Full text

В последнее время проблема осознанного выбора будущей профессии старшеклассниками приобретает особую актуальность. Как считают российские исследователи, во многом это объясняется неполными знаниями обучающихся о современном состоянии, потребностях и перспективах развития динамично меняющегося рынка труда [1].

Помимо этого сегодня идет активное внедрение новых профессиональных стандартов, которые определяют содержание трудовых функций и профессиональных компетенций, необходимых работодателям для достижения планируемых экономических показателей на предприятиях. Немаловажно и то, что понятийный аппарат профессиональных стандартов в настоящее время требует уточнения с позиции сферы рынка труда и позиции высшего образования. Законодательное регулирование развития данных сфер традиционно осуществлялось Министерством труда и Министерством образования Российской Федерации, что обусловило разночтения в смысловой нагрузке ряда терминов [2].

В условиях повышенной турбулентности внешней экономической среды ученикам старших классов приходится осуществлять выбор будущей профессии, и для того чтобы этот выбор был грамотным, уже недостаточно давать информацию об имеющихся профессиях. Возникает реальная необходимость создавать условия альтернативного выбора с полным осознанием обучающимися, что выбранная профессия соответствует их индивидуальным особенностям и способностям, а также того, что в перспективе она будет востребована на рынке труда. Как показывает практика, зачастую этот выбор совершается старшеклассниками на уровне сиюминутных желаний, текущих увлечений, интуиции либо под давлением общественных стереотипов, родителей, педагогов или друзей. Как следствие – подростки сталкиваются с проблемой бессознательного выбора. Не имея полного представления о специфике и функциональном содержании выбранной профессии, они со временем разочаровываются в выбранной профессии и теряют к ней всякий интерес.

Обоснованный выбор профессии – это личное решение школьника, который осознает ответственность за результат планирования перспектив собственного развития. Такая ответственность зачастую не всегда свойственна даже взрослым людям, поэтому старшеклассники на этапе выбора профессионального пути особенно нуждаются в помощи педагогов, родителей, психологов, работодателей [3].

Не вызывает сомнения, что тема профориентационной работы со школьниками, проблема поиска новых эффективных форм взаимодействия актуальны как для педагогической науки, так и для стейкхолдеров, которые вовлечены в данный процесс и являются его непосредственными участниками. Высшая цель профориентационной деятельности – это формирование субъекта профессионального самоопределения. Как отмечает российский эксперт Ю. А. Сардушкина, важнейшая задача образования – это создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, так как решение данной задачи играет важную роль для личности, общества и государства в целом [4].

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Современная профессиональная ориентация – это самостоятельная отрасль знаний, представляет собой синергию таких наук, как психология, педагогика, социология, медицина, право, экономика. Тема профориентационной работы нашла отражение в многочисленных трудах отечественных исследователей.

Так, российские исследователи Е. Ю. Пряжникова и Н. С. Пряжников в учебном пособии по профориентации [5] изложили современную позицию относительно профессионального и личностного самоопределения, профессиональной ориентации и отбора. Авторами предложены оригинальные методики, которые позволяют организовать практическую работу с обучающимися и взрослыми. Особую ценность представляют разработанные варианты ведения профконсультационной работы с учетом их ценностно-смысловой ориентации на подростков и взрослых.

В свою очередь доктор психологических наук Э. Ф. Зеер обобщил опыт зарубежных и отечественных ученых по проблемам психологии профессий [6]. Данная сфера научных интересов представляет собой новую отрасль отечественной прикладной психологии. Автор исследовал психологические закономерности становления личности в профессии, специфику профессионального самоопределения, уделяя особое внимание феноменологии и психологическим издержкам процесса профессионализации.

Специфика процесса выбора старшеклассниками будущей профессии нашла отражение в работе С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева [7]. Российские исследователи рассматривают профессиональное самоопределение и планирование карьеры старшеклассников с позиции социальной практики, которая учитывает особенности рынка труда регионов нашей страны, а также состояние современного законодательства. Авторами разработаны рекомендации по использованию современных средств коммуникации и информации при проектировании старшеклассниками профессионального будущего.

