Full text

Изучая все многообразие явлений социальности – социальные взаимодействия, социальные конфликты, социальный контроль и социальные организации, на каждой стадии этого изучения социолог может дать свое видение и толкование социальных процессов, на которые потом будут опираться другие исследователи и ученые. От точности и объективности предоставленной социологом информации во многом зависит успех социальных преобразований, возможность решения социальных конфликтов, сохранение социальной стабильности. Нравственная позиция социолога-профессионала во многом зависит от степени усвоения им основ профессиональной этики, дает четкие нравственные ориентации профессиональной деятельности.

Актуальность и необходимость изучения основ профессиональной этики социолога обусловлена ​​также все более возрастающей ролью профессиональной морали в жизни современного общества. Необходимость повышенных моральных требований, а значит, и создание профессиональных моральных кодексов проявляются прежде всего в тех областях деятельности человека, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением его потребностей. Именно к такой деятельности относится профессиональная деятельность социолога, призванного способствовать не только развитию общественных процессов, но и самосовершенствованию личности.

В социологической литературе иногда встречается перечень требований к интервьюеру, которые требуют от него наличия комбинации качеств, присущих разве что сверхчеловеку. Среди них: привлекательная внешность, порядочность, коммуникабельность, психологическая устойчивость, добросовестность, восприимчивость, общительность, сообразительность, интеллектуальная развитость, беспристрастность, объективность, владение речевыми манерами, способность вести себя непринужденно, раскованно, опрятность и т. д. Признанный специалист в области массовых опросов Элизабет Ноель-Нойман вывела свою известную «формулу идеального интервьюера», согласно которой это «товарищеский педант» – лицо, придающее большое значение формальной стороне дела, опрятности и имеющее при этом высокие коммуникабельные способности [1].

Существуют также социально-демографические требования, которые можно использовать во время формирования полевой бригады. Американский социальный психолог Герберт Хаймен (который ввел в социальные науки понятие «референтная группа») считал, что лучшими интервьюерами являются женщины в возрасте 35–45 лет, с высшим образованием, с определенным жизненным опытом и товарищеские по натуре. Действительно, в западных социологических компаниях, специализирующихся на массовых опросах, интервьюерами в основном работают именно такие женщины. Так, в Институте Гэллапа примерно 60% интервьюеров – женщины, в Центре Роупера их 97%. Практический опыт подсказывает, что именно женщины среднего возраста меньше вызывают страх и подозрение. Однако это не означает, что если вы не женщина среднего возраста или если вы не отвечаете всем вышеперечисленным качественным требованиям, то вам не удастся стать квалифицированным и умелым интервьюером. В каждой стране, в каждой ситуации, в различных проектах могут понадобиться и «специфические» кадры. Но с чем все социологи соглашаются в своем отношении к работе интервьюера – это этические принципы, которых он должен придерживаться. Без них все сверхтонкие социологические замыслы, выверенные выборки, современные методики, тщательно подобранные формулировки вопросов ничего не стоят, поскольку вся интеллектуальная, иногда многолетняя, работа может разрушиться «в поле» руками интервьюера.

Не менее значимым является также то, что в своей практической деятельности интервьюер должен руководствоваться чувством социальной ответственности, помнить, что его работа может существенно повлиять на жизнь отдельных граждан, социальных слоев и общества в целом. Массовые опросы часто направлены на решение конкретных социальных проблем, и интервьюирование лишь один из этапов этого процесса, причем именно от его результатов может зависеть выбранный путь решения проблемы.

Большинство социологических и маркетинговых компаний строго придерживаются международных и национальных стандартов качества социальных исследований, согласно которым исследователь должен применять все способы предостережения, чтобы гарантировать отсутствие любых форм неблагоприятного воздействия на респондентов в результате их участия в исследовании.

Этические нормы социологической работы зафиксированы в ряде нормативных документов. Например, в Международном процессуальном кодексе проведения маркетинговых и социологических исследований ICC/ESOMAR, Кодексе этики Международной социологической ассоциации (ISA), Кодексе профессиональной этики социолога Социологической ассоциации России, Кодексе этики Всемирной ассоциации исследования общественного мнения (WAPOR), этическом кодексе Российской ассоциации маркетинга [2].

