Full text

Введение

 

Актуальность проблемы обусловлена открытостью российской системы профессионального образования, которая приводит к необходимости интеграции выпускников образовательных организаций высшего образования в международный рынок труда. Для всех стран Болонской системы, в том числе и для России, важно построение такой системы, которая бы была привлекательна и понятна в мире, конкурентоспособна, интегрирована в мировое образовательное пространство.

В связи с указанными выше обстоятельствами интерес российских вузов к вопросам синхронизации образовательных программ, реализуемых в России и за рубежом, существенно повышается. Особое место в данном контексте занимают программы PhD, которые являются широко распространенными за рубежом, но не имеют официального статуса в Российской Федерации. Действительно, согласно статье 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], в качестве программ третьего уровня высшего образования рассматриваются программы подготовки кадров высшей квалификации (программы аспирантуры), реализация которых осуществляется в Российской Федерации в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов [2], задающих систему требований к результатам, содержанию и условиям подготовки обучающихся. Ученые единодушны в том, что законодательное позиционирование аспирантуры в качестве программы третьего уровня высшего образования завершает переход структуры российского высшего образования к Болонской системе.

Необходимость гармонизации национальной системы подготовки кадров высшей квалификации и присуждения ученых степеней с Болонской системой объективно обусловливает важность комплексной оценки PhD-программ, а также определяет значимость изучения опыта российских вузов в их реализации, чтобы определить перспективы развития данных программ.

В. Д. Нечаев, занимающийся проблемами модернизации высшего образования в Российской Федерации [3], констатирует наличие противоречия между стремлением перейти на признаваемые на международном уровне стандарты и модели программ аспирантуры и «институциональной инерцией» российской модели. Он указывает, что его разрешение позволит обеспечить признание дипломов и степеней, расширить возможности реализации программ обмена и совместных программ аспирантуры, повысить «экспортный» потенциал российской аспирантуры.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Для оценки программ PhD следует обратиться к зарубежным источникам, а также к работам российских авторов по сравнительной педагогике, в которых данный вопрос рассматривается достаточно системно и всесторонне.

Значимым для решения задач нашего исследования является сравнение двух базовых подходов, которые, по мнению В. Я. Гельмана и Н. М. Хмельницкой, изучающих вопросы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, используются в их подготовке: системного (характерного преимущественно для России) и репутационного (реализуемого в зарубежных странах) [4]. Первый ориентирован на обеспечение надежности и качества работы всех включенных в данную систему подсистем: подготовки научных кадров, диссертационных советов и ВАК как высшего органа. Второй подход предполагает, что ученая степень присуждается самой образовательной организацией. Российский исследователь Б. М. Пранов, рассматривающий возможности реализации PhD-программ в России [5], отмечает, что ряд вузов в РФ, которые обладают значительным исследовательским и образовательным потенциалом, имеют опыт реализации совместных образовательных программ с иностранными образовательными организациями и могут присуждать собственные ученые степени. Действительно, такое право в настоящее время законодательно определено соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации, например, для Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета, а также ряда ведущих университетов [6].

Спектр проблем, связанных с PhD-программами, которые представлены в зарубежных исследованиях, достаточно широк. Для решения задач нашего исследования нам важно охарактеризовать прежде всего вопросы, связанные с видами и характеристиками данных программ, особенностями их реализации, а также спецификой процедуры и результатов присуждения степени PhD за рубежом.

В целом, рассматривая основные тенденции развития данных программ в контексте опыта реализации Болонского процесса, исследователи И. В. Вершинин, Е. С. Мироненко, В. П. Шестак, Н. В. Шестак и другие, изучающие данный вопрос [7–9], подчеркивают, что все ресурсы PhD-программы (дисциплины, практика, научные семинары) работают на осуществление оригинального научного исследования, присутствует строгая логика обучения, подчиненная написанию диссертации, углубленная дисциплинарная и междисциплинарная подготовка и образовательные модули направлены на формирование компетенций, востребованных в будущей профессиональной карьере. Среди базовых принципов программ PhD они указывают междисциплинарный характер процесса обучения, развитие универсальных компетенций обучающихся, поощрение мобильности в процессе подготовки; высокий уровень мотивации обучающихся как условие их качественной реализации.

Характеризуя виды данных программ, представленные за рубежом, отметим, что ученые Дж. Лоу, Дж. Мюллер, К. Парк, рассматривая модели PhD, выделяют следующие [10, 11]:

1.    Традиционная степень PhD: обучение осуществляется в форме выполнения индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Присуждение степени происходит по итогам защиты диссертации.

