Full text

Обучение по различным творческим направлениям деятельности имеет особую значимость для развития личности ребенка. В ряду прочих творческих направлений музыкальная деятельность имеет свои особенности, так как ее освоение связано с приложением значительных усилий. Результатом кропотливой и систематичной работы по разучиванию музыкального произведения является его представление публике (зрителям на концерте, комиссии на экзамене и др.), т. е. исполнительская деятельность. Однако нередко учащиеся легко, спокойно и точно исполняют произведение в музыкальном классе, перед педагогом и другими учениками, а любое публичное выступление вне класса вызывает резкое повышение тревожности, которая приводит к ошибкам и неточностям в исполнении и в дальнейшем может провоцировать полный отказ ребенка от занятий музыкальным творчеством. Следовательно, вопросы психологической коррекции ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у учащихся музыкальных школ являются актуальными и практически значимыми.

В результате проведенного теоретического анализа исследований Л. Л. Бочкарева, И. В. Щербиной, С. Г. Корляковой, А. Н. Коровина, Г. Я. Элькис и других мы сделали вывод, что все разнообразие предлагаемых учеными средств сводится к необходимости формирования навыков саморегуляции в процессе психологической коррекции ситуативной тревожности в исполнительской деятельности [1–7]. Результатом коррекции должна стать сформированная у учащегося система действий по преодолению негативных переживаний и вхождению в оптимальное для выступления эмоциональное состояние. Следовательно, в качестве основных могут выступать средства тренинга саморегуляции, направленного на формирование навыков преодоления и снижения ситуативной тревожности в исполнительской деятельности: приемы релаксации (напряжение и расслабление мышц), дыхательные упражнения для снятия волнения перед выступлением, психогимнастика, медитация и др. Данные средства позволят учащимся самостоятельно преодолевать сценическое волнение перед выступлением.

При разработке программы коррекции ситуативной тревожности в исполнительской деятельности у обучающихся музыкальных школ посредством тренинга саморегуляции мы исходили из того, что система осознанной саморегуляции представляет собой средство самоорганизации деятельности и поведения путем мобилизации необходимых субъекту психических ресурсов для выдвижения и достижения цели [8–10]. Осознанная саморегуляция понимается нами как системно организованная внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности.

Содержание разработанной нами программы основано на трудах Л. Л. Бочкарева, О. А. Конопкина, И. Ю. Митеевой, В. И. Моросановой, И. Сарвир, Г. М. Цыпина, Г. Я. Элькис и др. [11–21] Достижение цели коррекции ситуативной тревожности в исполнительской деятельности у обучающихся музыкальных школ посредством тренинга саморегуляции в рамках программы осуществляется через решение ряда задач:

1)     помочь учащимся выявить и проанализировать спонтанно сложившиеся способы регуляции состояния ситуативной тревожности в исполнительской деятельности;

2)     помочь в осмыслении того, какие ситуации в исполнительской деятельности вызывают напряжение, стресс, повышение беспокойства и тревоги;

3)     сформировать навыки распознавания и саморегуляции собственных отрицательных переживаний и соответствующего им поведения для повышения успешности исполнительской деятельности;

4)     обучить определению наиболее результативных средств и приемов саморегуляции и психологической разгрузки, соответствующих индивидуальным особенностям состояния ситуативной тревожности;

5)     сформировать умение преодолевать ситуативную тревожность без дезорганизации психических функций и ухудшения исполнительской деятельности.

Программа рассчитана начетыре дня по четыре сессии в день (итого 16 сессий). Продолжительность одной сессии составляет один час 20 минут.

Содержание программы разбито на два основных блока: 1) установочный блок; 2) коррекционный блок. Целью установочного блока является снятие негативных переживаний, повышение уверенности в себе, осознание неуникальности собственных проблем, актуализация желания участвовать в работе группы и что-либо изменить в своей жизни. Коррекционный блок рассчитан на три дня, каждый из которых заканчивается рефлексией, обменом впечатлений, эмоций от каждой из сессий. Обратная связь позволяет убедиться в том, что участники тренинга поняли предложенный материал, что явилось для них наиболее важным, что они готовы использовать в своей деятельности, повседневной жизни.

