Full text

Особенностью профессиональной деятельности в современных условиях является не столько качество или скорость деятельности, сколько внутренняя сложность в условиях неопределенности (укорачивающийся жизненный цикл товаров, услуг и знаний, неполные изменяющиеся требования, спецификации и цели). Деятельность организации становится обусловленной необходимостью постоянного реагирования на изменения, идущие как из внутренней, так и из внешней среды.

Преодоление проблем связано с подходом к деятельности, основанном на проектно-ориентированном подходе. В целом можно говорить об изменении современной парадигмы профессиональной деятельности: ее начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных проектов. Проектный подход стал адекватным средством достижения стратегического конкурентного преимущества для достижения успеха – гибкого поведения в изменчивой внешней среде.

Проектный подход требует системного управления изменениями проекта (управления требованиями, мониторинга соответствия требованиям, планирования и внедрения корректирующих действий). В качестве психологических условий успешности проектной деятельности называют [1] особенности организации деятельности в проектах, а именно: четкую организацию этапов управления проектами, информационное и мотивационное сопровождение деятельности в проекте, оптимальное распределение ролей в команде, работающей над проектом на основе психологической диагностики.

Развитие организации проекта, происходящее в первую очередь через направляемое личностное и профессиональное саморазвитие руководителей и команды проекта, практически реализуется через рефлексивную деятельность на регулярных проектно-аналитических сессиях.

Как рефлексия способствует развитию и успешности системы деятельности субъекта деятельности? В психологических исследованиях рефлексия профессиональной деятельности понимается двояко:

-          как способ осознания субъектом оснований и результатов деятельности;

-          свойство субъекта, которое обеспечивает самоосознание и саморегуляцию своей деятельности.

При возникновении непреодолимых практических затруднений в деятельности, в результате которых не выполняется нормативный результат (не удовлетворяется потребность), обнаруживается одна из возможностей для проявления рефлексии как личностного свойства. С другой стороны, рефлексия в таком случае станет также способом осознания и выхода практики за пределы себя самой, процедурой, осуществляющей снятие практического затруднения. Соответственно, профессиональная рефлексия может вести к обновлению системы профессиональной деятельности личности, выступая механизмом личностного и профессионального развития и успешности деятельности.

Возникает дискуссионный вопрос: всегда ли рефлексия однозначно способствует развитию? Описаны проблемы психологического сопровождения организационной деятельности, связанные с особенностями рефлексивности субъектов деятельности, как отдельных индивидуумов, так и групп (коллективов).

Первая проблема касается рефлексии как способа экспертного знания, суждения, опирающегося на жизненный опыт. Всегда ли он имеет позитивное значение для успеха в деятельности? Может ли рефлексия препятствовать успеху?

Исследователи области научного и технического творчества (Б. М. Кедров [2], Т. В. Кудрявцев [3]), ученые, разрабатывающие проблемы решения задач (Я. А. Пономарев [4], Д. Н. Завалишина [5]), вопросы общения (Б. Д. Парыгин [6]), обнаруживали психологические барьеры, мешающие субъектам достигнуть успеха.

В частности, В. В. Мухортов, исследуя проблемы психологии изобретательства, выделил психологические барьеры: «компетентность» и «авторитет». Их общей основой он называет один фактор – прошлый опыт. «Психологический барьер, – пишет он, – правомерно рассматривать как отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям» [7].

Вторая проблема связана с тем, что качество ретроспективного суждения о достигнутом подвержено влиянию мотивационных факторов. Об этом пишет Г. Г. Эрнст [8]: для профессиональной рефлексии требуется высокий уровень потребности в самопознании, в саморазвитии, как личностном, так и профессиональном.

Влияние мотивации на качество рефлексии обнаруживает Х. Хекхаузен в работе «Психология мотивации достижения» [9]: большое значение имеет направленность мотивации – на достижения или на избегание неудачи, а также форма обратной связи о результатах деятельности. По описанию экспериментов, проведенных автором, «пессимисты» (люди, «живущие в атмосфере неудачи») переоценивали количество решенных неправильно заданий, а «оптимисты» переоценивали количество успехов.

Что интересно, в условиях сильного давления реальности, а именно немедленной и однозначной обратной связи об успехе или неудаче, мотивированные на успех испытуемые переоценивают свои поражения, а мотивированные на избегание неудач – переоценивают свой успех.