Особого внимания заслуживает пособие Э. Ф. Зеера, А. М. Павловой, Н. О. Садовниковой «Основы профориентологии» [8], оно предназначено для студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Учеными разработаны технологии профессионального информирования, консультирования, диагностики, самоопределения и развития личности.

Представления о типах профессий, проекты профессиональных путей развития, проблемы соответствия человека определенным видам профессиональной деятельности находят отражение в работах Е. А. Климовой [9], Л. Д. Федоровой [10], Н. С. Пряжникова, Л. С. Румянцевой [11], Е. И. Фадеевой, М. В. Ясюкевич [12].

На современном этапе несомненный интерес вызывают исследования К. А. Дмитриевой, Т. Б. Рябининой [13], А. Соловьева [14]. Авторы систематизировали знания в универсальных энциклопедических изданиях, адресованных школьникам, и представили их в виде «введения в профессию», сделав акцент на самых востребованных профессиях российского рынка труда.

В зарубежной науке и практике тема профессиональной ориентации обозначена в исследованиях Ри Томсен [15], которая в своей книге “Career Guidance in Communities” рассматривает вопросы взаимодействия между повседневной жизнью, обучением, участием в профориентационной деятельности и переходом из системы образования на рынок труда. На основе критической психологии автор указывает на дилеммы и парадоксы как в «профориентации», так и «на рабочем месте». В данной книге рассматриваются вопросы профессиональной ориентации с точки зрения всех, кто участвует в профессиональном определении, консультировании и развитии карьеры.

В то же время Рональда Г. Султана [16] в своем объемном исследовании “Career Guidance and Livelihood Planning across the Mediterranean: Challenging Transitions in South Europe and the MENA Region” затрагивает проблемы массовой безработицы среди молодых людей, многие из которых инвестировали в высшее образование в надежде, что в будущем полученные ими знания и навыки будут полезны. Однако, по словам автора, в результате они оказываются не подготовлены к выходу на рынок труда, который зачастую не может в полном объеме удовлетворить их притязаний. И хотя такие проблемы требуют структурных ответов на макроэкономическом уровне, автор уверен, что профориентационная работа играет важную роль в решении как государственных, так и частных проблем.

В отличие от книг, в которых основное внимание уделяется только навыкам, необходимым для выбора будущей профессии, в книге “Careers Guidance in Context” авторов Билла Говарда, Фиал Мигнота, Маркуса Оффера и Мелвина Руффа [17], рассматриваются факторы, определяющие функционирование рынка труда, а также дается подробное руководство по профориентированию для специалистов. Авторы “Careers Guidance in Context” переоценивают концепцию «карьеры» в свете экономической реструктуризации, глобализации и роста информационных технологий. В своем исследовании они объединяют современные теории о профориентационной работе и обсуждают важность интеграции теории и практики. Изучая процессы, в которых участвуют специалисты по профориентации при работе с отдельными учениками, авторы также исследуют данные вопросы в рамках групповой работы – область, которая ранее игнорировалась в литературе.

Работы указанных исследователей посвящены вопросам теории и практики профориентации, а также изменениям в организации и содержании профориентационной деятельности.

Помимо этого ряд ученых рассматривают проблемы консультирования в профориентационной деятельности. Например, Дэйв Капуцци и Марк Д. Стауффер в своей книге “Career Counseling: Foundations, Perspectives, and Applications” [18] не только представляют набор инструментов и стратегий для специалистов в области профориентационной деятельности, но и обозревают исторические и теоретические основы профориентационной деятельности, навыки и методы, необходимые для консультирования по вопросам карьеры, и контекстуальные перспективы планирования карьеры и образа жизни.

