В соответствии с действующим федеральным законодательством полиция призвана обеспечивать соблюдение законности, защиту прав и свобод личности, общества и государства от противоправных посягательств [1].
При несении службы сотрудники ОВД, выполняя свои должностные обязанности, оказываются в экстремальных обстоятельствах, связанных с применением оружия. Конфликтные ситуации и правонарушения осложняются различными внешними факторами: в большинстве случаев темное время суток, неблагоприятные погодные условия, ограниченное время на оценку событий и принятие правомерного решения, минимальная дистанция и внезапность нападения, агрессивность и вооруженность преступников. Необходимо подчеркнуть, что зачастую применение оружия сотрудниками полиции происходит в общественных местах, где могут находиться посторонние лица, которые могут пострадать от выстрелов. Как правило, при численном превосходстве правонарушителей посторонние граждане, случайно оказавшиеся на месте происшествия, не оказывают полицейским абсолютно никакой помощи. Возникающие ситуации противоборства требуют немедленного принятия компетентного и грамотного решения о применении или неприменении оружия. При этом, несмотря на скоротечность и кратковременность огневого контакта, необходимо помнить, что неправомерное применение оружия влияет на судьбу сотрудника полиции, окружающих граждан и правонарушителя.
Наполеон, оценивая уровень боеспособности армии, говорил, что «человек есть продукт физических и нравственных условий» [2]. Нельзя с ним не согласиться. Смысл данного высказывания можно в полной мере адресовать сотруднику полиции, так как при несении службы по защите интересов государства, общества и граждан ему необходимы развитые физические и нравственно-психологические качества: сила, ловкость, выносливость, воля, уважительное отношение к обществу, психологическая устойчивость к любым стрессовым ситуациям, знание действующего законодательства, умение принять верное решение в кратчайший промежуток времени. Современный полицейский является «продуктом» воспитавшего его общества, традиционных социальных ценностей и менталитета.
Требования к организации огневой подготовки в ОВД предусматривают формирование навыков выполнения определенного перечня упражнений в соответствии с оценочными показателями. Для воспитания компетентного полицейского на занятиях по огневой подготовке в учебных заведениях системы МВД России важно развивать не только умение уверенно выполнять различные стрелковые упражнения, но и моделировать нестандартные стрессовые ситуации, позволяющие психологически подготовить сотрудника к применению знаний, умений и навыков. В связи с этим при обучении курсантов и слушателей к выполнению действий с огнестрельным оружием при несении службы важную роль играют правовая, психологическая, физическая и огневая подготовка.
Уверенное и правомерное обращение с оружием – одно из важнейших качеств сотрудника ОВД, которое начинает формироваться на стадии обучения курсантов и слушателей и поддерживается практическими навыками при несении службы. Для достижения навыка компетентного применения оружия в профильных вузах МВД в рамках дисциплины огневой подготовки проводятся занятия по комплексному практикуму, которые включают в себя разработанные и утвержденные нестандартные упражнения, выполняемые с огнестрельным оружием, а также совокупность психологических вводных ситуаций, позволяющих погрузить испытуемого в обстоятельства применения оружия, приближенные к реальным. При проведении практикума оцениваются способность обучаемого общаться с правонарушителем и гражданами, взаимодействие с напарником, умение подавать команды, тактические навыки и умения, соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, знание материальной части оружия, способность устранять отказы оружия и правомерность его применения по поражаемым (правонарушитель) и непоражаемым (случайные лица) целям.
Особое внимание стоит уделить психологической подготовке сотрудников к ситуации, требующей применения оружия в отношении правонарушителя. Специфика этого элемента состоит в том, что уровень моральной устойчивости к экстремальной ситуации у отдельно взятого сотрудника не всегда удается однозначно определить на этапе обучения, поскольку предмет изучения сложен и нематериален. Для определения психологической устойчивости и готовности к применению оружия широко применяется анкетирование обучаемых.
Для того чтобы психологически подготовить курсанта или слушателя к применению оружия в практической деятельности, преподаватели самостоятельно разрабатывают упражнения, формирующие моральную устойчивость сотрудника к стрессовой ситуации, связанной с применением огнестрельного оружия. Специфика данного метода заключается в индивидуальном и групповом способе обучения исходя из показанных результатов.
Сложность психологической подготовки заключается в отсутствии единого стандарта упражнений, предназначенных для курсантов и слушателей, схожи лишь их общие условия: размеры мишеней, дистанция, время, количество боеприпасов, положение для стрельбы, физическая нагрузка. При этом стрелок прекрасно понимает, что он стреляет по мишени и в случае непопадания в заданную зону поражения ответного огня в полицейского никто вести не будет.
