Введение
На современном этапе модернизации образования необходимо учитывать, что система образования в XXI веке находится на такой стадии своего развития, когда в педагогической реальности достаточно четко обозначились тенденции инновационного развития субъектов образования, которые связаны интеграционными процессами. Сегодня разрабатываются интеграционные образовательные программы, учебные курсы; внедряются интегрированные технологии обучения; проводятся интегрированные уроки, семинары, лекции; создаются учебные заведения интегрированного типа (школы-комплексы, школы-лицеи, школы-гимназии, школы интернаты и др.) [1–6].
Основной задачей данного исследования является раскрытие интегративных связей организаций высшего и профессионального образования на примере Альметьевского политехнического техникума (далее – АПТ) и Альметьевского государственного нефтяного института (далее – АГНИ) на уровне учебных планов техникума и вуза; на уровне содержания рабочих программ дисциплин; на уровне педагогических технологий; на уровне форм работы и организационно-практических аспектов; на уровне форм общения преподавателей и студентов; на уровне научно-методических форм; на уровне принципов и правил оформления методических и наглядных пособий, рабочих программ, экзаменационных билетов, зачетных документов, единства требований к работе с ними.
Обзор литературы
В российских исследованиях хорошо изучены организационные аспекты интеграции организаций высшего и профессионального образования с целью подготовки востребованных на рынке труда специалистов.
В работе Г. В. Мухаметзяновой и А. Р. Шайдуллиной [7] подчеркивается, что создание образовательных комплексов обусловлено всем ходом социального, экономического, научно-технического развития общества на современном этапе. В системе непрерывного профессионального образования образовательные комплексы выполняют функции активной профессиональной адаптации личности, формирования профессиональной мобильности в условиях наукоемкого высокотехнологического производства, наиболее полного развития способностей, склонностей, интересов учащихся, осуществления завершенной дифференцированной, поэтапной подготовки.
Научная основа интеграции образовательных структур среднего (колледжей) и высшего профессионального образования (университетов) заложена в работах академика Российской академии образования A. M. Новикова [8], который в качестве организационных предпосылок содержательного и структурного сближения подсистем профессионального образования называет создание университетских образовательных комплексов и развитие колледжей как интегративных учебных заведений при сохранении завершенности, самоценности каждой ступени образования.
Следует отметить, что проблема интеграции колледжей и вузов в настоящее время в достаточной мере адаптирована в контекст российской педагогической науки и определена термином «педагогическая интеграция». Она привлекает пристальное внимание таких исследователей, как В. С. Безрукова [9], М. Н. Берулава [10], В. Л. Чудов [11], Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн [12], Е. Л. Матухин, Е. А. Корчагин [13], Л. И. Тарарина и др.
Методы и ход исследования
Для реализации согласованности содержания учебно-методического обеспечения нами были проанализированы его научный и методический уровни. В вузы для реализации образовательной программы подготовки специалистов привлечены профессорско-преподавательские кадры и высококвалифицированные специалисты. Многие дисциплины ведутся с авторской направленностью, используются учебные и методические пособия профессорско-преподавательского состава. В вузах преподаватели занимаются научно-исследовательской деятельностью и издают научные труды, используемые в учебном процессе.
В организациях профессионального образования на занятиях используются изданные учебники и учебные пособия, соответствующие учебным планам и программам дисциплин. До недавнего времени в техникумах с обеспечением необходимой литературой не было проблем. Однако отсутствие нового поколения учебников и учебных пособий, соответствующих новым ГОС СПО, может привести к ухудшению обеспечения учебного процесса. Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин в техникумах имеют в основном инженерно-техническое образование и большой производственный и педагогический опыт. За последнее время многими преподавателями учебных заведений СПО были разработаны учебные пособия и конспекты-лекции по учебным дисциплинам. В отраслевых управлениях по комплектованию и подготовке кадров рецензируются, отбираются, проводятся конкурсы на лучшие работы и издаются эти труды. Учебно-методические пособия, имеющие гриф Министерства образования, могут быть использованы в учебном процессе СПО. Учреждения СПО через методические структуры отрасли узнают об изданной и рекомендованной к использованию литературе и могут предложить авторские труды своих преподавателей в качестве учебного материала.
