Full text

Темповая задержка речи (ТЗР) оказывает негативное влияние на все сферы жизни ребёнка, и в первую очередь на взаимоотношения ребёнка с окружающими, а в дальнейшем – на готовность к обучению грамоте, чтению и развитию у него других специфических функций.

В настоящий период времени существует множество научных работ, посвящённых изучению ТЗР и обучению детей с темповой задержкой речевого развития. Несмотря на это остаются открытыми вопросы, касающиеся определения структуры дефекта, причин и механизмов возникновения темповой задержки речевого развития. Нет единого мнения в определении возрастных рамок по отношению к детям с ТЗР. Отсутствует комплексный подход на этапе диагностики детей с темповой задержкой речевого развития. Нет общепринятых теоретических сведений относительно типов и видов задержки речевого развития, что осложняет эффективность логопедической работы на этапе дифференциации речевых нарушений, а далее – в выстраивании коррекционного маршрута.

Ранее в группу с темповой задержкой речевого развития относили лишь детей с алалией. В настоящее время такие термины, как задержка речевого развития и темповая задержка речи, широко применяются по отношению к большой группе детей, у которых достаточно выражены речевые нарушения, но тип речевого нарушения еще не определён [1].

Часто у детей с ТЗР наблюдаются сложности в построении синтаксических конструкций: нарушена семантическая и грамматическая связь слов в предложении. Этот фактор затрудняет осуществление коммуникативной функции речи, поскольку высказывание является её основной единицей. Наличие в речи ребёнка правильно простроенных высказываний обеспечивает ему отсутствие коммуникативных барьеров [2, 3].

И если особенности высказываний различной длины у детей с нормальным речевым развитием достаточно освещены, то по отношению к детям с темповой задержкой речевого развития эта проблема до сих пор остается малоизученной и требует дальнейших экспериментальных исследований. В современной теории и практике логопедии нет описания процесса диагностики и целенаправленного формирования речевого высказывания у детей с темповой задержкой речевого развития в возрастном диапазоне три-четыре года.

Диагностика включала два этапа: ориентировочный и основной. На ориентировочном этапе использовалась адаптированная методика исследования факторов негативного воздействия в перинатальном, натальном и постнатальном периодах развития ребёнка Е. А. Шереметьевой [4]. На основном этапе для исследования уровня развития высказываний различной длины у дошкольников четвёртого года жизни использовался модифицированный нами для детей 3–4 лет вариант диагностической методики Н. В. Микляевой [5]. Мы внесли некоторые изменения в методики вышеуказанного автора: было выделено пять уровней развития высказываний различной длины, кроме того, осуществлено распределение баллов по выделенным уровням, методика была сокращена и адаптирована для обследования детей 3–4 лет жизни.

Благодаря анализу анамнестических данных из медицинской документации мы исключили наличие интеллектуальных нарушений, отсутствие снижения слуха и зрения и обнаружили наличие у детей с ТЗР двигательных нарушений. Диагнозы и заключения детей зафиксированы в их личных делах, медицинских картах, протоколах ПМПК, логопедических картах.

На ориентировочном этапе исследования проводился сбор и анализ анамнестических данных дошкольников 3–4 лет. В ходе исследования выделены и систематизированы факторы риска возникновения ТЗР у дошкольников 3–4 лет (см. таблицу). Мы разделили все факторы риска на три группы в соответствии с периодом их влияния на развитие ребёнка:

-          факторы, воздействующие на плод в пренатальном периоде;

-          факторы, воздействующие на новорождённого в натальном периоде;

-          факторы, воздействующие на ребёнка в постнатальном периоде.

В итоге были выявлены отягощающие факторы, которые могли повлиять на возникновение темповой задержки речи. В пренатальном периоде развития как у детей с ТЗР (58,3%), так и у нормотипичных детей (41,7%) частотным фактором риска оказался токсикоз беременности матери. Кроме того, в 41,7% случаев у детей с темповой задержкой речи отмечалась угроза выкидыша, что не встречалось в анамнезе детей с нормальным речевым развитием.

