В современных исследованиях проблема ценностей и ценностных ориентаций личности выступает как приоритетная в социологических, политических, лингвистических, философских, педагогических и психологических научных направлениях. Интерес ученых к данной проблеме обусловлен исключительной важностью рассмотрения значимых ориентиров жизнедеятельности для конкретного индивида и социума в целом, что проявляется в диапазоне и многообразии усвоенных ценностей и степени их осмысленности.
Именно ценностная сфера отражает внутреннюю позицию личности, детерминирует процесс жизнедеятельности и особенности ее самореализации. По мнению А. В. Кирьяковой, основная функция ценности человека заключается в «ее ориентирующей, направляющей роли в жизнедеятельности человека, которая выступает в качестве оси сознания, саморегуляции его поведения в настоящем и будущем» [1].
Теоретический анализ работ К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Б. И. Додонова, Н. А. Журавлевой, А. Г. Здравомыслова, Д. А. Леонтьева, А. В. Серого, Е. Н. Шиянова, М. С. Яницкого показал, что ценности обладают рядом следующих характеристик:
1) субъективность ценности проявляется в индивидуальном восприятии значимых категорий личности и представляет «результат отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и явлений окружающей действительности» [2];
2) ценности обладают определенной структурой, в которую входят поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты, и выстроены в определенную иерархию в соответствии с уровнем субъективной значимости системы значимых личностных конструктов [3];
3) избирательность отражает ведущие мотивирующие ценностные ориентиры, значительно влияющие на процесс жизнедеятельности человека [4];
4) динамичность ценностной сферы демонстрирует мобильность ведущих личностных установок и их ситуативное соотношение: некоторые ценности обладают более высоким рангом в определенных условиях, в то время как у других субъективная значимость снижается [5].
Сложность и многозначность феномена ценностей и ценностных ориентаций личности, согласно А. Э. Гегер, С. А. Гегер, «ставит вопрос о выборе более адекватного метода, который смог бы обеспечить определенный доступ к личностным конструктам индивида» [6].
Имеющиеся в настоящее время опросники ценностей и ценностных ориентаций личности, авторами которых являются С. С. Бубнов, Р. Инглхарт, А. В. Капцов, Л. В. Карпушкина, Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич, И. Г. Сенин, Дж. Таусенд, В. П. Тугаринов, Е. Б. Фанталова, Ш. Шварц, Р. Янофф-Бульман, позволяют проводить стандартизированную процедуру оценки изучаемого феномена. Основной недостаток подобной психодиагностики заключается в значительном ограничении респондента относительно предлагаемой экспериментатором инструкции либо соотнесения набора ценностей с определенным количественным показателем.
Несмотря на возможный выбор психодиагностических методик, считаем, что одним из эффективных методов для изучения ценностной сферы личности является контент-анализ.
Использование контент-анализа в нашем случае также может быть определено следующими положениями. Как считают Н. А. Алмаев и Г. Ю. Малкова, данный метод «базируется на свободно порожденном тексте, т. е. субъект при создании выбирает наиболее подходящие слова для описания психологического содержания» [7]. Этот аргумент имеет принципиальное значение в связи с тем, что некоторые ценности и ценностные ориентации личностью не декларируются, но определяют многие особенности поведения и деятельности. Изучение латентных ценностей вызывает определенные трудности у исследователей, и, в ситуации опросных способов диагностики человека, они не выходят на первый план, а умышленно респондентом не демонстрируются.
Несомненным достоинством изучения ценностной сферы личности с помощью контент-анализа выступает минимальное вмешательство исследователя в процесс работы респондента и, как утверждает Е. В. Прокопьева, «возможность исследования представления о себе, выраженного языком самого субъекта» [8].
Целью настоящего исследования является содержательный анализ сочинений респондентов на тему «Мои ценности». Выбор темы обусловлен необходимостью получения как можно большего количества ценностей для их дальнейшего анализа.
Условиями эксперимента не было заранее оговорено, какие значимые показатели респондентов следует отразить в сочинении. Также респондентам не предъявлялось жестких требований к объему сочинений, но для исследования использовались те работы, которые имели объем не менее 300 слов. В качестве рабочей гипотезы стало предположение о том, что испытуемые обладают определенным набором общих ценностей, которые они представят в сочинении.
В качестве выборки исследования выступили мужчины (N = 65) и женщины (N = 79), средний возраст которых составил 35,61 года. Все испытуемые в момент проведения исследования были профессионально заняты и имели семьи.
