Системный подход представляет социум в виде системного образования, состоящего из нескольких подсистем, главные из которых образуют основные подсистемы (сферы) жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную и духовную. В каждой сфере реализуются определенные социальные отношения и социальные практики, которые, в свою очередь, подразделяются на множество видов и форм. Многообразие спектра социальных практик обусловлено прежде всего совокупностью навыков самой практической деятельности. Экономические, научные, образовательные, политические, культурные, повседневные и другие формы практикования представляют собой любые виды деятельности, в рамках и посредством которых человек получает социальный опыт. Это практикование может осуществляться в самых разных социальных областях, поэтому разделение различных типов практик оказывается весьма затруднительным и актуализирует проблему социальных практик в социально-философских исследованиях.
Тем не менее можно выделить то общее, что объединяет многообразие социальных практик и дает возможность их исследования как самостоятельного научного концепта. Термин «социальное» отсылает исследователей к проблематике социальности человеческих действий, возникающих между людьми в процессе их совместной деятельности, проявляющихся в их отношении друг к другу, к явлениям и процессам общественной жизни, в конкретных условиях места и времени. Согласно научной традиции, восходящей к М. Веберу, действие становится «социальным» только в том случае, если по смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него [1].
Аспект практичности указывает на праксиологическую установку, которая обеспечивает тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения человека с его деятельностью, осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Праксиологическая сторона заставляет обращать внимание, прежде всего, на способы действия (коллективного или индивидуального), а также на конкретные результаты осуществления практики.
Аспект результативности важен для социально-философского анализа феномена социальных практик в силу их деятельностного потенциала. Задачей социальной философии всегда ставился философский поиск оснований успешного действия человека, направленный на анализ способности человека быть и действовать в разных жизненных ситуациях. Такое понимание социальной философии как философской диагностики современности, по мнению ряда авторов, ориентирует ее на выявление оснований феноменов человеческого бытия [2] и делает ее практической философией.
Обществоведческий анализ феномена социальных практик в силу их практического потенциала основывается прежде всего на деятельностном подходе к пониманию социальных процессов и явлений. При этом за основу принимается теоретическое положение В. А. Лекторского о том, что «деятельностный подход в современных условиях не только возможен, но и весьма перспективен, однако его развитие менее всего может быть понято как простое навешивание термина “деятельность” на разнообразные феномены (т. е. как формальная онтологизация)», так как теория деятельности предусматривает реализацию объяснительного принципа в отношении социальных явлений и процессов, проистекающих в обществе [3].
Деятельностный подход базируется на теоретическом положении, согласно которому совместная деятельность людей «выступает предельной основой социального. Именно поэтому в предметной области обществознания в целом не может существовать категория, которая не обусловлена определением социальной деятельности, не выводится из него тем или иным способом…». Суть деятельностного подхода к социальной действительности состоит в том, что этот подход «выступает в качестве объяснительного философско-социологического принципа, который мы принимаем в качестве методологического основания при исследовании различных социальных процессов и социальных структур»[4].
С точки зрения деятельностного подхода социальные практики представляют собой «совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами; мышление или действие “по привычке”, следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер; частные социальные институты» [5].
Практика, понимаемая в деятельностной парадигме в виде отношения человека как субъекта деятельности и внешнего мира как объекта, всегда являлась актуальной философской проблемой. В социальной философии анализировалась система деятельности человека во всем его историческом развитии, результатом которой является мир материальной и духовной культуры.
Анализ содержательной связи субъективного и объективного в практической деятельности можно усмотреть уже в философских трудах Аристотеля, рассуждавшего о том, что если цель является предметом желания, средства достижения являются предметом принятия решений и сознательного выбора, то действия и поступки будут сознательно избранны [6].
На разных этапах развития социально-философской мысли философы по-разному определяли содержание социальных практик. Так, И. Кант трактовал социальные практики как «формы» упорядочения субъектом социального опыта. Значение практики традиционно подчеркивали философы диалектико-материалистического направления, где практика понимается как активная целенаправленная чувственно-предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности. Материалистический подход исходит прежде всего из того, что практика есть объективное явление. Однако в современной теории нередко критикуют «производительную» парадигму марксистских трактовок и «марксово отождествление практики с трудом… В результате фундаментальное проявление человеческой универсальности усматривается Марксом в массированном преобразовании природы, а исторический прогресс связывается, прежде всего, с неограниченным развитием материальных сил» [7].
