Full text

Тема, касающаяся сохранения и поддержания здоровья индивидов, начиная с трудов западных социологов второй половины XIX в. и до настоящего времени не теряет своей актуальности. В рамках позитивистской и понимающей социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера социальный феномен здоровья рассматривается как развитие жизненных сил индивидов, способствующих успешной адаптации в обществе, при этом формирование социальных практик в отношении здоровья происходит под воздействием сложившихся в обществе традиций [1, 2]. В то же время проведенные во второй половине XX в. социально-экономические преобразования способствовали актуализации научных исследований, посвященных сохранению и поддержанию здоровья населения. Так, одно из первых социологических исследований, направленных на изучение состояния здоровья населения, проведено в период 1980–1986 гг. под руководством А. И. Антонова. В его ходе были выявлены гендерные разногласия в оценивании здоровья россиян [3]. На современном этапе научно-теоретической мысли для изучения сущности социальных факторов, оказывающих влияние на выбор модели поведения индивида в процессе сохранения здоровья, а также объяснения социально-демографических показателей смертности и заболеваемости, причин их увеличения, ученые в области социологии и демографии используют термин «самосохранительное поведение». Так, И. В. Журавлева в своей работе, посвященной изучению отношения индивидов к сохранению здоровья, интерпретирует самосохранительное поведение как систему действий и установок личности, направленных на сохранение и продление жизненного долголетия индивидов [4].

Как уже было отмечено, проведённая серия социально-экономических преобразований во второй половине XX в. существенным образом отразилась на здоровье населения, при этом в наибольшей зоне риска оказались лица, достигшие пожилого возраста (от 60 лет и старше). Проблема сохранения и поддержания здоровья в старости приобретает в современных реалиях стратегическое значение и во многом зависит от соблюдения элементов здорового образа жизни (правильное питание, умеренные физические нагрузки, участие органов здравоохранения в процессе сохранения и поддержания здоровья и др.). Несмотря на всю значимость и роль указанных элементов здорового образа жизни, наша исследовательская задача заключалась в рассмотрении медицинских учреждений как агентов, участвующих в процессе сохранения и продления жизненного долголетия лиц пожилого возраста. Для этого в период с декабря 2016 по август 2017 г. автором на территории г. Волгограда было проведено социологическое исследование, которое состояло из двух этапов. На первом этапе (декабрь 2016 – март 2017 г.) был проведен анкетный опрос с использованием многоступенчатой выборки (первый этап включал в себя метод квотирования респондентов по полу, возрасту и району проживания, на втором этапе опроса использовался метод доступного случая), по результатам которого было опрошено 500 респондентов, достигших пожилого возраста, из них 38,2% мужчин и 61,8% женщин. Распределение респондентов по возрасту выглядит следующим образом: 24,6% – от 60 до 65 лет; 32% – от 66 до 71 года; 27% – от 72 до 77 лет; 10,2% – от 78 до 83 лет и 6,2% – более 83 лет. На втором этапе (март – август 2017 г.) была проведена серия глубинных интервью с использованием метода «снежного кома» (n = 20 человек).