Авторы книги “Career Counseling” Роберт Нейтан и Линда Хилл [19], считают, что профориентационная работа зачастую ошибочно сводится только к консультированию по поиску оптимального карьерного пути. Исследователи дают подробное пояснение того, что такое профориентационная работа с их точки зрения, почему людям необходимо пользоваться услугами специалистов по профориентированию, и указывают на множество контекстов, где оно (профориентирование) может использоваться. Нейтан и Хилл подробно описывают навыки, инструменты и методы консультирования по вопросам карьеры. Также они подчеркивают важность использования подхода «целостной личности» при выборе или сохранении карьеры.

В учебном пособии Хэйзел Рид “Introduction to Career Counselling & Coaching” [20] приводятся ключевые методы и модели профориентационной работы, а также рассматриваются основные навыки, необходимые ученикам для карьерного самоопределения. Автор обращается к тематическим исследованиям в данной области, предлагает множество вопросов для рефлексии и самоанализа.

Принципы и технологии профессиональной ориентации нашли отражение в трудах Шаши Прабха Шарма [21]. Данный труд представляет собой исследование базовых концепций, стратегий и методов профориентации, методов понимания личности и методологии раскрытия личностных ресурсов и творческого потенциала.

Стоит отметить, что специфика проектного управления процессами приобрела особую популярность в научной среде с развитием контекстного (ситуационного) управления, среди современных зарубежных и отечественных исследователей можно выделить труды Ньютона Ричарда [22], который приводит в своих работах не только теорию, но и практику управления проектами. Рассказывает о том, как собрать команду проекта, как составить описание и разработать план реализации проекта, а также как контролировать сроки и бюджет.

В учебнике известных американских ученых Дж. Мередита, С. Мантела [23] отражены все этапы проектирования, в том числе: интеграция проектной стратегии организации; определение цели проекта; разработка проектного плана; управление риском; сокращение времени исполнения проекта; календарное планирование ресурсов; лидерство и управление проектными командами; партнерство при проектировании; измерение, оценка и аудит состояния проектирования.

Джефф Сазерленд является основателем методики Scrum, которая помогает реализовывать проекты в несколько раз быстрее и эффективнее. Методология Сазерленда использовалась и используется компаниями-разработчиками программного обеспечениями по всему миру, однако на сегодняшний день она также адаптирована для других отраслей – финансов, здравоохранения, высшего образования, телекоммуникаций. В книге «Scrum. Революционный метод управления проектами» [24] он подробно описывает разработанный им подход к решению проектных задач.

Ким Хэлдман – одна из немногих менеджеров-аналитиков Запада, придерживающихся в стратегии подхода к управлению проектами не традиционного изложения проектного подхода как жестко детерминированного процесса, ставящего во главу угла однозначное обеспечение максимума соответствия должностным инструкциям и функциям членов команд, жестко диктуемых начальством. В своей книге «Управление проектами. Быстрый старт» [25] она приводит термины, концепции и процессы, соответствующие американскому стандарту управления проектами (Giude to the Project Management Body of Knowledge – PMBOK).

В свою очередь, синтез теории и практики управления проектами в отечественной науке нашел отражение в работах Г. А. Поташевой [26], А. И. Балашова, Е. М. Роговой, М. В. Тихоновой, Е. А. Ткаченко [27], А. Т. Зуба [28] и др.

 

Методологическая база исследования

 

Как показал анализ состояния изученности проблемы, тема профориентационной работы достаточно широко представлена в исследованиях и отечественных, и зарубежных ученых. Современная профессиональная ориентация в школе состоит из профессионального просвещения, развития профессиональных интересов и склонностей, профессиональных консультаций, а также психолого-эмоциональной поддержки и помощи в принятии решений [29]. Однако, как показывает практика работы в вузе, указанный перечень направлений школьной работы не всегда имеет необходимый результат на выходе.

Данные обстоятельства обусловили постановку цели исследования: провести мониторинг эффективности профориентационных мероприятий, реализуемых в школах города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и на основе полученных данных разработать проект «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы». Для организации и реализации проекта была сформирована команда проекта (семь человек) из преподавателей, сотрудников и студентов (II–III курсов) ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (далее – Нижневартовский университет).

