Тема, касающаяся сохранения и поддержания здоровья индивидов, начиная с трудов западных социологов второй половины XIX в. и до настоящего времени не теряет своей актуальности. В рамках позитивистской и понимающей социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера социальный феномен здоровья рассматривается как развитие жизненных сил индивидов, способствующих успешной адаптации в обществе, при этом формирование социальных практик в отношении здоровья происходит под воздействием сложившихся в обществе традиций [1, 2]. В то же время проведенные во второй половине XX в. социально-экономические преобразования способствовали актуализации научных исследований, посвященных сохранению и поддержанию здоровья населения. Так, одно из первых социологических исследований, направленных на изучение состояния здоровья населения, проведено в период 1980–1986 гг. под руководством А. И. Антонова. В его ходе были выявлены гендерные разногласия в оценивании здоровья россиян [3]. На современном этапе научно-теоретической мысли для изучения сущности социальных факторов, оказывающих влияние на выбор модели поведения индивида в процессе сохранения здоровья, а также объяснения социально-демографических показателей смертности и заболеваемости, причин их увеличения, ученые в области социологии и демографии используют термин «самосохранительное поведение». Так, И. В. Журавлева в своей работе, посвященной изучению отношения индивидов к сохранению здоровья, интерпретирует самосохранительное поведение как систему действий и установок личности, направленных на сохранение и продление жизненного долголетия индивидов [4].
Как уже было отмечено, проведённая серия социально-экономических преобразований во второй половине XX в. существенным образом отразилась на здоровье населения, при этом в наибольшей зоне риска оказались лица, достигшие пожилого возраста (от 60 лет и старше). Проблема сохранения и поддержания здоровья в старости приобретает в современных реалиях стратегическое значение и во многом зависит от соблюдения элементов здорового образа жизни (правильное питание, умеренные физические нагрузки, участие органов здравоохранения в процессе сохранения и поддержания здоровья и др.). Несмотря на всю значимость и роль указанных элементов здорового образа жизни, наша исследовательская задача заключалась в рассмотрении медицинских учреждений как агентов, участвующих в процессе сохранения и продления жизненного долголетия лиц пожилого возраста. Для этого в период с декабря 2016 по август 2017 г. автором на территории г. Волгограда было проведено социологическое исследование, которое состояло из двух этапов. На первом этапе (декабрь 2016 – март 2017 г.) был проведен анкетный опрос с использованием многоступенчатой выборки (первый этап включал в себя метод квотирования респондентов по полу, возрасту и району проживания, на втором этапе опроса использовался метод доступного случая), по результатам которого было опрошено 500 респондентов, достигших пожилого возраста, из них 38,2% мужчин и 61,8% женщин. Распределение респондентов по возрасту выглядит следующим образом: 24,6% – от 60 до 65 лет; 32% – от 66 до 71 года; 27% – от 72 до 77 лет; 10,2% – от 78 до 83 лет и 6,2% – более 83 лет. На втором этапе (март – август 2017 г.) была проведена серия глубинных интервью с использованием метода «снежного кома» (n = 20 человек).