Результаты исследования
Интеграция организаций высшего и профессионального образования
на содержательном уровне
Анализ позволил сделать вывод о том, что по содержанию в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин есть полное совпадение изучаемых дисциплин, что дает возможность на основании протокола о согласовании учесть оценки, полученные студентами в АПТ. В блоке математических и естественнонаучных дисциплин наибольшее расхождение в содержании обучения выявлено в дисциплине «Математика»: в вузе на изучение этой дисциплины отводится 316 часов, а в техникуме только 342 часа. Меньшие расхождения обнаружены в дисциплине «Информатика»: соответственно 200 и 187 часов. В сравниваемых общепрофессиональных дисциплинах объем в техникуме превышает объем изучения дисциплины в вузе. В техникуме больше времени уделяется практической подготовке специалистов, и это отражается в отведенных часах для лабораторных работ и практических занятий.
Проведенный анализ согласованности образовательных программ нашел дальнейшее применение при согласовании содержания учебных дисциплин по родственным специальностям. Анализ некоторых из таких дисциплин показал отсутствие преемственности их содержания, после чего на основании требований государственных образовательных стандартов, проведенного опроса работодателей были составлены новые рабочие программы дисциплин с их направленностью на опережающую практику. Так, содержание дисциплины «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин» изучается в АПТ в объеме 222 и в АГНИ – 45 аудиторных часов соответственно. В этом случае в техникуме студент получает на занятиях глубокие практические знания по основам приема газожидкостной смеси, расчетам и подбору оборудования скважин различных типов, знания закрепляются на производственной практике и вновь актуализируются в АГНИ на уровне выбора рационального способа добычи, эксплуатации скважин в осложненных условиях. Далее материал дисциплины закрепляется на спецдисциплинах (эксплуатация газоконденсатных скважин, подземный и капитальный ремонт) и во время производственной практики на предприятиях ОАО «Татнефть».
Интеграция организаций высшего и профессионального образования
на методическом уровне
Проведенный анализ учебной литературы для техникума и вуза, рекомендованной в качестве основной литературы по дисциплинам, учитывающим государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и ВПО, представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Сравнительный анализ содержания учебной литературы
по дисциплине «Подземный ремонт скважин»
№ |
Содержание учебной литературы |
АПТ |
АГНИ |
1 |
Основные сведения о разработке нефтяных и газовых месторождений |
+ |
+ |
2 |
Нефтяные и газовые залежи |
+ |
+ |
3 |
Конструкция скважин |
+ |
+ |
4 |
Способы эксплуатации скважин |
+ |
+ |
5 |
Подземный ремонт скважин |
+ |
+ |
6 |
Наземное и внутрискваженное оборудование эксплуатационных и нагнетательных скважин |
+ |
+ |
7 |
Оборудование фонтанных скважин. Оборудование газлифтных скважин |
+ |
+ |
8 |
Штанговые скважинные насосные установки |
+ |
+ |
9 |
Установки центробежных электронасосов |
+ |
+ |
10 |
Оборудование нагнетательных скважин |
+ |
+ |
11 |
Оборудование для подземного ремонта скважин |
+ |
+ |
12 |
Особенности оборудования для подземного ремонта скважин и его классификация |
+ |
|
13 |
Инструмент и приспособления для спуско-подъемных операций |
+ |
|
14 |
Оборудование для механизации тяжелых ручных операций |
+ |
|
15 |
Стационарное оборудование |
+ |
+ |
16 |
Агрегаты для ремонта нефтяных и газовых скважин |