С другой стороны, когда однозначная информация о результатах пробной деятельности в экспериментах Х. Хекхаузена опускалась, обратная взаимосвязь между мотивацией и суждениями превратилась в прямую. В условиях слабого давления реальности стала возможной ситуация, когда неявное воспринимаемое противоречие первоначальным ожиданиям переопределяет результат повторных действий в то, что ожидалось или чего боялись, деятельность изменяется и приспосабливается под ожидания, то есть реальные результаты ухудшаются у пессимистов и улучшаются у оптимистов!

Возникает вопрос: в какой же форме должен анализироваться и интерпретироваться прошлый опыт, чтобы обеспечивать эффективное решение жизненных задач? Решением этого вопроса является методология ретроспективы деятельности (проектов) – методология психологического сопровождения проектной деятельности.

Для этого базовым принципом ретроспективы должен быть принцип системности и рассмотрение явлений в их развитии. Базовый психологический механизм ретроспективы – рефлексия. Для формализации методологии психологического сопровождения рефлексии проектной деятельности определим, как рефлексия может быть представлена структурно.

Первым основанием методологии является роль и место рефлексии субъекта деятельности (как субъективного отражения действительности), исходя из концепции системогенеза деятельности [10]. Психологическая система деятельности, согласно этой концепции, включает следующие основные функциональные блоки: мотивов, целей, информационной основы деятельности, программы действий, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств. При этом рефлексия присутствует в формировании всех компонентов психологической функциональной системы деятельности – как отражение объективных и субъективных условий деятельности, отражение действий, достигнутых результатов и их параметров [11].

Деятельность в проектах отличается от процессной деятельности организационно. Проект имеет определенные заранее этапы, в конкретных временных рамках. Требования к целевому и промежуточным результатам, программы действий более конкретизированы. Психологические компоненты деятельности в проектах и процессной деятельности, будем считать, можно рассматривать единообразно по модели В. Д. Шадрикова.

В рефлексии деятельности человек обращается к своему «бытию» – своим действиям, поступкам, внешним событиям и прочему – и к своему «сознанию» – целям, мотивам, чувствам, оценкам и т. д. Рефлексивное «Я» собирает воедино многочисленные аспекты «Я» как индивидуального субъекта деятельности, имеющего те или иные качества, особенности, цели, ценности, мотивы, желания, ожидания, контекстные возможности, программы действий и прочее, и осуществляет на их основе многообразные синтезы причинно-следственных связей и перспективных прогнозов, что является основой принятия индивидуальных решений.

Это то обыденное самопознание, которое совершает каждый человек постоянно в процессе своей деятельности. В рефлексии коллективной проектной деятельности личностью отражаются компоненты не только собственной психологической системы деятельности, но и систем деятельности других, входящих в команду проекта. Психологическое сопровождение ретроспективы деятельности может вывести обыденное индивидуальное самосознание личности на уровень системного самосознания – как индивидуального, так и коллективного субъекта деятельности.

Вторым основанием методологии психологического сопровождения рефлексии проектной деятельности будем считать функциональную структуру рефлексивности личности. Базовые функции рефлексивного «Я»: познавательная функция, прогностическая и регулятивная (преобразующая). Первая реализуется в самонаблюдении и самоанализе – концептуализации собственного опыта [12]. Вторая функция реализуется в предвосхищении, конструировании предстоящих возможных событий и состояний, третья – в самооценке совпадения личного опыта с социальными и личными нормами и в саморегуляции (самоконтроле) на основе этого сопоставления.

Отдельного внимания требует различение функций рефлексии в процессе самопознания личности как субъекта деятельности. В практической деятельности познавательная функция рефлексии чаще всего подчинена прогностической и регулятивной. Почти всегда самопознание совершается личностью для прогнозирования и саморегуляции, преобразования своей деятельности. Слияние функций рефлексии отражается на качестве самопознания, а вследствие этого – на качестве саморегуляции. Часто вмешательство самонаблюдения в творческий процесс мешает «потоковому» состоянию, что негативно сказывается на творческой спонтанности деятельности. В результате смешения самонаблюдения и самооценки могут возникать ситуации, когда самоисследование слишком быстро, под давлением негативной нормативной (этической, моральной, эстетической) самооценки, сменяется действием, когда человек спешит изменять ситуацию и свои действия, недостаточно полно изучив себя, нормы и контекст. «Деструктивная» рефлексия – это тот «внутренний цензор», в терминах З. Фрейда «супер-Эго» [13], который полностью заглушает познавательный компонент рефлексии.

