В психологической науке прокрастинация понимается как склонность личности откладывать выполнение важных, нужных и необходимых дел на неопределенный срок, замещая их посторонними делами, мелочами или развлечениями. В конце семидесятых годов прошлого столетия П. Рингенбах ввел в научный оборот данный термин, подробно описав явление прокрастинации. Различные аспекты феномена рассматривали Дж. Бурк, В. Кнаус, К. Краус, К. Лей, Н. Милграм, Т. Пичел, П. Стил, Дж. Феррари, А. Эллис, Л. Юэн и другие; они разбирали клинические случаи, разрабатывали первые методики и проводили научно-аналитический обзор этого явления.
Отечественные исследователи обратили внимание на прокрастинацию в двухтысячных годах: Д. В. Быкова, Я. И. Варваричева, О. С. Виндекер, Н. Г. Гаранян, Е. П. Ильин, Н. Н. Карловская, М. Коган, В. С. Ковылин, Е. Л. Михайлова, М. В. Останина, Н. Шухова, М. А. Шиманская и др. Так, Е. П. Ильин определяет прокрастинацию как склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел и приравнивает ее к лени. Он выделяет два вида прокрастинаторов: т. н. «напряженные», которые соответствуют основным характеристикам «тревожных», «беспокойных», переживающих «чувство вины», и т. н. «расслабленные прокрастинаторы», которые соответствуют житейскому, бытовому пониманию «лени». Последние акцентируются на выполнении только тех дел, которые могут доставить им удовольствие в настоящий период времени, «здесь и сейчас». Согласно такому взгляду, «лень» выступает формой прокрастинации [1].
В. С. Ковылин дополняет определение неким поведенческим паттерном, при котором выполнение необходимой для человека в данный момент времени деятельности осознанно откладывается [2]. Я. И. Варваричева изучала связь прокрастинации с различными личностными характеристиками, интеллектом, тревожностью и адаптировала методики К. Лэй; по ее мнению, прокрастинация – это сознательное откладывание человеком намеченных им действий, несмотря на то что это может повлечь за собой определенные проблемы [3]. Н. Н. Карловская и Р. А. Баранова проследили взаимосвязь ситуативной и личностной тревожности с уровнем прокрастинации у студентов с разной академической успеваемостью: так, «степень выраженности прокрастинации у лиц с низкой успеваемостью значимо выше, чем у студентов с высокой успеваемостью» [4].
Такое теоретическое понятие в психологии, как локус контроля (характеризующее свойство личности объяснять причинные связи своего поведения и достижение желаемого результата через внутренние либо внешние факторы), он же уровень субъективного контроля в последнее время, все чаще заменяют обобщенным термином – уровень воспринимаемого контроля, при котором согласованность самого поведения и его последствий сочетается с оценкой человеком своей способности осуществить задуманное.
Автором теории локуса контроля является Дж. Роттер. Согласно его основным положениям, если у человека высокий уровень локуса контроля и результаты поведения и деятельности он склонен приписывать внутренним факторам (собственным усилиям, способностям и возможностям), то он обладает т. н. интернальным контролем и относится к интерналам. Если локус контроля низкий, т. е. внешние факторы (стечение обстоятельств, действия других людей) преобладают в оценке результатов деятельности, то человек обладает экстернальным контролем и относится к экстерналам.
С целью исследования зависимости прокрастинации от уровня воспринимаемого контроля в молодом возрасте было проведено данное исследование. Респондентами выступили молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, всего было опрошено 57 человек. Методиками исследования стали: шкала общей прокрастинации С. Лэй (C. Lay) [5] и опросник УСК (уровень субъективного контроля) Роттера [6], а также методы математической обработки данных: пакет программ Microsoft Office – Microsoft Excel, версия 2010 года; χ2-критерий Пирсона для выявления статистической достоверности распределений; r-критерий Спирмена для проведения корреляционного анализа.
Расхождения распределений для v = 57 (всего опрошенных), согласно χ2-критерию Пирсона, достоверны с р < 0,01, так как χ2-Эмпирическое превышает критическое значение (для р < 0,05 χ2Эмп = 74,468; для р < 0,01 χ2Эмп = 83,513). Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Средние показатели интерпретационных коэффициентов
Коэффициенты |
Пр |
Ио |
Ид |
Ин |
Ип |
Ис |
Им |
Из |
χ2Эмп |
M |
57,61 |
5,14 |
5,56 |
4,19 |
6,15 |
3,03 |
5,57 |
5,19 |
84,275 |
m |
9,22 |
2,23 |
2,01 |
2,25 |
1,94 |
1,91 |
1,89 |
2,70 |
– |
Условные обозначения: Пр – прокрастинация; Ио – интернальность общая; Ид – интернальность достижений; Ин – интернальность неудач; Ип – интернальность производственных отношений; Ис – интернальность семейных отношений; Им – интернальность межличностных отношений; Из – интернальность в области здоровья (здесь и далее использованы данные условные обозначения интерпретационных коэффициентов).