«Рабочим инструментом» каждого из участников тренинга становится специальная тетрадь, включающая разделы о целях и задачах, содержании занятий, а также схемы и рисунки, иллюстрирующие рассматриваемые понятия и словарь необходимых терминов, которые используются на занятиях. Материалы «тетради» участники получают в течение всего периода занятий, тогда, когда они будут непосредственно использоваться в работе. При этом текст и иллюстрации раздаточных материалов содержатся только на правой странице разворота, а левая страница остается чистой и может использоваться участниками тренинга на свое усмотрение. По окончании тренинга (в рамках последней сессии) рабочая тетрадь дополняется разработанной индивидуальной системой саморегуляции ситуативной тревожности в исполнительской деятельности.

Для примера приведем далее краткое содержание двух дней занятий (1-й и 4‑й дни) по разработанной коррекционной программе, которые относятся к разным блокам (см. таблицу).

 

Пример содержания занятий по программе коррекции

ситуативной тревожности в исполнительской деятельности

у обучающихся музыкальных школ посредством тренинга саморегуляции

 

Содержание

Цель

1-й день. Установочный блок

1-я

сессия

Введение, анализ ожиданий. Оценка собственных возможностей. Вводные упражнения «Цвет», «Приветствие».

Цель – знакомство участников. Анализ упражнений

Цели: актуализация желания взаимодействовать, снятие негативных эмоциональных переживаний, повышение уверенности в себе и формирование желания работать в группе и что-либо изменить в своей жизни

2-я

сессия

Упражнение «Лабиринт». Цели: укрепление межличностных отношений участников группы путем создания модели ответственности за партнера по общению, развитие умения сконцентрироваться на проблемах другого, эмпатии; проработка в игровой форме реакций на кризисную ситуацию.

Упражнение «Лото». Цели: развивать активный стиль общения и отношения партнерства в группе; тренировать умение ставить четкие и ясные цели деятельности. Анализ упражнения

3-я

сессия

Упражнение «Цветной стул». Цель – обратная связь как инструмент работы с группой.

Мини-лекция. «Обращение за обратной связью».

Работа с рабочей тетрадью. Анализ упражнения

4-я

сессия

Упражнение» Круиз». Цели:способствовать мобилизации внимания участников при решении групповой задачи; интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную деятельность; тренировать стратегии и тактики совместного достижения успеха; проверить готовность участников к ответственности за решение задачи, способность эффективно работать и общаться с партнерами по команде.

Анализ упражнения. Групповая работа.

Оценка ожиданий. Рефлексия

4-й день. Коррекционный блок

1-я

сессия

Рефлексия. Составление «формул саморегуляции» (аффирмации, самовнушение). Практическое задание. Анализ упражнения.

Цель – разработка индивидуальных программ саморегуляции ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности

2-я

сессия

Обучение способам управления дыханием.

Отработка дыхательных упражнений. Техника «Дыхание шариком». Анализ упражнения. Техника «Часы» для формирования фонового состояния. Анализ упражнения

3-я

сессия

Упражнение «Лучик», техника «Первый охотник», техника «Биоэнергетическая медитация» для отработки навыков напряжения и расслабления мышц, восстановления сил, снижения утомления, а также выхода из состояния аутогенного погружения как способы саморегуляции ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности

4-я

сессия

Разработка индивидуальной программы саморегуляции ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности для каждого участника. Подведение итогов.

Упражнение «Групповой портрет» для получения обратной связи.

Оценка ожиданий и результатов коррекции. Рефлексия

 

Так, разработанная программа представляет собой психокоррекционный комплекс из двух взаимосвязанных блоков. Каждый блок ориентирован на решение разных задач и включает особый комплекс методов и приемов работы, что позволяет результативно корректировать ситуативную тревожность в исполнительской деятельности у учащихся музыкальных школ через развитие навыков осознанной саморегуляции.