Эти примеры агрессивного влияния самонаблюдения, самооценки и самоконтроля демонстрируют то, как рефлексия нарушает продуктивность деятельности. Заметим, что нарушение связано не с рефлексией самой по себе, а с практическим неразличением ее познавательных, прогностических и регулятивных функций, с неспособностью на практике разделить самонаблюдение, самооценку и самоконтроль.

Итак, в функциональном плане выделяются виды рефлексии: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самопроектирование, самоконтроль. Смешение этих функций, их неразличение снижает качество рефлексии. Наоборот, очищение рефлексии от деструктивных компонентов, связанных, к примеру, с однополярной самооценкой, дает возможность совмещения рефлексивности личности и в то же время продуктивной деятельности.

Как раз для того, чтобы познавательные, прогностические и регулятивные функции не смешивались и не осложняли реализацию друг друга, необходимо психологическое сопровождение проектной деятельности в виде особых рефлективных процедур – метарефлексия, обеспечивающая качество рефлексии субъектов деятельности. Улучшение качества рефлексии системы деятельности, возможное при обеспечении полноты рефлексии по компонентам системы деятельности и в сдерживании оценочной функции рефлексии, – главная задача метарефлексии. В результате обнаруживаются возможности чистой познавательной рефлексии, открывающей путь к более полному самопониманию и продуктивной саморегуляции деятельности.

Согласно функциональной типологии рефлексии А. В. Карпова [14], рефлексия может быть ситуативной (как осознавание себя и своих действий в настоящем опыте), ретроспективной (как анализ уже выполненной деятельности и событий прошлого) и проспективной (как размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности в будущем, планирование, выбор эффективных способов её реализации и прогнозирование её возможных результатов).

И если ретроспективная рефлексия – это своего рода воспоминание, в котором человек отражает собственные действия, результаты, мотивы и переживания, то в проспективной рефлексии предвосхищаются предполагаемые события, цели деятельности, планы, проекты, желания, переживания. Строится это на отражении уже некогда воспринятого опыта. Ситуативная, ретроспективная рефлексия и основанная на ней проспективная (предвосхищающая) рефлексия обеспечивают целостность самоорганизации деятельности.

Таким образом, позитивная преобразующая роль рефлексии проявляется в ретроспективной рефлексии проектов (проектной деятельности) в форме восстановления смысла и связи событий, мотивов и действий, изменения отношения к негативным событиям и переживаниям; предвосхищением будущих проектов пропитана проспективная рефлексия, идея насущных преобразований лежит в основе ситуативной рефлексии и самоконтроля.

Сопоставляя функциональные типологии, определим, что в качестве компонентов рефлексии самонаблюдение и самоконтроль могут быть только ситуативными, самопроектирование – только проспективным, самоанализ, самооценка – только ретроспективным.

Третьим основанием методологии метарефлексии (ретроспективы) проектной деятельности являются выделяемые четыре подхода к изучению феномена рефлексии (четыре аспекта изучения рефлексии):

-          кооперативный аспект (А. В. Карпов, Г. П. Щедровицкий [15]) анализируется в субъект-субъектных видах деятельности, а также при проектировании командной деятельности, если есть необходимость кооперации совместных усилий и действий разных профессиональных позиций и групповых ролей субъектов;

-          коммуникативный (или социально-психологический) аспект (исследовали Г. М. Андреева [16], А. А. Бодалев [17]). Рефлексия изучается как значимая составляющая коммуникации и межличностного восприятия, как средство познания человека человеком;

-          когнитивный (или интеллектуальный) аспект (А. В. Брушлинский [18], Т. В. Корнилова [19], А. М. Матюшкин [20], Т. Е. Гура [21]). Рассмотрение рефлексивности в объектных видах деятельности как умения субъекта деятельности анализировать и сопоставлять с предметной ситуацией собственные действия. Рефлексия как механизм концептуализации, теоретического мышления;

-          личностный (или психологический) аспект (исследовали Ф. Е. Василюк [22], Д. А. Леонтьев [23, 24], В. Ф. Петренко [25], В. А. Петровский [26], И. Н. Семёнов [27], С. Ю. Степанов [28], А. С. Шаров [29]). Рефлексия как средство переосмысления образов своего «Я» в результате осознания собственной деятельности, общения, явлений внешнего мира; как психологический механизм формирования и изменения индивидуального сознания.