Контент-анализ осуществлялся в смысловом поле «ценность». При анализе сочинений учитывались речевые конструкции типа «должен», «необходимо», «важно», «значимо», «определенно», «следует учесть» и другие синонимичные понятия. В качестве смысловой единицы была выбрана частота проявления речевых конструкций, относящихся к изучаемой категории. Для обработки полученных результатов в исследовании применялась стандартная оценка по Готтшалку – Глезер, которая позволяет анализировать письменные высказывание различной длины и варьировать условия эксперимента [9].
В ходе анализа материалов сочинений было решено образовать две группы ценностей респондентов: личностные и профессиональные. Рассмотрим личностные ценности респондентов (см. табл. 1).
Таблица 1
Результаты контент-анализа сочинений респондентов
по значимым личностным характеристикам
Ценности |
Частота упоминания, раз |
Частота упоминания, % |
Стандартная оценка по Готтшалку – Глезер |
Саморазвитие |
13 |
3 |
0,6 |
Смелость |
10 |
3 |
0,4 |
Оптимизм |
9 |
2 |
0,3 |
Уверенность в себе |
16 |
4 |
1,1 |
Воспитанность |
14 |
4 |
1,3 |
Искренность |
7 |
2 |
0,5 |
Терпение |
5 |
1 |
0,1 |
Отзывчивость |
12 |
3 |
0,4 |
Любопытность |
11 |
3 |
0,7 |
Рационализм |
16 |
4 |
1,4 |
Жизнерадостность |
21 |
6 |
2,3 |
Общая культура |
6 |
2 |
0,6 |
Справедливость |
5 |
1 |
0,1 |
Ответственность |
8 |
2 |
0,4 |
Общительность |
18 |
5 |
1,7 |
Сочувствие |
3 |
1 |
0,2 |
Доброта |
8 |
2 |
0,8 |
Здоровье |
25 |
7 |
2,6 |
Целеустремленность |
14 |
4 |
1,2 |
Аккуратность |
11 |
3 |
0,6 |
Самоконтроль |
17 |
5 |
1,5 |
Эмоциональность |
23 |
6 |
2,4 |
Пунктуальность |
4 |
1 |
0,3 |
Бережливость |
11 |
3 |
0,4 |
Дисциплинированность |
15 |
4 |
0,7 |
Независимость |
22 |
6 |
0,9 |
Честность |
6 |
2 |
0,2 |
Оригинальность |
4 |
1 |
0,4 |
Настойчивость |
20 |
5 |
2,2 |
Открытость |
19 |
5 |
2,1 |
Итого |
373 |
100 |
– |
На основании проведенного контент-анализа сочинений респондентов по ведущим личностным характеристикам можно сделать следующие выводы. Общее количество названных ценностей личности составляет 373, которые объединены в 30 важных качеств человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Подчеркнем, что данные категории носят характер личностных устойчивых образований.
Лидирующую позицию среди личностных ценностей заняла значимость здоровья (7%) как базовая потребность каждого человека. Роль здоровья, как отмечают ученые, достаточно велика, начиная от настроения и психического состояния и заканчивая физическим состоянием индивида.
Наиболее значимыми (6%) для респондентов личностными характеристиками были названы жизнерадостность, эмоциональность и независимость. Вероятно, полученный результат объясняется уверенностью в своих потенциальных и актуальных возможностях, позитивном восприятии окружающей среды и отсутствием внешнего давления на испытуемых.
Положительное отношение к жизни у представителей выборки обусловлено осознанием необходимости реализации открытости (5%) и общительности (5%). Однако преобладание в структуре личности самоконтроля (5%) и настойчивости (5%) не позволяет выходить за рамки морально-нравственных категорий в процессе взаимодействия.
В меньшей степени (4%) среди личностных ценностей выражены уверенность в себе, воспитанность, рационализм, целеустремленность и дисциплинированность. Названные в сочинениях личностные качества скорее выступают как условные и проявляются в определенных значимых для индивида ситуациях.
Менее важными (3%) личностными ценностями у респондентов выступают саморазвитие, смелость, отзывчивость, любопытность, бережливость. Несмотря на малую представленность данных личностных характеристик в сочинениях, они играют большую роль в процессе жизнедеятельности индивида. Вероятно, полученный результат отражает тенденцию к латентному проявлению данных особенностей у конкретного человека в определенной обстановке.
Общее количество ценностей профессии составило 447 категорий, что на 17% больше, чем значимых категорий личности. Полученный результат свидетельствует об осмысленности респондентами трудовой деятельности как необходимого фактора личностного и профессионального развития.
В группе ценностей профессии на первый план (6%) вышли такие ведущие показатели труда, как авторитет в профессиональной деятельности, престижность профессии, карьерный рост и благосостояние (см. табл. 2). Данные значимые факторы профессиональной деятельности образуют единое мотивационное поле для успешной самореализации человека в выбранной трудовой области.
