В условиях интенсификации глобализационных процессов традиции и устои народа, его самобытность постепенно предаются забвению под натиском новых социокультурных тенденций. В этой ситуации литература и театр – это те социальные институты, благодаря которым подрастающее поколение познает особенности, уникальность культуры и историю своего народа, страны, города.
Тольятти – город с маргинальной культурой. Культура города базируется на культурах «переселенцев, которые разорвали свои связи с прошлой средой и не стали полноценными наследниками новых художественных традиций. Все это, безусловно, накладывает свой отпечаток на взаимоотношение театра и публики» [1]. М. Н. Фитов подробно описывает специфику социокультурного пространства города Тольятти и заключает, что «городские театры продолжают выполнять свою социокультурную миссию, направленную на популяризацию театрального искусства, осуществляют важную просветительскую функцию по формированию художественно-эстетических взглядов подрастающего поколения» [2].
Сказка, современная пьеса и классические литературные произведения по традиции – основа репертуара театра для детей и молодежи. Главной функцией сказки является то, что она «освобождает фантазию человека. Через сказку познается добро и зло, народная мудрость и традиции, постигается условность театра, и она необходима на начальной стадии постижения жизни и искусства», – отмечает доктор культурологии О. Е. Коханая [3]. Современные театры, в особенности государственные кукольные театры, сохраняют обычаи, продолжая просвещать подрастающее поколение истинно российскими сюжетами.
Особое место в нашем исследовании занимает именно театр юного зрителя. Особенностью данного вида театра является то, что его творческий профессиональный коллектив производит попытки видеть в зрителе равного собеседника. Зачастую данные попытки весьма удачны, однако усложняются тем, что аудитория спектаклей для подрастающего поколения является разновозрастной, поскольку в ней одновременно присутствуют и взрослые, и дети. Театр юного зрителя, равно как и постановка для детей, таким образом, должны быть интересны и полезны и детям, и взрослым, с тем чтобы последним хотелось снова и снова самим окунуться в сказочную атмосферу и приобщать к этому процессу своих детей [4].
С целью всестороннего изучения влияния театра на личность в процессе внесемейной социализации детей и подростков в январе 2018 г. нами было проведено социологическое исследование. В качестве метода выбрано веб-анкетирование. По типу выборка целевая.
Нами было опрошено 100 жителей города, которые хотя бы раз в жизни посещали городские театры: 67% из них женщины, 33% – мужчины. Выборку составили лица от 13 до 16 лет – 75% – и родители детей от 0 до 12 лет, а именно: респонденты, имеющие детей в возрасте 7–9 лет, 10% и респонденты, имеющие детей в возрасте 10–12 лет, 15%.
В первую очередь нас интересовала частота посещения театров нашими респондентами. С частотой раз в неделю посещают театры 12% опрошенных нами «театралов». Около 15% участников опроса посещают театры не чаще одного раза в месяц.
С периодичностью один раз в несколько месяцев посещают театральные постановки 10% опрошенных нами зрителей, причины могут быть следующие, в том числе и личные предпочтения зрительской аудитории (жанр, задействован ли знаменитый актер, величина потребности в посещении театра и пр.). Около половины респондентов – 48% – посещают театр редко, примерно один раз в полгода, и не посещают театры совсем 15%. Данные результаты свидетельствуют о том, что мы имели дело преимущественно с подростковой аудиторией – от 13 до 16 лет, которые, как известно, не являются самой активной и постоянной публикой театров.
Немалое количество опрошенных (40,7%) предпочитают посещать театры всегда только с кем-то из родных, что обусловлено, на наш взгляд, общими семейными вкусами и предпочтениями. Как правило, с друзьями и приятелями в качестве компаньонов посещают театр 32,6% опрошенных. Всегда только с классным руководителем, классом посещают театр 18,6% респондентов, поскольку в школах, как известно, культурно-массовым сектором организуются походы в театры, музеи, на выставки. Безусловно, благоприятно влияет на процесс инкультурации детей приобщение школой к театральному искусству. Данные результаты свидетельствуют и о том, что потребности в нем у современных детей еще не до конца сформированы в связи с необходимостью мотивации извне. При этом есть люди, которые предпочитают наслаждаться искусством в одиночестве: вариант «мне не нужна компания для похода в театр» выбрали 8,2% опрошенных.
