Full text

Немало проблем и задач стоит сейчас перед учителем средней общеобразовательной школы в связи с реформированием современного образования. Необходимо вывести преподавание химии на качественно новый уровень, усилить практическую сторону в изучении этого предмета. К сожалению, часто все попытки педагога остаются безрезультатными, поскольку у детей отсутствует интерес к учебе.

Поэтому главной задачей на современном этапе реформирования процесса обучения химии является воспитание потребности в ее изучении, развитие интереса к учебе, выработка умений и навыков коммуникативно оправданно пользоваться основной терминологией по химии в разных жизненных ситуациях, а также осуществление учебно-воспитательного процесса в атмосфере взаимодействия, дружбы, эмоционального содружества.

Именно поэтому проблема активизации познавательной деятельности школьников относится к числу наиболее актуальных в современной дидактике и методике изучения отдельных предметов. В исследованиях ученых принцип активности трактуется как основной принцип обучения. Обращается внимание на то, что все остальные дидактические принципы могут функционировать только на основе внедрения принципа активности, который является показателем уровня реализации принципов обучения.

К тому же познавательная активность – качественная характеристика познавательной деятельности. В большинстве научных источников познавательная активность трактуется как стремление к приобретению знаний. Мастерство учителя состоит в том, чтобы в основу обучения положить это ценное новообразование, возбудить жажду знаний. Иными словами, учитывая стремление к знаниям, решить второй, не менее важный аспект проблемы – это потребность в обучении как деятельности, в процессе которой и удовлетворяется познавательная активность.

У школьников урок должен состоять из нескольких объединенных общей целью частей, их деятельность должна быть разнообразной. Значительное место в ней отводится действиям с предметами. Важно, чтобы занятия включали в себя элементы игры. С помощью дидактической игры ребенок усваивает программу значительно легче и успешнее, особенно если он недостаточно готов к обучению.

Руководство процессом обучения состоит в побуждении внешней и внутренней активности ученика, в результате чего он усваивает знания, вырабатывает умения и навыки, развивается как личность. На развитие личности школьника влияют и другие виды деятельности.

Учителя химии испытывают определенные сложности в связи с тем, что приступать к изучению химии обучающиеся начинают в возрасте 13–14 лет, в восьмом классе. Следовательно, на преобразование задатков в дарование у педагога уже нет времени, зато он может определить талантливого ученика и обдумать его дальнейшее обучение.

Сегодня школа ждет учителя, который не стоит над учеником, а общается и действует совместно с ним, умеет организовать диалог, дискуссию, применяет интерактивные методы, обладает средствами поддержания внимания и работоспособности класса, создает надлежащие условия для саморазвития, самопознания и обучения с помощью интереса.

По мнению авторов целостной модели (Франсуазы Деламар Ле Деист и Джонатана Винтертона), для создания более определенной типологии компетенций нужно проводить исследование, где примут участие не только страны Европейского Союза, но и другие государства; таким образом, этот вопрос носит более глобальный характер чем мы думаем.

Типология компетенций [1]

 

 

Личностные компетенции

Профессиональные компетенции

Концептуальные

компетенции

Когнитивные компетенции

Метакомпетенции

Операционные компетенции

Функциональные компетенции

Социальные компетенции

 

Сложившаяся социальная компетентность – это способность действовать по правилам в различных ситуациях [2]. Сформировать общекультурную компетентность в процессе обучения химии – значит обеспечить формирование нравственных качеств, толерантного поведения.

А способность обучающихся организовывать и контролировать свою учебную деятельность – это сложившаяся компетентность – умение учиться. Основными же задачами начального курса химии являются формирование у обучающихся положительной мотивации к изучению естественных наук, умения учиться, коммуникативных умений; развитие видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма); социокультурное развитие личности.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Исторический подход к пониманию познавательной культуры наиболее полно представлен в работах Е. Каратаевой [3], Н. А. Лошкаревой [4], В. А. Сластенина [5] и др.

В работе «Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия» Е. Каратаева рассматривает проблему субкультуры детства, показывает возможности детского коллекционирования в познавательном и коммуникативном развитии школьников.

Н. А. Лошкарева классифицировала общеучебные умения на четыре группы: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные (учебно-логические) и учебно- коммуникативные умения.

