Особенностью профессиональной деятельности в современных условиях является не столько качество или скорость деятельности, сколько внутренняя сложность в условиях неопределенности (укорачивающийся жизненный цикл товаров, услуг и знаний, неполные изменяющиеся требования, спецификации и цели). Деятельность организации становится обусловленной необходимостью постоянного реагирования на изменения, идущие как из внутренней, так и из внешней среды.
Преодоление проблем связано с подходом к деятельности, основанном на проектно-ориентированном подходе. В целом можно говорить об изменении современной парадигмы профессиональной деятельности: ее начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных проектов. Проектный подход стал адекватным средством достижения стратегического конкурентного преимущества для достижения успеха – гибкого поведения в изменчивой внешней среде.
Проектный подход требует системного управления изменениями проекта (управления требованиями, мониторинга соответствия требованиям, планирования и внедрения корректирующих действий). В качестве психологических условий успешности проектной деятельности называют [1] особенности организации деятельности в проектах, а именно: четкую организацию этапов управления проектами, информационное и мотивационное сопровождение деятельности в проекте, оптимальное распределение ролей в команде, работающей над проектом на основе психологической диагностики.
Развитие организации проекта, происходящее в первую очередь через направляемое личностное и профессиональное саморазвитие руководителей и команды проекта, практически реализуется через рефлексивную деятельность на регулярных проектно-аналитических сессиях.
Как рефлексия способствует развитию и успешности системы деятельности субъекта деятельности? В психологических исследованиях рефлексия профессиональной деятельности понимается двояко:
- как способ осознания субъектом оснований и результатов деятельности;
- свойство субъекта, которое обеспечивает самоосознание и саморегуляцию своей деятельности.
При возникновении непреодолимых практических затруднений в деятельности, в результате которых не выполняется нормативный результат (не удовлетворяется потребность), обнаруживается одна из возможностей для проявления рефлексии как личностного свойства. С другой стороны, рефлексия в таком случае станет также способом осознания и выхода практики за пределы себя самой, процедурой, осуществляющей снятие практического затруднения. Соответственно, профессиональная рефлексия может вести к обновлению системы профессиональной деятельности личности, выступая механизмом личностного и профессионального развития и успешности деятельности.
Возникает дискуссионный вопрос: всегда ли рефлексия однозначно способствует развитию? Описаны проблемы психологического сопровождения организационной деятельности, связанные с особенностями рефлексивности субъектов деятельности, как отдельных индивидуумов, так и групп (коллективов).
Первая проблема касается рефлексии как способа экспертного знания, суждения, опирающегося на жизненный опыт. Всегда ли он имеет позитивное значение для успеха в деятельности? Может ли рефлексия препятствовать успеху?
Исследователи области научного и технического творчества (Б. М. Кедров [2], Т. В. Кудрявцев [3]), ученые, разрабатывающие проблемы решения задач (Я. А. Пономарев [4], Д. Н. Завалишина [5]), вопросы общения (Б. Д. Парыгин [6]), обнаруживали психологические барьеры, мешающие субъектам достигнуть успеха.
В частности, В. В. Мухортов, исследуя проблемы психологии изобретательства, выделил психологические барьеры: «компетентность» и «авторитет». Их общей основой он называет один фактор – прошлый опыт. «Психологический барьер, – пишет он, – правомерно рассматривать как отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям» [7].
Вторая проблема связана с тем, что качество ретроспективного суждения о достигнутом подвержено влиянию мотивационных факторов. Об этом пишет Г. Г. Эрнст [8]: для профессиональной рефлексии требуется высокий уровень потребности в самопознании, в саморазвитии, как личностном, так и профессиональном.
Влияние мотивации на качество рефлексии обнаруживает Х. Хекхаузен в работе «Психология мотивации достижения» [9]: большое значение имеет направленность мотивации – на достижения или на избегание неудачи, а также форма обратной связи о результатах деятельности. По описанию экспериментов, проведенных автором, «пессимисты» (люди, «живущие в атмосфере неудачи») переоценивали количество решенных неправильно заданий, а «оптимисты» переоценивали количество успехов.
Что интересно, в условиях сильного давления реальности, а именно немедленной и однозначной обратной связи об успехе или неудаче, мотивированные на успех испытуемые переоценивают свои поражения, а мотивированные на избегание неудач – переоценивают свой успех.
