Во исполнение положений ст. 41 Конституции РФ [1], в ст. 4 и 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2] в общем виде закреплен принцип соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий.
Несмотря на столь высокий, конституционный, уровень закрепления прав граждан, в нашей стране существуют отдельные проблемы, связанные с реализацией этого права.
В первую очередь такие проблемы связаны с тем, что задача по сохранению численности российского населения, уменьшению высокой смертности и стимулированию роста рождаемости за счет оказания качественной медицинской помощи возлагается на самих людей, отличающихся лишь тем, что они имеют определенные познания, опыт работы в данной сфере.
Не поддается оспариванию тезис о том, что рабочая среда самым прямым образом сказывается на качестве оказываемой населению помощи. В не меньшей степени она сказывается и на экономическом потенциале страны, несмотря на то, что сами медицинские работники сами не участвуют в процессе производства товаров, они своим трудом создают предпосылки для эффективной работы производственной сферы.
Реализация современных организационных, а также медицинских технологий предъявляет к медицинским работникам повышенные требования, которые включают в себя объемы оперативной, долговременной памяти, повышенную концентрацию внимания, высокий уровень трудоспособности, стрессоустойчивость и способность эффективно осуществлять трудовую деятельность в экстремальных ситуациях.
Поэтому работники здравоохранения, также как и остальные люди, нуждаются в установлении четкого режима труда и отдыха, гарантиях выплаты заработной платы; более того, им необходимы специальные условия для осуществления медицинской деятельности, а также дополнительные гарантии и компенсации, призванные снизить влияние негативных социально-психологических, химических, биологических факторов труда, тяжелых условий труда, а также иных возможных воздействий на организм медицинского работника.
Несмотря на это по состоянию на сегодняшний день регулирование труда медицинских работников в ТК РФ отдельно не производится, если не считать отдельной посвященной им статьи ТК РФ, а также нескольких упоминаний по тексту Кодекса в иных разделах. Между тем высокий статус врачей и иного медицинского персонала, наличие неоспоримой специфики в условиях их труда, значительный объем внимания, уделяемый руководством страны вопросам повышения качества жизни медперсонала, а также социальная значимость их деятельности не могут не свидетельствовать в пользу того, что имеются все социальные, политические и иные необходимые основания для систематизации норм о труде медицинских работников в рамках отдельного раздела ТК РФ.
В обоснование данного тезиса можно указать, что медицинскими работниками образована отдельная категория работников, выступающих специальными субъектами трудового права в связи с тем, что, во-первых, их труд, имеющий своей задачей сохранение жизни, а также здоровья граждан, является очень ответственным, а потому его должны осуществлять исключительно квалифицированные специалисты, во-вторых, труд медработников связан с высокой нервной нагрузкой, серьезным психоэмоциональным напряжением в процессе трудовой деятельности, вызванной двойственной нагрузкой, вытекающей из потребности решения проблем пациентов, а также их собственных личных социально-бытовых проблем, что обусловливает потребность установления в законодательстве отдельных защитных мер, направленных на поддержание работоспособности самих медицинских работников.
Специфика труда применительно к медработникам кратко сформулирована в работе Т. И. Акулиной следующим образом:
1) направленность на сохранение здоровья и жизни человека;
2) сильное психическое напряжение, вредные и опасные условия труда, высокий риск заражения инфекционными и иными заболеваниями;
3) повышенная юридическая ответственность, ограничение некоторых прав;
4) необходимость соблюдения медработниками врачебной тайны и этики [3].
Из приведенных положений видно, что данная деятельность по своей направленности и содержанию имеет существенные отличия от труда среднестатистических работников в нашей стране, а потому есть социальные основания для дифференциации условий их труда в отдельное и обособленное правовое регулирование.
Кроме содержания деятельности мы считаем обоснованным предложение также и такого критерия для дифференциации условий труда медработников, как их численность.
Так, можно обнаружить, что, по сведениям Росстата, количество медработников в России достаточно велико [4]. В частности, в 2013 году в нашей стране насчитывалось 702,61 тыс. врачей, в 2014 году – 709,41 тыс., в 2015 году – 673,0 тыс., в 2016 году – 680,9 тыс. Что касается среднего медицинского персонала, то их в 2013 году по статистическим данным было задействовано 1518,5 тыс. человек, в 2014 году – 1525,1 тыс., в 2015 году – 1549,7 тыс., в 2016 году – 1537,9 тыс. [5]
Приведенные данные позволяют утверждать, что из года в год медицинские работники составляют достаточно многочисленную группу трудящихся, выполняющих специфические трудовые функции высокой социальной значимости.
Указанная специфика в правовом статусе получила изначальное закрепление в порядке правового регулирования в тексте ст. 350 ТК РФ. Кроме этой статьи о положении медработников имеется упоминание в положениях ст. 142, 213 и 413 ТК РФ.
Между тем нельзя не признать, что указанные нами особенности диктуют потребность в более глубокой нормативно-правовой проработке и регламентации. На необходимость доработки положений трудового законодательства в части правового регулирования статуса медицинских работников также неоднократно указывалось в научной литературе [6].
По этому поводу в современных источниках ставится закономерный вопрос о том, по какой же причине такое регулирование в законодательстве до настоящего времени не появилось [7].