В. А. Сластенин определяет четкость социальной и профессиональной позиции представителей педагогической деятельности как важнейшее требование, которое предъявляет эта профессия. Позиция педагога (социального педагога) – система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности.

В научной литературе проблема формирования познавательной культуры раскрывается с различных позиций. Психологические аспекты формирования познавательной культуры личности рассматривают Л. Н. Мишина (говорит о конкретных путях внедрения принципов межкультурного и межконфессионального диалога и диалоговых методик в образовательный процесс) [6], Ю. А. Конаржевский (доказал полезность, научную обоснованность и практическую целесообразность аналитической познавательной деятельности в процессе управления образовательными системами) [7], Н. Н. Тулькибаева (определяет «познание» как образовательную деятельность ученика, понимаемую как процесс творческой деятельности, которая формирует их знания) [8] и др.

В педагогике проблема формирования интеллектуальной культуры изучается с точки зрения отбора эффективного содержания, методов и форм обучения и воспитания личности: И. Г. Долинина исходит из понимания того, что культура личности студентов – интегративная характеристика, включающая приобретенный опыт социального поведения и взаимодействия, основанный на фундаментальных знаниях, сознании и способах мышления, усвоение ценностей, сложившиеся программы деятельности поведения и общения, социализация [9]; А. К. Громцева рассматривает самообразование как личностно целенаправленную систему познавательной деятельности [10]; В. В. Краевский говорит об ориентирах для осмысления научной работы, относящихся к логике исследования, в первую очередь диссертационного [11]; П. А. Оржековский применяет образные сравнения в обучении химии в роли средств повышения эмоционального фона обучения, что является одним из условий развития познавательной активности [12] и др.

Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов, таких как Г. Р. Аляутдинова (анализирует организацию процесса обучения с помощью интеллектуальной обучающей) [13], С. Е. Шишов (рассматривает мониторинг качества образования в школе) [14] и др. Интересны и необходимы проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики обучения детей, не готовых к обучению в школе (1994–1999).

Проблема формирования интеллектуальной культуры у обучающихся в условиях общеобразовательной школы исследована А. Н. Лук (считает, что творчество – это факт нестандартного решения простой задачи, способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного) [15]; Г. А. Бордовский понимает под образованием необходимость овладения личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-этической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие [16]; И. А. Зимняя считает, что сущность личностно ориентированного образования раскрывается через создание условий для активизации учащегося за счет субъектного опыта, подчеркивая его уникальность, деятельностную природу и личностно-деятельностный подход [17]; Г. И. Щукина под сутью познавательного интереса понимает избирательную направленность личности на процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого» [18].

Как следствие, в ряде психолого-педагогических исследований поставлен вопрос о необходимости формировать у обучающихся познавательную активность через познавательный интерес. В последние десятилетия практика педагогов-новаторов А. К. Громцевой (под самообразованием понимается целенаправленная, самостоятельная познавательная деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых политических, профессиональных и образовательных знаний) [19], П. А. Оржековского [20], доказала, что это не только возможно, но и стимулирует самообразование обучащихся. Как отмечает П. A. Оржековский, «организация творческого процесса учителем должна осуществляться не с позиций авторитаризма, а представлять собой одну из форм сотрудничества с учениками» [21]. 

Процесс формирования исследовательских умений и навыков школьников анализировали Е. А. Александрова [22], Е. В. Яковлев [23] и др.

В работе «Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития» Е. А. Александрова доказывает, что в современном образовании индивидуализация не предполагает изоляцию обучающегося от сообщества учеников и преподавателей, социализация помогает свершиться индивидуализации.

В свою очередь Е. В. Яковлев в работе «Педагогическое исследование: содержание и представление результатов» представляет авторскую точку зрения на структуру, содержание и процедуры построения педагогической концепции как результата научно-педагогического исследования. Дано обоснование и характеристика ее возможного наполнения с учетом современных научных достижений.