Оценка результативности программы коррекции ситуативной тревожности в исполнительской деятельности у обучающихся музыкальных школ посредством тренинга саморегуляции осуществлялась в экспериментальной работе. До и после апробации программы нами анализировались эмпирические данные о ситуативной тревожности испытуемых. Выборка исследования включила 42 учащихся музыкальной школы, из которых 18 – младшие школьники (8–10 лет, 12 девочек и 6 мальчиков) и 24 – подростки (11–14 лет, 13 девочек и 11 мальчиков). Все испытуемые имеют опыт исполнительской деятельности как на зачетных мероприятиях, так и в концертных выступлениях. Получение эмпирических данных на констатирующем и контрольно-оценочном этапах эксперимента осуществлялось с помощью двух методик: шкалы тревоги Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина) – шкалы ситуативной (реактивной) тревожности; теста-опросника уровня концертной тревожности Л. Л. Бочкарева. Обработка данных проводилась с применением математико-статистических методов.

На констатирующем этапе эксперимента нами было выявлено, что у 52,4% выборки учащихся музыкальной школы проявляется высокий уровень ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности и непосредственно перед концертным выступлением. Очень высокий (28,6%) и высокий (23,8%) уровни могут приводить к снижению качества концертного выступления из-за сильного волнения, боязни выйти на сцену, психофизических сбоев в умении управлять музыкальным инструментом, забывания нотного текста и особенностей исполнения произведения и т. д. Также на констатирующем этапе эксперимента выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группы. В выделенных группах на данном этапе эксперимента не было выявлено статистически достоверных различий в изучаемых показателях ситуативной тревожности в исполнительской деятельности (р > 0,05 по U-Манна – Уитни).

После апробации коррекционной программы на контрольно-оценочном этапе эксперимента нами проводилась повторная диагностика ситуативной тревожности испытуемых с целью оценки результативности апробации программы. Анализ полученных результатов и оценка динамики показателей в контрольной группе показали, что в данных первичной и повторной диагностик, а также при сравнении двух групп обнаруживаются достоверные различия в показателях ситуативной тревожности. Так, в экспериментальной группе учащихся музыкальной школы после апробации тренинга саморегуляции нами были выявлены статистически достоверно более низкие показатели ситуативной (реактивной) тревожности по шкале Ч. Д. Спилбергера непосредственно перед началом выступления, а также более низкие (оптимальные) показатели ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности по тесту Л. Л. Бочкарева в сравнении с данными констатирующего этапа эксперимента и данными контрольной группы (достоверно при р < 0,01 по Т-Вилкоксона и при р < 0,01 по U-Манна – Уитни). Отметим, что на констатирующем этапе экспериментальной работы достоверных различий в изучаемых показателях в контрольной и экспериментальной группах не обнаруживалось. В контрольной группе учащихся музыкальной школы не выявлено статистически значимой динамики в показателях ситуативной (реактивной) тревожности непосредственно перед концертным выступлением по шкале Ч. Д. Спилбергера и уровне ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности по тесту Л. Л. Бочкарева (при р > 0,05 по Т-Вилкоксона).

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет считать подтвержденной результативность коррекции ситуативной тревожности в музыкально-исполнительской деятельности у учащихся музыкальных школ посредством тренинга саморегуляции. Для достижения поставленных коррекционных целей программа должна включать средства тренинга саморегуляции, направленные на формирование навыков преодоления и снижения ситуативной тревожности в исполнительской деятельности, такие как приемы релаксации, дыхательные упражнения для снятия волнения перед выступлением, психогимнастика, медитация, так как данные средства позволяют учащимся самостоятельно преодолевать сценическое волнение перед выступлением, сформировать свою индивидуальную систему саморегуляции негативных эмоциональных состояний.