На вопрос «Если Вы посещаете театры г. о. Тольятти, укажите какие именно?» было предложено пять вариантов ответа. Результаты исследования показали, что большинство – 58% – предпочитает посещать драматический театр «Колесо» им. Г. Б. Дроздова. Следом в рейтинге самых посещаемых театров идет ТЮЗ «Дилижанс» и набирает 57%. На третьем месте стоит Молодежный драматический театр (МДТ) – 19%. Последнее место делят по результатам нашего исследования театры кукол «Пилигрим» и «Буратино» (по 14% опрошенных соответственно). Данные результаты объясняются тем, что в выборочную совокупность преимущественно попали подростки, а репертуар именно первых трех театров направлен на подростковую аудиторию.
Обратимся к анализу эстетических и духовных потребностей опрошенной нами аудитории. Основным мотивирующим фактором к посещению театра зрителями является потребность в «духовной пище» (50%). Для 45% участников опроса важно то, что театральные постановки благотворно влияют на их личностное развитие. Одна четвертая часть зрителей желает приобщиться к художественной культуре города (25%). Некоторая часть респондентов ходит в театр «чаще всего за компанию» и для того, чтобы узнать, «что такое театр и что там показывают» (по 18% и 19% соответственно). И лишь 7% посещают театральные постановки в связи с тем, что это модно/популярно.
Что касается предпочитаемых видов досуга среди подростков и детей, то самым актуальным его видом является просмотр фильмов (60%). При этом 57% респондентов также предпочитают прогулки на свежем воздухе, активный отдых, путешествия и туризм. Почти половина респондентов (47%) предпочитают в свое свободное время посещать театры, музеи и картинные галереи. Кроме того, популярны среди детей и подростков такие виды досуга, как «живое» общение с близкими, в кругу семьи, друзьями (40%) и чтение книг, журналов и газет (36%). Чуть менее актуальными видами досуга оказались спорт, физические упражнения (25%), компьютерные игры, социальные сети (21%), хобби, кружки, секции (19%), игры (настольные, развивающие и пр.) (18%).
Для более точного утверждения о взаимосвязи театров и свободного времяпрепровождения детей и подростков нами был задан такой вопрос: «Как Вы считаете, мог бы театр заменить привычные Вам виды досуга?», на который было предложено три варианта ответа. Чуть больше половины опрошенных (51%) считают, что частично может. 30% респондентов уверены, что театр может стать привычным видом досуга для них. И меньшинство, всего 19%, считают, что это невозможно.
Далее перейдем к анализу мнений респондентов, отражающих значимость театрального искусства в жизни детей и подростков в процессе их социализации, в качестве примера возьмем ТЮЗ «Дилижанс».
В третьем блоке вопросов представлены субъективные аспекты восприятия зрителями функционирования ТЮЗ «Дилижанс». Перейдем непосредственно к результатам нашего исследования. На вопрос «Скажите, пожалуйста, что больше всего Вам нравится в театре “Дилижанс”?» было представлено девять вариантов ответа. Итак, респондент в первую очередь обращает внимание на актерскую игру – 47%. Далее следуют ответы «атмосфера, ощущение единения с происходящим» – 37%.
Среди предпочитаемых характеристик театра «Дилижанс» респонденты отмечали «здание театра, пространство возле него» (20%), «внутреннее обустройство фойе, его оформление» (24%), «персонал театра, их приветливость, обходительность (23%), «декорации спектаклей, театральная сцена» (26%). Менее значимыми театральной публике кажутся «звуковые и визуальные спецэффекты» (14%). Меньше всего процентов (6%) набрал ответ «буфет, привлекает возможность покушать вне дома».
О предстоящих спектаклях в ТЮЗ «Дилижанс» менее половины респондентов (44%) узнают через социальные сети. Официальные сайты культурных учреждений просматривают около 40% опрошенных. От друзей и знакомых данную информацию узнают 38% опрошенных. Кроме того, зрители используют «объявления, баннеры, билборды» (35%), «телевидение» и «газеты» (по 10% соответственно), «радио» (6%). Так как респонденты не были ограничены одним вариантом ответа, мы видим разнообразные возможности для получения информации о репертуаре театра.
