Full text

Введение

 

Конец XX и начало XXI в. характеризуются углублением процессов информатизации общества, бурным развитием информационных технологий, возрастающим количеством информации во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время для принятия адекватных управленческих решений необходим анализ все большего объема информации, обработка которого в «ручном» режиме требует значительных затрат человеческих ресурсов и времени. Таким образом, необходимость подготовки специалистов в области применения информационных технологий стала очевидной. Военная область не является исключением, поскольку повышение эффективности действий войск напрямую зависит от скорости и правильности принятия управленческого решения.

В 2009 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 впервые в России открыта новая специальность высшего профессионального образования «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения». В настоящее время действует Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее – ФГОС), определяющий виды профессиональной деятельности и профессиональные задачи подготовки для этой специальности. В соответствии с ФГОС одним из основных видов деятельности специалистов в области применения информационных технологий является организационно-управленческая деятельность (далее – ОУД).

Наличие противоречий между современными требованиями к ОУД специалистов информационных технологий и качеством их подготовки требует системного анализа содержания и структуры ОУД для формирования эффективной модели обучения специалистов.

Таким образом, целью данного исследования является анализ педагогической литературы, теоретическое обоснование содержания и структуры организационно-управленческой деятельности военного специалиста в области применения информационных технологий.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Как отмечает в своем исследовании А. Ю. Шабайкин, ОУД означает деятельность по организации и управлению, осуществляемую в группах людей, входящих в социальные общности различных величин и качеств, и предполагающую организацию их жизнедеятельности, руководство и управление ими. Он рассматривает ОУД как деятельность, упорядочивающую структуры и процессы [1]. По мнению Г. П. Щедровицкого, организационную работу можно включать в управленческую деятельность, рассматривать организацию как средство решения управленческих задач [2].

Военные педагоги определяют ОУД как особый вид профессиональной деятельности будущего военного специалиста, состоящий в создании эффективной структуры управления и руководства организационно-техническими системами военного назначения и воинскими подразделениями в ходе подготовки и выполнения задач по предназначению. В структуре ОУД «организация» и «управление» – рядоположенные области деятельности, взаимно обусловливающие друг друга: «организация» является самостоятельным по отношению к управлению родом деятельности, не столько сопутствующим, сколько предшествующим ему, нацеленным на создание эффективной системы управления или внесение изменений в уже действующую систему [3]. Особое внимание исследователей уделяется формированию и совершенствованию культуры управления [4, 5], психолого-педагогической подготовке будущих офицеров к управленческой деятельности [6], формированию компетенций и готовности к осуществлению ОУД [7, 8].

На основании анализа работ в области ОУД, а также при рассмотрении ФГОС по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» для специальности 09.05.01 «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения» и квалификационных требований можно сделать вывод о наличии общих (универсальных) и специфических элементов в структуре ОУД.

Структура ОУД состоит из определенного набора функций, этапов, знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, требующих системного изучения, детального анализа и учета в процессе обучения в образовательной организации.

ОУД представляет собой реализацию административных операций или функций:

‒     целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи;

‒     прогнозирование – учет грядущего и выработка программы действий;

‒     организация – строительство материальной и социальной составляющей частей структурного подразделения;

‒     распорядительство – отдача указаний подчиненному персоналу (личному составу) с целью эффективной работы подразделения;

‒     координация – связывание, объединение, гармонизация всех действий;

‒     контроль – обеспечение деятельности подразделения согласно установленным правилам и отданным распоряжениям [9].

Каждый офицер в процессе выработки и принятия организационно-управленческого решения неизбежно проходит основные этапы, последовательная реализация которых позволяет успешно справиться с поставленной перед ним задачей.

