Анализ мирового общественного развития показывает, что такое явление, как воспроизводство социальной несправедливости, приобретает в современном мире все более глобальные масштабы. Оно препятствует социальному развитию как на микро-, так и на мезо- и макроуровнях. Анализ последствий господствующей долгое время политики экономического детерминизма и рыночного фундаментализма указывает на то, что в мировом сообществе, и в России в частности, утверждается необходимость изменения сценария развития – идеи отказа от абсолютизации экономического роста и детерминизма в сторону акцентов на социально ответственную политику приобретают все большую весомость в общественном развитии. Актуализируется задача поиска новых векторов и механизмов общественного развития. Одной из актуальных общемировых тенденций становится социализация экономики.
Действительно, взаимосвязь экономического и социального развития очевидна, а стратегия развития какой-либо территории зависит от социальной и политической доктрины, принятой в государстве. Не случайно в современной России базовыми ценностями в обществе выдвигаются человек, его потенциал, а основными постулатами социального развития являются развитая личность, обеспечение ее прав и свобод, повышение уровня и качества жизни. Ориентиром официально выступает модель инновационного социально ориентированного развития общества. Само понятие социального развития все более начинает утверждаться с позиций увеличения возможностей развития и удовлетворения многообразных субъективных и объективных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) человека, различных групп населения, предполагает развитие самого человека.
Сегодня степень научной разработанности проблемы такова, что многие исследователи в науке и особенно практике понятие социального развития отождествляют с понятием социально-экономического развития, подразумевая уровень развития всей социально-экономической системы территории (например, города). Однако с позиции общетеоретических и методологических основ социального развития региона данный подход является недостаточным.
Базовая дефиниция социального развития определяет его как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах: социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д. При этом чаще всего термином социального развития обозначаются восходящие тренды, ассоциируемые с социальным прогрессом. Однако изменения, при которых социальные явления идут по отрицательным трендам, также принято обозначать социальным развитием, отмечая его регрессивное значение. Таким образом, социальное развитие территории представляет собой динамический, циклический процесс. Следствиями экономического и социального развития принято считать изменения в экономической продуктивности и процветание, появление новых, более сложных форм социальной структуры и организации [1, 2].
Понятие «социальное развитие» является одним из базовых понятий социологии и характеризует процесс закономерных изменений в обществе, ведущих к его более совершенному состоянию, появлению новых общественных отношений, норм, институтов и т. д. Само понятие социального развития подвижно, носит динамичный характер.
Так, классическая социологическая теория представляет нам два класса теорий социального развития, в зависимости от причин, факторов, характера и степени влияния изменений, ведущих общественную систему на более высокий уровень развития: эволюционные (XVIII–XIX вв., А. Кондорсе, И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер) и революционные (марксистская концепция).
Однако позднее обе вышеприведенные формы социального развития подверглись критике в теории П. Сорокина. Он считает, что общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, при этом отрицая прогрессивную роль революции в социальном развитии, считая, что она ведет к деформации социальной структуры и сокращению свободы, степень которой выступает критерием социального развития. Социальное развитие должно идти по пути реформ, каждая из которых должна быть обоснована научным исследованием конкретных социальных условий.
Позднее социальное развитие начинает рассматриваться с позиций:
- теории структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон);
- социологии изменений и теории модернизации (Р. Редфилд, А. Этциони, Р. Робертсон, У. Ростоу [3], Л. Смелзер).
Позитивистский подход к понятию социального развития как четко направленного, поступательного движения для достижения всеобщего благосостояния также не принимается и в современных научных исследованиях. В противовес приводится анализ трансформации общественных систем, представляющей собой чередование прогресса и деградаций развития. Примером является анализ развития в исторически короткие периоды времени, например постсоветский переход в России.
Отечественной науке также присуще обращение к трактовке развития общества в традициях модернизационного подхода. С начала 1990-х гг. в отечественную науку вводится понятие модернизации и социальное развитие российского общества, его проблемы начинают рассматриваться в русле отдельных теорий, получивших название «теории модернизации». Так, в отечественной науке современного периода научные попытки анализа проблем модернизации отражены в работах С. М. Поздяевой, О. В. Кишенковой, В. Н. Зосимчука, А. И. Кравченко, Н. И. Лапина и др. Исследование данного направления дает нам теоретико-методические основания для рассмотрения социального развития общества как процесса модернизации через медленные, продуманные реформы, главным результатом которых является изменение общества в смысле образа жизни во всех сферах [4].
Согласно традициям данного подхода, социальное развитие российского общества и прохождение его от традиционного к современному рассматривается в русле двух интерпретационных модификаций:
- оптимистической, как своеобразное движение в том же направлении, по которому прошли Западная Европа и Северная Америка, но с некоторым опозданием и с национальной – страновой – спецификой;
- пессимистической, носящей субоптимальный характер развития, последствиями которого являются понижение уровня жизни и покупательной способности граждан и усиление немодерных черт российского общества.