В 41,7% случаев детей с ТЗР в натальном периоде мы констатировали наличие фактора стимулирования родов, чего не было выявлено у нормотипичных детей. В постнатальном периоде у большинства, а именно 75%, детей с ТЗР наблюдались двигательные нарушения, когда как у нормотипичных детей такое отклонение не встречалось. Анализ анамнестических данных из медицинской документации позволил исключить наличие интеллектуальных нарушений, отсутствие снижения слуха и зрения и показал наличие у детей с ТЗР двигательных нарушений.

На основном этапе исследования уровня развития высказываний различной длины у дошкольников четвёртого года жизни нами было проанализировано 1501 высказывание дошкольников 4-го года жизни, в том числе 765 высказываний нормоти

Сравнительный анализ биологических факторов, влияющих на развитие детей

 

Факторы

Дети с ТЗР, n = 12

Дети с нормотипичным развитием, n = 12

 

Абс/ч

%

Абс/ч

%

Пренатальный период

Токсикоз

7

58,3

5

41,7

Угроза выкидыша

5

41,7

 

 

Экология

1

8,3

 

 

Прием лекарств

1

8,3

 

 

Заболевания

2

16,7

 

 

Внутриутробная инфекция

1

8,3

 

 

Натальный период

Стимулирование родов

5

41,7

 

 

Оперативное вмешательство

1

8,3

1

8,3

Стремительные/затухающие роды

2

16,7

3

25

Обвитие пуповиной

1

8,3

1

8,3

Ягодичное предлежание плода

 

 

1

8,3

Анастезия

1

8,3

1

8,3

Постнатальный период

Двигательные нарушения

9

75

 

 

Перинатальное поражение ЦНС

2

16,7

3

25

Гидроцефальный синдром

1

8,3

 

 

 

пичных детей и 736 высказываний детей с ТЗР. Результаты выполнения заданий представлены на гистограмме (см. рис. 1). Мы выяснили, что в речи детей с ТЗР преобладают однословные высказывания (64,8%), тогда как у детей с нормальным речевым развитием частотность таких высказываний составляла всего 24,3%. У нормотипичных детей речь насыщена четырехсловными высказываниями (35,7%), а у дошкольников с ТЗР они встречались только в 6,3% случаев. Проанализировав длину высказывания дошкольников и отразив полученные результаты на диаграмме, мы выявили обратную зависимость между длиной фразы и количеством детей, способных её продуцировать: чем длиннее высказывание, тем реже оно встречается в речи дошкольников с темповой задержкой речи: например, однословных высказываний 64,8%, а восьмисловных всего 0,5%.

В процессе диагностической беседы с детьми было отмечено, что дошкольники речевой нормы свободно вступали в контакт, в отличие от детей с ТЗР, где часть детей испытывали сложности в общении с новым взрослым, некоторые из них демонстрировали речевой негативизм, а с другими удалось избежать подобных проявлений. Нормотипичные дети понимали смысл заданного вопроса, правильно трансформировали предложения в процессе беседы с логопедом. Дети с ТЗР чаще всего испытывали трудности в заданиях, связанных с трансформацией предложений, а именно:

-          сообщения в вопрос, например: «Я где-то живу. Спроси меня про это». – «Дома»;

-          прямой речи в косвенную речь, например: «Папа сказал: “Я починил машинку”. О чем он сказал?» – «Тобы она боте не хоматась». Или: «Я играю с машинкой. Попроси меня дать её тебе» – «Пагапота, масинку дат». – «О чем ты меня попросил? Зачем?» – «Пагапата».

В результате анализа речевого материала, полученного нами в ходе проведения данной методики, мы обнаружили наличие типичных ошибок у детей с темповой задержкой речи, а именно: трудности в употреблении качественных прилагательных, (вместо них употребляли существительные); часть детей испытывали значительные трудности в употреблении наречий – часто заменяли их прилагательными (например, «сладкий» вместо «сладко») либо только называли предмет, изображенный на картинке; все испытуемые с темповой задержкой речи не употребляют местоимения; часто заменяют числительные словом «много» или названием картинки. Нормотипичные дети таких трудностей не испытывали. Таким образом, выявлено, что способности испытуемых с ТЗР обозначать объект восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом взрослого, уловить языковую установку говорящего слабо развиты.