С другой стороны, когда однозначная информация о результатах пробной деятельности в экспериментах Х. Хекхаузена опускалась, обратная взаимосвязь между мотивацией и суждениями превратилась в прямую. В условиях слабого давления реальности стала возможной ситуация, когда неявное воспринимаемое противоречие первоначальным ожиданиям переопределяет результат повторных действий в то, что ожидалось или чего боялись, деятельность изменяется и приспосабливается под ожидания, то есть реальные результаты ухудшаются у пессимистов и улучшаются у оптимистов!
Возникает вопрос: в какой же форме должен анализироваться и интерпретироваться прошлый опыт, чтобы обеспечивать эффективное решение жизненных задач? Решением этого вопроса является методология ретроспективы деятельности (проектов) – методология психологического сопровождения проектной деятельности.
Для этого базовым принципом ретроспективы должен быть принцип системности и рассмотрение явлений в их развитии. Базовый психологический механизм ретроспективы – рефлексия. Для формализации методологии психологического сопровождения рефлексии проектной деятельности определим, как рефлексия может быть представлена структурно.
Первым основанием методологии является роль и место рефлексии субъекта деятельности (как субъективного отражения действительности), исходя из концепции системогенеза деятельности [10]. Психологическая система деятельности, согласно этой концепции, включает следующие основные функциональные блоки: мотивов, целей, информационной основы деятельности, программы действий, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств. При этом рефлексия присутствует в формировании всех компонентов психологической функциональной системы деятельности – как отражение объективных и субъективных условий деятельности, отражение действий, достигнутых результатов и их параметров [11].
Деятельность в проектах отличается от процессной деятельности организационно. Проект имеет определенные заранее этапы, в конкретных временных рамках. Требования к целевому и промежуточным результатам, программы действий более конкретизированы. Психологические компоненты деятельности в проектах и процессной деятельности, будем считать, можно рассматривать единообразно по модели В. Д. Шадрикова.
В рефлексии деятельности человек обращается к своему «бытию» – своим действиям, поступкам, внешним событиям и прочему – и к своему «сознанию» – целям, мотивам, чувствам, оценкам и т. д. Рефлексивное «Я» собирает воедино многочисленные аспекты «Я» как индивидуального субъекта деятельности, имеющего те или иные качества, особенности, цели, ценности, мотивы, желания, ожидания, контекстные возможности, программы действий и прочее, и осуществляет на их основе многообразные синтезы причинно-следственных связей и перспективных прогнозов, что является основой принятия индивидуальных решений.
Это то обыденное самопознание, которое совершает каждый человек постоянно в процессе своей деятельности. В рефлексии коллективной проектной деятельности личностью отражаются компоненты не только собственной психологической системы деятельности, но и систем деятельности других, входящих в команду проекта. Психологическое сопровождение ретроспективы деятельности может вывести обыденное индивидуальное самосознание личности на уровень системного самосознания – как индивидуального, так и коллективного субъекта деятельности.
Вторым основанием методологии психологического сопровождения рефлексии проектной деятельности будем считать функциональную структуру рефлексивности личности. Базовые функции рефлексивного «Я»: познавательная функция, прогностическая и регулятивная (преобразующая). Первая реализуется в самонаблюдении и самоанализе – концептуализации собственного опыта [12]. Вторая функция реализуется в предвосхищении, конструировании предстоящих возможных событий и состояний, третья – в самооценке совпадения личного опыта с социальными и личными нормами и в саморегуляции (самоконтроле) на основе этого сопоставления.
Отдельного внимания требует различение функций рефлексии в процессе самопознания личности как субъекта деятельности. В практической деятельности познавательная функция рефлексии чаще всего подчинена прогностической и регулятивной. Почти всегда самопознание совершается личностью для прогнозирования и саморегуляции, преобразования своей деятельности. Слияние функций рефлексии отражается на качестве самопознания, а вследствие этого – на качестве саморегуляции. Часто вмешательство самонаблюдения в творческий процесс мешает «потоковому» состоянию, что негативно сказывается на творческой спонтанности деятельности. В результате смешения самонаблюдения и самооценки могут возникать ситуации, когда самоисследование слишком быстро, под давлением негативной нормативной (этической, моральной, эстетической) самооценки, сменяется действием, когда человек спешит изменять ситуацию и свои действия, недостаточно полно изучив себя, нормы и контекст. «Деструктивная» рефлексия – это тот «внутренний цензор», в терминах З. Фрейда «супер-Эго» [13], который полностью заглушает познавательный компонент рефлексии.
