципом формирования экономической компетентности у бакалавров юридического направления подготовки, как принцип рефлексии, позволяющий студентам самостоятельно осознавать собственные успехи в учебной деятельности, анализировать проблемные зоны в знаниях и просчитывать возможности их компенсирования, преодоления [27]. Так вот, чтобы понять, каким образом происходит практическое влияние изучения дисциплин профессионального цикла бакалаврами юридического направления подготовки с использованием средств информационно-коммуникационных технологий на формирование экономической компетентности, мы провели опрос в начале обучения и на этапе написания дипломных работ, когда изучение учебной программы было завершено [28]. Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их личного отношения к изучению некоторых дисциплин, а также возможности использования информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях. Наиболее значимые результаты ответов и их динамика за 2013–2017 годы приведены на рис. 2.
Примечание: оценка по пятибалльной шкале: 1 балл – минимальное значение оценки; 5 баллов – максимальное.
Рис. 2. Практическое влияние изучения дисциплин профессионального цикла бакалаврами
юридического направления подготовки с использованием средств информационно-коммуникационных
технологий на формирование экономической компетентности
Как видно на диаграмме, отношение студентов к учебному процессу и средствам его организации в начале их обучения и на момент получения диплома в вузе существенно различается. Это говорит в первую очередь о том, что цель образовательного стандарта в обучении достигнута, сформирована устойчивая мотивация у студентов к обучению и самообразованию. Мы можем говорить о качественном формировании профессиональных компетенций выпускников, необходимых им в дальнейшей деятельности.
Заключение
Наша гипотеза о том, что средства информационно-коммуникационных технологий влияют на более эффективное формирование экономической компетенции в подготовке будущих юристов, нашла свое практическое подтверждение. Освоение студентами учебных материалов каждой дисциплины, предложенной основной профессиональной образовательной программой выбранного направления подготовки, способствует наиболее полному и качественному формированию экономической компетентности [29].
В составе компетенций, формируемых в процессе подготовки будущего юриста в вузе, должны быть общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, каждая из которых является неотъемлемой составной частью такого «продукта» высшего образования, как бакалавр юридического направления подготовки [30].