Однако, прежде чем перейти к анализу эмпирических данных, на наш взгляд, следует отметить, что в современных условиях российского общества здравоохранение начинает входить в сектор услуг, основная задача которого направлена на удовлетворение потребностей индивидов. Рассматривая систему здравоохранения в аспекте рыночных отношений, видим, что, как правило, на рынке предоставления и потребления услуг взаимодействуют два актора: «продавец» и «потребитель». В качестве «продавца» в данном случае выступает медицинское учреждение (врачи, медицинские работники и др.), а «потребителя» – конкретный член общества, испытывающий потребность в сохранении собственного здоровья. Медицинская услуга как продукт производства, по мнению В. В. Янова, Е. Н. Лесниченко, обладает рядом характеристик: неосязаемостью, неразрывностью процессов предоставления и потребления услуг, неоднозначной оценкой качества, эффективностью и стоимостью [5]. В то же время результаты авторского социологического исследования зафиксировали, что лица пожилого возраста, в силу возрастных изменений, являются наиболее активными «потребителями» медицинских услуг. Так, при ответе на вопрос «Обращаетесь ли Вы за квалифицированной помощью в медицинские центры (поликлиники, больницы)?» 89,9% дали положительный ответ и только 10,1% ответили, что не посещают медицинские центры. Данный факт позволил рассмотреть деятельность медицинских учреждений, с одной стороны, как социальных агентов, участвующих в процессе сохранения и поддержания жизненного долголетия индивидов, а с другой – как услуги. Однако большая часть респондентов, принимавшая участие в опросе, не обладала определенным набором знаний, компетенций в области медицины, поэтому их ответы могли носить субъективный характер. Во избежание данного фактора нами были выделены показатели, которые позволили оценить деятельность медицинских учреждений с позиции «потребителя» (пациента): во-первых, качество предоставления услуги, включающей в себя «вежливость и внимательность медицинского персонала», «компетентность медицинского персонала», «результативность», и, во-вторых, показатель доступности услуги («платность»). Охарактеризуем указанные компоненты наиболее подробно:

-          «вежливость и внимательность медицинского персонала» отражает потребительские ожидания клиента в отношении получения услуги;

-          «компетентность медицинского персонала» касается уровня потребительских ожиданий клиента относительно профессионализма медицинского персонала в вопросах лечения, консультирования;

-          «результативность» – нормализация жизнедеятельности пациента посредством посещения медицинских учреждений;

-          «платность» – финансовые затраты клиента, направленные на получение медицинских услуг (консультация врача, плата за процедуры и т. д.).

Так, при оценивании респондентами качества предоставляемых медицинских услуг в г. Волгограде по пятибалльной шкале, где 1 – полностью удовлетворён, 5 – полностью не удовлетворен, было установлено, что показатель «вежливость и внимательность медицинского персонала» был оценен пациентами удовлетворительно (от 1 до 2 баллов). В свою очередь, показатель, связанный с результативностью услуги (например, назначенное лечение позволило мне быстро восстановиться), по пятибалльной шкале чаще всего оценивался от 3 до 4 баллов, что свидетельствует о неудовлетворенности пациентов качеством предоставляемых медицинских услуг (см. таблицу).

 

Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы последним визитом к врачу?» (%)

 

Критерий

Полностью удовлетворён

Скорее удовлетворен

Скорее не удовлетворён

Полностью не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Всего

Вежливость и внимательность врача

23,2

26

30,1

11,3

9,4

100

Врачом были быстро выявлены причины изменения состояния здоровья

20,5

21,1

31

14,3

13,1

100

Врачом были подробно объяснены результаты медицинских исследований. Назначено комплексное лечение

20,7

23

27,6

15,8

12,9

100

Назначенное лечение позволило быст­ро восстановиться

14,7

22,8

31,7

14,9

15,9

100

 

Указанные в таблице статистические данные подтверждаются и выводами, сделанными на основании проведённых глубинных интервью. Так, лицам пожилого возраста было предложено оценить деятельность здравоохранения по десятибалльной шкале (1 – низший бал, 10 – высший). Как показал анализ проведённых интервью, оценки информантов варьировались от 1 до 6 баллов, для подтверждения данного факта обратимся к следующим фрагментам:

«…где-то может быть 5, как-то давно, сейчас, конечно, это уже не является показателем, мне попался врач, у меня был острый бронхит, а он мне сказал, что у меня в легких все чисто…» (женщина, 61 год);

«Один – это самая подходящая оценка для нашей медицины. Наша медицина вообще распалась, теперь даже к врачу никакому не попадёшь. Врачей вообще нет в поликлинике» (женщина, 78 лет);

«Ну, где-то 5–6 баллов, отношение к пациентам ужасное, то врачи анализы теряют, там бардак…» (мужчина, 63 года).