Такими этапами ОУД являются:

‒     изучение и уяснение полученной задачи;

‒     расчет времени;

‒     информирование заместителей (подчиненных руководителей) о полученной задаче и мероприятиях, которые необходимо провести немедленно;

‒     оценка обстановки с заслушиванием предложений заместителей (подчиненных руководителей) и выработка замысла выполнения полученной задачи;

‒     доклад и утверждение замысла у старшего начальника, объявление его заместителям (подчиненным руководителям) (в части, их касающейся), отдача указаний по дальнейшей работе по принятию решения;

‒     доведение предварительных распоряжений до подчиненных подразделений (при необходимости);

‒     рассмотрение и утверждение замыслов подчиненных руководителей (при получении задачи в форме предварительного распоряжения);

‒     рассмотрение и утверждение замыслов заместителей по применению подчиненных подразделений и всестороннему обеспечению выполнения полученной задачи;

‒     завершение принятия решения (определение задач (подразделениям), основных вопросов взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления);

‒     доклад и утверждение решения у старшего начальника;

‒     объявление решения заместителям;

‒     проведение рекогносцировки (при необходимости);

‒     постановка задач подчиненным подразделениям;

‒     рассмотрение и утверждение решений заместителей по применению подчиненных подразделений и всестороннему обеспечению выполнения поставленных задач;

‒           рассмотрение и утверждение решений подчиненных командиров подразделений;

‒     планирование выполнения полученной задачи;

‒     рассмотрение и утверждение планирующих документов;

‒     организация взаимодействия, отдача указаний по всестороннему обеспечению и управлению;

‒     практическая работа по подготовке подчиненных руководителей и подразделений к выполнению поставленных задач (контроль исполнения и оказание помощи);

‒     доклад старшему начальнику о готовности к выполнению полученной задачи.

Готовность к ОУД предполагает наличие необходимых знаний, умений, навыков. Уточним сущность понятий «знания», «умения» и «навыки» применительно к ОУД офицера автоматизации.

Знания, умения и навыки в ОУД должны обеспечивать реализацию выпускниками образовательных организаций административных функций и являются фундаментом ОУД руководителя.

Американские исследователи Р. Блейк и Д. Мутон делят ОУД эффективного руководителя на две составляющие – это обеспечение производственных процессов и забота о персонале [10]. Применительно к деятельности специалистов в области автоматизации управления войсками первая составляющая включает в себя принятие и реализацию решений по применению информационных технологий. Вторая имеет целью сплотить личный состав подразделения, вовлечь их в процесс реализации решений, направленных на достижение целей, стоящих перед подразделением. Благодаря этому значительно повышается удовлетворенность подчиненных своей работой, а также достигается высокая эффективность деятельности подразделения и всей организации в целом.

В настоящее время знание приобрело междисциплинарный, многомерный характер и получило статус основного ресурса. Рассмотрение знания как экономического ресурса, стратегического приоритета, конкурентного преимущества и общественной ценности предопределило неизбежность изменений в образовательном процессе образовательной организации, направленных на осознание всеми субъектами образовательного процесса роли знания как ценности, обеспечивающей готовность выпускников, в том числе к ОУД [11].

Знания, полученные в образовательной организации, должны быть комплексными и соответствовать принципам:

-          энциклопедического реального образования (знания, полученные из учебников, и знания, подкрепленные практическими действиями);

-          развития способностей человека (воспитательная роль образования – развитие духовных способностей, которые способствуют эффективному обучению) [12].

Знания в ОУД – сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий в целях осуществления административных функций в рамках реализации процесса автоматизированного управления войсками.

Знания в ОУД специалиста автоматизации – это знания об управлении организацией, знания об управлении своим подразделением, знания об автоматизации управления организацией в частности и войсками в целом. Знания об автоматизации управления включают в себя как организационно-управленческую сторону деятельности, так и техническую. Без знания особенностей применения информационных технологий, принципов проектирования и функционирования информационных систем невозможно эффективно управлять подразделением, которое обеспечивает автоматизированное управление войсками.

Умения в ОУД – подготовленность к практическим действиям по управлению подразделением автоматизации, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки в ОУД – действия, доведенные до автоматизма.

