Full text

Введение

 

Сегодня в современной системе высшего образования уделяется внимание вопросам духовно-нравственного воспитания студентов, ориентированного на результат. Одним из таких результатов является воспитание у будущих военных кадров совести как нравственного императива личности. Актуальность изучения вопросов духовно-нравственного воспитания современных студентов военного вуза обусловлена тем фактом, что, по данным Министерства обороны Российской Федерации, более 70% выпускников высших военно-учебных заведений увольняются из Вооруженных сил в первый же год военной службы. Такое положение дел привело к принятию на государственном уровне решения о материальной ответственности выпускников за обучение в высших военно-учебных заведениях Минобороны России при нарушении ими условий контракта и уходе из Вооруженных сил, если они не отслужили оговоренные в нем пять лет офицерской службы. Но одних мер запретительного характера явно недостаточно. Сегодня как перед военно-учебными заведениями, так и военными вузами актуализировались проблемы воспитания у будущих офицеров духовно-нравственной готовности к военной службе и потребности в ее продолжении. Военная доктрина Российской Федерации признает духовно-нравственное воспитание одним из важных направлений воспитания будущих офицеров в традициях Российской армии. Духовно-нравственное воспитание в военном вузе, эффективно влияющее на самосознание личности будущего офицера, ориентировано на становление и развитие духовно-нравственных качеств, таких как патриотизм и интернационализм, воинский долг и призвание, честь и совесть офицера.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Вопросы духовно-нравственного воспитания студентов вуза, их развития и саморазвития были предметом исследования российских и зарубежных ученых. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как целостный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих при этом иерархическую структуру и сложную организацию. В то же время современное общество находится в состоянии нравственного и духовного кризиса, проявляющегося в разрушении духовных и нравственных идеалов у студенческой молодежи. Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание студентов военных институтов, выстроенное на основе принципа историзма и на традициях Российской армии, имеет существенную практическую и гуманистическую значимость в период социально-экономических преобразований в системе высшего образования России, в том числе и военного образования. В этом контексте отдельного внимания заслуживает работа В. А. Сидорчука, посвященная исследованию вопросов духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов в традициях Российской армии [1]. Духовно-нравственное воспитание студентов вузов в целом и военных институтов в частности должно строиться, как в любой системе воспитания личности, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2]. В работе В. И. Воловиковой рассматривается проблема нравственности в России как психологический феномен [3]. Вопросы фундаментального исследования феномена нравственности отражены в работе С. К. Бондыревой [4]. Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания сопряжено с изучением феномена психологии совести как императива данного процесса. В работе Е. П. Ильина психология совести рассматривается в контекстах вины, стыда и раскаяния [5]. Психолого-философскому анализу феномена совести посвящена работа В. Д. Шадрикова [6]. В педагогическом дискурсе проблема духовно-нравственного воспитания представлена Н. Д. Никандровым как проблема взаимодействия светского образования и духовного просвещения [7]. Духовно-нравственное воспитание курсантов именно как светское образование раскрыто в работе И. В. Павлова и И. И. Павловой [8]. В работе М. Г. Яновской отражены эмоциональные аспекты нравственного воспитания [9].

 Изучение вопросов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи имеет длительную предысторию. Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи исследуется на протяжении многих веков в различных контекстах исторического, психологического и педагогического анализа. В историческом контексте особая значимость формирования у детей и молодежи в системе образования необходимых нравственных качеств признавалась такими выдающимися личностями России, как В. В. Мономах, Петр I, Екатерина II, полководец А. В. Суворов, великий ученый и ректор Казанского императорского университета Н. И. Лобачевский, Л. Н. Толстой и др.

Однако исследованию проблемы формирования духовно-нравственного потенциала современного студента военного института посвящено недостаточно работ, в особенности в контексте сопряженности с феноменом совести. Феномен совести, как считает М. В. Рукавишникова [10], является многогранным и целостное изучение на примере формирования его у студентов военного вуза может быть построено на основе полипарадигмального подхода. В большинстве работ отечественных авторов указывается, что духовно-нравственное воспитание студентов в первую очередь осуществляется в процессе обучения педагогическим дисциплинам. На этот факт указывает работа Г. В. Антоновой, Н. В. Левченко, С. И. Маслова [11].