 

 

 

Рис. 1. Результаты анализа длины высказываний дошкольников 3–4 лет

 

В процессе оценки сформированности чувства синтаксической функции слова и умения выделять темо-рематические отношения в предложении мы диагностировали, что ответы испытуемых с ТЗР изобиловали однословными и двухсловными аграмматичными фразами, например, «весёлый собаку». Больше половины детей испытывали трудности в понимании смысла задания даже после повторного объяснения взрослого. Только один ребёнок с темповой задержкой речи правильно использовал подлежащее в первом предложении; значительно меньше трудностей возникало с подбором определений по образцу, но и тут наблюдались ошибки, например, «счастливы» – замена определения обстоятельством, «большой» – несоответствие семантике образца; половина дошкольников с ТЗР не употребляли дополнения и обстоятельства – не умели выделять темо-рематические отношения в предложении. У испытуемых с нормальным речевым развитием при выполнении задания встречались единичные ошибки.

Выявляя способность к синтаксическому прогнозированию, логопед констатировал, что большая часть дошкольников с темповой задержкой речи понимали смысл задания, правильно употребили лицо и время глагола-сказуемого, сохранили целостность смысла всего высказывания, но фразы их по-прежнему были аграмматичны. Например: «Когда ты будешь большим…» – «Когда у меня будет пять года»; «Я буду кука игать». Дошкольники с нормой речевого развития в данном задании ошибок не допускали.

Когда младшие дошкольники составляли предложения из начальных форм слов, мы зафиксировали, что у детей с ТЗР отсутствует способность к внутреннему программированию высказывания. Чаще всего они дублировали слова логопеда (употребленные в начальной форме), а не изменяли их. Поэтому все предложения были аграмматичны. Все дошкольники с ТЗР с заданием не справились. Испытуемые с нормотипичным развитием чаще всего правильно согласовывали слова в предложениях грамматически и по смыслу.

В диагностических заданиях на оценку уровня развития синтаксического контроля дети с ТЗР не замечали аграмматизма в высказываниях логопеда. Часть предложений они трансформировали с опорой на личный опыт, подменяя тем самым их семантические значения, а не форму слов в них. Например: «Папа читает книгу дети» – «Неп, папа ходить а аботу»; «Я ешь суп» – «Неп, мапикеспьгооховий супь». Значит, синтаксический контроль у дошкольников с темповой задержкой речи не был развит, тогда как нормотипичные дети показали высокий уровень развития синтаксического контроля.

По результатам анализа полученных данных был определен уровень развития коммуникативных умений каждого ребёнка с темповой задержкой речи и с нормальным речевым развитием (см. рис. 2). Уровень развития коммуникативных умений у нормотипичных детей распределился следующим образом: у девяти детей (75%) отмечался высокий уровень развития высказываний различной длинны, а у троих детей (25%) был выявлен уровень выше среднего. Дети с ТЗР показали уровень ниже, чем дети возрастной нормы. Уровень ниже среднего отмечался у половины детей (50%), а у остальных был выявлен низкий уровень (50%).

 

 

Рис. 2. Уровень развития у детей высказываний различной длины на констатирующем этапе

 

Мы диагностировали, что в речи детей с темповой задержкой речи преобладают однословные высказывания, тогда как у детей с речевой нормой – четырехсловные. Перечислим типичные ошибки, возникающие у детей с ТЗР при выполнении диагностических заданий:

-          отсутствие грамматического согласования слов в высказывании;

-          трудности в трансформации предложений, а именно сообщения в вопрос, прямой речи в косвенную речь;

-                    некорректное употребление качественных прилагательных, наречий, местоимений;

-          замены числительных словом «много» или названием объекта, изображённого на картинке;

-          замены определений обстоятельствами, отсутствие дополнений;

-          отсутствие в высказывании соответствия семантике образца;

-          трансформация предложений с опорой на личный опыт, подмена семантического значения, а не замена формы слов в них.

Дети с темповой задержкой речи показали уровень развития высказываний различной длины ниже, чем дети возрастной нормы. Уровень ниже среднего отмечался у половины детей, у остальных был выявлен низкий уровень.