Full text

Введение

 

Проектируемая в диссертации модель условно и в наиболее общем виде отражает процесс воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Анализируя ряд работ по проблеме моделирования (В. А. Штофа [1], И. Б. Новика [2], В. А. Веникова [3], Б. А. Глинского [4] и др.), мы пришли к выводу, что под педагогической моделью понимается такое методологическое средство, которое, отображая и репрезентируя на основе отношения подобия существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, способно воспроизводить эти связи, давая новое знание об исследуемом объекте.

В нашем исследовании мы рассматриваем процессуальную модель воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей. Процессуальные модели не исключают структуры и не исключают функциональность модели, при этом указывают на последовательной действий и возможности содействия при организации сложных педагогических процессов, к которым мы относим процесс воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. Рассматривая данную процессуальную модель как сложную многоаспектную систему, то есть не просто как множество объектов, но их взаимосвязанное единство, мы выделили в ней следующие структурные компоненты: цель – содержание – организация – деятельность – результат.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Учитывая особенности нашего исследования, а также опираясь на сложившиеся в методологии педагогики традиции, считаем целесообразным в качестве методологических оснований выбрать: партисипативный, поликультурный и релятивный подходы.

На основе анализа научной литературы понятию «партисипативность» исследователи придают разные качества, например организационной идеи, принципа управления организацией И. А. Баткаева [5]; метода мотивации и организации членов коллектива Т. Ю. Базаров [6]; управленческого феномена, заключающегося в участии рядовых сотрудников в управленческих процессах О. С. Виханский [7]; средства повышения качества управленческих решений в организации В. В. Глущенко [8].

Непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь, ответственность за результаты и высокая эффективность учебно-воспитательной деятельности, использование индивидуального – вот что дает новый партисипативный подход [9]. Термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность» [10].

В научной литературе «партисипация» понимается как альтернатива авторитарности, директивности, принуждения [11], реализуемая в следующих направлениях: поиски согласия, попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех членов группы; совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий для их решения; создание установок, механизма улучшения сотрудничества между субъектами деятельности [12].

В исследовании Е. Ю. Никитиной отмечается, что понятие «партисипативность» представлено несколько шире чем «участие», которое рассматривается учеными преимущественно в значении метода, способа организации людей при выполнении управленческих функций, а также решении организационных проблем. Что касается понятия «соучастие», то оно в основном трактуется как совместное решение проблем, как руководителя, так и подчиненного. Термин «вовлеченность» является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение сотрудников теми или иными управленческими полномочиями [13].

Исходя из выше описанного партисипативный подход буквально это «участие», «соучастие», «вовлеченность» [14]. Как пример наличия данного подхода в дошкольном образовании, можно отметить основные принципы ФГОС ДО: «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей», «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество организации с семьей» [15]. В работе с детьми партисипативный подход реализован как метод организации детского коллектива, способствующий формированию отношений сотрудничества и сплочению его членов.

Поликультурный подход обладает значительным потенциалом при развитии коммуникативно-толерантных умений младших школьников, так как он сказывается на целеполагании, способствует обновлению форм, методов и содержательных аспектов процесса формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников, а именно развитию межкультурной языковой личности, владеющей культурой общения, языковым тактом, определенной системой методов, приёмов и средств, позволяющей сравнивать элементы и структурные единства иной культуры с традициями, обычаями и другими проявлениями собственной культуры для дальнейшего их применения с представителями различных культур, а также способствующей развитию новых форм многостороннего сотрудничества за счёт наполнения поликультурной среды ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культур [16].

Поликультурный подход представлен в работах Н. В. Барышникова: именно социокультурный подход создает благоприятные условия для развития поликультурной личности [17], Дж. Бэнкса: основа концепции поликультурного образования – это теория мультикультурализма [18], О. В. Гукаленко: поликультурное образование призвано выступить, как поле широкого национального согласия и конструктивного компромисса самых различных этнокультурных, религиозных и политических сил [19], Н. В. Кузьминой: поликультурный подход к изучению родного языка обеспечивает осмысленную продуктивную и творческую деятельность [20], И. Ю. Макуриной: определяют поликультурный подход как создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры [21], И. И. Халеева поликультурный подход к реализации обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы [22], А. Г. Баранова, так же определяет поликультурный подход в контексте межкультурной парадигмы [23] и др. В зарубежных исследованиях изучение проблемы формирования толерантности [31] рассматривается в теории и практики поликультурного образования М. Пржелецки [32].

Е. Ю. Никитина, И. Ю. Макурина и др. определяют поликультурный подход как создание воспитывающей поликультурной среды за счёт наполнения её ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс её познания и созидания путём диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в её культурной идентификации [24]. Поликультурный подход рассматривается как вид целенаправленной социализации [25], поскольку дошкольный возраст является наиболее благоприятным временем для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности различных культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.