По вопросу «Как бы Вы оценили репертуар театра “Дилижанс”?» мнения таковы. Для 41% респондентов «репертуар достаточно стабильный, в нём соотносятся и новое и традиционное». Можно предположить, что зрителей устраивает динамика обновления репертуара театра и они не видят смысла в его постоянном изменении. Как выяснилось, 35% опрошенных нами не располагают полной информацией о репертуаре театра «Дилижанс»: несмотря на всеобщую доступность такой информации, некоторая часть не ставит перед собой цели его отслеживать и помнить. 14% опрошенных выбрали вариант ответа «репертуар интенсивно обновляется». Вдвое меньше опрошенных – 10% – считают, что «репертуар не обновляется в течение долгого времени».
Анализ ответов респондентов на вопросы следующего блока помог нам раскрыть индивидуальные предпочтения театральной публики (жанр, возрастная аудитория, эмоции и ощущения и т. д.).
Чуть менее половины респондентов (47%) предпочитают посещать спектакли для аудитории «16+». Почти треть (30%) посещают спектакли для возрастной аудитории «12+». Наименьшее количество ответов набрали ответы «6+» и «0+» (16% и 7% соответственно). Безусловно, такие результаты подтверждаются статистикой наших респондентов (75% – подростки от 13 до 16 лет и 25% – родители детей в возрасте от 7 до 12 лет).
В вопросе о наиболее интересном для опрошенных жанре «победила» все другие жанры комедия (81%). Зрителей можно понять: данный жанр легок для восприятия, достаточно позитивен и увлекателен. На втором месте в рейтинге самых интересных жанров стоит драма (59%); можно предположить, что именно драма способна вовлечь зрителя в сопереживание и анализ.
Чуть менее, но все же нравится зрителям мюзикл (40%), возможно, не каждому зрителю по душе на протяжении всего спектакля наблюдать за ярким действием с песнями и танцами, однако четверть опрошенных все же считает интересным жанром музыкальную комедию. Четвертое место делят жанры фэнтези и трагедия – 27%. Также были выбраны такие жанры, как трагикомедия – 19%, феерия – 6%, водевиль и фарс (по 4%).
На следующий вопрос «Припомните, пожалуйста, какие Вы испытываете ощущения при просмотре спектакля» было представлено восемь вариантов ответа, и стоит отметить, что в рейтинге ответов первые три несут позитивный характер. Итак, немалая часть зрителей (57%) испытывает «восторг и удивление» при просмотре спектакля. 45% испытывают «чувство полного эмоционального удовлетворения», а 34% «ощущают радость и веселье». Кроме того, в зависимости от жанра спектакля, игры актеров, спецэффектов зрители могут испытывать «волнение и страх» (31%) в процессе просмотра спектакля. Были представлены и такие ответы: «не помню, в театре был (а) давно» – 10%, «разочарование и грусть» – 9%, «скука и равнодушие» и «затрудняюсь ответить» по 5%.
Заключительный вопрос в данном блоке носил самостоятельный творческий характер. Респондентам было предложено написать такое литературное произведение, которое, по их мнению, должно быть в основе сценария спектакля, чтобы его обязательно захотелось посмотреть. Девять опрошенных предложили роман «Гарри Поттер», трое – трагедию «Ромео и Джульетта», двумя респондентами был предложен сюжет мультфильма «Маша и Медведь». Также были предложены такие произведения и сюжеты: «Тарас Бульба», «Руслан и Людмила», «Трое из Простоквашино», «Теремок», «Ну, погоди», «Приключения Незнайки».
В завершающем блоке нами были рассмотрены факторы, влияющие на «культурную» активность/неактивность детей и подростков в контексте театров г. о. Тольятти. Обратимся к результатам нашего исследования.
Итак, на вопрос «Планируете ли Вы в ближайшее время посетить какой-либо театр г. о. Тольятти?» более половины опрошенных (59%) ответили положительно, 27% не сформировали соответствующего мнения, оставшаяся часть респондентов не планирует данного вида досуга (14%).