В целях формирования знаний об уровне психологической подготовки курсантов и слушателей НА МВД России проведено анкетирование.
|
1) Да, нравится. |
2) Нет. |
3) Затрудняюсь ответить |
|
4) Да, полностью оправдали. |
5) Оправдали частично. |
6) Не оправдали |
|
7) Отлично. |
8) Хорошо/отлично. |
9) Хорошо/удовлетворительно. |
10) Неудовлетворительно |
|
1) Да. |
2) Да, в момент выстрела. |
3) Нет |
|
1) Да, влияет. |
2) Нет, не влияет |
|
1) Да, так как юноши физически сильнее от природы. |
2) Да, так как в практической деятельности им больше потребуется огневая подготовка, чем девушкам. |
3) Нет, девушки также могут научиться уверенно применять оружие, важно индивидуальное желание и стремление. |
4) Нет, это абсолютно не имеет никакого значения |
|
1) Да. |
2) Да, только когда упражнение связано с физическими нагрузками. |
3) Нет |
|
1) Физические упражнения. |
2) Психологический самоконтроль. |
3) Выполнение нормативов. |
4) Производство выстрелов вхолостую |
|
1) Да, физические нагрузки формируют умение произвести прицельный выстрел в условиях противодействия и сопротивления сотруднику полиции. |
2) Да, они позволяют повысить выносливость и стрессоустойчивость полицейского. |
3) Нет, они являются сбивающим фактором, мешающим прицельному выстрелу. |
4) Нет, силовые нагрузки необходимы только на занятиях по физической подготовке |
|
1) Положительно, так как она позволяет мобилизоваться, улучшить внимание и снизить количество ошибок при стрельбе. |
2) Положительно, так как она помогает снизить психологическое напряжение. |
3) Отрицательно, невозможно сконцентрироваться на цели, рассеивается внимание. |
4) Отрицательно, создает дополнительное напряжение в мышцах, усталость организма и неудобство при стрельбе |
|
1) Да, они помогают выучить порядок и условия применения огнестрельного оружия, регламентированные ст. 19 ФЗ от 07.02.2011 г. № 3 «О полиции». |
2) Да, они позволяют повысить стрессоустойчивость и формируют готовность к применению оружия. |
3) Нет, они являются сбивающим фактором, мешающим производству прицельного выстрела. |
4) Нет, условия правомерности нужно изучать на других дисциплинах |
|
1) Да. |
2) Нет |
|
1) Результат стрельбы без предупреждения лучше. |
2) Результат стрельбы с применением признака правомерности лучше. |
3) Нет, показатели всегда стабильны |
|
1) Многочасовые тренировки каждый день. |
2) Кратковременные тренировки 2–3 раза в неделю. |
3) Тренировки по собственному желанию при наличии свободного времени. |
4) Психологическая уверенность в своих действиях |
|
1) Постоянное повторение одной команды в течение 10 минут. |
2) Повторение всех команд по очереди |
|
1) Дополнительные занятия группы с преподавателем. |
2) Личная консультация. |
3) Самостоятельный психологический настрой |
|
1) Да, я с удовольствием посещаю занятия. |
2) Нет, тяжело вынести полтора часа. |
3) Мне все равно |
Успеваемость анкетируемых варьируется от оценки «удовлетворительно» до «отлично». По результатам проведенного исследования можно судить о том, что дисциплина «Огневая подготовка» в целом нравится курсантам и слушателям.
Основная масса анкетируемых отметила, что не боится оружия. Однако 50% курсантов и слушателей чувствуют волнение перед выполнением упражнения. В большинстве случаев справиться с ним помогает психологический самоконтроль.
Наряду с этим для половины опрошенных совмещение упражнений, выполняемых с оружием, с физическими нагрузками на занятии является сбивающим фактором для совершения прицельного выстрела, другая половина отмечает, что упражнения помогают повысить психологическую устойчивость и развить навыки выносливости и силы. Аналогичные выводы можно сделать по вопросу применения условий правомерности, заключающихся в вербальном предупреждении о намерении применить огнестрельное оружие. Одна половина анкетируемых отметила, что это не мешает выполнению упражнения, другая выразила точку зрения о том, что данный фактор является сбивающим. В целом при выполнении данного условия результаты стрельбы отмечаются как стабильные, без изменений.