Релятивный подход, по мнению Е. Ю. Никитиной является результатом нового, более углубленного подхода к социализации, воспитанию, общему и профессиональному образованию. Он изменяет способы взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе взаимопомощи, сотрудничества и совместного творчества [26].

Релятивный подход рассматривает отношения как форму проявления единства мировоззрения, эмоций и действий личности, а поведение, чувства, мотивы – как факторы, определяющие будущие отношения человека к миру [27].

 Согласно релятивному подходу, нравственные качества – это стабилизированные отношения, а характер человека – система закрепившихся в нем отношений (положительных и отрицательных). Воспитательными считаются проявляемые детьми нравственно ценные отношения к социальной среде, создающие условия для закрепления и последующего развития в них глубинных духовно-нравственных основ личности [28].

Таким образом, нами установлено, что проектирование модели основывается на взаимосвязи следующих подходов: партисипативного, поликультурного и релятивного подходов. Реализация данных методологических ориентиров дает возможность определить структурные, содержательные и процессуальные особенности модели воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, обеспечить отбор содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников при организации и осуществлении исследуемого процесса.

 

Методологическая база исследования

 

Проектируемая модель (см. рис.) образована на основе взаимосвязанных блоков, каждый из которых отражает вполне конкретные свойства и характеристики процесса воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования. В структуре модели мы выделили четыре блока, это целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный, каждый блок характеризуется специфическими особенностями. Нами определены три этапа воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей: индивидуально-личностный, личностно-групповой и личностно-социальный, каждый из этапов включает в себя содержательную часть блоков.

Целью реализации разрабатываемой модели в образовательном процессе дошкольной организации является воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования.

 

 

 

 

Цель – воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования

Индивидуально-личностный этап

Личностно-групповой этап

Личностно-социальный этап

Задачи этапа: активизация стремления к личностному общению с детьми других национальностей; мотивация к проявлению своих лучших качеств в отношениях с детьми других национальностей; развитие способности к уважительному, доброжелательному отношению к людям другой национальности.

Задачи этапа: формирование интереса и желания к совместной деятельности с детьми разных национальностей; развитие способности к коллективным действиям, выраженных в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык

 

Задачи этапа: развитие способности воспринимать межкультурные и межэтнические различия; формирование готовности к взаимодействию в многокультурном и многонациональном обществе; развивать умения общаться и взаимодействовать с детьми представителями других национальностей

 

Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса; знание способов дружеских отношений с ними.

Умения общаться с детьми других этносов; отражение в речи мотивов позитивного взаимодействия с детьми других этносов.

Готовность проявлять интерес и желание к общению с детьми других национальностей.

 

Технология установление контакта, гуманно-личностная технология, технология педагогического сотрудничества.

Технология коллективного творческого воспитания, технология активного слушания, технология гуманного коллективного воспитания.

Технология культурно-развивающего досуга, технология социального взаимодействия, технология культура межнационального общения.

Критерий – когнитивный.

Показатели когнитивного комплекса этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность).

 

Критерий – поведенческий. Показатели поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

 

Критерий – эмоциональный. Показатели эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

 

   
   
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. Модель воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей

 

Средствами достижения цели являются задачи. На индивидуально-личностном этапе представлены следующие задачи: «активизация стремления к личностному общению с детьми других национальностей; мотивация к проявлению своих лучших качеств в отношениях с детьми других национальностей; развитие способности к уважительному, доброжелательному отношению к людям других национальностей». Задачи личностно-группового этапа: «формирование интереса и желания к совместной деятельности с детьми разных этносов; развитие способности к коллективным действиям, выраженных в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык, про расовые и национальные особенности детей других национальностей». И наконец, задачи личностно-социального этапа: «развитие способности воспринимать межкультурные и межэтнические различия; формирование готовности к взаимодействию в многокультурном и многонациональном обществе; развивать умения общаться и взаимодействовать с детьми других национальностей».

 Главной функцией содержательного блока является отражение предмета деятельности, лежащего в основе воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. В нашем исследовании предметом являются педагогические условия.

Третий компонент блока – технологический. Данный компонент отражает организационно-педагогические аспекты взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. В соответствии с этим блок представлен сочетанием педагогических технологий, с использованием которых осуществляется последовательная и планомерная педагогическая работа по воспитанию у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.

Оценочно-результативный блок модели строится на основе критериев и показателей, позволяющих фиксировать динамику изменения уровня воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.

