Введение
Проектируемая в диссертации модель условно и в наиболее общем виде отражает процесс воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования. Анализируя ряд работ по проблеме моделирования (В. А. Штофа [1], И. Б. Новика [2], В. А. Веникова [3], Б. А. Глинского [4] и др.), мы пришли к выводу, что под педагогической моделью понимается такое методологическое средство, которое, отображая и репрезентируя на основе отношения подобия существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, способно воспроизводить эти связи, давая новое знание об исследуемом объекте.
В нашем исследовании мы рассматриваем процессуальную модель воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей. Процессуальные модели не исключают структуры и не исключают функциональность модели, при этом указывают на последовательной действий и возможности содействия при организации сложных педагогических процессов, к которым мы относим процесс воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. Рассматривая данную процессуальную модель как сложную многоаспектную систему, то есть не просто как множество объектов, но их взаимосвязанное единство, мы выделили в ней следующие структурные компоненты: цель – содержание – организация – деятельность – результат.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Учитывая особенности нашего исследования, а также опираясь на сложившиеся в методологии педагогики традиции, считаем целесообразным в качестве методологических оснований выбрать: партисипативный, поликультурный и релятивный подходы.
На основе анализа научной литературы понятию «партисипативность» исследователи придают разные качества, например организационной идеи, принципа управления организацией И. А. Баткаева [5]; метода мотивации и организации членов коллектива Т. Ю. Базаров [6]; управленческого феномена, заключающегося в участии рядовых сотрудников в управленческих процессах О. С. Виханский [7]; средства повышения качества управленческих решений в организации В. В. Глущенко [8].
Непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь, ответственность за результаты и высокая эффективность учебно-воспитательной деятельности, использование индивидуального – вот что дает новый партисипативный подход [9]. Термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность» [10].
В научной литературе «партисипация» понимается как альтернатива авторитарности, директивности, принуждения [11], реализуемая в следующих направлениях: поиски согласия, попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость всех членов группы; совместное принятие решений; действенное делегирование прав; совместное выявление проблем и соответствующих действий для их решения; создание установок, механизма улучшения сотрудничества между субъектами деятельности [12].
В исследовании Е. Ю. Никитиной отмечается, что понятие «партисипативность» представлено несколько шире чем «участие», которое рассматривается учеными преимущественно в значении метода, способа организации людей при выполнении управленческих функций, а также решении организационных проблем. Что касается понятия «соучастие», то оно в основном трактуется как совместное решение проблем, как руководителя, так и подчиненного. Термин «вовлеченность» является более узким и употребляется исследователями только тогда, когда они стремятся подчеркнуть нетрадиционное для организации наделение сотрудников теми или иными управленческими полномочиями [13].
Исходя из выше описанного партисипативный подход буквально это «участие», «соучастие», «вовлеченность» [14]. Как пример наличия данного подхода в дошкольном образовании, можно отметить основные принципы ФГОС ДО: «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей», «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; сотрудничество организации с семьей» [15]. В работе с детьми партисипативный подход реализован как метод организации детского коллектива, способствующий формированию отношений сотрудничества и сплочению его членов.
Поликультурный подход обладает значительным потенциалом при развитии коммуникативно-толерантных умений младших школьников, так как он сказывается на целеполагании, способствует обновлению форм, методов и содержательных аспектов процесса формирования коммуникативно-толерантных умений младших школьников, а именно развитию межкультурной языковой личности, владеющей культурой общения, языковым тактом, определенной системой методов, приёмов и средств, позволяющей сравнивать элементы и структурные единства иной культуры с традициями, обычаями и другими проявлениями собственной культуры для дальнейшего их применения с представителями различных культур, а также способствующей развитию новых форм многостороннего сотрудничества за счёт наполнения поликультурной среды ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культур [16].
Поликультурный подход представлен в работах Н. В. Барышникова: именно социокультурный подход создает благоприятные условия для развития поликультурной личности [17], Дж. Бэнкса: основа концепции поликультурного образования – это теория мультикультурализма [18], О. В. Гукаленко: поликультурное образование призвано выступить, как поле широкого национального согласия и конструктивного компромисса самых различных этнокультурных, религиозных и политических сил [19], Н. В. Кузьминой: поликультурный подход к изучению родного языка обеспечивает осмысленную продуктивную и творческую деятельность [20], И. Ю. Макуриной: определяют поликультурный подход как создание воспитывающей поликультурной среды за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры [21], И. И. Халеева поликультурный подход к реализации обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы [22], А. Г. Баранова, так же определяет поликультурный подход в контексте межкультурной парадигмы [23] и др. В зарубежных исследованиях изучение проблемы формирования толерантности [31] рассматривается в теории и практики поликультурного образования М. Пржелецки [32].
Е. Ю. Никитина, И. Ю. Макурина и др. определяют поликультурный подход как создание воспитывающей поликультурной среды за счёт наполнения её ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, которая включает обучаемого в активный процесс её познания и созидания путём диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и способностей личности в её культурной идентификации [24]. Поликультурный подход рассматривается как вид целенаправленной социализации [25], поскольку дошкольный возраст является наиболее благоприятным временем для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности различных культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их национальной принадлежности.
