Full text

Введение

 

Существенный объем накопленных за последние годы данных указывает на то, что неблагополучие в семье и в целом жизненные стрессы оказывают неблагоприятное воздействие на адекватную возрасту социальную адаптацию подростков (А. В. Махнач). В современных социокультурных условиях констатируется высокий рост подростковой преступности в целом и рецидивной подростковой преступности в частности.

В нашей стране подросток, совершивший общественно опасное деяние, но не достигший возраста уголовной ответственности, по решению суда направляется в специальные образовательные организации закрытого типа (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа) для прохождения курса реабилитации (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, п. 4 ст. 15). Определяемый срок действия принудительной меры воспитательного воздействия не зависит от срока наказания, предусмотренного санкцией статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой квалифицировано деяние несовершеннолетнего, но он не может быть более трех лет. Данные образовательные организации представляют собой один из перспективных видов реабилитационных учреждений для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении и развитии. Вместе с тем организация реабилитационного процесса в специальных образовательных организациях закрытого типа постоянно подвергается критике вследствие того, что она недостаточно эффективно готовит подростка к противодействию факторам повторной преступности (А. С. Максимов). Актуальной остается проблема неготовности подростков с девиантным поведением после выпуска из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа к самостоятельной жизнедеятельности в социуме.

В процессе исследования было проведено массовое анонимное анкетирование педагогов, работающих в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Цель анкетирования – выявить уровень осознания педагогами сущности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Более половины педагогов, участвовавших в анкетировании (134 человека из 242, или 55%), идентифицируют как синонимы понятия «исправление» и «реабилитация». Выбирая характеристики содержания индивидуальной профессиональной деятельности по социально-педагогической реабилитации подростков-девиантов, они ориентируются на следующие показатели: повиновение, дисциплинированность, ответственность в учебной деятельности и на производстве. При этом педагоги понимают, что «исправленность» является показателем лишь хорошей приспособляемости воспитанников к условиям учреждения закрытого типа, к предъявляемым требованиям и режиму. Такие «исправившиеся» воспитанники (нередко активисты и опора воспитателя) часто «втихомолку» нарушают режим, курят, употребляют спиртное, насаждают культ силы, а выйдя из учреждения, совершают повторные правонарушения с большей осторожностью. В то же время подавляющее большинство ответивших на вопросы анкеты педагогов (212 человек из 242, или 88%) убеждены в том, что истинное исправление подростка-девианта возможно только при глубоких личностных изменениях как следствии его социально-педагогической реабилитации.

В связи с этим для успешной социализации подростков после выпуска из специальных образовательных организаций закрытого типа необходимы личностные качества, которые позволят им не только справиться с трудностями, но и позитивно развиваться в будущем (А. И. Лактионова, А. В. Махнач) [1, 2]. Социальная адаптация воспитанников специальных образовательных организаций закрытого типа возможна только при глубоких личностных изменениях как следствии их социально-педагогической реабилитации, которая должна быть ориентирована на гуманистическую парадигму, что наиболее эффективно проявляется в формировании у подростков навыков социально-личностной жизнеспособности. Подростки-правонарушители после определенного периода пребывания в специальных образовательных организациях закрытого типа возвращаются в социум, в те социально-культурные условия, из которых они были когда-то изъяты. В связи с этим формирование у них готовности к проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных реальных ситуациях повседневной жизнедеятельности – необходимое условие невозвращения их в криминальную среду.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Жизнеспособность – это одна из важнейших индивидуально-личностных характеристик человека, представляет собой способность человека управлять собственными ресурсами (здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами) и строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях, преодолевать серьезные проблемы, восстанавливаться, развиваться и ставить перед собой новые цели (А. И. Лактионова, А. В. Махнач и др.) [3, 4]. Конструкт «жизнеспособность» также является объектом кросс-культурных исследований, изучающих жертв насилия, террористических актов, экологических катастроф, а также подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ (Энтони, Кохлер, 1987; Р. Б. Кернс, Б. Д. Кернс, 1994; Фрейзер, 1999; Раттер, 1993 и др.) [5–8].

В своих исследованиях Ю. В. Науменко рассматривает жизнеспособность как «системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств для позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума» [9]. По мнению автора, «социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности (в трактовке Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова): 1) осознание индивидом непрерывности, постоянства и идентичности своего физического, психического и личностного Я; 2) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; 3) позитивное критичное отношение к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях, а также к ее результатам; 4) способность к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах; 5) способность изменять поведение и уточнять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств» [10].

Социально-личностная жизнеспособность человека рассматривается нами вслед А. В. Махначом и А. И. Лактионовой как «социально-личностный феномен субъектного управления собственными ресурсами (эмоциональная, мотивационно-волевая, когнитивная сферы) в контексте социальных, культурных норм и средовых условий с целью социальной адаптации» [11].

Анализ психологических и педагогических исследований, посвященных феномену «жизнеспособность», позволил сформулировать авторское понимание сущности социально-личностной жизнеспособности с девиантным поведением (М. П. Гурьянова, Е. А. Рыльская, А. И. Лактионова, А. В. Махнач, А. А. Нестерова, Е. Г. Шубникова и др.) [12–15]. Так, социально-личностная жизнеспособность – это интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению.