Однако, прежде чем перейти к анализу эмпирических данных, на наш взгляд, следует отметить, что в современных условиях российского общества здравоохранение начинает входить в сектор услуг, основная задача которого направлена на удовлетворение потребностей индивидов. Рассматривая систему здравоохранения в аспекте рыночных отношений, видим, что, как правило, на рынке предоставления и потребления услуг взаимодействуют два актора: «продавец» и «потребитель». В качестве «продавца» в данном случае выступает медицинское учреждение (врачи, медицинские работники и др.), а «потребителя» – конкретный член общества, испытывающий потребность в сохранении собственного здоровья. Медицинская услуга как продукт производства, по мнению В. В. Янова, Е. Н. Лесниченко, обладает рядом характеристик: неосязаемостью, неразрывностью процессов предоставления и потребления услуг, неоднозначной оценкой качества, эффективностью и стоимостью [5]. В то же время результаты авторского социологического исследования зафиксировали, что лица пожилого возраста, в силу возрастных изменений, являются наиболее активными «потребителями» медицинских услуг. Так, при ответе на вопрос «Обращаетесь ли Вы за квалифицированной помощью в медицинские центры (поликлиники, больницы)?» 89,9% дали положительный ответ и только 10,1% ответили, что не посещают медицинские центры. Данный факт позволил рассмотреть деятельность медицинских учреждений, с одной стороны, как социальных агентов, участвующих в процессе сохранения и поддержания жизненного долголетия индивидов, а с другой – как услуги. Однако большая часть респондентов, принимавшая участие в опросе, не обладала определенным набором знаний, компетенций в области медицины, поэтому их ответы могли носить субъективный характер. Во избежание данного фактора нами были выделены показатели, которые позволили оценить деятельность медицинских учреждений с позиции «потребителя» (пациента): во-первых, качество предоставления услуги, включающей в себя «вежливость и внимательность медицинского персонала», «компетентность медицинского персонала», «результативность», и, во-вторых, показатель доступности услуги («платность»). Охарактеризуем указанные компоненты наиболее подробно:
- «вежливость и внимательность медицинского персонала» отражает потребительские ожидания клиента в отношении получения услуги;
- «компетентность медицинского персонала» касается уровня потребительских ожиданий клиента относительно профессионализма медицинского персонала в вопросах лечения, консультирования;
- «результативность» – нормализация жизнедеятельности пациента посредством посещения медицинских учреждений;
- «платность» – финансовые затраты клиента, направленные на получение медицинских услуг (консультация врача, плата за процедуры и т. д.).
Так, при оценивании респондентами качества предоставляемых медицинских услуг в г. Волгограде по пятибалльной шкале, где 1 – полностью удовлетворён, 5 – полностью не удовлетворен, было установлено, что показатель «вежливость и внимательность медицинского персонала» был оценен пациентами удовлетворительно (от 1 до 2 баллов). В свою очередь, показатель, связанный с результативностью услуги (например, назначенное лечение позволило мне быстро восстановиться), по пятибалльной шкале чаще всего оценивался от 3 до 4 баллов, что свидетельствует о неудовлетворенности пациентов качеством предоставляемых медицинских услуг (см. таблицу).
Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы последним визитом к врачу?» (%)
Критерий |
Полностью удовлетворён |
Скорее удовлетворен |
Скорее не удовлетворён |
Полностью не удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
Всего |
Вежливость и внимательность врача |
23,2 |
26 |
30,1 |
11,3 |
9,4 |
100 |
Врачом были быстро выявлены причины изменения состояния здоровья |
20,5 |
21,1 |
31 |
14,3 |
13,1 |
100 |
Врачом были подробно объяснены результаты медицинских исследований. Назначено комплексное лечение |
20,7 |
23 |
27,6 |
15,8 |
12,9 |
100 |
Назначенное лечение позволило быстро восстановиться |
14,7 |
22,8 |
31,7 |
14,9 |
15,9 |
100 |
Указанные в таблице статистические данные подтверждаются и выводами, сделанными на основании проведённых глубинных интервью. Так, лицам пожилого возраста было предложено оценить деятельность здравоохранения по десятибалльной шкале (1 – низший бал, 10 – высший). Как показал анализ проведённых интервью, оценки информантов варьировались от 1 до 6 баллов, для подтверждения данного факта обратимся к следующим фрагментам:
«…где-то может быть 5, как-то давно, сейчас, конечно, это уже не является показателем, мне попался врач, у меня был острый бронхит, а он мне сказал, что у меня в легких все чисто…» (женщина, 61 год);
«Один – это самая подходящая оценка для нашей медицины. Наша медицина вообще распалась, теперь даже к врачу никакому не попадёшь. Врачей вообще нет в поликлинике» (женщина, 78 лет);
«Ну, где-то 5–6 баллов, отношение к пациентам ужасное, то врачи анализы теряют, там бардак…» (мужчина, 63 года).