Респондентами опроса стали студенты первых курсов Нижневартовского университета. В ходе исследования было опрошено 113 студентов первых курсов, обучающихся на трех факультетах: гуманитарном, факультете информационных технологий и математики, факультете экологии и инжиниринга. Выбор в качестве респондентов студентов I курса не случаен, так как именно данная категория студентов прошла все этапы системы школьной профориентационной работы в недавнем прошлом. Опрос проводился посредством Google-форм в сети Интернет. Результаты опроса представлены в графиках и диаграммах. Полный текст опросника приведен ниже.

1. Какие формы профориентационной работы использовались в твоей школе?

-          индивидуальная работа с психологом;

-          коллективная работа с психологом;

-          лекции, классные часы;

-          городское мероприятие «Абитуриент»;

-          встречи с представителями профессий;

-          тестирование;

-          тренинги;

-          посещение дней открытых дверей в вузах;

-          свой вариант ответа _________________________________

2. Помогли ли тебе школьные профориентационные мероприятия с выбором будущей профессии?

-          да;

-          нет.

3. Кто (или что) повлиял(о) на твой выбор будущей профессии?

-          родители;

-          учителя, классный руководитель;

-          профориентационные мероприятия в школе;

-          личные предпочтения;

-          востребованность профессии на рынке труда;

-          друзья и знакомые;

-          социальные сети, Интернет;

-          свой вариант ответа _______________________________

 

 

Результаты исследования

 

Результаты опроса показали, что на данный момент система профориентационных мероприятий в школах города оказывает недостаточное влияние на выбор выпускниками своей будущей профессии. Кроме того, зачастую школьными психологами и преподавателями используется не весь спектр возможных мероприятий в рамках профориентационной работы, а наиболее популярные формы в большинстве своем предполагают коллективную работу и не учитывают индивидуальный вектор развития учащихся.

Так, по результатам ответов на первый вопрос: «Какие формы профориентационной работы использовались в твоей школе?» – наиболее популярными (их выбрали 67% опрошенных) в рамках школьной профориентационной программы являются лекции и классные часы, посвященные различным профессиям. Еще 60% респондентов отметили, что в школе проходили различные тесты, которые должны были помочь им определиться с будущей профессией, 54% старшеклассников принимали участие в городском профориентационном мероприятии «Абитуриент», а 48% определились с будущей профессией на дне открытых дверей в вузах города. Чуть менее половины опрошенных студентов 45% посещали коллективные занятия по профориентации в школе. Наименее популярными формами профориентационной работы в школах города являются встречи с представителями профессий – их выбрали 27% студентов; индивидуальная работа с психологом – 17% и тренинги – 13%. Наглядная статистика результатов по первому вопросу представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Статистика ответов по первому вопросу:

«Какие формы профориентационной работы использовались в твоей школе?»

 

Цель второго вопроса – выяснить, помогают ли выпускникам профориентационные мероприятия, проводимые в школах, определиться с будущей профессией. Неоспоримое большинство 73% ответили отрицательно (рис. 2). Следовательно, можно говорить о том, что используемые методы профориентационных мероприятий, предлагаемые сегодня школьникам, не в полной мере выполняют свое основное предназначение: помощь выпускникам в совершении осознанного выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности; повышение уровня компетентности подростков в сфере планирования карьеры.

 

Рис. 2. Статистика ответов по второму вопросу:

«Помогли ли тебе школьные профориентационные мероприятия с выбором будущей профессии?»

 

Ответы на третий вопрос должны были продемонстрировать, чем именно руководствовались нынешние первокурсники при выборе будущей профессии, будучи старшеклассниками. Результаты ответов на вопрос «Кто (или что) повлиял(о) на твой выбор будущей профессии?» отражены на рис. 3.