2.    PhD по публикациям: обучение осуществляется в форме выполнения индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Присуждение степени происходит на основе зачета серии научных работ, которые опубликованы в соответствующих требованиям научных изданиях. Присуждение степени осуществляется в ходе защиты реферата, в котором представлены методологический аппарат и общие результаты исследования.

3.    PhD нового курса (New Route PhD): обучение реализовано в форме прохождения обучающимся широкой образовательной компоненты (учебные дисциплины) с целью формирования специализированных навыков и компетенций. Степень присуждается после сдачи экзаменов и защиты диссертации.

4.    Научная степень по профессии (DEng; DEd; DBA и др.): обучение включает в себя курсы лекций, ориентированных на получение прикладных знаний в узкой профессиональной области. Предполагается выполнение индивидуального научного проекта под руководством научного руководителя. Диссертация носит прикладной характер. Наибольшее распространение получили степени в образовании – Doctor of Education (DEd), в технических науках – Doctor of engineering (DEng), бизнес в администрировании – Doctor of Business Administration (DBA) и др.

5.    Практико-ориентированная научная степень (как правило, в области искусства): обучение предполагает выполнение под руководством научного руководителя индивидуального научного проекта, который включает как теоретическое обоснование работы, так и творческие результаты (пьеса, постановка, портфолио работ).

Существенную роль в исследованиях PhD-программ, реализуемых за рубежом, занимает рассмотрение их организационных моделей, среди которых наиболее распространены RAM (Research Apprenticeship Model) – модель исследовательского ученичества – и CLM (Cohort Learning Model) – модель когортного обучения, обозначенные в указанной выше работе В. Д. Нечаева. Описывая модель исследовательского ученичества, главное внимание уделяют рассмотрению исследовательской деятельности аспиранта в рамках существующего научного направления. Образовательная составляющая PhD-программы реализуется максимально индивидуализированно, с учетом задач исследовательской деятельности, и имеет в данном случае вспомогательное значение. При характеристике когортного обучения как модели обучения внутри аспирантской группы K. Говендер, Р. Дхунпатх отмечают его возможности не только для совместного прохождения обучающимися ряда учебных курсов, работы над проектами, но и для обсуждения результатов их исследовательской деятельности [12]. При этом в исследованиях, посвященных изучению вопросов научного руководства обучающимися в данных программах, в качестве доминирующих стратегий M. Моллица и Л. Линн Немет отмечают приоритетную роль научного руководителя, а также необходимость наставничества преподавателей [13].

В целом исследователи М. Нерад, С. Уоррел, Лес, Клоппер, Рембрандт и Люббе единодушны в том, что модернизация PhD-программ за рубежом обусловлена изменяющимися потребностями общества, инновационными задачами, которые ставятся приоритетными в выполняемых обучающимися исследованиях, а также требованиями рынками труда для обладателей PhD [14, 15].

В работах таких зарубежных авторов, как A. Колмос, Л. Б. Кофоед, Х. Ю. Ду, Р. Трептоу, посвященных проблемам модернизации PhD-программ в современных условиях, в последнее время активно обсуждаются вопросы соотношения их академической и прикладной составляющих. Особый интерес представляют исследования, в которых изучаются проблемы проектирования и реализации индустриально ориентированных PhD-программ, обеспечивающих прикладной характер научных исследований, их максимальную ориентацию на запросы конкретного предприятия [16, 17].

При определении характеристик PhD-программ, несомненно, важное значение, по мнению ученых, имеют карьерные перспективы получивших степень PhD. Данные исследований таких ученых, как С. П. Керлин, Х. Сауерманн и М. Роач, посвященных карьерным перспективам выпускников PhD-программ [18, 19], показывают, что в связи с дисбалансом рынка труда привлекательность академической карьеры значительно снижается, выпускники PhD-программ в большей степени отдают предпочтение неакадемической карьере.

В качестве перспективного направления, как считают А. Хаттинг и С. Лиллеёрд, может рассматриваться реализация PhD-программ в сетевом формате, с использованием научно-инновационных, кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов университетов-партнеров [20].