Исследователи не без основания задаются резонным вопросом: неужели специфика в работе врачей не настолько очевидна или значима в сравнении с работниками транспорта (гл. 51 ТК РФ) либо педагогическими работниками (гл. 52 ТК РФ) [7]?
Мы же, напротив, считаем, что особенности труда рассматриваемой категории работников имеют столь обширную специфику, что ее едва ли можно уместить в рамках ТК РФ, поскольку законодателем до настоящего времени данная проблема не решена. При этом можно наблюдать, что объем регулирования, размещенного в ст. 350 ТК РФ, постепенно растет, к настоящему времени в этой норме уже насчитывается семь частей, а не две, как было в первоначальной редакции нормы.
На сегодняшний день, как представляется, в качестве ключевой проблемы, препятствующей нормальной организации труда медицинских работников и, следовательно, реализации конституционных прав граждан на качественное оказание медицинской помощи, является отсутствие четкого и однозначно трактуемого определения в законе круга лиц, которые включаются в категорию медицинских работников. Разделение работников, осуществляющих собственно медицинскую деятельность, а также остальных лиц, которые в той или иной мере участвуют в мероприятиях по оказанию медицинской помощи [8], допустимо производить посредством введения более широкой категории «работников здравоохранения», а также приведения Номенклатуры должностей медработников в соответствие с предписаниями Федерального закона об охране здоровья.
Между тем названной проблемой все существующие в данной сфере трудности и пробелы не ограничиваются. В частности, анализ научных источников по теме настоящего исследования позволил также выделить и иные вопросы, заявленные как актуальные специалистами в сфере трудового и медицинского права [9]:
- На уровне федеральных нормативных актов требуется утвердить единые нормативы, касающиеся объема работ, – стандарты по нагрузке на медицинский персонал с разбивкой по каждой выделяемой медицинской специализации и специальности. В современный период времени нормирование труда отдано в прерогативу работодателя, а потому практика в данной сфере не отличается единообразием, испытывая на себе влияние как субъективных, так и объективных факторов, местных условий труда, получающих закрепление в региональном законодательстве, а также муниципальном задании. В результате нередко происходит порой существенное превышение рекомендательных норм, касающихся нагрузки на медработников, предусмотренных, в частности, в тексте Порядка оказания педиатрической помощи.
- В литературе указывается на замеченное в практике несоблюдение установленных в законодательстве сокращенных норм рабочего времени для медицинских работников, что прямо сказывается на качестве медпомощи, подвергая пациентов опасности в связи с ростом рисков причинения вреда их здоровью. Для того чтобы поддерживать достойный уровень жизни себе и своей семье или как минимум не оказаться за чертой бедности, медработникам нередко приходится соглашаться на отработку дополнительного рабочего времени, принимать дополнительные часы занятости ввиду низкой оплаты их труда, что принимается как данность работодателями, испытывающими кадровый голод. Подобный труд зачастую оформляют договорами о работе по совместительству с оплатой в одинарном размере как работы, выполняемой на основании инициативы работника. Лишь в случае согласия работника на дополнительную работу при отсутствии заключенного с ним отдельного договора его труд считается сверхурочным со всеми предусмотренными для этого юридическими последствиями. Однако даже при оплате в повышенном размере такой труд законодателем не поощряется, будучи ограниченным по продолжительности ввиду высоких социальных рисков, сопровождающих переработку, как для жизни и здоровья самого работника, так и для людей, с которыми он в процессе труда взаимодействует.
В судебной практике подобные ситуации не без оснований рассматриваются в качестве нарушения принципов трудового права, в частности, закрепленного в тексте абз. 5 ч. 1 ст. 2 ТК РФ, принципа, провозглашающего обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, в том числе ограничение продолжительности рабочего времени. Также подобное допущение вступает в противоречие с общей нормой ст. 282 ТК РФ, запрещающей труд по совместительству для «вредников», если и основная их работа протекает в аналогичных условиях труда.
- Потребность в установлении обязательных стандартов по оплате труда посредством регламентации тарифов для медуслуг и определения доли заработной платы в тарифе. Существование проблем в данной области наглядно подтверждается изданием Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год, которые утверждены решением РТК по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 года, разд. X которых применяется в отношении организаций здравоохранения. Между тем данный документ носит лишь рекомендательный характер, а потому норм права не содержит, обязательным к применению не является.
Для надлежащей регламентации основ правового статуса медицинских работников в сфере труда мы считаем также необходимым закрепление всех необходимых правовых предписаний, касающихся регулирования труда медицинских работников в одном нормативном акте – ТК РФ.
Этому, очевидно, препятствует сама специфика труда медицинских работников, которая требует комплексного законодательного регулирования (с одной стороны, ТК РФ, с его общими нормами, распространяющимися и на медработников, с другой – Федеральным законом об охране здоровья, с третьей – детализацией норм в многочисленных подзаконных актах).
Между тем подобная специфика имеется и в регулировании труда педагогических работников, что, однако, не помешало введению целой отдельной главы ТК РФ, посвященной регулированию особенностей их труда.
Представляется, что подобное законодательное решение могло бы повысить статус самих медицинских работников, а также более последовательно осуществить правовое регулирование трудовых отношений с ними.