Full text

Определение логики стало известным еще с эпохи античности. Слово «логика» знакомо нам из реальной жизни. Что мы понимаем под словом логика – разумные, рациональные рассуждения, доводы, подтвержденные фактами. Данный термин основательно вошёл в нашу жизнь. На самом деле логика – это целая наука.

Логика – это изучение мысли со стороны ее формы и структуры.

Стоит отметить основные термины логики:

-          понятие – закрепляет мысль о предмете;

-          умозаключение – возможность сделать вывод.

Логика не сразу стала являться методом экономики, ведь в эпоху античности не был даже установлен предмет экономики. Как экономический метод она начала появляться в Средневековье, а ко времени становления экономики как самос­тоятельной науки (самые первые экономические школы XVII в.) сложилась окончательно.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

АНАЛИЗ

 

СИНТЕЗ

ИНДУКЦИЯ

ДЕДУКЦИЯ

АНАЛОГИЯ

СРАВНЕНИЕ

 

ПРОБЛЕМА

АНТИМОНИЯ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

ГИПОТЕЗА

Методы и приемы познания логики представлены на рисунке ниже.

Теперь перечислим различные виды логики для экономиста:

-          нечетная логика в финансах;

-          продажная логика;

-          общая логика экономического и финансового моделирования;

-          диалектическая логика в экономическом исследовании;

-          формальная логика как метод экономического исследования.

Опишем данные виды подробнее.

 

Нечетная логика в финансах

Судьба нечеткой логики как новейшего научного направления схожа с ее структурой – необычна, парадоксальна и сложна. Обвинения в шаманстве и лженаучности преследуют ее уже больше четверти века. В США еще помнят время, когда расширение теорией Заде могло всерьез повлиять на карьеру юного ученого. В 1989 г., когда примеры успешного использования нечеткой логики в промышленности, обороне и бизнесе насчитывались десятками, Национальное научное общество США всерьез ставило вопрос о том, чтобы исключить материалы по нечетким множествам из институтской литературы [1].

В основании нечеткой логики заложена теория нечетких множеств, которая изложена в серии работ Заде в 1965–1973 гг. В данных трудах указываются показатели множеств, для которых функция принадлежности является не жестким порогом (принадлежит/не принадлежит), а плавной сигмоидой (она обычно упрощается при помощи ломаной линии), затрагивающей все значения от 0 до 1. Ко всему прочему, некоторые из ученых говорят о том, что само название (что обозначает нечеткий, размытый, пушистый) относительно к теории Заде считается не полной мере адекватным и чересчур рекламным, и предложили поменять его на наиболее точное – непрерывная логика.

Отмечают несколько основных преимуществ нечеткой логики в сравнении с иными методами построения структур управления. Во-первых, при тех же размерах входных и выходных сведений основной блок принятия решений становится более компактным и простым для восприятия людьми. Во-вторых, решение трудной и громоздкой задачи исчисления точных влияний подменяется существенно более гибкой и простой стратегией адаптивного подруливания – во время сохранения необходимой точности полученных результатов.

Для разрешения самых сложных задач прогнозирования разнообразных финансовых индикаторов банкиры и финансисты пользуются дорогостоящими комплексными системами, в структуру которых входит и нечеткая логика. Начало данному процессу положила финансовая корпорация Японии под названием Yamaichi Securuties. Поставив перед собой цель автоматизировать игру на рынке ценных бумаг, эта компания привлекла к работе около 30 экспертов в области искусственного интеллекта [2]. В первый вариант системы, завершенный к началу 1990 г., вошли 600 нечетких правил – воплощение опыта 10 главных брокеров корпорации.

Что касательно отечественного рынка коммерческих систем на базе нечеткой логики, то его становление произошло в середине 1995 г. Главными потребителями нечеткой логики на российском рынке являются финансисты и банкиры, в том числе эксперты в сфере экономического и политического анализа. Они применяют CubiCalc с целью разработки моделей разнообразных политических, экономических, биржевых ситуаций. Что же касается легкого в использовании пакета FuziCalc, то он занял свое место на компьютерах крупных банкиров и специалистов по чрезвычайным ситуациям – то есть тех, для кого больше всего важна скорость осуществления расчетов в обстоятельствах неполноты и неточности входных сведений.