Средний показатель прокрастинации по всей выборке составил 57,61 (±9,22), как следует из продемонстрированных данных, что соответствует среднему уровню выраженности явления, большинство опрошенных молодых людей склонно к умеренной прокрастинации. Прокрастинация обусловлена различными характеристиками в следующих аспектах: в поведенческом аспекте (активные и пассивные прокрастинаторы, заученные стратегии поведения, пессимистические установки и проч.); мотивационном аспекте (избегание неудач, избегание выполнения задач, недостаточная мотивация, слабая заинтересованность, нереалистические убеждения и т. п.); когнитивном аспекте (повышенная отвлекаемость, низкая работоспособность, особенности активности мыслительной деятельности); аффективном аспекте (оценочная тревожность, иррациональные страхи, эмоциональный дискомфорт); личностном аспекте (недостаточная саморегуляция, индивидуальная медлительность, заниженная самооценка, неспособность самостоятельно принять решения и т. д.).
Наиболее высокие средние показатели уровня воспринимаемого контроля получены по шкале «интернальность производственных отношений» (6,15±1,94), что свидетельствует о внутреннем интернальном контроле у большинства опрошенных молодых людей в этой сфере. Наименьшие средние показатели (3,03±1,91) уровня воспринимаемого контроля получены по шкале «интернальность семейных отношений», что показывает экстернальный внешний контроль у молодых людей в данной сфере. Существуют данные, что низкие показатели локуса контроля в сфере семейных отношений коррелируют с уровнем оптимальной самооценки личности в юношеском и молодом возрасте.
«Оптимальный адекватный уровень самооценки личности обеспечивается экстернальным воспринимаемым контролем: в области семейных отношений (в этом возрасте молодые люди в большинстве своем живут в семьях своих родителей, от которых находятся в материальной и психологической зависимости); в области здоровья (еще не столкнувшись с серьезными проблемами в этой сфере, молодые люди отказываются брать ответственность за свое здоровье, а болезни относят к случайности или недоразумению)» [7].
Таблица 2
Процентное распределение прокрастинации по уровням
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Прокрастинация |
30% |
44% |
26% |
Как видно из табл. 2, высоким уровнем прокрастинации обладает треть опрошенных молодых людей (30% показали подобный результат). Преморбидными факторами формирования высокого уровня прокрастинации выступают некоторые характеристики личности, наиболее часто исследователи выделяют перфекционизм и различные виды тревожности.
«Современная психологическая наука рассматривает тревожность как психическое свойство, склонность личности к переживанию тревоги (как состояния), характеризующееся низким порогом ее возникновения. Тревожность относится к категории индивидуально-психологических особенностей личности, позволяя определять типологические различия и основные характеристики человека» [8].
Всевозможные иррациональные страхи (страх оценивания, страх потери контроля, страх успеха и проч.) и повышенная тревожность (ситуативная, личностная, оценочная и т. д.) способствуют формированию прокрастинации как закономерной ответной реакции, по типу психологической субъективной защиты личности.
«Механизмы психологической защиты призваны сохранить, избавить, оградить сознание от травмирующих, негативных, отрицательных для личности воздействий и переживаний. Современная психологическая наука описывает до пятидесяти разновидностей подобных психических защит, которые “оберегают” когнитивные, поведенческие или мотивационные структуры личности» [9].
Дискомфортное эмоциональное состояние неблагоприятно сказывается на работоспособности и эффективности любой деятельности, значительно страдает способность получать удовлетворение от успешного выполнения работы, молодые люди все чаще откладывают выполнение любых дел на более поздний срок, «на потом», на «когда-нибудь» или на «чуть позже».
У 26% опрошенных молодых людей выявлен низкий уровень прокрастинации. В таком случае лабильность деятельности и поведения не страдает, они легко реагируют на смену обстоятельств; умеют структурировать свое время, организовать программу действий и следовать намеченному; саморегуляция эмоционально-волевой сферы у таких молодых людей функционирует в оптимальном режиме.
Существуют научные данные о зависимости прокрастинации от параметров перфекционизма (как взаимозависимых феноменов) – от зацикленности на всевозможных ошибках и завышенных требований до поведенческого непроявления несовершенства. В ситуации низкого уровня прокрастинации речь идет о т. н. «нормальном перфекционизме». Согласно определению, нормальный перфекционист – это такой человек, который устанавливает для себя очень высокие стандарты, но при этом он не слишком педантичен и отличается определенной гибкостью поведения, может адаптировать свои стандарты к существующей ситуации. При нормальном перфекционизме человек получает удовольствие от собственных усилий. Успех ему приносит чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и повышает его самооценку [10].
Таблица 3
Процентное распределение локуса контроля
Шкалы |
Ио, % |
Ид, % |
Ин, % |
Ип, % |
Им, % |
Ис, % |
Из, % |
Экстерналы |
40 |
55 |
63 |
30 |
40 |
89 |
60 |
Интерналы |
60 |
45 |
37 |
70 |
60 |
11 |
40 |
Как видно из представленных в таблице данных, по шкале «общая интернальность» внутренним воспринимаемым контролем обладает большее количество опрошенных молодых людей, интерналы составляют 60% от общего числа, тогда как экстерналы – лишь 40%. Внешний и внутренний воспринимаемый контроль обеспечивает человеку его личностные качественные особенности по типу самоопределения и самовыражения, по восприятию и взаимодействию с другими людьми и окружающей действительностью.