Эти примеры агрессивного влияния самонаблюдения, самооценки и самоконтроля демонстрируют то, как рефлексия нарушает продуктивность деятельности. Заметим, что нарушение связано не с рефлексией самой по себе, а с практическим неразличением ее познавательных, прогностических и регулятивных функций, с неспособностью на практике разделить самонаблюдение, самооценку и самоконтроль.
Итак, в функциональном плане выделяются виды рефлексии: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самопроектирование, самоконтроль. Смешение этих функций, их неразличение снижает качество рефлексии. Наоборот, очищение рефлексии от деструктивных компонентов, связанных, к примеру, с однополярной самооценкой, дает возможность совмещения рефлексивности личности и в то же время продуктивной деятельности.
Как раз для того, чтобы познавательные, прогностические и регулятивные функции не смешивались и не осложняли реализацию друг друга, необходимо психологическое сопровождение проектной деятельности в виде особых рефлективных процедур – метарефлексия, обеспечивающая качество рефлексии субъектов деятельности. Улучшение качества рефлексии системы деятельности, возможное при обеспечении полноты рефлексии по компонентам системы деятельности и в сдерживании оценочной функции рефлексии, – главная задача метарефлексии. В результате обнаруживаются возможности чистой познавательной рефлексии, открывающей путь к более полному самопониманию и продуктивной саморегуляции деятельности.
Согласно функциональной типологии рефлексии А. В. Карпова [14], рефлексия может быть ситуативной (как осознавание себя и своих действий в настоящем опыте), ретроспективной (как анализ уже выполненной деятельности и событий прошлого) и проспективной (как размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности в будущем, планирование, выбор эффективных способов её реализации и прогнозирование её возможных результатов).
И если ретроспективная рефлексия – это своего рода воспоминание, в котором человек отражает собственные действия, результаты, мотивы и переживания, то в проспективной рефлексии предвосхищаются предполагаемые события, цели деятельности, планы, проекты, желания, переживания. Строится это на отражении уже некогда воспринятого опыта. Ситуативная, ретроспективная рефлексия и основанная на ней проспективная (предвосхищающая) рефлексия обеспечивают целостность самоорганизации деятельности.
Таким образом, позитивная преобразующая роль рефлексии проявляется в ретроспективной рефлексии проектов (проектной деятельности) в форме восстановления смысла и связи событий, мотивов и действий, изменения отношения к негативным событиям и переживаниям; предвосхищением будущих проектов пропитана проспективная рефлексия, идея насущных преобразований лежит в основе ситуативной рефлексии и самоконтроля.
Сопоставляя функциональные типологии, определим, что в качестве компонентов рефлексии самонаблюдение и самоконтроль могут быть только ситуативными, самопроектирование – только проспективным, самоанализ, самооценка – только ретроспективным.
Третьим основанием методологии метарефлексии (ретроспективы) проектной деятельности являются выделяемые четыре подхода к изучению феномена рефлексии (четыре аспекта изучения рефлексии):
- кооперативный аспект (А. В. Карпов, Г. П. Щедровицкий [15]) анализируется в субъект-субъектных видах деятельности, а также при проектировании командной деятельности, если есть необходимость кооперации совместных усилий и действий разных профессиональных позиций и групповых ролей субъектов;
- коммуникативный (или социально-психологический) аспект (исследовали Г. М. Андреева [16], А. А. Бодалев [17]). Рефлексия изучается как значимая составляющая коммуникации и межличностного восприятия, как средство познания человека человеком;
- когнитивный (или интеллектуальный) аспект (А. В. Брушлинский [18], Т. В. Корнилова [19], А. М. Матюшкин [20], Т. Е. Гура [21]). Рассмотрение рефлексивности в объектных видах деятельности как умения субъекта деятельности анализировать и сопоставлять с предметной ситуацией собственные действия. Рефлексия как механизм концептуализации, теоретического мышления;
- личностный (или психологический) аспект (исследовали Ф. Е. Василюк [22], Д. А. Леонтьев [23, 24], В. Ф. Петренко [25], В. А. Петровский [26], И. Н. Семёнов [27], С. Ю. Степанов [28], А. С. Шаров [29]). Рефлексия как средство переосмысления образов своего «Я» в результате осознания собственной деятельности, общения, явлений внешнего мира; как психологический механизм формирования и изменения индивидуального сознания.