Особенно актуальна модернизационная парадигма стала в наше время, когда модернизация и инновационный путь развития стали сегодня ключевыми терминами, основой социально-экономического роста и прогресса и механизмом, способным вывести российское общество к новым рубежам развития. На сегодняшний день выделен ряд критериев модернизации в различных областях общественной жизни. По совокупности критериев модернизация представляет собой создание в стране новой социально-экономической системы посредством последовательного, но активного распространения модернистских форм. Ряд российских исследователей выделяют данную модернизационную парадигму как концепцию наиболее вероятной направленности посткризисного развития российской экономики, синтезирующую переход на инновационный путь экономического развития с приоритетом повышения конкурентоспособности экономики [5].
Анализ становления понятия социального развития в России позволяет установить следующие особенности и этапы этого процесса. Прежде всего, здесь следует отметить выраженный отраслевой и региональный характер развития данного понятия, имея в виду, что его разработка, наиболее активно начатая еще в 1960–1970-х гг., велась в основном в рамках отраслевых социологий и различных научных региональных школ и направлений. Так, характерной особенностью данного периода является то, что постановка проблемы и исследование социального развития велись в тесной взаимосвязи с раскрытием социального облика села, города, региона и были продиктованы проблемами социального управления и практикой управления трудовыми коллективами.
Именно в этот период началась активная разработка вопросов оценки и измерения социального развития регионов. В трудах Г. В. Осипова, Ж. Т. Тощенко, Н. А. Аитова, В. Г. Асеева и О. И. Шкаратана [6] были разработаны и представлены показатели социального развития, нормативный метод управления социальным развитием. Таким образом, становление понятия социального развития регионов в отечественной науке шло в тесной взаимосвязи с понятием и практикой социального управления.
Также сложились основные теоретические подходы в современной отечественной науке к понятию «социальное развитие регионов» в зависимости от области научного знания (см. таблицу).
Основные теоретические подходы в отечественной науке
к понятию «социальное развитие регионов»
Основное направление |
Специфика трактовки |
Базовая дефиниция |
Экономический подход |
Благосостояние как объединяющее понятие условий, уровня, образа и качества жизни, соотнесенное с ростом роли неэкономических, социальных и нематериальных благ |
Социальное развитие регионов как рост благосостояния и уровня жизни населения |
Социологический подход |
Развитие социальной сферы. Развитие личности. Увеличение возможностей человека |
Социальное развитие как увеличение возможностей удовлетворения многообразных субъективных и объективных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) человека, различных групп населения, развитие самого человека |
Правовой подход |
Социальное государство |
Социальное развитие как деятельность, направленная на создание условий по обеспечению достойной жизни и свободного развития гражданина |
Социолого-экономический подход |
Региональный потенциал. Потребности населения. Социальное развитие региона
|
Социальное развитие как совокупность эволюционных процессов использования регионального потенциала (эндогенного и экзогенного относительно региона) с целью воспроизводства и совершенствования человеческого капитала, а также создания для населения региона возможности в настоящем и будущем удовлетворять весь комплекс своих физиологических и социальных потребностей объективного и субъективного характера [7] |
Для экономического подхода базовым является понятие благосостояния, и, соответственно, экономическая наука представляет социальное развитие регионов как рост благосостояния и уровня жизни населения. Кроме того, в западных направлениях возрастает роль нематериальных и неэкономических благ при оценке благосостояния. Все более распространяется трактовка индивидуального благосостояния как удовлетворения, т. е. самооценки экономических благ людьми. Следствием этого является возрастание числа компонентов и усложнение системы измерения благосостояния.
В отечественной науке современный подход к благосостоянию сформировался в 1960–1970-е гг. и представляет в основном понимание благосостояния как объединяющее понятия «условия», «уровень», «образ» и «качество жизни». Он совпадает с изменением подходов к оценке благосостояния в западной науке, отвечает тенденции возрастания роли социальных и нематериальных благ [8].
С современных позиций социального развития благосостояние понимается как способность индивида использовать ресурсы для управления собственной жизнью или возможность людей вести такую жизнь, которую они считают достойной. При этом не всегда людям нужен высокий доход для обеспечения достойного уровня жизни [9].