Проанализировав работы авторов, посвященные понятиям «знания», «умения» и «навыки», необходимым для осуществления ОУД (К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин [13], Б. Г. Литвак [14], А. Г. Поршнев [15], З. П. Румянцева [16], К. П. Леонтьев, Е. И. Федак [17] и др.), в том числе зарубежных авторов (М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [18], М. Армстронг [19] и др.), а также требования общевоинских уставов [20], ФГОС, квалификационные требования и другие нормативные правовые акты, мы выделили основные знания, умения и навыки, необходимые будущему специалисту в области применения информационных технологий:

-          знания – об управлении и управленческих функциях; об организационно-управленческих решениях и распределении полномочий; об управлении военнослужащими и подразделениями; об организации планирования; об основах проектирования и организации эксплуатации автоматизированных систем специального назначения, информационных технологий и систем; об управлении проектами;

-          умения – выполнять анализ и оценку исходных данных; разрабатывать и реализовывать управленческие решения; выполнять управленческие функции; управлять подчиненными и собой; эксплуатировать информационные технологии и системы; формировать и развивать эффективно работающие коллективы;

-          навыки – анализировать и оценивать состояние дел в подразделении; разрабатывать и реализовывать эффективные управленческие решения; управлять военнослужащими и подразделениями; управлять собой; применять автоматизированные системы специального назначения, информационные технологии и системы.

Ценностные установки у будущих офицеров формируются в процессе воспитания, начиная с детства. Освоение таких духовных ценностей, как добро, красота, честь совесть и т. д., осуществляется в контексте воспитания, в том числе в образовательной организации. С помощью мира ценностей человек управляет самим собой, что позволяет ему быть эффективным управленцем [21].

Под ценностными установками в данном исследовании мы понимаем: чувство ответственности за принимаемые решения и действия, уверенность в себе, честность, воспитанность, стремление к самосовершенствованию, инициативность, исполнительность, самоконтроль.

Правильно сформированные ценностные установки положительно сказываются на морально-психологическом состоянии личного состава подразделения, позволяют повысить авторитет руководителя, что, в свою очередь, отразится на эффективности работы подразделения и успешном выполнении задачи.

Приобретение опыта в ОУД является неотъемлемой частью процесса обучения. Опыт ОУД формируется в ходе обучения в образовательной организации, прохождения практик и стажировок.

Совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, таких как ценностные установки, знания, умения, навыки и практический опыт, а также способность их применения в ОУД специалистами в области применения информационных технологий представляет собой набор профессиональных компетенций специалиста, таких как способность организовывать работу и управлять коллективом исполнителей, принимать управленческие решения и контролировать их выполнение, осуществлять воспитательную и обучающую деятельность; способность разрабатывать и реализовывать планы работы коллективов, проекты нормативных и методических материалов, а также организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности, в том числе положений и инструкций; способность организовывать эксплуатацию автоматизированных систем специального назначения; способность находить рациональные организационно-технические решения по эффективному применению автоматизированных систем специального назначения в сфере профессиональной деятельности; способность разрабатывать предложения по обеспечению информационной безопасности, защите государственной тайны; обеспечивать техническую защиту информации; способность организовывать охрану окружающей среды в рамках профессиональной деятельности [22].

Кроме того, ОУД военных специалистов в области применения информационных технологий подразумевает владение военно-профессиональными компетенциями, такими как способность к реализации управленческой деятельности на основе действующих нормативных правовых актов; способность к планированию деятельности, оформлению служебной документации и ведению отчетности по своему профессионально-должностному предназначению; способность к организации автоматизации управления в соединении и воинской части, разработке планирующих, распорядительных, отчетных документов по связи и автоматизированному управлению войсками, оценке состояния автоматизации управления войсками; способность к организации программно-математического, информационного и технического обеспечения информационных систем; способность организовывать внедрение автоматизированных систем, информационных систем и сервисов, осуществлять установку, администрирование, обновление и эксплуатацию общесистемного, прикладного и специального программного обеспечения, применяемого в войсках [23].

Критериями готовности к осуществлению ОУД являются: мотивационно-личностная направленность (наличие положительной мотивации и интереса); когнитивная направленность (объём необходимых теоретических знаний и способностей); деятельностная направленность (сформированность практических умений и навыков, позволяющих адекватно ситуации применять способы воздействия, устанавливать контакт с людьми) [24].