Мы считаем, что исследование проблем духовно-нравственного воспитания современных студентов военного вуза необходимо выстраивать на основе обращения к различным контекстам и дискурсам. Проведем экскурс в основы лингвистического и этимиологического анализа феномена духовно-нравственного воспитания и сопряженного с ним феномена совести. Нам импонируют размышления об изучении совести как многогранного феномена в контекстах этимологического и лексического анализа [12]. В древнегреческой философии, в работах Демокрита, совесть представлена как нравственные императивы долга и духовности человека. Для современного студента военного вуза не теряют ценности высказывания Демокрита о том, что в душе каждого должен быть прописан закон: «Не делай ничего непристойного» [13]. Платон совесть рассматривает как детерминатор нравственной оценки военного всех своих поступков, в первую очередь злых, ибо они всегда заметнее. Сократ феномен совести выразил в понятии демона как индикатора нравственной оценки поступков человека. Сократ в своих беседах с учениками призывал не скрывать, а «выставлять на свет» совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить прежде всего самого себя». Учитель Александра Македонского Аристотель основой деятельности человека считал разум, так как именно мышление детерминирует правильный выбор субъектом своих действий, и при этом ему надо обладать добродетелями и стремиться к их воплощению. Аристотель считал, что совесть является свойством добродетельного человека. Резюмируя краткий исторический экскурс в понимание совести у древних греков, следует отметить, что наряду с ней они выделяли ошибки совести. Однако только в христианстве и его учениях была подготовлена теософская и далее философская основа для учения о совести. В посланиях Павла римлянам отмечается необходимость послушания властям не только из страха наказания, но ради самой совести и проявления нравственности человеком. Иоанн Златоуст постоянно указывал на то, что именно совесть должна быть путеводителем человека как неподкупного судьи для достижения таких добродетелей, как мудрость (разумная и практическая), умеренность, щедрость, правдивость, мужество, справедливость, дружба.

Исследователи феномена совести в психолингвистическом аспекте начинают использовать понятия «осознание» и «ведание» совести. Общеславянский феномен совести понимается как совместное знание или знание, получаемое вместе с кем-то. В наших рассуждениях о феномене совести в контексте субъектности человека мы назвали бы совесть как весть коллективного субъекта. При этом в западноевропейских языках термин «совесть» отсутствует в данном понимании. В индоевропейских языках выделяется общий корень «ведать» или «знать». Не случайно народная мудрость ставит рядом понятия совести и сознания. В контексте современной философии феномен совести также рассматривается как многозначное явление, в связи с чем повышается роль изучения вопросов духовно-нравственного воспитания детей и студенческой молодежи. В целом лингвистический и философский контексты свидетельствуют о понимании совести как феномена нравственности и как явления внутреннего состояния человека.

Слово совесть в русском языке является словообразовательной калькой греческого слова понимание. В словаре С. И. Ожегова совесть представлена как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми и обществом [14]. В словаре Даля всё, что относится к Богу, церкви, вере, отнесено к духовному, а всё, что относится к силу, уму и воле, отнесено к нравственному [15]. В этих постулатах наблюдается расхождение в определениях духовности и нравственности, в то время как в интеграции духовность и нравственность выступают духовно-нравственными ценностями личности. Не случайно в работе С. Н. Сорокоумова и В. П. Исаева поднимается вопрос о проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности [16].

В современной психологии изучение феномена совести представлено в ряде фундаментальных работ В. Д. Шадрикова [17]. Совесть характеризует духовную сущность человека, которая в интраиндивидуальной структуре человека определяет его нравственное поведение. Совесть как понятие недостаточно представлено в учебниках по психологии, и его воспитательные функции в образовательном процессе лишь декларируются, в то время как воспитание совести – центральный момент воспитания детей и молодежи. Фактором формирования совести является покаяние [18]. Совесть светского человека формируется на основе общественной морали и закона [19]. Наличие совести у человека проявляется в способности личности проводить нравственный контроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производя оценку совершаемых поступков, понимая вину, проявляя стыд и раскаяние [20]. Проблеме анализа духовно-нравственного воспитания студентов вуза посвящена работа М. Е. Мережко [21], Н. Н. Шатохиной [22].