Рассмотренные нами теоретико-методологические основания исследования и постановки проблемы социального развития позволяют нам определить основной теоретико-методологический концепт, отражающий главные современные тенденции в вопросах социального развития общества. Он заключается в переосмыслении традиционного подхода к социальному развитию как следствию экономического развития, когда в качестве главного условия развития рассматривался экономический рост, а социальное развитие в качестве приложения к нему. Социальный фактор долгое время рассматривался как производный от экономического. Это свойственно индустриальному обществу. Экономический детерминизм очень характерен и для России. Считается, что существует связь между экономическим ростом и показателями социального развития. Однако современные исследования показывают, что данная связь не является абсолютной. Так, по данным опубликованного нового мирового рейтинга социального развития стран [10] видно, что не только экономические показатели обусловливают социальное развитие. Рассматривая приведенные в упомянутом исследовании [10] социальные рейтинги стран, видим, что при одинаковом уровне валового внутреннего продукта (ВВП) некоторые страны достигают гораздо более высокого уровня социального развития, чем другие. А некоторые страны, имея более высокий уровень ВВП, находятся в рейтинге социального развития ниже тех, в которых данный показатель ВВП гораздо ниже. Следовательно, не только экономический рост способствует социальному развитию. Рост доходов и высокий уровень ВВП на душу населения дают преимущества в области развития и удовлетворения базовых потребностей человека, но не гарантируют роста социальных показателей и расширения социальных возможностей. Социальный прогресс определяет множество факторов, среди которых, например, и уровень свобод, и условия личной безопасности, и показатели благоприятной окружающей среды и экологической устойчивости. И данные показатели, в свою очередь, в значительной мере определяют показатели социального прогресса. Таким образом, очевидно, что не всегда экономический рост сопровождается социальным прогрессом.
Кроме этого анализ многочисленных публикаций по проблемам социального и экономического развития региона показал, что сегодня практика управления развитием региона базируется на отходе от принципа экономического детерминизма. В условиях, когда экономический рост достигается путем внедрения высоких технологий, управления информационными потоками и обеспечивается за счет удовлетворения растущего уровня человеческих потребностей, меняется понимание роли и сущности социального развития.
Социальное развитие начинает пониматься не просто как развитие социальной сферы общества. Сегодня социальное развитие начинает все чаще пониматься с точки зрения расширения возможностей человека и ставится во главу угла, а рост экономики является только средством для этого. В условиях, когда стратегию социально-экономического развития определяет ориентация на человека с его потребностями в физическом и духовном развитии, обеспечение материального достатка, формирование социально ориентированной рыночной экономики – социализация экономики является определяющим фактором создания системы социально-экономических мероприятий, с помощью которых государство воздействует на динамику уровня и качества жизни населения. И это является главным условием обеспечения соответствия экономической деятельности социальным стремлением общества. Социализация экономики является сегодня одной из общемировых тенденций развития общества, и в ее основе лежит механизм обеспечения общего роста доходов населения, основанный на более тесной интеграции частных и общественных начал, развитии ассоциированных форм частной собственности, социальной переориентации производства, гуманизации труда и жизни людей, смягчении социальной дифференциации. В результате происходят качественные сдвиги в системе потребностей, структуре спроса и потребления, образе и качестве жизни, условиях развития человека. Изменяется социальная структура общества: размываются социально-классовые различия, усиливается вертикальная социальная мобильность, складываются различные формы социального партнерства. Все это отвечает потребностям социальной ориентации развития общества [11].
Базовый концепт нашего исследования заключается в том, что социальное развитие состоит в развитии человека через расширение его социальных возможностей удовлетворения своих многообразных потребностей. При этом, выражаясь в развитии самого человека, одновременно оно соотносится и с качеством удовлетворения этих потребностей, и с качеством общественной (социальной) и природной среды жизнедеятельности и труда человека. Оно включает в себя цель – развитие человека через расширение возможностей; структуру базовых компонентов – доходы, занятость, образование, социальные гарантии в сфере труда, доступность благ и услуг, здоровье и долголетие, определяющих основные направления или векторы совершенствования социального развития. При этом данный подход отражает элементы подхода условий, уровня и образа жизни [12].
На сегодняшний день в теоретико-методологических и прикладных исследованиях накоплен существенный комплекс подходов, методик оценки и измерения социального и экономического пространства. Анализ состояния изученности проблемы и теоретико-методологических основ социального развития показывает, что на современном этапе исследований основное и приоритетное направление формирования понятия и изучения социального развития идет на базе синтеза двух концепций: развития человеческого потенциала и качества жизни. Данные концепции являются приоритетными в изучении социального развития в современной отечественной науке [13, 14], что также актуально в вопросах исследования социального развития региона с позиции социализации экономики.