 

Методологическая база исследования

 

Все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т. д.) характер. Даже когда речь идет о знаниевой концепции обучения, невозможно изучать образовательный процесс, не исследуя и не развивая внимание, память, мышление, эмоции, способности к различным видам деятельности учащихся. Речь всегда идет о воспитании целостной, разносторонней личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных особенностей. В. И. Загвязинский определяет методы и методики психолого-педагогического исследования, которые используются для формирования структуры ОУД специалиста информационных технологий [25].

Б. Г. Литвак, используя системный анализ процесса управления, утверждает, что осуществлять управление необходимо не только отдельной системой организации, но и всей организацией в целом, учитывая сложные внутренние и внешние взаимосвязи объектов и подсистем [26].

М. Армстронг использует системный подход при описании основ управления человеческими ресурсами [27].

По мнению B. C. Анфилатова, системный анализ – это методология решения проблем, основанная на структуризации систем и количественном сравнении альтернатив. Другими словами, системным анализом называется логически связанная совокупность теоретических и эмпирических положений из области математики, естественных наук и опыта разработки сложных систем, обеспечивающая повышение обоснованности решения конкретной проблемы. В системном анализе используются как математический аппарат общей теории систем, так и другие качественные и количественные методы из области математической логики, теории принятия решений, теории эффективности, теории информации, структурной лингвистики, теории нечетких множеств, методов искусственного интеллекта, методов моделирования [28].

И. Н. Ансофф использует системный подход для осуществления планомерного выбора принципов функционирования организации, который содержит анализ отдельных направлений деятельности, выбора стратегических позиций в каждом из них [29].

Е. И. Кудрявцева рассматривает управленческую компетентность как систему взаимосвязанных элементов, позволяющих эффективно руководить подразделением (организацией) [30].

Если говорить об основах педагогики, «Великая дидактика» Я. А. Каменского является энциклопедией методики. В этой книге основные дидактические положения построены на принципах природосообразности и сенсуализма, которые актуальны и в настоящее время [31].

Т. В. Данилова представляет педагогическую технологию формирования организационно-управленческой компетентности, состоящую из трех этапов. Первый этап – решение задач по повышению уровня знаний: определение объема, структуры, содержания ОУД; разработка мероприятий по контролю над деятельностью подчиненных; оценка текущего состояния подразделения и др. Второй этап – решение задач по совершенствованию навыков: выбор оптимальных средств, необходимых для подготовки личного состава подразделений; принятие управленческих решений; реализация функций управления в практической деятельности; реализация принципов управления. Третий этап – решение задач совершенствования навыков: принятие комплекса долгосрочных решений; оценка ситуации; определение наиболее верных направлений ОУД; выбор наиболее целесообразных форм, видов и методов организации деятельности подразделений [32].

Н. А. Ран выделяет направления в процессе формирования организационно-управленческой компетентности, которые реализуются посредством педагогических технологий. По мнению Н. А. Ран, теоретико-методическое направление основано на изучении материала на занятиях. Ценностно-ориентирующее направление реализуется за счёт организации и проведения практик, самостоятельной работы, дипломного проектирования. Профессионально-личностная подготовка осуществляется за счёт воспитательной работы с обучаемыми во внеучебной деятельности [33].

Предметом психологического изучения ОУД, по мнению А. В. Карпова, выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения.

А. В. Карпов выделяет три основных измерения управленческой деятельности: собственно деятельностное, которое связано с организацией и управлением какой-либо системой; кадровое — «личностное», связанное с управлением людьми, с организацией межличностных взаимодействий; производственно-технологическое, связанное непосредственно с организацией технологического процесса, с его оперативным управлением [34].

А. В. Субботин рассматривает ОУД офицера как составляющую часть профессиональной деятельности, направленную на координацию мероприятий, выполняемых подразделением, и управление подчиненным личным составом. При этом в психологии труда выделяет два основных подхода к рассмотрению профессиональной успешности: внутренняя оценка личностью собственных результатов профессиональной деятельности; внешняя оценка результатов деятельности по различным параметрам, таким как надежность, эффективность, гибкость, темп работы. Успешность в целом определяется уровнем профессиональной адаптации к ОУД [35].