Характеризуя специфику процедуры и результатов присуждения степени PhD за рубежом, С. Бурк отмечает, что она предполагает, как правило, два базовых варианта: представление научного доклада или тезисов, по качеству которых внешние эксперты-экзаменаторы делают вывод о соответствии диссертационного исследования требованиям [21]; а также представление и защита диссертации. Вопросы качества диссертаций, а также своевременность их представления рассматриваются Н. Г. Лагойдой в рамках изучения вопросов модернизации подготовки научно-педагогических кадров в качестве приоритетных [22].

Б. И. Бедным определяются особенности современного этапа развития программ подготовки кадров высшей квалификации в России, ключевой из которых является переход к структурированным программам аспирантуры, в них существенное значение имеет образовательная составляющая, обеспечивающая развитие исследовательских и педагогических компетенций [23]. Обращается внимание на то, что в России защита кандидатской диссертации выходит за рамки образовательной программы, что снижает интерес зарубежных студентов к обучению по данным программам в российских вузах. За рубежом программа PhD считается завершенной при условии защиты диссертации и присуждения ученой степени.

Д. Ю. Райчук и Н. В. Мининой описываются риски преобразования аспирантуры как программы, направленной на подготовку и защиту кандидатской диссертации, в программу, «имеющую самостоятельное образовательное назначение и утрачивающую неразрывную связь с приобретением ученой степени» [24]. В связи с данными особенностями программ подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре А. Р. Сулеймановой, Г. У. Матушанским выявлены риски и возможности внедрения PhD-программ в российские вузы [25]. Среди рисков указываются административные (низкий уровень автономности образовательных организаций), имущественные (недостатки материально-технической базы), научно-исследовательские (низкий инновационный потенциал), научно-педагогические (фрагментарность содержания подготовки, несоответствие требованиям проектного подхода, недостаточный уровень мотивации), ресурсные (недостаточность базовых знаний и умений у претендентов на степень, недостаточно развитая инфраструктура), которые существенно затрудняют гармонизацию национальной системы подготовки кадров высшей квалификации и присуждения ученых степеней с Болонской системой.

К возможностям отнесен тот потенциал данных программ, который может быть реализован в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации: это возможности для образовательных организаций, аспирантов, научных руководителей. Среди возможностей PhD-программ указываются оптимизация по срокам освоения программы; развитие академической мобильности; возможность интеграции образования, науки и производства через инвестирование ресурсов на развитие программ; вариативность программ; возможность установления прямых контактов с иностранными вузами-партнерами.

 

Методологическая база исследования

 

В ходе исследования решались следующие задачи:

1.  Охарактеризовать сущность и особенности PhD-программ.

2.  Обобщить имеющийся опыт реализации PhD-программ в российских образовательных организациях высшего образования и определить перспективы PhD-программ в Российской Федерации.

Ведущими методами исследования проблемы явились:

- теоретические методы – ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику PhD-программ, охарактеризовать их основные виды в зависимости от доминирования образовательной или исследовательской составляющей, а также определить организационные модели, используемые в зарубежных вузах при их реализации; изучение нормативной правовой документации – федерального законодательства в сфере характеристик и особенностей реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в Российской Федерации, сравнение, на основе которого представлен потенциал PhD-программ;

- эмпирические – изучение и обобщение информации, представленной на официальных сайтах образовательных организаций высшего образования, и анализ локальных нормативных правовых актов вузов в части позиционирования PhD-программ, на основе которых рассмотрены вид и характеристика данных программ; особенности их реализации; характеристика документов, выдаваемых после завершения программы в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялось изучение сущности и особенностей PhD-программ, реализуемых в зарубежных вузах.

На втором этапе была организована работа по обобщению имеющегося опыта реализации PhD-программ в российских образовательных организациях высшего образования на основании анализа официальных сайтов образовательных организаций и локальных нормативных правовых актов.

На третьем этапе осуществлялось исследование перспектив реализации PhD-программ в Российской Федерации для обеспечения интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.

Обобщение опыта реализации PhD-программ в российских образовательных организациях высшего образования осуществлялось на основе информации о данных программах, представленной на соответствующих страницах официальных сайтов образовательных организаций, а также на основе изучения локальных нормативных правовых актов, определяющих порядок реализации данных программ и присуждения соответствующих степеней. Изучались вид и характеристика PhD-программ; особенности их реализации; виды документов, выдаваемых после завершения программы в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.

 

Результаты исследования

 

В ходе исследования был проведен анализ официальных сайтов ряда российских образовательных организаций высшего образования, реализующих PhD-программы или присваивающие PhD-степени [26–31]. В выборке присутствуют как достаточно крупные университеты – участники проекта по повышению конкурентоспособности российских вузов, ведущие отраслевые вузы, так и негосударственные образовательные организации. Анализ был осуществлен по следующим параметрам:

-        вид и характеристика программы;

-        особенности реализации программы;

-        документ, выдаваемый после завершения программы (см. таблицу).