Следует отметить, что экономическая сфера в структуре элементов общества связана не только с ценностями благосостояния, но и уверенности в завтрашнем дне, возможностями обеспечения потребностей людей. При этом экономическая сфера особо подвержена модернизациям, кризисам и конкуренции и представляет собой особую зону конфликтности, противоречий. В современной науке накоплен значительный теоретико-методологический и методический материал исследования и оценки конфликтного потенциала общества и, в частности, региона. Так, в различных областях отечественной современной науки (социологии, экономики, политологии и психологии) исследованиями в данном направлении занимались Ф. М. Бородкин, В. В. Разуваев, А. В. Кинсбурский, П. И. Куконков, А. Г. Здравомыслов, В. О. Рукавишников, Ю. А. Зубок, Г. И. Козырев [15], О. З. Муштук [16], В. В. Лысюк [17] и др.
При этом, как отмечают исследователи, в частности О. З. Муштук, значительный конфликтный потенциал в современном российском обществе закладывают не только существенные диспропорции в распределении доходов и усиление проблемы «богатых и бедных», но и ситуация в сфере отношений труда и капитала, включая вопросы охраны и условий труда, не отвечающие признакам социально ориентированного рынка.
Таким образом, нам представляется целесообразным, для решения исследовательских и практических задач ввести в систему оценки социального развития региона показатели конфликтного потенциала и удовлетворенности трудом, поскольку через них раскрываются противоречия в системе социально-экономических отношений.
В связи с этим, а также с учетом отмеченной нами на региональном уровне тенденции противоречий социального и экономического развития представляется целесообразным для решения исследовательских и практических задач ввести в систему оценки социального развития региона показатели конфликтного потенциала как характеристики переориентации снижающегося тренда социальных показателей на возвышающийся и показатели удовлетворенности трудом, поскольку именно через них возможно раскрыть сложившиеся противоречия в системе социально-экономических отношений, противоречия наемно-трудовых отношений.
Кроме того, исследование позволило выявить, что основная и актуальная тенденция в экономическом и социальном развитии – это их увязка с охраной окружающей среды. Экономическая и социальная политика с экологической ориентацией. Обеспечение и сохранение здоровья человека является его базовой потребностью и важным компонентом в структуре человеческого капитала. Поскольку здоровье и долголетие являются базовыми компонентами структуры социального развития и неотъемлемым условием развития и благополучия человека, то целесообразно включить в систему векторов социального развития региона обеспечение экологической стабильности. Фактор качества природной окружающей среды и обеспечение экологической составляющей в системе социального развития региона обусловливают показатели здоровья населения региона. Также при рассмотрении различных подходов к исследованию и оценке качества жизни во всех из них экология и окружающая среда присутствуют в качестве основной или базовой его составляющей. Следует отметить существование отдельного направления трактовки качества жизни, сводящего его к уровню стрессов и качеству окружающей среды.
При этом в различных исследованиях выдвигаются различные проблемы экологии и аспекты измерения. Подходы к его измерению у разных исследователей различны. Исходя из определений концепции качества жизни, основной задачей оценки может считаться определение совокупности природных, социальных и экономических условий, обеспечивающих в той или иной степени здоровье человека, т. е. соответствие среды жизни здорового человека его потребностям.
Рассмотренные нами подходы к исследованию социального развития региона и методике его оценки через категории качества жизни и человеческого потенциала позволяют получить комплексный анализ социального развития региона с учетом таких его важнейших компонентов, как доход, бедность, изменения в социальной структуре и т. п.
Таким образом, на основе синтеза концепций качества жизни и качества трудовой жизни, развития человеческого потенциала и методологии рейтинга социального развития нами предложена система факторов или векторов, определяющих социальное развитие региона с позиции социализации экономики, позволяющая произвести оценку по соответствующим выделенным критериям и определить приоритетные области социального развития региона. В число ключевых оценочных следствий социального развития (прогресса) региона нами включены:
- повышение благосостояния людей, выражающееся в повышении уровня доходов, снижении дифференциации доходов, снижении уровня безработицы, бедности;
- изменения в социальной структуре общества, выражающиеся в размывании резких социально-классовых различий, росте прослойки среднего класса и усилении вертикальной мобильности;
- совершенствование системы условий и охраны труда, обеспечение социальных гарантий в сфере труда, что выражается в устранении нарушения продолжительности рабочего дня, предоставлении отпусков, снижении травматизма на производстве, снижении уровня профессиональных заболеваний;
- повышение экологической стабильности региона – фактор, обеспечивающий здоровье человека как его базовой потребности и важного компонента в структуре человеческого капитала и здоровье окружающей человека среды посредством снижения уровня выбросов в атмосферу, роста показателей природосберегающих технологий и мероприятий на предприятиях;
- снижение уровня конфликтного потенциала как показателя снижения диспропорций социального и экономического развития, характеристика переориентации снижающегося тренда социальных показателей на возвышающийся, показателя состояния наемно-трудовых отношений.
Кроме того, при вторичном анализе данных социологических исследований именно представленные факторы выделяются как наиболее значимые для населения в отношении его социального благополучия. По всем предложенным показателям можно установить критические значения для оценки.