Их основные положения базируются на принципах порядочности, честности, социальной и профессиональной ответственности интервьюера. Уважение прав человека, достоинства и индивидуальности респондента, врачебный принцип «Не навреди» по отношению к нему, касающийся вопросов конфиденциальности, приватности личной жизни, – это главные аспекты этики работы интервьюера.

Во время исследования именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество результатов исследования. От ответственности и порядочности интервьюера зависят полнота и точность учета мнения разных слоев населения. При проведении опроса интервьюер должен:

-          выполнять все особенности методики данного исследования;

-          отвечать за достоверность данных;

-          быть беспристрастным;

-          строго соблюдать сроки проведения опроса;

-          отвечать за конфиденциальность полученной информации.

Этические вопросы касаются не только статуса респондента, но и соблюдения принципов профессиональной этики социолога в течение всего процесса исследования. Когда законодательство нечетко определяет те или иные положения или имеет несогласованности, надо ориентироваться на указанные выше базовые этические принципы и помнить, что сохранение безопасности и защита респондента имеют важнейшую ценность.

Для каждого исследования целесообразно организовать совещательную консультационную группу исследования (консультативный совет для надзора за процессом исследования) или использовать имеющиеся структуры. Такая группа/совет должны включать исследователей, которые будут проводить работу, представителей общественных организаций и поставщиков услуг и – лучше несколько – представителей целевой группы исследования. Общественные консультативные советы (также известные как местные группы заинтересованных сторон, общественные этические советы или совещательные комитеты) обеспечивают исследователям возможность проведения консультаций с общинами. Эти группы позволяют понять общественное восприятие предложенных мероприятий, оценки рисков и выгод, а также обеспечить защиту респондентов во время исследовательской деятельности [3].

Исследование должно быть тщательно разработанным, основанным на детальных консультациях и правильно проведенным. Исследователям надо иметь надлежащие навыки и знания. Методы должны подходить к цели исследования и исследованной группе. Надо также отметить, что представители целевых групп могут решить принять участие, например, чтобы увидеть внедрение результатов исследований, организованных для них. И поэтому важно распространять результаты исследования и проводить дальнейшие мероприятия.

Важно обеспечить соблюдение главных принципов по этике прикладных социологических исследований всеми членами оценочной команды (информированность о согласии, добровольность участия, конфиденциальность, анонимность и отсутствие вреда). Может возникнуть потребность в проведении специального тренинга и постоянного полевого надзора с целью соблюдения надлежащей практики проведения исследований.

Исследователи должны получить подготовку по гендерной проблематике и дисбалансу власти, чтобы они лучше чувствовали разные ситуации. Исследователей также надо подготовить по вопросам дискриминации для неблагоприятного окружения или этнически отличных групп.

Важную роль вопросы этики отыгрывают в проведении исследований с детьми и подростками. Исследователи должны описать процедуру, согласно которой они устанавливают, что потенциальные участники имеют достаточную способность для дачи согласия на участие в исследовании. Если установлена невозможность по определенным причинам предоставления согласия респондента, есть потребность в получении такого согласия от его родителей или опекунов.

Существует древняя моральная и правовая традиция, которая поддерживает родителей как первичных лиц, принимающих решение за своих несовершеннолетних детей, включая право принимать полномочные решения об участии детей в исследовании. В большинстве стран родительское разрешение является важнейшим фактором, даже если признается, что родители, так же как и исследователи, могут иметь интересы, расходящиеся с жизненными интересами ребенка.

Некоторые страны (например, Канада) требуют, чтобы исследователи доказали местной комиссии по вопросам этики, почему не требуется родительское согласие, а именно:

-          такое согласие не требуется для проведения исследования;

-          исследование не представляет никакого риска для участников;

-          были осуществлены адекватные шаги по информированию родителей об исследовании и предоставлению им возможности прекратить участие своего ребенка, если они так решат;

-          каждый участник исследования способен дать согласие (достаточно сознательный и зрелый для понимания процедуры согласия, а также достаточно эмоционально зрелый для понимания последствий предоставления согласия) [4].