Таким образом, структурно рефлексия проектной деятельности может быть:
1) интраперсональной (мультипозиционной), т. е. рассматривающей компоненты деятельности, такие как цель и мотив (потребность), информационная основа деятельности (внутренние и внешние условия деятельности), профессионально важные качества, программы (планы) действий, процессы принятия решений, промежуточные и итоговые результаты с разных позиций (Я, Другой, Наблюдатель, Система);
2) направленной, в зависимости от функций, на самонаблюдение, самоанализ, самопроектирование, самооценку или самоконтроль;
3) разноаспектной, т. е. включающей ретроспективу когнитивного (интеллектуального) аспекта деятельности, ретроспективу личностного аспекта, ретроспективу коммуникативного и кооперативного аспектов деятельности.
Целью психологического сопровождения проектной деятельности является повышение эффективности проекта за счет развития управленческих компетенций команды проекта. В психологической науке одной из подтвержденных эмпирически является модель Р. Бояциса [30], согласно которой у эффективных менеджеров существенно проявляются определенные компетенции. Результаты сопоставления компетенций по Р. Бояцису и факторов по Р. Б. Кеттеллу приведены в табл. 1.
Развитие указанных компетенций берется в нашем исследовании за основу целей психологического сопровождения проектной деятельности.
Пилотное исследование методологии психологического сопровождения проектов (проектной деятельности) проводилось в рамках участия автора статьи в образовательном проекте «Лидеры опорной школы», реализованном в ВятГУ для обучения кадрового управленческого резерва педагогов образовательных организаций Кирова и Кировской области, с 20.02.2018 по 24.03.2018 года.
Таблица 1
Сопоставление компетенций по Р. Бояцису с факторами Р. Б. Кеттелла
Компетенция |
Характер компетенции |
Фактор по Р. Б. Кеттеллу |
Ориентация на эффективность (желание сделать что-то как можно лучше) |
Регуляторное |
G+
|
Проактивность (намерение предпринять действие, направленное на выполнение задачи) |
Коммуникативное
|
H+
|
Диагностическое использование концепций (способ мышления, при котором используются определенные модели и концепции для объяснения происходящих событий) |
Интеллектуально-рефлексивное
|
B+ Q1-
|
Стремление оказывать влияние |
Коммуникативное |
E+ |
Уверенность в себе |
Эмоциональное
|
O- Q4- C+ |
Использование устных презентаций (эффективность коммуникаций) |
Коммуникативное
|
A+ H+ |
Логическое мышление (мыслительный процесс, при котором одни события рассматриваются в причинно-следственной связи с другими событиями) |
Интеллектуально- рефлексивное
|
B+ |
Концептуализация (способность создать собственную концепцию, описывающую какое-либо событие) |
Интеллектуально-рефлексивное |
Q1+ M+ |
Использование социального влияния (использование своего влияния для создания команды, альянса, сети, коалиции) |
Интеллектуально-эмоционально- коммуникативное |
E+ N+ H+ |
Позитивное отношение (доверие к людям) |
Эмоционально- коммуникативное |
F+ L- N- |
Управление групповым процессом |
Коммуникативное |
E+ |
Точная самооценка |
Рефлексивное |
Mg (среднее) |
Развитие других |
Эмоционально- коммуникативное |
Нет в методике |
Одностороннее использование власти (директивность) |
Коммуникативное |
E+ |
Спонтанность (способность легко и свободно выражать себя в определенных условиях) |
Эмоционально- коммуникативное |
H+ |
Самоконтроль (подчинение собственных желаний потребностям организации) |
Регуляторно- эмоциональное, рефлексивное |
Q3+ G+
|
Объективность восприятия |
Интеллектуально-эмоциональное |
I- M- С+ |
Внутренняя устойчивость и адаптивность (терпение к работе и правильное понимание перемен в жизни и организации) |
Эмоционально- коммуникативное, рефлексивное |
L- С+ Q4- |
Нацеленность на отношения (стремление строить отношения с окружающими) |
Коммуникативное |
A+ Q2 (среднее) |
Цель образовательного проекта – разработка инновационных проектов для реальной реализации в рамках опорной школы, от идеи до презентации.