А. Ю. Шабайкин отмечает, что ОУД, как и любая другая социальная деятельность, имеет определенные структуры. С теоретической и методологической точек зрения различает структуры содержания и структуры процесса этой деятельности, а также структуры форм и методов осуществления органами управления своих функций, обслуживающий ОУД инструментарий, постоянное совершенствование которого базируется на развитии структуры управленческих методов. Также рассматриваются структуры видов ОУД, такие как познавательная, проективная, стимулирующая и воспитательная деятельность [36].

Итак, в исследовании структуры ОУД мы основывались на комплексе научно-теоретических положений и взглядов, а именно:

– системно-структурном подходе к изучению психологических и педагогических явлений и процессов (В. И. Загвязинский, Р. М. Атаханов) [37];

– системном анализе в управлении (Б. Г. Литвак, М. Армстронг, B. C. Анфилатов, И. Н. Ансофф, Е. И. Кудрявцева и др.) [38–42];

– основах педагогики и педагогических технологиях формирования готовности к ОУД (Я. А. Коменский, Т. В. Данилова, Н. А. Ран и др.) [43–45];

– психологических, социально-философских закономерностях деятельности руководителя (А. В. Карпов, А. В. Субботин, А. Ю. Шабайкин и др.) [46–48].

В ходе исследования применялся также метод теоретического анализа литературы, диссертационных исследований, формализация положений в области организации и управления подразделением и организацией. При построении структуры организационно-управленческой деятельности использовался метод моделирования.

 

Результаты исследования

 

Мы считаем, что организационный и управленческий виды деятельности представляют собой равноправные, но связанные между собой области. Организацию и управление нельзя рассматривать отдельно друг от друга ни теоретически, ни практически. Организация не может быть реализована без грамотного и профессионального управления, а управление не может существовать без организации.

Управление – сложная, комплексная и системная деятельность, которая объединяет вокруг себя другие деятельности, подчиняет их своей логике, комплексно и системно их организует. Управление подразделениями (личным составом) организуется и осуществляется в соответствии с решением командира. Результатом реализации принятого командиром решения является выполненная служебно-боевая задача.

Организация выполнения полученной задачи начинается с получения задачи и включает: принятие решения; проведение рекогносцировки (при необходимости); постановку задач подчиненным; организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

Обобщая выполненный анализ проблемы исследования, будем понимать ОУД как целенаправленную деятельность руководителей по формированию поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком (группой людей) с целью достижения поставленных целей. Ключевой составляющей в ОУД является процесс принятия решения и обеспечение его реализации.

Структура ОУД специалиста в области применения информационных технологий представлена на рисунке.

Согласно полученным научно-теоретическим данным, изображенная на рисунке структура ОУД представляет собой систему взаимосвязанных элементов. ОУД осуществляется посредством реализации функций (целеполагания, прогнозирования, организации, распорядительства, координации, контроля). Функции реализуются в определенном порядке и образуют этапы. Каждому этапу может соответствовать одна или несколько функций. В целом реализация ОУД, и в частности выполнение функций специалистами в области применения информационных технологий, обеспечивается наличием у них определенных качеств. Этими качествами являются ценностные установки, знания, умения, навыки и практический опыт, которые можно объединить одним понятием – компетенции. В свою очередь, компетенции, необходимые военному специалисту, описанные выше, определены в ФГОС и квалификационных требованиях.

 

Заключение

 

Итак, в соответствии с вышеизложенным нами разработана структура ОУД специалиста в области применения информационных технологий. Структура включает в себя общую структуру компетенций, общие функции ОУД, соответствующие функциям этапы ОУД, требующиеся для выполнения этапов ценностные установки, знания, умения, навыки и практический опыт, а также компетенции, которые необходимо сформировать в соответствии с ФГОС и квалификационными требованиями в образовательной организации.

Высокие требования к качеству подготовки специалистов в области применения информационных технологий диктуют использование эффективных подходов к процессу обучения. Данная структура позволит создать модель формирования организационно-управленческой деятельности у будущих офицеров.