Исследователи также должны знать, какие шаги следует предпринять, чтобы защитить себя от вреда.

Опасность представляют респонденты под воздействием алкоголя, наркотиков или в состоянии сонливости. Если они недавно употребляли алкоголь или наркотики, они могут быть не в состоянии предоставлять связные ответы на вопросы, могут засыпать или оказаться очень сонливыми во время интервью.

Если исследователь начал интервью, а участник уже не дает связанных ответов, следует прекратить интервью, поблагодарить респондента и описать, что произошло, в заметках (форма отчетности интервьюера, дневник и т. д.) интервьюера.

Половые посягательства – если респондент ищет сексуального сближения или домогается интервьюера, он вправе прекратить интервью. Если исследователь чувствует, что респондент ведет себя неподобающим образом, во-первых, следует напомнить ему, что исследователь находится здесь только для проведения интервью с ним и что его не интересуют никакие сексуальные предложения. Если респондент продолжает это делать, следует сказать, что необходимо прекратить интервью, если он не сможет сосредоточиться на вопросах. Если это не срабатывает, следует прекратить интервью [5].

Обязанностью исследователей является обеспечение соблюдения национальных и международных правовых положений и принятых этических стандартов для проведения мероприятий в рамках исследовательских проектов и выполнения следующих действий:

  1. Получение согласия Комиссии по профессиональной этике на проведение исследования.
  2. Получение поддержки государственных учреждений и/или общественных организаций или лиц, играющих важную роль в жизни той или иной группы, при планировании исследования, а также содействие в развитии потенциала, где это возможно.
  3. Подготовка исследователей к работе с респондентами, особенно неграмотными или имеющими ограниченное образование; ознакомление исследователей с вопросами защиты респондента и умение реагировать, если респондент находится в сложной жизненной ситуации, под влиянием наркотиков или другой подобной ситуации.
  4. Обеспечение исследователей идентификационными документами (удостоверение интервьюера), которые показывают, что они действительно являются исследователями.
  5. Обеспечение того, чтобы методы исследования максимально обеспечивали возможности респондентов в полной мере участвовать в исследовательском процессе.
  6. Рассмотрение способов привлечения в исследование маргинализированных и менее заметных групп наряду с более доступными и активными представителями.
  7. Решение вопросов поощрения и необходимой компенсации (например, транспортные расходы) респондентов за участие в исследовании. Предоставление информации об исследовании таким способом является понятным и привлекательным для людей и включает сведения об их правах как респондентов, преимуществах исследования (будущие вмешательства) и о том, что будет происходить с данными, которые они предоставляют.
  8. Практические меры с целью защиты конфиденциальности респондентов.
  9. Надлежащее уведомление представителей целевых групп исследования и соответствующих сообществ о результатах исследования [6].

Основные принципы социальных исследований опираются на фундаментальные принципы медицинских исследований и ссылаются на три основные обязанности исследователя: уважение к личности, доброжелательность и справедливость. Четкое выполнение этих обязанностей преодолевает «властную» разницу между участником и исследователем. Информация, которая предоставляется респондентам, должна быть хорошо разработанной, культурно и гендерно взвешенной. Понятия, используемые в исследовании, должны быть ясны для той или иной социальной группы. Особое внимание стоит уделять респондентам с низким уровнем образования и грамотности.

Таким образом, нравственно-правовое регулирование прикладных социологических исследований является одной из актуальных проблем современной науки. Основные «этические» документы в социологии – кодексы профессиональной этики, в которых систематизированы основные этические требования к деятельности социолога. Кодексы базируются на международных и общегосударственных нормах, действующем законодательстве и специфической для отдельных отраслей и организаций внутренней нормативной документации. Непрофессиональное, неэтичное отношение социолога может унизить достоинство участника исследования.