Анализируя показатель, связанный с доступностью услуги «платность», мы обратили внимание на тот факт, что в Конституции РФ сектор здравоохранения рассматривается через призму понятия «медицинская помощь», которая направлена на «избежание боли и других тяжёлых проявлений заболеваний пациента» и при этом не предполагает материального вознаграждения за предоставленную пациенту помощь [6]. Несмотря на действующее положение Конституции РФ, расходы населения на медицинские услуги в г. Волгограде за период с 2010 по 2014 г. увеличились на 1,6% [7]. Следует подчеркнуть, что лица пожилого возраста для поддержания удовлетворительного состояния здоровья вынуждены быть потребителями коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в индустрии здоровья (например, аптечный сектор). Так, при ответе на вопрос «Сколько приблизительно в месяц Вы тратите на приобретение лекарственных препаратов?» 36,3% указали сумму от 500 до 1500 руб. в месяц, 21,5% – от 1500 до 2000 руб. в месяц (рис. 1). При этом только 7% респондентов отметили, что получают лекарственные препараты по льготным программам, 93% дали отрицательный ответ.

 

 

 

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Сколько приблизительно в месяц Вы тратите

на приобретение лекарственных препаратов?» (%)

 

Введение в сектор здравоохранения платных медицинских услуг способствовало частичному отказу лиц пожилого возраста от роли «потребителя» (пациента), участвующего в секторе услуг. Для подтверждения данного аргумента обратимся к результатам проведённого социологического исследования.

Во-первых, лица пожилого возраста оценивают уровень своего дохода в подавляющем большинстве случаев как средний или ниже среднего (см. рис. 2).

Во-вторых, в силу невысокого оценивания финансовых ресурсов лица пожилого возраста полностью или частично отказываются от платных медицинских услуг: «Когда человек на пенсии, он вряд ли себе это может позволить, да и другие люди получают не такую большую зарплату. У них, конечно, хорошее оборудование, в “Афине”, “Сове”, в муниципальных больницах такого нет. Частные клиники могут себе это позволить, у них один прием стоит от 850 рублей, анализ 700 рублей…» (женщина, 73 года); «…я заплатила 600 рублей, чтобы врач только посмотрел результаты анализов... Платные услуги – это очень дорого для нас…» (женщина, 80 лет).

 

 

 

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете уровень Ваших доходов?» (%)

 

Как показывает практика, проведённый в российском обществе комплекс социально-экономических мероприятий в системе здравоохранения отразился на качестве медицинского обслуживания населения, но, несмотря на существующие проблемы, которые требуют незамедлительного решения, медицинские учреждения (поликлиники, больницы) призваны сохранять и поддерживать жизненное долголетие населения независимо от половой и возрастной принадлежности посредством сбалансированного лечения, проведения комплексного медицинского осмотра и т. д. Несмотря на то что результаты социологического исследования демонстрируют неудовлетворённость респондентов качеством медицинского обслуживания, лица пожилого возраста в процессе лечения или подбора лекарственных препаратов чаще всего обращаются за консультацией в медицинские учреждения, оставшийся же процент опрошенных прибегает к методам самолечения (см. рис. 3, 4).

Подводя общий итог, следует отметить, что для лиц пожилого возраста медицинские учреждения выступают социальной платформой, которая обеспечивает поддержание жизненного долголетия и здоровья. В результате перехода российского общества к модели рыночных отношений сектор здравоохранения начинает рассматриваться как сектор услуг, призванный удовлетворять потребности «потребителя» (пациента) в отношении здоровья. Хотя сектору здравоохранения и был присвоен статус оказывающего услуги, качество медицинского обслуживания, по мнению респондентов, ухудшилось, но, несмотря на ухудшение показателя «результативность», лица пожилого возраста чаще всего обращаются за квалифицированной помощью в медицинские центры.

 

 

 

 

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «К какому источнику Вы чаще всего обращаетесь

в случае заболевания?» (%)

 

 

 

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Кто делает Вам назначение

на приобретение лекарственных средств?» (%)