По мнению Г. Л. Щукиной, познавательная активность школьника – это интегральное свойство личности, интенсивно формирующееся в школьные годы и влияющее на весь процесс учебной деятельности. Это и предпосылка, и результат развития школьника; это и цель, и средство, и результат активизации учебно-воспитательного процесса [24]. Ученый отмечает, что познавательная деятельность – особая деятельность, ведь субъектом его является ученик. И от того, каким будет учебный процесс – активным или пассивным, зависит конечный результат.

По результатам исследования Р. Бояциус [25] сформировал определение компетенции, в которое входят мотивы, особенности, навыки, видения себя и социальной роли человека; кроме того, знания.  В своей работе автор ориентировался на дифференциацию моделей поведения, которую разработал Дэвид Маклеленд [26].

 

Методологическая база исследования

 

Методологическую основу исследования составили системный подход, позволяющий представить процесс формирования познавательной культуры школьников как взаимосвязанную совокупность компонентов.

Системный подход – одно из главных направлений методологии специального научного познания и социальной практики, цель и задачи которого лежат в исследованиях определенных объектов как сложных систем.

Системный подход способствует формированию соответствующей адекватной формулировки сути исследуемых проблем в конкретных науках и выбору эффективных путей их решения. Методологическая специфика системного подхода состоит в том, что целью исследования является изучение закономерностей и механизмов образования сложного объекта по определенным составляющим.

 При этом особое внимание обращается на многообразие внутренних и внешних связей системы, на процесс (процедуру) объединения основных понятий в единую теоретическую картину, что позволяет выявить сущность целостности системы.

Системный подход – это категория, которая не имеет единого определения, поскольку трактуется слишком широко и неоднозначно.

В литературе приводятся следующие трактовки системного подхода:

-                    интеграция, синтез рассмотрения различных сторон явления или объекта (А. Холл);

-          адекватный метод исследования и разработки не любых объектов, произвольно  называемых системой, а лишь таких, которые являются органическим целым (С. Оптнер);

-          выражение процедур представления объекта как системы и способов их разработки (В. Садовский);

-          широкие возможности для получения различных утверждений и оценок, которые предусматривают поиск различных вариантов выполнения определенной работы с последующим выбором оптимального варианта (Д. Бурчфильд).

 

Результаты исследования

 

Речевыми навыками общения должны овладеть прежде всего учителя, которые формируют эти умения у обучающихся, иначе процесс обучения не будет успешным. Учитель средней общеобразовательной школы должен быть творческой личностью, способной развиваться и адаптироваться в социуме. А еще должен иметь следующие характеристики: решительность, активность, инициативность, коммуникабельность, ответственность, умение анализировать и осуществлять самоконтроль, уверенность в себе, умение формировать детский коллектив и работать в нем.

Процесс обучения может иметь репродуктивный характер, то есть когда не происходит изменений в сознании школьника, осуществляется заучивание услышанного и прочитанного без сознательного осмысления содержания. Или же обучение происходит в условиях самостоятельного поиска, творчества. При этом знания проходят другой путь: через мнение, свободу и саму личность в целом. Деятельность обучающихся не должна сводиться к слушанию учителя и воспроизведению услышанного; она включает наблюдение над фактами языка, осмысление и сопоставление, применение знаний на практике. Иными словами, в зависимости от характера познавательной деятельности различают три уровня самостоятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В некоторых работах называется еще и четвертый уровень – репродуктивно-вариативный.

Приходим к выводу, что не всякая информация может заинтересовать, а прежде всего та, в которой есть элемент новизны. Конечно, именно она вызывает ориентировочно-исследовательскую деятельность обучающихся. В процессе умственного развития ребенка захватывает и становится объектом интереса то, что уже доступно для него, но не стало еще привычным, хорошо известным, то есть познавательная активность неразрывно связана с умственным развитием, знания – необходимое условие мышления и активизации.

Учебная деятельность в восьмых и девятых классах подчинена определенным закономерностям. Одна из них заключается в том, что весь процесс преподавания происходит в форме развернутого представления детям главных компонентов учебной деятельности, в которую они активно включаются.

Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие психических процессов – памяти, внимания, воображения.

Именно эти процессы, по данным психологов, основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. С целью развития познавательной активности обучающихся необходимо:

- на каждом уроке применять познавательные задачи;

- общепознавательные умения формировать в четкой последовательности и системе, начиная с самого простого.