Не менее значимыми (5%) для эффективности профессиональной деятельности, по мнению респондентов, являются добросовестное выполнение своих обязанностей, профессиональный статус и условия работы. Несомненно, данные характеристики важны в процессе труда и ориентируют специалиста, с одной стороны, на развитие профессиональных качеств и компетенций, а с другой – на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности через призму личностных ценностей. Согласно авторской позиции Е. А. Климова, содержанием индивидуального стиля деятельности является сознательный или неосознанный учет имеющихся у человека индивидуальных личностных качеств как объективных условий деятельности и организация деятельности на основе данных особенностей [10].
Такие характеристики профессиональной деятельности, как трудолюбие, профессиональные навыки, разнообразие профессиональной деятельности, организованность, безопасность профессиональной деятельности, выражены в сочинениях респондентов в меньшей степени (4%). Очевидно, что данные показатели профессиональной деятельности демонстрируют факультативные критерии значимости реализуемого труда.
Социальная ценность профессиональной деятельности испытуемых нашла свое отражение в следующих характеристиках: доверие коллег, корректность поведения, требовательность к себе и другим, уважение коллег (3%). Социальный фактор труда имеет большое значение для полноценностей реализации себя как профессионала. В процессе трудовой деятельности формируется особый тип отношений, именуемых в литературе «профессиональными».
Следует заметить, что ценность образования (3%) не является для респондентов ведущим профессионально необходимым качеством. Полученный результат можно объяснить возможностью динамики образовательной стратегии человека, дающей возможность получать образование и в процессе профессиональной деятельности.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Проблема изучение ценностной сферы личности на протяжении длительного времени приобрела междисциплинарный характер и является отражением актуальности рассматриваемого многими учеными феномена ценностей и ценностных ориентаций.
Таблица 2
Результаты контент-анализа сочинений респондентов
по значимым профессиональным характеристикам
Ценности |
Частота упоминания, раз |
Частота упоминания, % |
Стандартная оценка по Готтшалку – Глезер |
Творческая работа |
3 |
1 |
0,5 |
Информированность |
9 |
2 |
0,8 |
Добросовестное выполнение своих обязанностей |
24 |
5 |
2,1 |
Гуманизм |
2 |
0 |
0,1 |
Авторитет в профессиональной деятельности |
26 |
6 |
2,4 |
Трудолюбие |
16 |
4 |
1,7 |
Порядочность |
7 |
2 |
0,7 |
Адаптивность |
10 |
2 |
0,7 |
Престижность профессии |
28 |
6 |
2,5 |
Профессиональный статус |
21 |
5 |
2,2 |
Беспристрастность |
7 |
2 |
0,6 |
Доверие коллег |
12 |
3 |
0,8 |
Самостоятельность принятия решений |
14 |
3 |
0,9 |
Карьерный рост |
27 |
6 |
2,3 |
Корректность поведения |
14 |
3 |
0,9 |
Честь и достоинство |
7 |
2 |
0,7 |
Требовательность к себе и другим |
15 |
3 |
0,8 |
Профессиональные навыки |
20 |
4 |
1,8 |
Независимость своих взглядов и мнений |
2 |
0 |
0,2 |
Благосостояние |
27 |
6 |
2,4 |
Уровень образования |
15 |
3 |
1,3 |
Разнообразие профессиональной деятельности |
17 |
4 |
1,8 |
Стабильность |
29 |
4 |
2,5 |
Строгое следование приказам и инструкциям |
8 |
2 |
0,8 |
Высокие профессиональные достижения |
6 |
1 |
0,6 |
Уважение коллег |
13 |
3 |
0,9 |
Организованность |
19 |
4 |
1,6 |
Условия работы |
22 |
5 |
2,1 |
Безопасность профессиональной деятельности |
18 |
4 |
1,7 |
Результат работы |
9 |
2 |
0,8 |
Итого |
447 |
100 |
– |
На основе результатов контент-анализа были отобраны ценностные категории по двум направлениям: личностные и профессиональные. В данные группы вошли по 30 наиболее выраженных ценностей в сочинениях испытуемых. Среди личностных ценностей респондентами были обозначены здоровье, жизнерадостность, эмоциональность, независимость, открытость, общительность, самоконтроль и настойчивость. Важными профессиональными характеристиками для представителей выборки стали авторитет в профессиональной деятельности, престижность профессии, карьерный рост, благосостояние, добросовестное выполнение своих обязанностей, профессиональный статус и условия работы.
Проведенное исследование дает возможность наметить дальнейшие пути работы в изучении ценностной сферы конкретных профессиональных сообществ, динамики ценностей и ценностных ориентаций, определении степени влияния трудовых факторов на становление системы значимых ориентиров конкретной личности в процессе труда.