Таким образом, структурно рефлексия проектной деятельности может быть:

1)     интраперсональной (мультипозиционной), т. е. рассматривающей компоненты деятельности, такие как цель и мотив (потребность), информационная основа деятельности (внутренние и внешние условия деятельности), профессионально важные качества, программы (планы) действий, процессы принятия решений, промежуточные и итоговые результаты с разных позиций (Я, Другой, Наблюдатель, Система);

2)     направленной, в зависимости от функций, на самонаблюдение, самоанализ, самопроектирование, самооценку или самоконтроль;

3)     разноаспектной, т. е. включающей ретроспективу когнитивного (интеллектуального) аспекта деятельности, ретроспективу личностного аспекта, ретроспективу коммуникативного и кооперативного аспектов деятельности.

Целью психологического сопровождения проектной деятельности является повышение эффективности проекта за счет развития управленческих компетенций команды проекта. В психологической науке одной из подтвержденных эмпирически является модель Р. Бояциса [30], согласно которой у эффективных менеджеров существенно проявляются определенные компетенции. Результаты сопоставления компетенций по Р. Бояцису и факторов по Р. Б. Кеттеллу приведены в табл. 1.

Развитие указанных компетенций берется в нашем исследовании за основу целей психологического сопровождения проектной деятельности.

Пилотное исследование методологии психологического сопровождения проектов (проектной деятельности) проводилось в рамках участия автора статьи в образовательном проекте «Лидеры опорной школы», реализованном в ВятГУ для обучения кадрового управленческого резерва педагогов образовательных организаций Кирова и Кировской области, с 20.02.2018 по 24.03.2018 года.

 

Таблица 1

Сопоставление компетенций по Р. Бояцису с факторами Р. Б. Кеттелла

 

Компетенция

Характер

компетенции

Фактор по Р. Б. Кеттеллу

Ориентация на эффективность (желание сделать что-то как можно лучше)

Регуляторное

G+

 

Проактивность (намерение предпринять действие, направленное на выполнение задачи)

Коммуникативное

 

H+

 

Диагностическое использование концепций (способ мышления, при котором используются определенные модели и концепции для объяснения происходящих событий)

Интеллектуально-рефлексивное

 

B+

Q1-

 

Стремление оказывать влияние

Коммуникативное

E+

Уверенность в себе

Эмоциональное

 

O-

Q4-

C+

Использование устных презентаций (эффективность коммуникаций)

Коммуникативное

 

A+

H+

Логическое мышление (мыслительный процесс, при котором одни события рассматриваются в причинно-следственной связи с другими событиями)

Интеллектуально- рефлексивное

 

B+

Концептуализация (способность создать собственную концепцию, описывающую какое-либо событие)

Интеллектуально-рефлексивное

Q1+

M+

Использование социального влияния (использование своего влияния для создания команды, альянса, сети, коалиции)

Интеллектуально-эмоционально-

коммуникативное

E+

N+

H+

Позитивное отношение (доверие к людям)

Эмоционально-

коммуникативное

F+

L-

N-

Управление групповым процессом

Коммуникативное

E+

Точная самооценка

Рефлексивное

Mg (среднее)

Развитие других

Эмоционально-

коммуникативное

Нет в методике

Одностороннее использование власти (директивность)

Коммуникативное

E+

Спонтанность (способность легко и свободно выражать себя в определенных условиях)

Эмоционально-

коммуникативное

H+

Самоконтроль (подчинение собственных желаний потребностям организации)

Регуляторно-

эмоциональное,

рефлексивное

Q3+

G+

 

Объективность восприятия

Интеллектуально-эмоциональное

I-

M-

С+

Внутренняя устойчивость и адаптивность (терпение к работе и правильное понимание перемен в жизни и организации)

Эмоционально-

коммуникативное, рефлексивное

L-

С+

Q4-

Нацеленность на отношения (стремление строить отношения с окружающими)

Коммуникативное

A+

Q2 (среднее)

 

Цель образовательного проекта – разработка инновационных проектов для реальной реализации в рамках опорной школы, от идеи до презентации.