+ |
|
17 |
Агрегаты для гидороразрыва, гидропескоструйной перфорации и солянокислотной обработки |
+ |
|
18 |
Канатная техника |
+ |
+ |
19 |
Противовыбросовое оборудование |
+ |
|
20 |
Агрегаты для исследования скважин |
+ |
|
21 |
Оборудование для вспомогательных операций и ремонта техники |
+ |
|
22 |
Ловильные инструменты |
+ |
+ |
23 |
Оборудование для ремонта скважин под давлением |
+ |
|
24 |
Технология проведения подземного ремонта скважин |
+ |
|
25 |
Классификация операций, выполняемых при подземном ремонте скважин |
+ |
|
26 |
Подготовка скважин к ремонту |
+ |
+ |
27 |
Спуско-подъемные операции |
+ |
+ |
28 |
Смена штангового насоса и изменение глубины подвески |
+ |
+ |
29 |
Ремонт скважин, оборудованных погружными центробежными электронасосами |
+ |
+ |
30 |
Чистка и промывка песчаных и гидратных пробок |
+ |
+ |
31 |
Термическая очистка труб от парафина |
+ |
+ |
32 |
Гидравлический разрыв пласта |
+ |
+ |
33 |
Гидропескоструйная перфорация |
+ |
+ |
34 |
Кислотная обработка скважин |
+ |
+ |
35 |
Ловильные работы |
+ |
+ |
36 |
Ремонтно-изоляционные работы |
+ |
+ |
37 |
Зарезка скважин вторым стволом |
+ |
+ |
38 |
Ремонтно-исправительные работы |
+ |
+ |
Таблица 2
Сравнительный анализ содержания учебной литературы
по дисциплине «Разработка нефтяных и газовых месторождений»
№ |
Содержание учебной литературы |
АПТ |
АГНИ |
1 |
Физические свойства горных пород-коллекторов нефти и газа |
+ |
+ |
2 |
Природные коллекторы нефти и газа |
+ |
|
3 |
Гранулометрический состав пород |
+ |
|
4 |
Пористость горных пород |
+ |
+ |
5 |
Проницаемость горных пород |
+ |
|
6 |
Удельная поверхность породы |
+ |
|
7 |
Коллекторские свойства терригенных пород |
+ |
+ |
8 |
Коллекторские свойства карбонатных пород |
+ |
+ |
9 |
Механические свойства горных пород |
+ |
+ |
10 |
Тепловые свойства горных пород и насыщающих их флюидов |
+ |
|
11 |
Состав и свойства пластовых флюидов |
+ |
+ |
12 |
Нефть, ее химический состав |
+ |
+ |
13 |
Компоненты нефти, влияющие на процесс нефтедобычи |
+ |
+ |
14 |
Классификация нефти в зависимости от содержания серы, смол и других компонентов |
+ |
+ |
15 |
Фракционный состав нефти |
+ |
+ |
16 |
Плотность нефти и способы ее измерения |
+ |
|
17 |
Вязкость нефти и способы ее измерения |
+ |
|
18 |
Давление насыщения и газовый фактор |
+ |
|
19 |
Пластовый нефтяной газ, его состав |
+ |
|
20 |
Физические свойства нефтяного газа |
|
+ |
21 |
Уравнение состояния газов |
+ |
|
22 |
Состояние углеводородных газожидкостных систем при изменении давления и температуры |
+ |
|
23 |
Диаграмма фазовых состояний многокомпонентной системы |
+ |
|
24 |
Состояние жидкостей и газов в пластовых условиях |
+ |
+ |
25 |
Пластовое давление и температура |
+ |
+ |
26 |
Приведенное пластовое давление |
+ |
+ |
27 |
Физические свойства нефти в пластовых условиях |
+ |
+ |
28 |
Отбор проб пластовой нефти |
+ |
+ |
29 |
Установки для исследования проб пластовой нефти |
+ |
+ |
30 |
Пластовые воды, их классификация |
+ |
|
31 |
Физические свойства пластовых вод |
+ |
|
32 |
Состояние связанной воды в нефтяной залежи |
+ |
|
33 |
Нефте- и водонасыщенность коллекторов |
+ |
+ |
34 |
Молекулярно-поверхностные свойства системы «нефть-газ вода-порода» |
+ |
+ |
35 |
Приток жидкости к скважинам |
+ |
+ |
36 |
Виды гидродинамического несовершенства скважин |
+ |
+ |
37 |
Источники пластовой энергии и режимы работы нефтяных и газовых залежей |
+ |
|
38 |
Пластовая энергия и силы, действующие в залежах нефти и газа |
+ |
+ |
39 |
Силы сопротивления движению нефти по пласту |
+ |
+ |
40 |