Таким образом, модель воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей состоит из следующих блоков: целевой блок - является системообразующим фактором; содержательный блок - функция данного блока является отражение предмета деятельности, лежащего в основе воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей; технологический блок - отражает организационно-педагогические аспекты взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей; оценочно-результативный блок - данный блок строится на основе критериев и показателей, позволяющих фиксировать динамику изменения уровня воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.

 

Результаты исследования

 

Для количественной оценки и сравнения данных был введен ряд показателей: средний показатель, показатель абсолютного прироста, коэффициент эффективности экспериментальной методики.

Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента в соответствии с компонентом.

Таблица 1

Результаты диагностики воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения
к людям других национальностей (когнитивный компонент)

 

 

 

Уровни

 

 

Группа

Этап

низкий

средний

высокий

Ср

Кэфф

 

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

 

ЭГ30

начало

7

23

14

47

9

30

2.07

-

 

конец

3

10

3

10

24

80

2.70

0,63

КГ28

начало

5

18

1

3

22

79

2,61

-

 

конец

4

14

-

-

24

86

2,72

0,11

Таблица 2

Результаты диагностики воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения
к людям других национальностей (эмоциональный компонент)

 

 

 

Уровни

 

 

Группа

Этап

низкий

средний

высокий

Ср

Кэфф

 

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

 

ЭГ30

начало

7

23

23

77

-

-

1,77

-

 

конец

3

10

18

60

9

30

2,2

0,43

КГ28

начало

5

18

18

64

5

18

2

-

 

конец

4

14

7

25

17

61

2,47

0,47

 

Таблица 3

Результаты диагностики воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения
к людям других национальностей (поведенческий компонент)

 

 

 

Уровни

 

 

Группа

Этап

низкий

средний

высокий

Ср

Кэфф

 

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

 

ЭГ30

начало

7

23

23

77

-

-

1,77

-

 

конец

2

7

27

90

1

3

1,96

0,19

КГ28

начало

5

18

23

82

-

-

0,64

-

 

конец

4

14

23

83

1

3

0,69

0,05

 

Динамика роста уровня сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования в экспериментальных и контрольной группах показывает, что в ЭГ, где проверялись педагогические условия воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, прирост высокого уровня сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования:

 В КГ прирост высокого уровня произошел не значительно: когнитивный компонент составил 7%, эмоциональный – 43%, поведенческий – 3%.

 Одновременно снизилось количество детей на низком уровне в ЭГ: когнитивный компонент до 10%, эмоциональный – 10%, поведенческий – 7%. В контрольной группе когнитивный компонент составил 7%, эмоциональный – 43%, поведенческий – 3%.

ЭГ и КГ, по результатам контрольного среза большинство детей находятся: когнитивный компонент - высокий уровень, эмоциональный – средний, поведенческий -средний.

 находятся на среднем уровне сформированности профессиональной компетентности, в ЭГ-3 – на среднем 35% и 63% на высоком.

Анализ результатов прироста коэффициента эффективности свидетельствует о более высокой динамике сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, где реализовывался весь комплекс педагогических условий.

Сопоставляя результаты, полученные нами в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать следующие выводы. Разница в результатах экспериментальных и контрольных групп убедительно свидетельствует о том, что развитие толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования в рамках разработанной нами модели и в соответствии с комплексом педагогических условий эффективно.

 

Заключение

 

Основополагающим понятием нашего исследования выступает толерантное отношение, которое мы рассматриваем как готовность к принятию и взаимодействию на основе уважения к особенностям различных народов.

В большинстве работ, посвященных толерантности, исследователи сходятся во мнении, что работу по формированию толерантного отношения необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Связано это с тем, что данный возрастной период является сенситивным для начала формирования большинства характеристик, лежащих в основе толерантности. Как отмечает Е. А. Ильинская, «на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков» [29].

Более того, «если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество, как толерантность, - считает О. И. Крушельницкая, – не сформируют у них навыки толерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто» [30].

В нашем исследовании мы рассматриваем модель воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования, которая включает все этапы цикла воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей. Данная модель основана на взаимосвязи выделенных этапов, содержание которых ориентировано на решение специфической проблемы современной педагогики – воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей.

Мы выявили и обосновали комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования: разработка и апробация парциальнойпрограммы «Дружат люди всех народов», направленной на решение задачи воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей; организация социального партнерства дошкольных образовательных организаций и государственных и негосударственных структур, общественных организаций, родителей воспитанников, обеспечивающих расширение возможностей педагогов по созданию оптимальных условий воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей; педагогическая поддержка ребенка в процессе самоактуализации в специально организованной среде, направленная на воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.

Полученные данные опытно-экспериментальной работы доказывают, справедливость выдвигаемого нами предположения о том, что реализация модели воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, будет успешной, если в практике дошкольного учреждения реализуется комплекс педагогических условий.