Экстернальным воспринимаемым контролем молодые люди обладают в сферах семейных отношений (89%), здоровья (60%) и отношения к неудачам (63%). Формирование внешнего локуса контроля соотносится с недостатком уважения к личности, получением одобрения своего поведения и деятельности со стороны социума, следствием эмоциональной депривации и негативной психологической атмосферы в семье. Внешний локус контроля выступает в данном случае в качестве защитного механизма, который, лишая личность ответственности за возможные неудачи, позволяет приспосабливаться к постоянным явно негативным оценкам и сохранить внутреннюю целостность [11].
Возрастная динамика показателя значимости здоровья отдает приоритетную роль старшему поколению, возрасту зрелости, тогда как молодой и юношеский возраст явно недооценивает роль социального, физического или психологического здоровья.
В сфере достижений примерно равное количество экстерналов и интерналов (55% и 45% соответственно). Эта сфера определяет особенности восприятия и отношения молодых людей к своим удачам, успехам, достижениям; всему, что свершилось, случилось, сбылось; чего добились и что получилось; отношение к эмоционально положительным событиям в жизни.
Интернальный воспринимаемый контроль преобладает в сферах производственных (70%) и межличностных отношений (60%). Большинство молодых людей считают себя значимыми в своей профессиональной или учебно-профессиональной деятельности, сами способны формировать свой неформальный круг общения и брать на себя ответственность за характер взаимоотношений с другими людьми.
При проведении корреляционного анализа при помощи r-критерия Спирмена, критические значения при N = 57 (всего опрошенных), для p ≤ 0,05 значения r ± 0,27; для p ≤ 0,01 значения r ± 0,35. Полученные результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4
Корреляционные связи интерпретационных коэффициентов
Коэффициенты |
Ио |
Ид |
Ин |
Ип |
Ис |
Им |
Из |
Пр |
–0,421** |
–0,441** |
0,013 |
–0,447** |
–0,100 |
–0,281* |
–0,190 |
Примечание. * – корреляция статистически значима с p ≤ 0,05; ** – корреляция статистически значима с p ≤ 0,01; условные обозначения интерпретационных коэффициентов в тексте.
В научной литературе встречаются ссылки, что влияние локуса контроля на уровень прокрастинации изучали С. Бранлоу и Р. Ризингер, которые выявили зависимость прокрастинации от внешней мотивации, внешнего локуса контроля и внешнего атрибутивного стиля [12]. Как видно из представленных данных, значимая отрицательная корреляция получилась между показателями прокрастинации и общей интернальности (с p ≤ 0,01), интернальности в области достижений (с p ≤ 0,01), производственных (с p ≤ 0,01) и межличностных отношений (с p ≤ 0,05).
Отрицательная корреляционная связь свидетельствует о том, что молодые люди, склонные к прокрастинации, чаще всего будут экстерналами в данных сферах, они будут в большей степени полагаться на внешние факторы и обстоятельства либо других людей в оценке событий своей жизни, будь то взаимоотношения с друзьями, близкими, коллегами и руководством, будь то победы, успехи и достижения.
Экстернальному локусу контроля присуща общая пассивность деятельности, поведения, принятия решения и т. д., это во многом сочетается с характеристиками прокрастинации как явления, когда откладывание дел «на потом» соответствует отсутствию активности в реализации этих самых дел. При возникновении препятствий, проблем на пути к достижению цели экстернал не станет предпринимать слишком сложных действий и прокрастинатор легко сдастся перед трудностями, временно заменив напряженные дела на приятное времяпрепровождение.
Неспособность изменить собственные механизмы активности, пассивность поведенческих установок, неизменность большинства мыслительных процессов, недостаточная гибкость поведения – всё это является признаками психологической ригидности личности. Обозначая определенные виды ригидности, исследователи в качестве основных критериев используют психологические процессы: познавательные (с выделением когнитивной или интеллектуальной ригидности), волевые (с выделением мотивационной и поведенческой ригидности) и эмоциональные (соответственно выделяя аффективную и эмоциональную ригидность) [13]. Ригидность поведения присутствует при экстернальном локусе контроля, в свою очередь, иррациональные страхи прокрастинации не позволят менять способы деятельности, делая прокрастинатора менее лабильным во всех сферах жизни.
Таким образом, высокий уровень прокрастинации обеспечивается общей экстернальностью личности, экстенальным воспринимаемым контролем в области достижений, производственных и межличностных отношений. Молодые люди, склонные к прокрастинации, отказываются принимать свои достижения как результат собственных усилий и действий; ситуацию в сфере обучения, образования и построения карьеры отдают на откуп внешним событиям и стечению обстоятельств; редко считают себя способными формировать свой неформальный круг общения, влиять на него; экстерналы в большей степени, чем интерналы, предрасположены откладывать выполнение текущих дел на более поздний срок, в большей степени склонны к прокрастинации.