Режимы работы нефтяной залежи |
+ |
+ |
41 |
Режимы работы газовой залежи |
+ |
|
42 |
Смешанные режимы |
+ |
+ |
43 |
Обобщение и реализация режимов |
+ |
+ |
44 |
Показатели нефтеотдачи пластов |
+ |
+ |
45 |
Механизмы вытеснения нефти из пласта |
+ |
+ |
46 |
Газоотдача и конденсатоотдача пластов |
+ |
+ |
47 |
Нефтеотдача при различных режимах эксплуатации залежи |
+ |
+ |
48 |
Разработка нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений |
+ |
+ |
49 |
Понятие системы и объекта разработки |
+ |
+ |
50 |
Выделение эксплуатационных объектов |
+ |
+ |
51 |
Системы одновременной и последовательной разработки объектов |
+ |
+ |
52 |
Рациональная система разработки |
+ |
+ |
53 |
Основные геологические данные для проектирования разработки |
+ |
+ |
54 |
Системы разработки месторождений |
+ |
+ |
55 |
Показатели разработки месторождений |
+ |
+ |
56 |
Стадии разработки нефтяных месторождений |
+ |
+ |
57 |
Основные периоды разработки газовых и газоконденсатных месторождений |
+ |
+ |
58 |
Особенности разработки газовых месторождений |
+ |
|
59 |
Особенности разработки газоконденсатных месторождений |
+ |
|
60 |
Регулирование процесса разработки месторождений |
+ |
+ |
61 |
Контроль процесса разработки месторождений |
+ |
+ |
62 |
Анализ процесса разработки месторождений |
+ |
+ |
63 |
Основы проектирования разработки месторождений |
+ |
|
64 |
Исследование нефтяных и газовых скважин и пластов |
+ |
+ |
65 |
Цели и задачи исследования скважин и пластов |
+ |
+ |
66 |
Методы исследования, применяемые при разработке нефтяных и газовых месторождений |
+ |
+ |
67 |
Исследование скважин на приток при установившихся режимах фильтрации |
+ |
|
68 |
Исследование скважин при неустановившихся режимах |
+ |
|
69 |
Гидродинамические параметры, определяемые при исследовании скважин и пластов |
+ |
|
70 |
Исследование нагнетательных скважин |
+ |
+ |
71 |
Изучение профилей поглощения пластов добывающих и нагнетательных скважин |
+ |
|
72 |
Понятие о термодинамических методах исследования скважин |
+ |
|
73 |
Гидропрослушивание пластов |
+ |
|
74 |
Нормы отбора нефти и газа из скважин и пластов |
+ |
+ |
75 |
Выбор оборудования и приборов для исследования |
+ |
+ |
76 |
Поддержание пластового давления и методы увеличения нефтеотдачи пластов |
+ |
+ |
77 |
Общие понятия о методах воздействия на нефтяные и газовые пласты, их назначение |
+ |
|
78 |
Условия эффективного применения поддержания пластового давления |
+ |
|
79 |
Виды заводнения |
+ |
|
80 |
Выбор и расположение нагнетательных скважин |
+ |
+ |
81 |
Определение количества воды, необходимой для осуществления заводнения, давления нагнетания, приемистости и числа нагнетательных скважин |
|
+ |
82 |
Источники водоснабжения |
+ |
|
83 |
Требования, предъявляемые к нагнетаемой в пласт воде |
+ |
|
84 |
Назначение и классификация методов увеличения нефтеотдачи пластов |
+ |
+ |
85 |
Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов |
+ |
+ |
86 |
Тепловые методы повышения нефтеотдачи пластов |
+ |
+ |
87 |
Газовые методы повышения нефтеотдачи пластов |
+ |
|
88 |
Физико-химические методы повышения нефтеотдачи пластов |
+ |
+ |
89 |
Микробиологическое воздействие на пласт |
+ |
+ |
90 |
Вибросейсмическое воздействие на пласт |
+ |
+ |
91 |
Критерии подбора объектов воздействия для повышения нефтеотдачи |
+ |
|
92 |
Потенциальные возможности методов увеличения нефтеотдачи пластов |
+ |
|
93 |
Охрана окружающей среды и недр при разработке нефтяных и газовых месторождений |
+ |
+ |
94 |
Задачи охраны недр |
+ |
+ |
95 |