Итак, краткий экскурс в полипарадигмальное поле и контексты изучения феномена совести позволил нам сделать выводы о том, что в образовательном пространстве духовно-нравственного воспитания современных студентов военного вуза совесть выступает как многогранный феномен, внутренний императив, детерминирующий поведение человека при достижении различных целей [23]. При этом проявление совести у человека всегда субъективно и индивидуально. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вуза показал, что совесть субъекта деятельности проявляется на основе не только рационального осознания нравственного значения совершаемых поступков, но и эмоциональной оценки своих действий [24]. Изучение данного феномена требует дальнейшего изучения как с точки зрения методологии вопроса, так и его практической значимости в духовно-нравственном воспитании студентов военного вуза.

 Духовно-нравственный фактор в воспитании современной студенческой молодежи начинает выполнять роль фактора, объединяющего общество, государство и его субъектов. При этом подлинным содержанием духовно-нравственного воспитания личности является вера [25].

 В зарубежных исследованиях проблема духовно-нравственного воспитания рассматривается в различных аспектах и контекстах. Например, в работе И. Макферсона, С. Робертсона, Уолфорда проблемы духовного и нравственного воспитания детей и молодежи в обзоре тематических исследований из Африки, Южной Азии и Юго-Восточной Азии рассматриваются через призму образования, приватизации и социальной справедливости [26]. В работе Ф. Менаши вопросы духовного воспитания имплицитно содержатся в проблемах образования как глобальном общественном благе в контекстах применимости и последствий рамок данного процесса [27]. В работе М. А. Мефодевой, А. В. Фахрутдиновой и соавторов представлены исторические перспективы духовного и нравственного воспитания в Индии [28]. В исследовании А. В. Фахрутдиновой и И. Г. Кондратьевой нравственные характеристики личности рассмотрены в свете современных тенденций социального обучения в период мультикультурализма [29]. В работе Стьютел и Шпикер духовное воспитание раскрыто через цели гражданского образования в многокультурной демократии [30]. В работе И. Филевой представлено соотношение этической теории и моральной практики [31].

Анализ отечественных и зарубежных трудов по проблемам духовно-нравственного воспитания позволяет нам сделать вывод о формировании полипарадигмального пространства изучаемой проблемы.

 

Методологическая база исследования

 

Результаты, представленные в данном исследовании, отражают полипарадигмальный взгляд авторов на рассматриваемую проблему, в основе которого несколько методологических дуальных подходов:

1)        системно-целевой подход, который ориентировал нас на изучение процесса духовно-нравственного воспитания студентов военного института с точки зрения ее системных и целостных характеристик;

2)         субъектно ориентированный подход, предполагающий рассмотрение процесса духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза прежде всего как субъектов учебно-профессиональной деятельности с позиций фасилитации данного процесса;

3)        синергийно-антропологический подход, рассматривающий человека как сложную, самодетерминирующую и самоорганизованную систему с интегративным качеством целостности и взаимодополняемости в многомерном пространстве профессионального и личностного роста и развития. С позиции синергетики этот подход представляет возможности для междисциплинарного направления научного исследования.

 Исходной теоретической платформой для анализа изучаемой проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза, а также инструментом мониторинга изучаемой проблемы является система психолого-педагогических положений о сущности процесса духовно-нравственного воспитания как явления и процесса в становлении и развитии личности как субъекта деятельности.

 С целью изучения и выявления концептов духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза нами был использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, наблюдение, беседа, метод экспертных оценок. Нами была использована модифицированная авторская методика по выявлению у студентов военного института приоритета духовно-нравственных ценностей.

 Исследование проводилось в г. Казань, Республика Татарстан, в течение 2017/2018 учебного года на базе Казанского юридического института МВД (КЮИ). В исследовании принимали участие студенты и профессорско-преподавательский состав (ППС) КЮИ. Выборка исследования включала 245 студентов КЮИ в возрасте от 19 до 22 лет, 90% выборки были студенты мужского пола. Методика опроса включала ряд вопросов: 1) проранжируйте по степени значимости в военной карьере ряд качеств как ценностей личности офицера: а) честь, б) совесть, в) достоинство, г) патриотизм; 2) среди перечисленных выше ценностей на каком качестве, по вашему мнению, следует акцентировать внимание в первую очередь; 3) в ситуации выполнения военного приказа на какое из перечисленных качеств вы опирались бы в первую очередь; 4) какова роль патриотизма в карьере военного; 5) что вы вкладываете в сочетание понятий: честь, совесть и достоинство военного? Методика наблюдения подразумевала включенное наблюдение ППС за студентами во время учебно-воспитательного процесса КЮИ.