Эту работу надо проводить эпизодически, а на каждом уроке каждое умение формировать поэтапно.

Это означает создание мотивационной готовности обучающихся к выполнению определенного вида деятельности, усвоение образца действий, первичное применение умений выполнять тренировочные упражнения;

- развивать приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение), которые лежат в основе познавательных умений.

В условиях демократизации и национального возрождения система образования должна обеспечить качественно новый уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки. Меняются приоритеты целей обучения: на первый план выдвигается его познавательная функция, культивируется активность, самостоятельность, нестандартность мысли, что обеспечивает развитие интеллекта ребенка [27].

Главная задача учителя – добиться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов детей. Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов.

Только когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без поисков путей активизации познавательной деятельности обучающихся, ведь дети должны не только усвоить определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять взаимосвязь между понятиями, рассуждать. А добиться этого можно только средствами, которые активизируют познавательную деятельность. К ним относятся: дидактические игры, игровые ситуации, задания творческого характера, нестандартные задачи [28]. Развитию познавательной активности в средних классах должно уделяться особое внимание еще и потому, что именно в этих классах формируются основные интеллектуальные умения.

Условиями формирования познавательной культуры школьников являются:

а) понимание ребенком смысла и значения материала;

б) новизна в содержании обучения;

в) использование оптимальной системы тренировочных, творческих, познавательных и других задач;

г) практическая направленность материала;

д) самостоятельность детей в их деятельности;

е) высокая эффективность каждого урока;

е) глубокое знание учителем предмета, интерес к нему, умение заинтересовать им детей [29].

Сформировать духовно богатую, социально активную личность можно только в том случае, если она овладеет языком как средством общения, познания, самовыражения, самоутверждения в коллективе. Если на уроках химии систематически использовать специально организованные упражнения и задания и обосновывать их при изучении материала, то развитие познавательной активности школьника значительно ускорится.

Именно поэтому при проведении уроков химии автор использует для обучения решение сложных задач МОНАП (модель обучения навыкам алгоритмической природы): специальных средств, с помощью которых можно проектировать интеллектуальные обучающие системы (ИОС) [30]. Эта программа реализует алгоритмы адаптивного управления процессом обучения решения учебных задач по химии автоматически. Обучающийся решает олимпиадные задачи, опираясь на определенные правила, причем каждому уровню сложности задачи соответствует определенное количество правил. 

Для формирования обучаемой задачи необходимо учитывать текущие знания обучаемого. Совокупность банка учебных задач и необходимой соответствующей программы должна поддерживаться компьютерной программой для обеспечения предъявления обучающемуся задачи. Созданная подсистема диагностики должна обеспечивать: ввод ответа обучаемого; анализ ответа, определение типов и количества допущенных ошибок; формирование обратной связи. Благодаря включению в структуру файла «ПРАВИЛО» обучаемому система может сформировать ответ на его вопрос «ПОЧЕМУ?».  Вот на чем строится современное развивающее обучение как модель, призванная совершенствовать мыслительные процессы ученика с учетом возможностей каждого ребенка. Это обучение с помощью МОНАП на уроках естествознания является главным признаком принципа симфонизма, а не унификации.

 Для успешного существования образовательного поля важно формировать познавательную самостоятельность ребенка, создать условия, при которых интеллектуальная пассивность обучающихся станет невозможной.

Для решения этих задач был разработан и апробирован элективный курс для обучающихся старших классов «Химия в расчетных задачах». Данный курс способствует формированию их познавательного интереса и творческих способностей, оказывает влияние на профессиональную ориентацию школьников. Этот курс будет являться дополнением к базовому уровню обучения обучающихся. Включает 34 учебных часа (один час в неделю).