Продажная логика

В напряженной борьбе успеха добьются те фирмы, которые смогут управлять спросом потребителей. Для данной деятельности необходима определенная логика организации продаж, на основании которой и будет происходить согласованная работа отдела производства, служб маркетинга, дистрибуции, снабжения. Лидеры завтрашнего дня – это фирмы, бизнес которых основывается на системном подходе к управлению спросом потребителей.

Каждый из производителей старается продать как можно больше товаров по более высоким ценам и по максимуму эффективно. Но получается это лишь у лидеров рынка. Для того чтобы получить первенство в своей отрасли, очень важно выбрать логику ведения бизнеса, которая может быть нацелена на управление или товаром, или спросом потребителей. Большинство предпринимателей руководствуется таким принципом: «Начну с того, что разработаю продукцию, а затем подумаю, как её продать».

Чтобы достичь стабильности поставок продукции конечному потребителю, необходимо сначала выровнять «проходимость» всех участков, а потом научиться управлять ее постепенным увеличением. Если бизнес-логика формулируется фразой «Начну с того, что разработаю продукцию, а затем подумаю, как её продать», процесс оптимизации начинается с перемен на производстве [3]. Если же основной принцип создания бизнеса начинается с фразы «Сначала определим, что можно продать, а затем подумаем, как это осуществить», расширение и выравнивание товарного потока выполняется в направлении от потребителей.

Исходя из этого, системный подход предоставляет возможность регулировать размер продаж. Во основу нужно ставить логику ведения бизнеса. Она устанавливает стратегию работы каждого подразделения.

 

Общая логика экономического и финансового моделирования

Каждое сознательное действие имеет первопричину, в голове человека появляется план действий. А действия, которые связаны с серьезными и долговременными последствиями, обязательно должны быть обдуманными. По этой причине человек строит в своей голове варианты последствий принимаемых решений. Самолет начинается с составления чертежа, дом – с проекта, город – с карты. А бизнес начинается с модели и при помощи модели успешно функционирует; особенно такая очень важная часть бизнеса, как инвестиции, – решения, последствия которых длительное время оказывают влияние на судьбу фирм и людей.

Модели для бизнеса необходимы, поскольку люди все могут просчитать, так как существует большое количество факторов, просчитать в уме их все непросто.

Моделирование дает возможность предвидеть ситуации при различных вариантах развития событий, оказывает помощь в поиске ответов на разнообразные вопросы. Необходимо только верно определить задание, верно построить модель и верно ввести сведения. А идентичных моделей, как и жизненных обстоятельств, не существует.

По назначению и подходу к моделированию можно выделить следующие классы моделей:

  1. Оценочные.
  2. Ресурсные.
  3. Организационные.
  4. Сценарные.
  5. Финансовые.

Для создания модели нужно отметить:

-          типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов;

-          детализированные показатели (статьи) отчетов согласно особенностям фирмы (проекта).

Одним из видов комплексных моделей считается модель, которая создаётся для бизнес-плана либо инвестиционного проекта. Данная модель должна объединять в себе большое количество компонентов, которые могут быть применены самостоятельно, но должны быть взаимосвязанными:

  1. Финансовый план.
  2. Описание возможных сценариев развития.
  3. Планы применения ресурсов.
  4. Описание организационной структуры и бизнес-процессов.
  5. Инвестиционная оценка и прогноз стоимости проекта.

Предназначение комплексной модели заключается в интегрировании особенности и методики решения задач различных самостоятельных классов моделей в единую модель, которая способна выполнять различные задачи.