Формированию навыка успешной и точной стрельбы курсантов и слушателей в равной мере способствуют тренировки с оружием и психологическая уверенность в своих действиях. Несмотря на данные аспекты дисциплины «Огневая подготовка», среди опрошенных существует мнение, что девушки могут приобрести аналогичные навыки по стрельбе, что и юноши, необходимо лишь желание и стремление. Установлено, что с методической точки зрения залогом успеха в формировании навыка по действиям по командам для курсантов является повторение всех команд по очереди. Также в совершенствовании навыков и результативности стрельбы помогают дополнительные занятия и личная консультация с преподавателем. В связи с этим основная масса опрошенных отметила, что при работе на занятии очень важна личность педагога. Несмотря на этот фактор, в большей степени повышению результативности помогает метод самостоятельного психологического настроя.
В целом по итогам анкетирования установлено, что психологическое состояние стреляющего влияет на результат выполненного упражнения. Для того чтобы скорректировать свой настрой, очень важна поддержка педагога и внутреннее психологическое равновесие.
В отличие от анкетирования правильность выполнения стрелковых упражнений можно определить исходя из условий и критериев правомерности применения огнестрельного оружия, регламентированных Федеральным законом «О полиции» [3].
При обучении курсантов и слушателей не стоит забывать, что в практической деятельности при несении службы на обстоятельства применения оружия влияют различные объективные и субъективные факторы. Исходя из этого, при моделировании стрелковых упражнений и вводных задач необходимо предполагать развитие ситуаций с правомерным применением или неприменением оружия по движущимся или недвижущимся мишеням различного размера. При сочетании различных психологических и физиологических элементов у сотрудника развивается чувство уверенности в компетентном применении оружия. Оно подразумевает под собой критичное отношение к внешним факторам: погодным условиям, времени суток, плохому освещению, динамике развития ситуации, агрессии и вооруженности правонарушителей, а также субъективным факторам: психологической и физической усталости, плохому настроению и самочувствию сотрудников полиции.
А. Н. Таран и Ю. А. Напалков в статье о влиянии стресса на организм сотрудника в процессе обучения стрельбе из пистолета утверждали, что стрессом можно считать любое воздействие внешней и внутренней среды на человека, вызывающее ответную реакцию организма [4]. На основании приведенного утверждения можно утверждать, что во время применения огнестрельного оружия каждый сотрудник переживает стресс. А. Н. Таран и Ю. А. Напалков также писали, что данное состояние имеет предпосылки еще до момента возникновения неординарной ситуации [5]. Как правило, первичным фактором, формирующим стресс, является ожидание нападения со стороны нарушителей в любой момент. Это чувство запускает тормозные процессы в принятии компетентного решения, что может повлечь разные исходы: либо сотрудник неправомерно применит оружие, либо сотрудник примет правомерное решение, но промахнется, либо не успеет обеспечить безопасность граждан и самого себя. В этом случае успешное и компетентное применение оружия в состоянии стресса зависит от навыков и умений, приобретенных во время смоделированных тренингов и вводных ситуаций.
Многие исследователи выделяют три фазы при применении оружия: предшествующую выстрелу, момент выстрела, последующий момент после выстрела. Все они протекают в совокупности несколько секунд. На протяжении этого времени на сотрудника влияет не один сбивающий фактор, а их совокупность. Например, когда сотрудник находится один в неосвещенном переулке, где на него напали двое вооруженных злоумышленников. Чтобы противостоять преступникам в такой ситуации, требуется хорошая подготовка, где главным принципом будет чередование рассеивающих внимание ситуаций, наличие непоражаемых мишеней, умение маневрировать, правильно оценить ситуацию и принять верное решение по применению или неприменению оружия.
Умение незамедлительно реагировать на изменения в обстановке и принимать правомерные решения способствует более эффективному выполнению служебных обязанностей. Несмотря ни на что фундамент психологической подготовки сотрудников ОВД в ситуациях применения огнестрельного оружия формируется на практических занятиях по огневой подготовке. Специфика изучаемой дисциплины подразумевает умение преподавателей моделировать различные ситуации и формировать стрелковые упражнения, способствующие укреплению у обучаемых навыка применения оружия в экстремальных ситуациях (в ограниченное время, из-за укрытия, с одной руки, в полумраке, в паре и др.).
Огневая подготовка курсантов и слушателей является неотъемлемой частью формирования личности сотрудника полиции и его профессионально значимых качеств. Благодаря ее изучению у обучаемого формируется навык противостояния воздействию как внутренних, так и внешних сбивающих факторов. В заключение необходимо подчеркнуть, что важной особенностью психологической подготовки курсантов и слушателей при обучении дисциплине «Огневая подготовка» является моделирование неординарной, непривычной ситуации с применением отвлекающих, сбивающих факторов на фоне общей физической нагрузки.