Понятие «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением» активно используется в педагогических исследованиях [16–22]. В большинстве исследований (Е. А. Обухова, Э. А. Маврина, И. С. Макарьев, Т. П. Аргунова, Е. В. Москвина и др.) социально-педагогическая реабилитация рассматривается как процесс включения подростков в разнообразные виды деятельности (учебную, трудовую, общественно полезную, социально ориентированную), которая способствует восстановлению их статуса, формированию положительного опыта жизнедеятельности, овладению просоциальными формами поведения для успешной социализации [23–27]. Учитывая, что рассматриваемый нами процесс социально-педагогической реабилитации реализуется в условиях специальных образовательных организаций закрытого типа, мы предлагаем определение понятия «социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением» через родовидовое отличие, благодаря чему оно станет не только явным, но и будет интегрировано в существующую систему педагогических дефиниций. Итак, социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в специальных образовательных организациях закрытого типа – это специально организованный педагогический процесс, направленный на изменения в ценностно-смысловой сфере личности подростков с девиантным поведением с целью формирования их социально-личностной жизнеспособности (принятие социально-культурных норм, правил жизнедеятельности и готовность подростков к проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных ситуациях повседневной жизнедеятельности) как необходимого условия возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации.

Ориентируясь на то, что «системообразующим фактором любого педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление», целью социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях специальных образовательных организаций закрытого типа является формирование их социально-личностной жизнеспособности [28]. Средство формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением – разнообразные по содержанию реабилитационно-воспитательные ситуации, которые в процессе смыслостроительства требуют от подростка проявления свойств субъекта жизнедеятельности и результат разрешения, которых будет определять возможность его возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации. В связи с этим реабилитационно-воспитательная ситуация – это специально спланированная событийная жизненная личностно-утверждающая ситуация, затрагивающая жизненные интересы подростка-девианта и принуждающая его к гармонизации своей социально-личностной жизнеспособности.

 

Методологическая база исследования

 

Методологическим основанием проектирования реабилитационно-воспитательных ситуаций как средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в процессе социально-педагогической реабилитации выступили идеи теории личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Реализация идей личностного подхода в процессе формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением является необходимым условием формирования личностного опыта воспитанников, развития «ядра субъектности» с учетом его социальной ситуации в процессе социально-педагогической реабилитации. При определении средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа мы также опирались на методологию событийного подхода в воспитании (Д. В. Григорьев, К. В. Дрозд, Е. М. Сафронова, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков и др.) [29–31], идея которого состоит в том, что все, что происходит в воспитательном процессе специальных образовательных организаций закрытого типа, должно носить событийный характер. Также в процессе исследования мы опирались на идеи компетентностного подхода в образовании. Теория и практика компетентностного подхода в сфере образования предполагает такое проектирование процесса образования, в ходе которого у обучающихся формируется целостный опыт решения трудных жизненных проблем, реализации ключевых личностных функций и социальных ролей, а также опыт овладения и осуществления самостоятельной деятельности в определенной области жизнедеятельности (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.) [32, 33].

В зависимости от типов личностных коллизий и анализа реального опыта социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в специальных образовательных организациях закрытого типа выделены следующие типы реабилитационно-воспитательных ситуаций:

–   ситуация успеха подростка в социально значимой деятельности, актуализирующая желание вновь пережить это чувство, преодолевая все трудности;

–   ситуация «столкновения» подростка с событиями, миром вещей и поступков, в которой им переживается дефицит социально-личностной компетентности и пробуждается желание усовершенствовать себя;

–   ситуация рефлексии собственного продвижения по пути гармонизации (модификации) своей социально-личностной жизнеспособности в процессе самоизменения;

–   ситуация поиска мотивов и целей повседневной жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей в открытом социуме для дальнейшей успешной социализации;

–   ситуация анализа, оценки и поиска решения подростком жизненных проблем, существующих в открытом социуме и мешающих ему в дальнейшей успешной социализации;

–   ситуация встречи подростка со «значимым ДРУГИМ», актуализирующая потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию.

Воспитанниками специальных образовательных организаций закрытого типа являются несовершеннолетние с девиантным поведением, которое заключается в неприятии и нарушении действующих социально-культурных норм повседневного бытия. В исследовании использовались обобщенные характеристики пассивной формы девиантного поведения (поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах неприятия существующей социальной действительности) и активной формы девиантного поведения (поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку, здоровью и благополучию окружающих людей). В связи с этим проектирование и использование реабилитационно-воспитательных ситуаций должно носить дифференцированный характер с учетом формы проявления девиантного поведения и личностных особенностей подростков.