 

Календарно-тематический план по элективному курсу «Химия в расчетных задачах» для 10-го класса (Calendar-thematicplanoftheelectivecourse "Chemistryinthecalculationtask" forgrade 10)

 

Дата

№ п/п

Название темы (кол-во часов)

Номер урока

Тема урока

Мониторинг отслеживания результатов

 

1

Расчеты по формулам химических веществ (два часа)

1

Относительная плотность газов

 

2

Массовая доля элементов в веществе

 

2

Решение задач, связанных с растворами веществ (пять часов)

3

Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация

 

4

Массовая доля растворённого вещества

5

Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества

6

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона»

7

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона»

 Закрепление

 

3

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции (семь часов)

8

Нахождение массы вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ

 

9

Нахождение объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ

10

Нахождение массы вещества или объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Закрепление

 

11

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях

12

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях. Закрепление

13

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке

14

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. Закрепление

 

4

Расчёты по термохимическим уравнениям (два часа)

15

Расчёты по термохимическим уравнениям

 

16

Расчёты по термохимическим уравнениям. Закрепление

 

 

5

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля» (девять часов)

17

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества

 

18

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. Закрепление

19

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси (%)

20

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси (%)

 

Эффективность развивающего обучения проявляется прежде всего в активизации учебной деятельности школьников. Активизация учебной деятельности обучающихся выражается в основном в том, что главными в работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании обучающихся полученной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Тесная связь теории и практики в обучении созревает в условиях активизации познавательной деятельности. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляется в процессе их подсознательного применения.

Многократные переходы от теории к практике и наоборот являются одним из требований успешного усвоения знаний, условиями, в которых учащиеся не только продуктивно и рационально овладеют знаниями, осознают их, приобретут необходимые навыки и умения применять их в новых ситуациях, но и разовьют свои способности, реализуют свой творческий потенциал, заложат основы постепенного перехода к самостоятельному обучению и регулирования своей умственной деятельности [31].

Познавательная активность ребенка обусловливается одной из ведущих закономерностей психического развития ребенка – индивидуальностью [32]. Важнейшую роль в обучении играет правильно организованный процесс. Если он соответствует особенностям психической деятельности каждого ученика, тогда создаются благоприятные условия для успешного восприятия и усвоения материала. Индивидуального подхода требуют все дети. Нельзя ориентироваться на некоего среднего ученика и поэтому ограничивать познавательную деятельность школьника, имеющего сравнительно низкую степень логического мышления.

Индивидуализация обучения должен удовлетворить двум основным требованиям: предотвращению отставания слабо успевающих и обеспечению развития интересов, склонностей, способностей всех учащихся в соответствии с их качествами, особенностями психики. Прежде всего, нужно индивидуализировать познавательную деятельность школьников на уроке, выполнение домашних заданий и внеклассной работы. Легче всего это делать во время закрепления учебного материала и его практического применения; труднее – когда дети осваивают новые знания.

Правильно организованная работа, внимание к каждому ребенку способствуют тому, что его умственные силы будут развиваться непрерывно, а сам он почувствует себя сильным, способным, интересным для учителя и одноклассников [33]. Обеспечить условия, чтобы ученик был субъектом учебной деятельности, обязан каждый учитель.

Предпосылки этого следующие:

- надо создать надлежащие условия, чтобы каждый школьник сделал столько шагов, сколько может: нельзя всех научить одинаково;

- от охоты за ошибками перейти к их профилактике;

- создать комфортные условия для каждого ребенка (учиться без страха, охотно, с удовольствием) – выходить на режим свободного поведения и таким образом формировать и свободную личность.

В учебном процессе учитель предстает прежде всего как руководитель познавательной деятельностью детей и ее организатор.

Он создает условия, при которых у школьников могут наиболее рационально и продуктивно развиваться познавательные процессы. Урок является основным звеном процесса формирования познавательной активности школьников. На нем из отдельных «кирпичиков» складываются не только знания, но и чувства, переживания, умения рассуждать, логически мыслить, представлять, внимательно слушать. Основное условие развития познавательной активности – чтобы на каждом уроке как можно чаще звучало «почему?».

Развитие познавательных процессов помогает создавать благоприятные условия для индивидуального роста ребенка на основе свободы его духовного выбора, а именно:

- активизируют познавательную деятельность;

- раскрывают ребенка как личность;

- дисциплинируют мышление;

- учат правильности мысли;

- дают возможность проявляться психическим процессам и определять их уровень и качество;

- учат умению объективного оценивать себя, строить отношения с другими, жить по определенным правилам.

Формирование познавательной активности, самостоятельности школьников разного возраста способствует их всестороннему развитию в любой деятельности, благополучному существованию в коллективе. Особенно важным для учебной деятельности является познавательный интерес. Ни физический труд, ни учебная деятельность не достигнут своих высоких уровней развития без личного отношения к деятельности.