Анализируя показатель, связанный с доступностью услуги «платность», мы обратили внимание на тот факт, что в Конституции РФ сектор здравоохранения рассматривается через призму понятия «медицинская помощь», которая направлена на «избежание боли и других тяжёлых проявлений заболеваний пациента» и при этом не предполагает материального вознаграждения за предоставленную пациенту помощь [6]. Несмотря на действующее положение Конституции РФ, расходы населения на медицинские услуги в г. Волгограде за период с 2010 по 2014 г. увеличились на 1,6% [7]. Следует подчеркнуть, что лица пожилого возраста для поддержания удовлетворительного состояния здоровья вынуждены быть потребителями коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в индустрии здоровья (например, аптечный сектор). Так, при ответе на вопрос «Сколько приблизительно в месяц Вы тратите на приобретение лекарственных препаратов?» 36,3% указали сумму от 500 до 1500 руб. в месяц, 21,5% – от 1500 до 2000 руб. в месяц (рис. 1). При этом только 7% респондентов отметили, что получают лекарственные препараты по льготным программам, 93% дали отрицательный ответ.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Сколько приблизительно в месяц Вы тратите
на приобретение лекарственных препаратов?» (%)
Введение в сектор здравоохранения платных медицинских услуг способствовало частичному отказу лиц пожилого возраста от роли «потребителя» (пациента), участвующего в секторе услуг. Для подтверждения данного аргумента обратимся к результатам проведённого социологического исследования.
Во-первых, лица пожилого возраста оценивают уровень своего дохода в подавляющем большинстве случаев как средний или ниже среднего (см. рис. 2).
Во-вторых, в силу невысокого оценивания финансовых ресурсов лица пожилого возраста полностью или частично отказываются от платных медицинских услуг: «Когда человек на пенсии, он вряд ли себе это может позволить, да и другие люди получают не такую большую зарплату. У них, конечно, хорошее оборудование, в “Афине”, “Сове”, в муниципальных больницах такого нет. Частные клиники могут себе это позволить, у них один прием стоит от 850 рублей, анализ 700 рублей…» (женщина, 73 года); «…я заплатила 600 рублей, чтобы врач только посмотрел результаты анализов... Платные услуги – это очень дорого для нас…» (женщина, 80 лет).
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы оцениваете уровень Ваших доходов?» (%)
Как показывает практика, проведённый в российском обществе комплекс социально-экономических мероприятий в системе здравоохранения отразился на качестве медицинского обслуживания населения, но, несмотря на существующие проблемы, которые требуют незамедлительного решения, медицинские учреждения (поликлиники, больницы) призваны сохранять и поддерживать жизненное долголетие населения независимо от половой и возрастной принадлежности посредством сбалансированного лечения, проведения комплексного медицинского осмотра и т. д. Несмотря на то что результаты социологического исследования демонстрируют неудовлетворённость респондентов качеством медицинского обслуживания, лица пожилого возраста в процессе лечения или подбора лекарственных препаратов чаще всего обращаются за консультацией в медицинские учреждения, оставшийся же процент опрошенных прибегает к методам самолечения (см. рис. 3, 4).
Подводя общий итог, следует отметить, что для лиц пожилого возраста медицинские учреждения выступают социальной платформой, которая обеспечивает поддержание жизненного долголетия и здоровья. В результате перехода российского общества к модели рыночных отношений сектор здравоохранения начинает рассматриваться как сектор услуг, призванный удовлетворять потребности «потребителя» (пациента) в отношении здоровья. Хотя сектору здравоохранения и был присвоен статус оказывающего услуги, качество медицинского обслуживания, по мнению респондентов, ухудшилось, но, несмотря на ухудшение показателя «результативность», лица пожилого возраста чаще всего обращаются за квалифицированной помощью в медицинские центры.
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «К какому источнику Вы чаще всего обращаетесь
в случае заболевания?» (%)
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Кто делает Вам назначение
на приобретение лекарственных средств?» (%)