Форма организации образовательного проекта: лекции, семинары, практические обсуждения в проектных группах, практическая работа по оформлению проектной документации, презентации.
В качестве методов диагностики участников проекта были выбраны личностный тест Р. Б. Кеттелла [31] и методика Р. Лазаруса для определения копинг-стратегий – способов преодоления трудностей.
Психологическое сопровождение проводилось силами менторов проектных групп.
Участники проекта проходили предварительный отбор непосредственными руководителями по месту своей основной работы в образовательных организациях Кирова и Кировской области, их выдвижение для участия в проекте было обосновано высокими результатами учебной и организационной работы. Тем не менее диагностика, проведенная во время проекта, показала резервы повышения управленческих компетенций (табл. 2).
Таблица 2
Обобщенные результаты пилотного исследования
Фактор по Кеттеллу |
Высокий показатель в выборке, % |
Низкий показатель в выборке, % |
A (общительность) |
39 |
7 |
С (эмоциональная устойчивость) |
50 |
4 |
Е – доминантность |
21 |
14 |
G – моральная нормативность |
29 |
14 |
H – смелость в социальных контактах |
32 |
7 |
I – эмоциональная чувствительность |
11 |
18 |
М – мечтательность |
11 |
25 |
N – дипломатичность |
21 |
7 |
O – тревожность |
4 |
29 |
Q1 – восприимчивость к новому |
21 |
4 |
Q2 – нонконформизм |
4 |
46 |
Q3 – самодисциплина |
36 |
7 |
Q4 – напряженность |
4 |
18 |
Копинг-стратегии |
Высокий показатель в выборке, % |
Средний показатель в выборке, % (низких показателей нет) |
Конфронтационный копинг |
14 |
86 |
Дистанцирование |
36 |
64 |
Самоконтроль |
82 |
18 |
Поиск социальной поддержки |
75 |
25 |
Принятие ответственности |
64 |
36 |
Бегство-избегание |
25 |
75 |
Планирование решения |
96 |
4 |
Положительная переоценка |
82 |
18 |
В качестве инструментов рефлексивной деятельности были использованы настольные игровые поля и проективные карты, которые дают возможность проводить групповые рефлексивные занятия в форме игры («Лайфментор», «Арка», «Управленческие поединки»). Почему мы предлагаем использовать игровые оболочки, а не классические методы менторского, в том числе психологического, сопровождения групп? Игра дает ряд преимуществ: она ассоциируется с легкостью, азартом, и этот настрой помогает уменьшить внутреннее личностное сопротивление участников; создает «легкую» атмосферу, в которой людям легче встретиться с собой, увидеть разные стороны своей личности, проявляющиеся на разных этапах деятельности, позволить себе решения, которые до сих пор в жизни не состоялись, встретиться со своими ограничениями и пробовать расширить сферу возможного для себя; игра ставит в субъектную позицию. Командные игры за счет соревновательности, необходимости учитывать выборы других людей при построении стратегии собственного поведения позволяют обратить внимание на стиль взаимодействия в группе.
В модели эффективности выполнения работы Р. Бояциса достижение исполнителем результатов реализуется не только благодаря сформированности определенных компетенций, но и благодаря действиям, которые «поддерживают процедуры, политику и условия организации». Другими словами, кроме компетенций, компонентом эффективности выполнения работы является соответствие действий функциональным требованиям работы, а также требованиям организационного окружения. Методология ретроспективы в виде игры задает четкие рамки рефлексивного процесса проектной деятельности, принимаемые в игре всеми участниками: нормы и процедуры реконструкции требований и реализации деятельности в проекте; нормы и процедуры рефлексии социокультурного контекста; методы выявления резервов личностных, коммуникативных, кооперативных, предметных аспектов проектной деятельности; методы создания перспектив.
Методология ретроспективы, применяемая в психологическом сопровождении проектной деятельности, разрешает задачу повышения практических управленческих компетенций участников проектных команд. Для обоснования этой гипотезы в основном эмпирическом исследовании мы дополним диагностику методиками психологического исследования рефлексии, лидерских качеств, расширим описание методов и технологий ретроспективы проектной деятельности в качестве основы психологического сопровождения проектной деятельности.