 

Диалектическая логика в экономическом исследовании

 Под логическими категориями разумеются универсальные термины, в которых отражается разносторонность действительности, взятой в ее целом виде (пространство, время, мера, качество, содержание, форма, причина и др.), в открытии логической закономерной связи, между которыми заключается одна из главных задач диалектической логики. Все универсальные категории в «Капитале» органически взаимосвязаны с категориями определенной науки, политической экономии. Данная связь отражается, с одной стороны, в том, что каждая экономическая категория анализируется путем перечня логических категорий; с другой стороны, в связях экономических категорий в том числе выявляется взаимопереход логических категорий, определенный логический каркас.

Для понимания того, что экономические категории «Капитала» создают систему, что каждая из них является фрагментом теории и обладает смыслом только в связи с другими, автор особенно выделяет значение марксистского тезиса о целостности, конкретности, совокупности экономической жизни граждан, все стороны которой органически связаны [4]. Автор раскрывает методологическую порочность разного рода «робинзонад», выпячивания отдельных сторон народного хозяйства, которое характерно для буржуазной политэкономии.

Определение системы категорий подразумевает их последовательность, упорядоченность. Логический порядок системы экономических категорий установлен Марксом на основании принципа историзма, совпадения исторического и логического. Логическое, т. е. теоретически последовательная форма отражения исторического процесса в системе категорий, основывается на объективной исторической последовательности, но прослеживаемой в «чистом виде», т. е. не на простое выведение настоящего из прошлого, а на такое, которое отталкивается от самодвижения сложившейся системы в настоящем и дает возможность понять ее генезис. «Начало», первая категория теории должна, естественно, отражать такую общую сторону, звено структуры, которая является условием и предпосылкой существования всех иных граней целого, их генетической основой, «зародышем», «клеточкой». Такой гранью капиталистического производства является товарный обмен, товар.

 

Формальная логика

Первым методом, который применялся в экономической науке, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее формы, структуры.

Простейшей категорией формальной логики является понятие. Оно создает мысль о предмете. Обычно понятие выявляется через более широкое понятие посредством добавления к родовому признаку видового различия. Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Формой взаимосвязи суждений выступает умозаключение. Умозаключение является приемом мышления, путем которого из некоего исходного знания получается выводное знание. Самой популярной формой умозаключения считается силлогизм. Он утверждает, что если свойство Р относится каждому из предметов, которые образуют данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к данному классу. Это называется аксиомой силлогизма.

 

Формально-логические приемы и методы познания [5]

 Анализ – это метод познания, который состоит в расчленении целого на составные части, синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в общее целое.

Подобные недостатки имеют и индукция с дедукцией. Индукция – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему; дедукция – метод, который основан на умозаключениях от общего к частному (особенному).

Главное место в формальной логике занимает сравнение – метод, который определяет сходство либо различие процессов и явлений. Он широко применяется во время классификации и систематизации понятий, поскольку дает возможность соотнести неизвестное с известным, выразить новое через имеющиеся понятия и категории. Однако роль сравнения в познании не стоит переоценивать. Оно, как обычно, обладает поверхностным характером, и при этом отражает только первые шаги исследования. В тот же момент сравнение готовит предпосылки для выполнения аналогии.

Аналогия – это метод познания, который основан на переносе одного либо списка свойств с известного явления на неизвестное. В единой форме умозаключение по аналогии указывается следующим образом. Если А и В обладают общими свойствами и А обладает свойством С, то и В обладает свойством С. Аналогия – это частный случай индукции. Она имеет большое значение в выдвижении предположений, получении нового знания.

Проблема – это четко поставленный вопрос либо комплекс вопросов, которые возникают в ходе познания.

Постановка проблемы является возможной до начала исследования, в процессе исследования и в процессе его завершения. Если проблемы сформулированы до начала исследования, подобные проблемы именуют явными, если нет – то неявными. Методы решения проблемы могут быть известны заблаговременно, а могут быть обнаружены в ходе работы. В зависимости от того, что известно (формулировка проблемы, метод ее решения либо ответ), можно дать простейшую типологию проблемных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующее заключение. Логика играет огромную роль в деятельности экономиста. Одной из главных задач экономиста считается получение максимального дохода, используя при этом минимальные расходы. Чтобы эта задача была выполнена в полном объеме и верно, необходимо уметь выставлять логику своих действий.