Интерес – важный толчок к любой деятельности, его можно считать начальной формой субъективного проявления, поскольку он выражает избирательный характер отношения и к деятельности, и к предметам, и к явлениям окружающей действительности. Интерес в учебно-познавательной деятельности – движущая сила обучения и учения. Равнодушный учитель не способен поднять своих учеников на активное, творческое достижение поставленных перед ними учебных целей. Равнодушный ученик похож на робота, обделенного человеческими качествами.

Не случайно и то, что проблема интереса в обучении прошла через века и утвердилась как важный фактор не только плодотворной учебы, но и всестороннего развития обучающихся [34].

В современной дидактике и педагогике накоплен значительный фонд исследований в области формирования познавательной культуры обучающихся [35]. За последние годы обращение теории обучения к деятельности, а также к личности ученика открывает значительные перспективы для развития этой проблемы в теории и практике обучения: появляются дополнения различных видов деятельности для того, чтобы раскрывать и приводить в действие потенциал обучающихся, вызывать интерес к знаниям, жизни в зависимости от потребностей каждого.

Здесь много не использованных практикой резервов как в соотношении различных видов деятельности с познанием, так и в их взаимодействии; сказывается влияние взаимосвязи обязательного обучения и свободной внеклассной деятельности; особое внимание обращается на взаимосвязь деятельности учителя и учащихся с целью формирования и развития между субъектных отношений, способствующих становлению субъективной позиции школьников и обогащающих деятельность учителя.

 

Заключение

 

Императивность требования учителя («читай», «решай», «изучай»), категоричность его суждения без привлечения обучающихся к активному обсуждению сложных вопросов, без стимулирования их размышлений и оценок не способствуют формированию познавательной любознательности, самостоятельности в обучении, познавательного интереса. Активную познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения можно обеспечить, создав соответствующие внешние и внутренние условия. К внешним условиям относится организация урока, его содержание, методы работы учителя.

Создание внутренних условий связано, прежде всего, с формированием учебных мотивов, самостоятельности, выработкой и использованием способов наблюдения и тому подобного. Развитие познавательных процессов необходимо для восприятия красоты и изящества суждений, четкого, исчерпывающего, лаконичного выражения мнений; для формирования умений абстрагировать, сосредоточиваться на структуре своей мысли, для развития интуиции.

На курсах повышения квалификации преподаватели должны включать изучение технических навыков, соответствующих тем, которые имеются в школах, а также внедрять новые технологии для поддержки изменения культуры использования технологий в школах [36].

Для детей школа является временем роста, открытий, игры, осознания себя, своих возможностей. В нашем случае оно употребляется по отношению к общим задачам планирования, организации и контроля познавательной деятельности школьников в процессе их педагогической подготовки, методическими приемами психолого-педагогической поддержки выступают: поощрение, создание ситуации успеха, проблемных ситуаций, учебно-познавательная игра, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, работа в микрогруппах [37]. Внедрение в учебный процесс ролевых игр, семинаров, диспутов, обсуждений будет способствовать установлению в ученической группе таких отношений, как доверие, терпимость, взаимопомощь, забота, которые будут влиять на создание благоприятной морально-психологической атмосферы учебного процесса. В результате такого подхода в обучении школьники будут иметь возможность через личный опыт получить знания, необходимые для практического и теоретического использования, что, в свою очередь, активизирует их познавательную и поисковую активность. Кроме того, у обучающихся будет улучшаться способность ориентироваться в новой ситуации, совершенствоваться умение найти свой подход к новой задаче; усиливаться желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их получения и т. п.    Развитие познавательной активности детей помогает расширить границы контакта с миром, стать более сильными, уверенными, мудрыми, способными к творческому мышлению, делать сознательный выбор, находить оптимальные пути решения любых проблем [38]. Итак, представленная система обучения более динамична, она позволит развить познавательную культуру обучающихся для совершенствования качеств личности [39]. При этом изменится сам характер познавательной деятельности: укрепятся стремление и умение самостоятельно мыслить; увеличится наблюдательность, умение сравнивать и выделять главное.