Абсолютное большинство – 81% респондентов – при выборе направления руководствовалось собственными предпочтениями; 28% принимали во внимание фактор востребованности профессии на рынке труда, еще 23% сделали свой выбор под влиянием родителей; 11% и 9% исходили из мнения учителей или информации в социальных сетях и Интернете соответственно; 6% – прислушались к советам друзей, для такого же количества опрошенных оказалась полезной профориентационная работа в школе.

 

Рис. 3. Статистика ответов по третьему вопросу:

«Кто (или что) повлиял(о) на твой выбор будущей профессии?»

 

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в школах города Нижневартовска система профориентационной работы с выпускниками нуждается в оптимизации, использовании новых форм, актуальных современным запросам выпускников. Отсутствует или слабо выражено психолого-педагогическое сопровождение школьников на пути определения вектора профессионального развития, основанного на индивидуальных моральных, умственных и физических возможностях. Преимущественно используются коллективные формы (лекции, классные часы, городские мероприятия и др.). Заслуживает внимание и тот факт, что современные старшеклассники в большей степени руководствуются личными предпочтениями при выборе будущей профессии, и здесь важную роль приобретает обязательное наличие сформированного знания и реального представления о профессии у каждого обучающегося.

Результаты опроса послужили поводом для разработки профориентационного проекта «Профориентация: новый взгляд на старые проблемы» в рамках гуманитарного факультета Нижневартовского государственного университета.

Классификационные характеристики проекта:

-          по сфере деятельности: социальный;

-          класс проекта: монопроект;

-          масштаб проекта: корпоративный;

-          длительность проекта: краткосрочный;

-          сложность проекта: простой;

-          вид проекта: учебно-образовательный.

Цель проекта: создание оптимальных условий для осознанного выбора направления подготовки в высшей школе и вида профессиональной деятельности у старшеклассников общеобразовательной школы.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 – апрель 2019 года.

Участники проекта: ученики 11-х классов общеобразовательных школ города (10 человек).

Команда проекта:руководители проекта – преподаватели кафедры, руководитель психологической службы университета; кураторы проекта – студенты II–III курсов.

Модуль 1. Психологический (сроки реализации: 28.10–06.11.2018 г.)

Цель модуля:определение способностей и наклонностей к виду профессиональной деятельности.

Исполнитель:руководитель психологической службы университета.

Примерный перечень видов мероприятий:

-          знакомство с родителями и обучающимися;

-          индивидуальное тестирование психологических особенностей обучающихся;

-          индивидуальное консультирование по результатам тестирования.

Модуль 2. Учебный (сроки реализации:25.12.2018–09.01.2019 г.)

Цель модуля: погружение в процесс учебно-воспитательной деятельности высшей школы.

Исполнители: руководители проекта и кураторы.

Примерный перечень видов мероприятий:

-          открытые лекции;

-          внеаудиторные мероприятия в соответствии с планом воспитательной и научной работы университета и факультета;

-          экскурсии и т. д.

Модуль 3. Профессиональный (сроки реализации: 26.03–01.04.2019 г.)

Цель модуля: знакомство с профессиональной деятельностью на практике.

Исполнители: работодатели (базы практик).

Примерный перечень видов мероприятий:

-          экскурсии на рабочее место;

-          работа в качестве помощников и т. д.

 

Заключение

 

Выбор проектного метода для достижения поставленной цели обусловлен необходимостью контекстного (ситуационного) управления профориентационной работой в современных условиях. Постоянная изменяемость действительности и уникальность факторов внешней среды в каждый отрезок времени диктует необходимость управления «здесь и сейчас» [30]. Не вызывает сомнения, что метод проектов позволит оптимизировать процесс решения выявленных проблем в профориентации обучающихся в заданный промежуток времени и в рамках имеющихся ресурсов. Помимо решения социальных задач профориентационного плана проектный метод предусматривает командную работу, инновационную деятельность, ответственность каждого члена команды, целеустремленную активность участников – все это профессиональные компетенции, которые будут формироваться у студентов благодаря участию в проекте [31].