Тем респондентам, которые в ближайшее время не решили или не планируют посещать театр (41% от числа всех опрошенных), был задан вопрос: «Укажите, пожалуйста, основную причину Вашего нежелания посещать театр». Результаты таковы: 24,4% отметили, что причиной, возможно, является отсутствие соответствующей привычки, поскольку данные респонденты не помнят, чтобы родители в детстве приобщали их к театру. 17,8% считают, что посещать театр уже неактуально, «прошлый век». Далее по 13,3% набрали ответы: «не с кем посещать театр – мои близкие и друзья не разделяют моего пристрастия к театру», «неинтересно, не хватает в нем захватывающего зрелища». 11,1% респондентов заявили, что посещать театры им не позволяет материальное положение. По 1% набрали такие варианты ответа, как «репертуар и/или актерский состав тольяттинских театров оставляет желать лучшего»; «я уже достаточно много посмотрел спектаклей в своей жизни и считаю, что пока туда ходить нет необходимости»; «нет времени, так как считаю это бесполезной тратой времени».
Также с целью наиболее полно раскрыть «культурную» активность/неактивность детей и подростков нашего города нами был задан вопрос, отражающий вовлеченность зрителя как в своем городе, так и за его пределами. На вопрос «Смотрели ли Вы когда-нибудь спектакли с участием известных российских актеров?» было предложено четыре варианта ответа. 48% ответили отрицательно, пояснив, что смотрят спектакли только местных актеров. 27% ответили, что посещают спектакли гастролирующих театров. Чуть меньше респондентов (16%) смотрят в онлайн-режиме. И всего 9% ответили, что посещают спектакли столичных театров (приезжают г. Москву и/или Санкт-Петербург).
Один из самых важных компонентов нашего исследования – выявление значимости для зрителей факторов, влияющих на выбор ими спектакля. Итак, в первую очередь это «актерская игра» (63%), далее по значимости идет «сюжетная линия» – 52% – и на третьем месте «оригинальный замысел» – 34%, то есть зрителям также важна интерпретация значимого литературного произведения. Для некоторой части театральной публики важен «глубинный смысл спектакля, сценарий» (27%). Одинаковое количество ответов – 21% – набрали следующие ответы: «привлекает приемлемая цена билета», «привлекательность названия». Важны для зрителей и характеристики «популярности спектакля» и «местоположение театра» – 15%.
Заключительным в данном блоке был вопрос «Что влияет на уровень Вашей удовлетворенности от посещения любого театра, помимо самого спектакля?»; лидирующим стал ответ «атмосфера театра» (74%). Не вызывает сомнения тот факт, что театральная атмосфера представляет собой сферу таинства, волшебства и чуда, которую и чувствуют наши опрошенные, именно это «сказочное» ощущение является самым притягательным свойством театра для зрителей.
Безусловно, выбирая спектакль, зритель помимо личных предпочтений будет учитывать и обстановку в театре (его новизну, красоту, комфорт). Для зрителей важен уровень комфорта в зрительном зале (61%). Ответы «работа сотрудников», «дизайн и архитектура здания» и «доступность билетов» набрали по 33%. Чуть меньше набрал ответ «состав публики» – 20%. Также на уровень удовлетворенности зрителей влияют «работа гардероба» и «работа буфета» – по 9%. И наименьшее число опрошенных выбрали ответ «работа кассы» – 3%.
В ходе написания программы данного исследования нами было выдвинуто несколько гипотез. Гипотеза о том, что театральная публика в разрезе поколений преимущественно формируется за счет детей (от 0 до 12 лет) и их родителей, по сравнению с подростковой аудиторией (от 13 до 16 лет), опровергнута. Однако подтвердилась гипотеза о том, что потребность в саморазвитии и «духовной пище» является наиболее важным фактором посещения театра всеми категориями зрителей. Также подтвердилась гипотеза о том, что театральную публику преимущественно составляют зрители женского пола.
Результаты исследования показали, что большинство зрителей посещают театр всегда только с кем-то из родных, семьей. Наиболее посещаемыми театрами в г. о. Тольятти являются ТЮЗ «Дилижанс» и драматический театр «Колесо» им. Г. Б. Дроздова. Самым интересным жанром спектакля является комедия. Большинство при просмотре спектакля испытывает восторг и удивление, а актерская игра – важнейший фактор, влияющий на выбор спектакля. Основным мотивом к посещению театра является потребность в саморазвитии и «духовной пище». На уровень удовлетворенности зрителей от посещения любого театра, помимо самого спектакля, в большей степени влияет атмосфера театра.