Так, для подростков с активной формой девиантного поведения рекомендуется такая последовательность реабилитационно-воспитательных ситуаций: а) ситуация успеха в социально значимой и личностно привлекающей деятельности, которая способствует возникновению желания вновь пережить успех, преодолевая все трудности; б) ситуация поиска жизненных ценностей, мотивов и целей собственной жизни в открытом социуме для дальнейшей успешной социализации; в) ситуация встречи со «значимым ДРУГИМ», актуализирующая потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию; г) ситуация рефлексии собственного продвижения в процессе гармонизации социально-личностной жизнеспособности как результата самосовершенствования. Для подростков с пассивной формой девиантного поведения рекомендуется такая последовательность реабилитационно-воспитательных ситуаций: а) ситуация встречи со «значимым ДРУГИМ», актуализирующая потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию; б) ситуация поиска жизненных ценностей, мотивов и целей собственной жизни в открытом социуме для дальнейшей успешной социализации; в) ситуация анализа, оценки и поиска решения жизненных проблем, существующих в открытом социуме и мешающих дальнейшей успешной социализации; г) ситуация «столкновения» подростка с событиями, миром вещей и поступков, в которой им переживается дефицит социально-личностной компетентности и пробуждается желание усовершенствовать себя.

 

Результаты исследования

 

Охарактеризовав содержательно-деятельностный компонент социально-педагогической реабилитации как одной из форм педагогического процесса, рассмотрим соответствующие функции и принципы социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Традиционно функциями педагогического процесса являются (В. А. Сластенин, В. И. Смирнов, Е. Н. Шиянов и др.): образовательно-информационная; развивающая; воспитательная; ценностной ориентации (аксиологическая) и социальной адаптации. С учетом вышеизложенного:

‒     образовательно-информационная функция социально-педагогической реабилитации девиантных подростков проявляется в формировании специфических знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности по жизненному самоопределению и личностному самостроительству, необходимых для разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций;

‒     развивающая функция социально-педагогической реабилитации девиантных подростков реализуется в существенной перестройке смысловой сферы личности подростка-девианта на предмет жизненного самоопределения и саморефлексии как результат применения механизмов смыслоосознания и смыслотворчества при разрешении реабилитационно-воспитательных ситуаций;

‒     воспитательная функция социально-педагогической реабилитации девиантных подростков проявляется в актуализации механизма самовоспитания с целью формирования личностных качеств, необходимых для социально одобряемой жизнедеятельности и осознанных и принятых в результате разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций;

‒     аксиологическая функция социально-педагогической реабилитации девиантных подростков как одной из форм педагогического процесса проявляется в изменении жизненных установок и системы ценностей в результате разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций как необходимого условия возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации;

‒     функция социальной адаптации социально-педагогической реабилитации девиантных подростков реализуется в гармонизации их социально-личностной жизнеспособности, без позитивного проявления которой невозможна успешная социализация.

Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа как одна из форм педагогического процесса подчиняется общим принципам организации и функционирования педагогического процесса (целостный подход, непрерывность и целенаправленность воспитания; интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников; воспитание в деятельности и в коллективе), а также имеет свои особенности воспитательной среды специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа и поставленную цель (позитивные изменения в ценностно-смысловой сфере личности подростков с девиантным поведением с целью формирования их социально-личностной жизнеспособности для возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации). К специфическим принципам организации социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа относятся:

‒     принцип развивающей направленности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением (содержание предъявляемых подростку с девиантным поведением реабилитационно-воспитательных ситуаций должно приводить к систематическому уточнению и детализации феномена личного благополучия через успешную социализацию и, соответственно, способствовать его социально-культурной идентификации в различных жизненных ситуациях);

‒     принцип актуализации личностной направленности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением (системообразующей идеей для всех реабилитационно-воспитательных ситуаций, предъявляемых подростку с девиантным поведением, должна стать экзистенциональная проблема «содержание феномена личного благополучия и способы его достижения в реальных ситуациях повседневной жизни как результат и содержание успешной социализации»);

‒     принцип актуализации компетентностной направленности социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением (сочетание индивидуального проживания реабилитационно-воспитательных ситуаций и коллективной рефлексии возможных способов ее разрешения с целью оптимального проектирования индивидуальной стратегии поведения для успешной социализации).

 

Заключение

 

Соблюдение специфических принципов и функций организации процесса социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа будет содействовать формированию следующих личностных функций подростков с девиантным поведением (по В. В. Серикову) [34]: избирательность чужого и собственного опыта жизнедеятельности на предмет его ценности в сравнении с социокультурными установками, традициями и правилами; рефлексия собственной жизненной ситуации, самооценка своего поведения, статуса в коллективе, коммуникативной и деловой успешности в соответствии с социокультурными установками, традициями и правилами; соотношение существующего личностного опыта со стратегическими ценностями и планами личности – достижением состояния благополучия душевного и социального; саморегуляция и ответственность в принятии решения в разнообразных жизненных ситуациях с целью избегания проявления девиантного поведения и/или минимизации последствий возможных негативных воздействий окружающей социокультурной среды; потребность в самореализации через творчество и выход за пределы традиционности при проектировании индивидуальной стратегии жизнедеятельности для достижения состояния благополучия душевного и социального; умение быть свободным, самостоятельным, независимым от внешних авторитетов, ориентация в принятии жизненно важных решений на индивидуальные особенности и необходимость сохранения и поддержания своего благополучия душевного и социального.