 

 

 

 

Анализ информации официальных сайтов

по реализации программ PhD/присуждению степени PhD в российских вузах

 

Вуз

Вид программы

Особенности реализации

Документ, выдаваемый
после завершения программы

Высшая школа экономики*

(https://aspirantura.hse.ru/phd)

Совместные программы аспирантуры и PhD – программа «Академическая аспирантура»

Структура программы «Академическая аспирантура» соответствует PhD-программам.

Существенная обучающая компонента, обязательная стажировка в зарубежном университете в процессе обучения.

Наличие двух научных руководителей: зарубежных исследователей и сотрудников ВШЭ, получивших степень PhD

Диплом о высшем образовании,

диплом PhD университетов Париж-I, Париж-X Нантер

Сибирский федеральный университет (СФУ)

(http://research.sfu-kras.ru/aspirantura#phd)

Программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

 

Обучение проводится в рамках реализации проекта по формированию в университете собственной системы ученых степеней PhDSibFU.

Осуществляется набор в аспирантуру СФУ для обучения на английском языке по ряду программ подготовки кадров высшей квалификации

 

Получение PhDSibFU напрямую не увязывается с завершением реализации университетом образовательной программы.

Система присуждения ученых степеней PhDSibFU не входит в государственную систему научной аттестации. Присуждение осуществляется по направлениям, утвержденным ректором СФУ.

Соискателями ученой степени PhDSibFU могут быть лица, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук, утвержденную ВАК РФ; лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста/магистра СФУ; лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом магистра вузов РФ или зарубежных вузов.

Требуется представить научно-квалификационную работу на английском языке. Диссертация защищается на заседании диссертационного совета, создаваемого приказом ректора

Российский университет дружбы народов*

(http://www.rudn.ru/index.php?pagec=2298)

Программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

 

Набор осуществляется для лиц, имеющих высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра.

Программа ориентирована на реализацию склонности к научной деятельности и получение ученой степени кандидата наук

Диплом PhD RUDN University после защиты диссертации

Томский государственный университет (ТГУ)

(http://aspirantura.tsu.ru/training/phd_tsu.php)

Программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации

Программа аспирантуры реализуется частично или в полном объеме на иностранном языке (PhD-программа) в соответствии с самостоятельно устанавливаемыми образовательными стандартами высшего образования (СУОС) НИ ТГУ

Диплом о высшем образовании.

После завершения освоения PhD-программы в соответствии с СУОС НИ ТГУ возможно представление научно-квалификационной работы, подготовленной и оформленной в соответствии с установленными в университете требованиями на соискание ученой степени PhD TSU (PhD-диссертация)

Российский государственный социальный университет (РГСУ)

(http://rgsu.net/about/science/scientific-personnel-training/Doctorate/PhD/)

Совместная PhD-программа Российского государственного социального университета и Остравского университета Чешской Республики

Набор осуществляется для лиц, имеющих профильное высшее образование в области общественных или гуманитарных наук. Требуется зачисление на докторскую программу Остравского университета и на программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в РГСУ. Язык обучения английский. Научный руководитель – научно-педагогический работник Остравского университета. Обучение в Остравском университете проходит онлайн. В программу входят следующие курсы: научно-исследовательский семинар, семинар по подготовке научных публикаций на английском языке; консультации с научным руководителем

Диплом о высшем образовании.

Докторский диплом Остравского университета: программа аккредитована министерством образования Чешской Республики и Европейской комиссией

Европейский университет в Санкт-Петербурге

(https://eu.spb.ru/socio/admission/phd-program)

 

Программа дополнительного профессионального образования уровня PhD по дисциплинам «Политология» и «Социология»

Срок обучения по программе – три года.

Набор осуществляется среди магистров и специалистов с дипломом в области социальных, гуманитарных дисциплин и экономики.

Освоение профильных учебных дисциплин.

Подготовка аттестационной работы под руководством комитета из четырех преподавателей. Диссертация пишется на английском языке

Выпускники программы, успешно защитившие итоговую аттестационную работу, по уровню квалификации тождественную диссертациям на соискание ученых степеней: доктора философии по политологии и доктора философии по социологии в западных университетах, получают диплом о профессиональной переподготовке и диплом доктора философии/политологии/социологии в зависимости от избранной дисциплины

 

* Вуз включен в перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абзацами вторым-четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (утв. Распоряжением Правительства РФ от 23.08.2017 № 1792-р).