Охрана окружающей среды при разработке нефтяных и газовых месторождений |
+ |
+ |
96 |
Охрана недр при разработке нефтяных и газовых месторождений |
+ |
|
Из таблиц видно, что по аналогичной дисциплине техникума и вуза по родственным специальностям назначение учебной литературы разное. Если в техникуме рассматриваются вопросы выполнения устройств, то есть их анализ, то в вузе изучаются общие принципы, дающие возможность не только для анализа, но и для синтеза – обобщения и оценивания изученного материала. В учебной литературе техникума и вуза четко проявляются различные виды преемственности. На основе произведенного анализа можно утверждать, что в учебной литературе по аналогичной дисциплине по родственной специальности СПО и ВПОсуществует согласованность и преемственность.
Подобный опыт по созданию образовательных программ с сокращенным сроком обучения был внедрен в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» в 2005 году. На протяжении всего периода обучения студенты со средним профессиональным образованием имели более высокие результаты по дисциплинам, имеющим прикладную направленность. Результаты распределения выпускников в 2009 году показали большую заинтересованность работодателей в специалистах, имеющих и среднее, и высшее профессиональное образование. Проведенный анализ показал, что период адаптации молодых специалистов, обучавшихся после техникумов по образовательной программе с сокращенным сроком обучения, уменьшился с девяти месяцев до шести, но главное – повысилось качество предлагаемой работы. Всем (100%) выпускникам работа была предоставлена по специальности, 32% после прохождения испытательного срока получили более высокие должности, у 34% были расширены должностные обязанности, что подтвердило предположение о том, что тесные контакты системы образования и действующего производства гарантируют выпускникам трудоустройство по избранной специальности с перспективой карьерного роста, способствуют формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности.
Заключение
Таким образом, преемственность содержания обучения заключается в его направленности на постижение сущностных, системообразующих оснований и связей между разнообразными процессами научно-технического мира. Выработанные на их основе умения думать и самостоятельно добывать знания позволяют выпускнику ссуза пройти курс обучения в вузе по сокращенной программе, избегая перегрузки учебных программ.
Повышение информационной емкости преодолевается за счет соответствующей организации учебного материала, анализ которого позволил сделать вывод о том, что в техникуме рассматриваются вопросы практического устройства и применения механизмов, в вузе изучаются общие принципы, дающие возможность не только для анализа, но и для синтеза – обобщения и оценивания изученного материала.
Своевременно применив теоретические знания в практической деятельности, выпускники ссузов осознают значимость приобретаемых теоретических знаний в вузе, формируя в себе системное междисциплинарное мышление, которое является основой для решения многокритериальных инженерных проблем в их будущей профессиональной деятельности. Получение нового знания происходит путем переноса опыта познавательной деятельности в опыт осуществления известных способов деятельности, то есть идет последовательное внедрение теоретических знаний в практическую деятельность, что способствует формированию внутренней потребности в самообразовании благодаря осознанию своих компетенций, эмоциональной удовлетворенности или неудовлетворенности, ведущих к потребности в «самодостраивании» себя как специалиста.