Форма организации образовательного проекта: лекции, семинары, практические обсуждения в проектных группах, практическая работа по оформлению проектной документации, презентации.

В качестве методов диагностики участников проекта были выбраны личностный тест Р. Б. Кеттелла [31] и методика Р. Лазаруса для определения копинг-стратегий – способов преодоления трудностей.

Психологическое сопровождение проводилось силами менторов проектных групп.

Участники проекта проходили предварительный отбор непосредственными руководителями по месту своей основной работы в образовательных организациях Кирова и Кировской области, их выдвижение для участия в проекте было обосновано высокими результатами учебной и организационной работы. Тем не менее диагностика, проведенная во время проекта, показала резервы повышения управленческих компетенций (табл. 2).

Таблица 2

Обобщенные результаты пилотного исследования

 

Фактор по Кеттеллу

Высокий показатель

в выборке, %

Низкий показатель

в выборке, %

A (общительность)

39

7

С (эмоциональная устойчивость)

50

4

Е – доминантность

21

14

G – моральная нормативность

29

14

H – смелость в социальных контактах

32

7

I – эмоциональная чувствительность

11

18

М – мечтательность

11

25

N – дипломатичность

21

7

O – тревожность

4

29

Q1 – восприимчивость к новому

21

4

Q2 – нонконформизм

4

46

Q3 – самодисциплина

36

7

Q4 – напряженность

4

18

 

Копинг-стратегии

Высокий показатель в выборке, %

Средний показатель в выборке, % (низких показателей нет)

Конфронтационный копинг

14

86

Дистанцирование

36

64

Самоконтроль

82

18

Поиск социальной поддержки

75

25

Принятие ответственности

64

36

Бегство-избегание

25

75

Планирование решения

96

4

Положительная переоценка

82

18

 

В качестве инструментов рефлексивной деятельности были использованы настольные игровые поля и проективные карты, которые дают возможность проводить групповые рефлексивные занятия в форме игры («Лайфментор», «Арка», «Управленческие поединки»). Почему мы предлагаем использовать игровые оболочки, а не классические методы менторского, в том числе психологического, сопровождения групп? Игра дает ряд преимуществ: она ассоциируется с легкостью, азартом, и этот настрой помогает уменьшить внутреннее личностное сопротивление участников; создает «легкую» атмосферу, в которой людям легче встретиться с собой, увидеть разные стороны своей личности, проявляющиеся на разных этапах деятельности, позволить себе решения, которые до сих пор в жизни не состоялись, встретиться со своими ограничениями и пробовать расширить сферу возможного для себя; игра ставит в субъектную позицию. Командные игры за счет соревновательности, необходимости учитывать выборы других людей при построении стратегии собственного поведения позволяют обратить внимание на стиль взаимодействия в группе.

В модели эффективности выполнения работы Р. Бояциса достижение исполнителем результатов реализуется не только благодаря сформированности определенных компетенций, но и благодаря действиям, которые «поддерживают процедуры, политику и условия организации». Другими словами, кроме компетенций, компонентом эффективности выполнения работы является соответствие действий функциональным требованиям работы, а также требованиям организационного окружения. Методология ретроспективы в виде игры задает четкие рамки рефлексивного процесса проектной деятельности, принимаемые в игре всеми участниками: нормы и процедуры реконструкции требований и реализации деятельности в проекте; нормы и процедуры рефлексии социокультурного контекста; методы выявления резервов личностных, коммуникативных, кооперативных, предметных аспектов проектной деятельности; методы создания перспектив.

Методология ретроспективы, применяемая в психологическом сопровождении проектной деятельности, разрешает задачу повышения практических управленческих компетенций участников проектных команд. Для обоснования этой гипотезы в основном эмпирическом исследовании мы дополним диагностику методиками психологического исследования рефлексии, лидерских качеств, расширим описание методов и технологий ретроспективы проектной деятельности в качестве основы психологического сопровождения проектной деятельности.