Релятивный подход, по мнению Е. Ю. Никитиной является результатом нового, более углубленного подхода к социализации, воспитанию, общему и профессиональному образованию. Он изменяет способы взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе взаимопомощи, сотрудничества и совместного творчества [26].
Релятивный подход рассматривает отношения как форму проявления единства мировоззрения, эмоций и действий личности, а поведение, чувства, мотивы – как факторы, определяющие будущие отношения человека к миру [27].
Согласно релятивному подходу, нравственные качества – это стабилизированные отношения, а характер человека – система закрепившихся в нем отношений (положительных и отрицательных). Воспитательными считаются проявляемые детьми нравственно ценные отношения к социальной среде, создающие условия для закрепления и последующего развития в них глубинных духовно-нравственных основ личности [28].
Таким образом, нами установлено, что проектирование модели основывается на взаимосвязи следующих подходов: партисипативного, поликультурного и релятивного подходов. Реализация данных методологических ориентиров дает возможность определить структурные, содержательные и процессуальные особенности модели воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, обеспечить отбор содержания, форм, методов и средств педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников при организации и осуществлении исследуемого процесса.
Методологическая база исследования
Проектируемая модель (см. рис.) образована на основе взаимосвязанных блоков, каждый из которых отражает вполне конкретные свойства и характеристики процесса воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования. В структуре модели мы выделили четыре блока, это целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный, каждый блок характеризуется специфическими особенностями. Нами определены три этапа воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей: индивидуально-личностный, личностно-групповой и личностно-социальный, каждый из этапов включает в себя содержательную часть блоков.
Целью реализации разрабатываемой модели в образовательном процессе дошкольной организации является воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования.
Цель – воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования |
Индивидуально-личностный этап |
Личностно-групповой этап |
Личностно-социальный этап |
Задачи этапа: активизация стремления к личностному общению с детьми других национальностей; мотивация к проявлению своих лучших качеств в отношениях с детьми других национальностей; развитие способности к уважительному, доброжелательному отношению к людям другой национальности. |
Задачи этапа: формирование интереса и желания к совместной деятельности с детьми разных национальностей; развитие способности к коллективным действиям, выраженных в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык
|
Задачи этапа: развитие способности воспринимать межкультурные и межэтнические различия; формирование готовности к взаимодействию в многокультурном и многонациональном обществе; развивать умения общаться и взаимодействовать с детьми представителями других национальностей
|
Знания о правилах доброго отношения к людям другого этноса; знание способов дружеских отношений с ними. |
Умения общаться с детьми других этносов; отражение в речи мотивов позитивного взаимодействия с детьми других этносов. |
Готовность проявлять интерес и желание к общению с детьми других национальностей.
|
Технология установление контакта, гуманно-личностная технология, технология педагогического сотрудничества. |
Технология коллективного творческого воспитания, технология активного слушания, технология гуманного коллективного воспитания. |
Технология культурно-развивающего досуга, технология социального взаимодействия, технология культура межнационального общения. |
Критерий – когнитивный. Показатели когнитивного комплекса этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность).
|
Критерий – поведенческий. Показатели поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).
|
Критерий – эмоциональный. Показатели эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
|
Рис. Модель воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей
Средствами достижения цели являются задачи. На индивидуально-личностном этапе представлены следующие задачи: «активизация стремления к личностному общению с детьми других национальностей; мотивация к проявлению своих лучших качеств в отношениях с детьми других национальностей; развитие способности к уважительному, доброжелательному отношению к людям других национальностей». Задачи личностно-группового этапа: «формирование интереса и желания к совместной деятельности с детьми разных этносов; развитие способности к коллективным действиям, выраженных в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык, про расовые и национальные особенности детей других национальностей». И наконец, задачи личностно-социального этапа: «развитие способности воспринимать межкультурные и межэтнические различия; формирование готовности к взаимодействию в многокультурном и многонациональном обществе; развивать умения общаться и взаимодействовать с детьми других национальностей».
Главной функцией содержательного блока является отражение предмета деятельности, лежащего в основе воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. В нашем исследовании предметом являются педагогические условия.
Третий компонент блока – технологический. Данный компонент отражает организационно-педагогические аспекты взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей. В соответствии с этим блок представлен сочетанием педагогических технологий, с использованием которых осуществляется последовательная и планомерная педагогическая работа по воспитанию у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.
Оценочно-результативный блок модели строится на основе критериев и показателей, позволяющих фиксировать динамику изменения уровня воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.
Таким образом, модель воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей состоит из следующих блоков: целевой блок - является системообразующим фактором; содержательный блок - функция данного блока является отражение предмета деятельности, лежащего в основе воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей; технологический блок - отражает организационно-педагогические аспекты взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленного на воспитание у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей; оценочно-результативный блок - данный блок строится на основе критериев и показателей, позволяющих фиксировать динамику изменения уровня воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей.
Результаты исследования
Для количественной оценки и сравнения данных был введен ряд показателей: средний показатель, показатель абсолютного прироста, коэффициент эффективности экспериментальной методики.
Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента в соответствии с компонентом.
Таблица 1
Результаты диагностики воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения
к людям других национальностей (когнитивный компонент)
|
|
Уровни |
|
|
|||||
Группа |
Этап |
низкий |
средний |
высокий |
Ср |
Кэфф |
|||
|
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
|
ЭГ30 |
начало |
7 |
23 |
14 |
47 |
9 |
30 |
2.07 |
- |
|
конец |
3 |
10 |
3 |
10 |
24 |
80 |
2.70 |
0,63 |
КГ28 |
начало |
5 |
18 |
1 |
3 |
22 |
79 |
2,61 |
- |
|
конец |
4 |
14 |
- |
- |
24 |
86 |
2,72 |
0,11 |
Таблица 2
Результаты диагностики воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения
к людям других национальностей (эмоциональный компонент)
|
|
Уровни |
|
|
|||||
Группа |
Этап |
низкий |
средний |
высокий |
Ср |
Кэфф |
|||
|
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
|
ЭГ30 |
начало |
7 |
23 |
23 |
77 |
- |
- |
1,77 |
- |
|
конец |
3 |
10 |
18 |
60 |
9 |
30 |
2,2 |
0,43 |
КГ28 |
начало |
5 |
18 |
18 |
64 |
5 |
18 |
2 |
- |
|
конец |
4 |
14 |
7 |
25 |
17 |
61 |
2,47 |
0,47 |
Таблица 3
Результаты диагностики воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения
к людям других национальностей (поведенческий компонент)
|
|
Уровни |
|
|
|||||
Группа |
Этап |
низкий |
средний |
высокий |
Ср |
Кэфф |
|||
|
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
|
ЭГ30 |
начало |
7 |
23 |
23 |
77 |
- |
- |
1,77 |
- |
|
конец |
2 |
7 |
27 |
90 |
1 |
3 |
1,96 |
0,19 |
КГ28 |
начало |
5 |
18 |
23 |
82 |
- |
- |
0,64 |
- |
|
конец |
4 |
14 |
23 |
83 |
1 |
3 |
0,69 |
0,05 |
Динамика роста уровня сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования в экспериментальных и контрольной группах показывает, что в ЭГ, где проверялись педагогические условия воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, прирост высокого уровня сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования:
В КГ прирост высокого уровня произошел не значительно: когнитивный компонент составил 7%, эмоциональный – 43%, поведенческий – 3%.
Одновременно снизилось количество детей на низком уровне в ЭГ: когнитивный компонент до 10%, эмоциональный – 10%, поведенческий – 7%. В контрольной группе когнитивный компонент составил 7%, эмоциональный – 43%, поведенческий – 3%.
ЭГ и КГ, по результатам контрольного среза большинство детей находятся: когнитивный компонент - высокий уровень, эмоциональный – средний, поведенческий -средний.
находятся на среднем уровне сформированности профессиональной компетентности, в ЭГ-3 – на среднем 35% и 63% на высоком.
Анализ результатов прироста коэффициента эффективности свидетельствует о более высокой динамике сформированности толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, где реализовывался весь комплекс педагогических условий.
Сопоставляя результаты, полученные нами в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать следующие выводы. Разница в результатах экспериментальных и контрольных групп убедительно свидетельствует о том, что развитие толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования в рамках разработанной нами модели и в соответствии с комплексом педагогических условий эффективно.
Заключение
Основополагающим понятием нашего исследования выступает толерантное отношение, которое мы рассматриваем как готовность к принятию и взаимодействию на основе уважения к особенностям различных народов.
В большинстве работ, посвященных толерантности, исследователи сходятся во мнении, что работу по формированию толерантного отношения необходимо начинать уже в старшем дошкольном возрасте. Связано это с тем, что данный возрастной период является сенситивным для начала формирования большинства характеристик, лежащих в основе толерантности. Как отмечает Е. А. Ильинская, «на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков» [29].
Более того, «если на этом этапе взрослые не помогут детям развить такое качество, как толерантность, - считает О. И. Крушельницкая, – не сформируют у них навыки толерантного взаимодействия, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто» [30].
В нашем исследовании мы рассматриваем модель воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования, которая включает все этапы цикла воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей. Данная модель основана на взаимосвязи выделенных этапов, содержание которых ориентировано на решение специфической проблемы современной педагогики – воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей.
Мы выявили и обосновали комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей в системе дошкольного образования: разработка и апробация парциальнойпрограммы «Дружат люди всех народов», направленной на решение задачи воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей; организация социального партнерства дошкольных образовательных организаций и государственных и негосударственных структур, общественных организаций, родителей воспитанников, обеспечивающих расширение возможностей педагогов по созданию оптимальных условий воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей; педагогическая поддержка ребенка в процессе самоактуализации в специально организованной среде, направленная на воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Полученные данные опытно-экспериментальной работы доказывают, справедливость выдвигаемого нами предположения о том, что реализация модели воспитания у детей 6–7 лет толерантного отношения к людям других национальностей в системе дошкольного образования, будет успешной, если в практике дошкольного учреждения реализуется комплекс педагогических условий.