 

Результаты исследования

 

Проведенное нами пилотное исследование 245 студентов Казанского юридического института МВД (КЮИ) в контексте проявления ими духовно-нравственных ценностей показало, что более 60% студентов не акцентируют внимание на таких понятиях, как честь, совесть, достоинство, патриотизм, в военной карьере. Наблюдение за поведением студенческой молодежи в военном институте, в том числе и включенное наблюдение, в образовательном процессе КЮИ вызывает у нас беспокойство за будущее выпускников вуза. Наши волнения за судьбы будущих военных обоснованы еще тем фактом, что многие из них будут молодыми преподавателями и будут осуществлять процесс духовно-нравственного воспитания в высших учебных заведениях. В то же время в студенте военного вуза может быть заложен только потенциал духовно-нравственной личности военного, в связи с чем для субъекта жизнедеятельности необходим процесс развития и саморазвития, воспитания духовного характера.

 Мы считаем, что в военном вузе, так же как и в университете, должна быть разработана и реализована Концепция духовно-нравственного воспитания, представлена в работе Н. Н. Чалдышкиной и Р. Р. Лоскутовой [32]. Основные положения данной концепции были взяты нами за основу и адаптированы к условиям военного вуза. Согласно нашей модификации, Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи рассматривается как средство формирования духовной и нравственно устойчивой цельной личности на принципах историзма, т. е. с учетом отечественных культурно-исторических традиций духовно-нравственного воспитания будущего военного. Мы считаем, что это, прежде всего, должны быть культурно-исторические традиции формирования чести и совести российского военного, ресурсы всемирного культурного наследия на территории субъектов РФ и этнические особенности региона.

Выделим ряд первостепенных задач в реализации модели Концепции духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза:

1. Духовно-нравственное воспитание студентов военного вуза понимать как объект целенаправленного внимания профессорско-преподавательского и офицерского состава, а также студенческого самоуправления, включить это направление в дорожную карту военного вуза.

  1. 2.  Духовно-нравственное воспитание будущих военных осуществлять на основе субъектно ориентированного подхода, формируя их как представителей высоконравственной интеллигенции и носителей российского духовно-нравственного потенциала российского военного.

3. Фасилитировать (облегчать, сопровождать) процесс формирования и самоформирования у студентов нравственного и духовного отношения к миру, людям, военной науке, военной профессии, духовности, субъектам конфессий, служению отечеству.

4. Работать со студентом в «зоне его ближайшего развития духовно-нравственного потенциала», формируя адекватное восприятие и осмысление таких понятий, как честь, совесть, достоинство, образ мира, образ военного, творение мира, вера, покаяние, любовь, милосердие, надежда, послушание, субъектность как санкционированная активность.

5. Интегрировать учебно-профессиональную, внеучебную, воспитательную, научно-исследовательскую деятельность студентов военного вуза в единое пространство духовно-нравственного воспитания и саморазвития студентов.

6. Научно-исследовательскую деятельность студентов военного вуза осуществлять на основе принципа научной коллаборации и содружества молодых ученых и наставников, используя ресурсы научных журналов и научно-практических конференций.

Мониторинг эффективности духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза включает ряд критериев, показателей и уровней:

1) когнитивный критерий. Показатели: система представлений студентов о ценностях, нормах и принципах, чести и достоинстве, совести;

2) мотивационный критерий. Показатели: осознание студентом себя как субъекта духовно-нравственного развития и преобразования; стремление следовать идеалам гражданина и военного России;

3) интегральный критерий. Показатели: сформированность ориентации на соблюдение базовых национальных общечеловеческих норм, принципов чести, достоинства и совести;

4) синергийный критерий. Показатели: умение работать в команде и содружестве со студентами как будущими военными и ППС по развитию и саморазвитию духовно-нравственного потенциала студента и преподавателя.

 

Заключение

 

Таким образом, проведенный анализ источников по изучаемой проблеме и опыт модификации Концепции духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза позволили подтвердить тезис об актуальности и востребованности данного процесса. Духовно-нравственное воспитание современных студентов военного вуза рассматривается нами как доминирующий фактор успешного развития РФ и ее субъектов, в том числе и Республики Татарстан, и создает условия в государстве для духовного единства народов и формирования политической, экономической и военной стабильности. Считаем, что основные усилия исследователей данной проблематики могут быть направлены на изучение современных механизмов и педагогической реализации духовно-нравственного воспитания студентов современного военного вуза.