 

В ходе анализа официальных сайтов установлено, что, описывая данные программы по виду и представляя их характеристики, образовательные организации относят их преимущественно к программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, причем особому их виду – академической аспирантуре. При этом для программ PhD как для программ, соотносимых с программами подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, устанавливаются ограничения, связанные с утверждением перечня данных программ Ученым советом образовательной организации; с необходимостью их осуществления в сетевом формате с иностранной образовательной организацией, с реализацией в рамках инновационных проектов вузов по формированию собственной системы ученых степеней и др.

Представляя на официальных сайтах информацию об особенностях реализации программ PhD, образовательные организации указывают среди них следующие:

- наличие в программе существенной образовательной компоненты (перечня требуемых к освоению учебных дисциплин);

- индивидуальный план обучения, позволяющий студентам получить современное образование с обширным междисциплинарным компонентом;

- возможность выбора между теоретическим и прикладным направлением в рамках программы;

- возможность проводить исследования и знакомиться с передовыми практиками в ведущих университетах;

- реализация программы в соответствии с самостоятельно устанавливаемыми образовательными стандартами высшего образования;

- реализация части программы в формате электронного обучения или с использованием дистанционных образовательных технологий;

- обязательная стажировка в западном университете в процессе обучения;

- соруководство PhD-диссертацией со стороны зарубежных исследователей, в т. ч. ведущих исследователей;

- наличие «комитета преподавателей» для руководства PhD-диссертацией;

- реализация программы на английском языке.

Характеризуя особенности процедуры присуждения степени PhD, следует отметить, что система присуждения ученых степеней PhD конкретной образовательной организации не входит в государственную систему научной аттестации. В подавляющем большинстве вузов присуждение ученой степени PhD связано с реализацией программы подготовки кадров высшей квалификации – аспирантуры и является одним из ее результатов (для совместных программ или для программ, реализуемых на английском языке и др.). Широко распространена практика разделения процедур обучения и присуждение ученой степени PhD конкретного вуза, хотя она не в полной мере отвечает европейской модели, но она дает возможность для любых кандидатов, удовлетворяющих требованиям и представивших квалификационную работу, получить PhD конкретного вуза. Присуждение ученой степени PhD конкретного вуза регламентируется локальным актом организации, поэтому вопрос «престижности» и востребованности такой степени как для выпускников, так и для сторонних претендентов, как показывает анализ практики деятельности российских вузов, приоритетен.

 

Заключение

 

Таким образом, необходимость интеграции России в мировое образовательное пространство актуализирует интерес российских образовательных организаций высшего образования к реализации PhD-программ и присуждению степени PhD.

В рамках действующего российского законодательства целесообразна реализация PhD-программ в рамках сетевого взаимодействия с иностранными образовательными организациями и программ двойных дипломов (программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре российского вуза/PhD-программа зарубежного вуза). При этом содержание данных программ должно обеспечивать гармонизацию исследовательской и образовательной составляющих и междисциплинарный характер обучения; процесс обучения должен организовываться как максимально индивидуализированный, обеспечивающий развитие универсальных компетенций обучающихся, а также ориентированный на академическую мобильность, т. е. дающий возможность проводить исследования в ведущих университетах и лабораториях, в том числе и зарубежных, под руководством ведущих исследователей. Реализация программы на иностранном языке позволит осуществить публикацию результатов научного исследования и подготовку PhD-диссертации, что даст возможность интегрировать процедуры обучения и присуждение ученой степени PhD.

Кроме того, ряд образовательных организаций, среди которых Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, а также еще четыре научные организации и девятнадцать образовательных организаций высшего образования, которые «достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, которые реализуют разработанные и утвержденные самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, либо являются национальными исследовательскими центрами, либо имеют статус государственного научного центра, либо в отношении которых установлена категория “федеральный университет” или “национальный исследовательский университет”» [32], вправе самостоятельно создавать на своей базе советы по защите диссертаций; устанавливать порядок присуждения ученых степеней; утверждать положение о совете по защите диссертаций, формы дипломов об ученых степенях, технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи, что дает широкие возможности для развития репутационного подхода к реализации данных программ и для повышения «экспортного» потенциала российской аспирантуры.