Феномен социальных практик стал предметом самостоятельного исследования сравнительно недавно, во второй половине ХХ в., и в 1980-х в социальных науках наметился так называемый «прагматический поворот», результатом которого стало появление теории практик.
Философский генезис феномена «социальные практики» часто связывают с работой М. Хайдеггера «Бытие и время». Он писал, что раскрытие человеком своей экзистенции, своего внутреннего «Я» происходит через практику.
К числу современных научных направлений, интерпретирующих понятие «социальные практики» с точки зрения аналитической философии, философии обыденного языка и современных социетальных теорий, относятся экзистенциальная философия М. Хайдеггера, лингвистическая философия Л. Витгенштейна, прагматическая философия Р. Рорти, теория практик П. Бурдье и т. д. «Все эти направления сделали реальные практики реальных людей в реальных ситуациях не источником сырых данных, которые должны быть еще проинтерпретированы, а самостоятельным феноменом, характеризующимся специфическим способом употребления языка, осуществления действий и согласования смысла» [8].
На современном этапе развития социально-философской теории обсуждается проблема широты трактовки понятия «социальные практики».
Некоторые авторы полагают, что нельзя относить к практике в ее широком смысле все формы жизнедеятельности субъектов, в том числе идеологическую, педагогическую, воспитательную и другую деятельность пропагандистов, педагогов, воспитателей по передаче знаний и формированию сознания, поскольку духовная деятельность – это не практика, а ее отражение [9].
Другие считают, что в структуре практики следует различать категории «действие» и «деятельность» (понимаемую как конкретная практика). В структуре практики также возможно выделение двух основных сторон: «внешней» и «внутренней». «Внутренняя» практика предполагает духовные и волевые усилия личности… основной категорией анализа при рассмотрении “внутренней” сферы практического будет понятие морального действия. “Внешняя” практика есть инструментально-предметное отношение человека к миру, эквивалентом этого понятия является понятие “материально-предметная деятельность” [10].
Исследование проблем институционализации социальных практик базируется на различных представлениях об отношениях между социальными практиками и социальными институтами.
Изучение взаимосвязи трансформационных изменений в социальных практиках и социальных институтах позволяет выяснить, как накапливающиеся сдвиги в «низовых» практиках постепенно приводят к качественной трансформации самих социальных институтов. Наряду с целенаправленным реформированием институтов «сверху» осуществляется их спонтанное изменение «снизу». Это означает, что преобразование институциональной структуры общества представляет собой в первую очередь социокультурный процесс, внешним проявлением которого служит качественное изменение массовых социальных практик. Следовательно, главный критерий оценки результатов институциональных реформ – «изменение общественных практик» [11].
Понятия «институционализация», «социальный институт», «институциональная парадигма» имеют большее или меньшее отношение к исследованию социальных практик у многих авторов. В классическом социологическом варианте Э. Дюркгейм считал социальными институтами «все устоявшиеся, типичные отношения в обществе» [12].
В отечественной социологии институциональный подход также является основополагающим для концептуализации социальных практик, однако методология использования данного подхода различна.
В первом варианте институционального подхода социальные практики считаются первичными, основополагающими по отношению к социальным институтам, тогда как социальные институты есть главные (базовые, основные, наиболее устойчивые в данном обществе) формы (или типы) социальной практики [13].
В другом варианте институционального подхода социальные практики рассматриваются как формы функционирования социальных институтов. В этом подходе социальные практики классифицируются (в духе классической парадигмы Э. Дюркгейма) на институционализированные формы, а именно социальные институты, и неинституционализированные формы – социальные практики (неформальные в том числе)[14].
По нашему мнению, с точки зрения синтеза деятельностного и институционального подходов, концепций «фоновых» и «раскрывающего характера» практик, а также синтеза структуралистско-конструктивистской, структурационистской и этнометодологической концепций социальных практик социальные практики – это репертуары совершаемых субъектами социальных действий и взаимодействий, обеспечивающие устойчивое функционирование либо трансформацию социальных институтов и порождающие новые социальные институты [15]. Социальные практики как репертуары социальных действий и взаимодействий являются результатом развития самого общества и ответом на возникающие социальные потребности и запросы.