Российская прокуратура имеет глубокие исторические корни и вековые традиции. Созданная императором Петром I на переломном этапе развития нашего государства, данная правоохранительная структура подтвердила свое значение и жизнестойкость. Прокуратура создавалась как институт государственной власти, осуществляющий от её имени и по её поручению надзор за исполнением законов центральными и местными учреждениями и должностными лицами, борьбу с преступностью. Судебно-правовые реформы в России прошлых столетий затрагивали в той или иной мере полномочия и функции прокуратуры, однако все они сохраняли прокуратуру в качестве важнейшего правозащитного и правоохранительного органа российской государственности.
После распада Советского Союза представители юридической науки и гражданской истории стали уделять недостаточно внимания советскому периоду деятельности отечественной прокуратуры, что, на наш взгляд, не совсем справедливо. Несмотря на несовершенство и ряд существенных недостатков государственно-правовой системы СССР, российским специализированным правовым институтам необходимо усвоить и сохранить достижения её правовой школы, так как для успешного решения стоящих перед Российской Федерацией задач требуется не только поиск новых идей, но и опора на историческое прошлое страны, анализ уроков истории. Без использования государственно-правовых традиций и историко-правового наследия нельзя создать по-настоящему эффективную современную модель государственного аппарата.
Именно поэтому следует уделить особое внимание истории советской прокуратуры в 1955–1991 гг. Этот период оказался одним из самых неоднозначных и трудных в российской истории. Хрущёвская «оттепель», эпоха застоя и «перестройка» не могли не повлиять на дальнейшее развитие и деятельность органов прокуратуры СССР. Именно поэтому обращение к рассмотрению современной историографии, посвященной органам советской прокуратуры в 1955–1991 гг., на наш взгляд, является сейчас довольно актуальным.
За период с 2009 по 2018 г. работ, посвященных в той или иной степени истории советской прокуратуры периода «оттепели», эпохи застоя и перестройки, вышло не так много. В основном они представлены в виде диссертационных исследований и научных статей. Среди таких трудов следует отметить исследования К. Ю. Балабан («Правовые основы взаимодействия прокуратуры и судебной системы в советском государстве (1922–1959 годы)») [1], С. В. Ремнёвой («Борьба с преступностью в Ленинграде и Ленинградской области во II половине 1950-х – I половине 1960-х годов») [2], А. Г. Звягинцева («Три века российской прокуратуры») [3], А. В. Паламарчука, В. Г. Бессарабова («История становления общего надзора и задачи органов прокуратуры по надзору за исполнение федерального законодательства») [4], Р. Ф. Вагапова («Становление и развитие советской прокуратуры и принципов законности в организации её деятельности») [5], Н. П. Белой («Прокурорский надзор за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений в советский период российской истории») [6] и др.
В диссертационном исследовании К. Ю. Балабан «Правовые основы взаимодействия прокуратуры и судебной системы в советском государстве (1922–1959 годы)» исследуются правоотношения в сфере взаимодействия прокуратуры и судебных органов в СССР в 1922–1959 гг. При этом в третьей главе данной работы «Правовые основы взаимодействия прокуратуры и судебной системы в 1946–1959 гг.» рассматриваются особенности развития прокуратуры и судебной системы советского государства в послевоенный период. К. Ю. Балабан делает в своём труде вывод о том, что без тесного взаимодействия органов прокуратуры с судами, Министерством юстиции и другими силовыми структурами беспощадная борьба с преступностью и проявлениями беззакония и произвола приобрела бы в Советском Союзе аморфный характер. Именно поэтому в 1958–1959 гг. были изданы важнейшие законодательные акты в области правовых основ взаимодействия советского суда и прокуратуры: Законы СССР от 25 декабря 1958 г. «Основы судоустройства Союза ССР, союзных и автономных республик» и «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1959 г. «Об образовании Коллегий в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик» [7]. По мнению К. Ю. Балабан, к концу 1950-х гг. в Советском Союзе удалось создать мощную систему прокурорских органов, что позволило значительно расширить функции прокуратуры, повысить её социальный и государственный статусы в системе советских государственных органов.
В диссертации С. В. Ремнёвой «Борьба с преступностью в Ленинграде и Ленинградской области во II половине 1950-х – I половине 1960-х годов» исследуется и анализируется деятельность правоохранительных органов Ленинграда и Ленинградской области по борьбе с преступностью в период «оттепели», когда начавшиеся в Советском Союзе демократические перемены требовали изменения карательной политики государства, а также совершенствования старой политической системы страны [8]. При этом основное внимание в данной работе автор отводит рассмотрению деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью. Роль прокуратур Ленинграда и Ленинградской области в этом процессе С. В. Ремнёвой практически не исследована (встречаются лишь отдельные упоминания о деятельности органов прокуратуры в этот период времени. – Авт.). Не обращает внимания данный исследователь в своей работе и на особенности взаимодействия органов МВД и прокуратуры в деле борьбы с преступностью во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
В статье А. Г. Звягинцева «Три века российской прокуратуры» особое внимание уделяется советскому периоду истории отечественной прокуратуры, в том числе периоду «оттепели», эпохи застоя и перестройки. Среди прочего её автор обращается к рассмотрению роли органов прокуратуры в процессе реабилитации жертв политических репрессий в середине 1950-х – начале 1960-х гг. А. Г. Звягинцев отмечает, что в этот период времени прокурорский надзор «расправил плечи, укрепился кадровый потенциал органов, а на работу в прокуратуру пришло много новых и способных сотрудников». Именно в то время, по мнению автора анализируемой нами статьи, в нашем государстве важное значение приобрели вопросы укрепления законности, государственной дисциплины, усилилась борьба с преступностью, а «основной упор стал делаться на предупреждение преступлений и искоренение их причин, а также таких зол, как пьянство и наркомания». Новый импульс в середине 1950-х – начале 1960‑х гг. получила борьба с преступностью несовершеннолетних, существенно активизировалась работа по предупреждению взяточничества, ведомственной ограниченности и бюрократизма [9]. Обращает внимание А. Г. Звягинцев и на тот факт, что в 1957 г. была утверждена новая структура центрального аппарата прокуратуры СССР, были созданы Высшие курсы повышения квалификации руководящих кадров советской прокуратуры. В 1970-е гг. началось интенсивное строительство объектов для органов прокуратуры. «За десятилетие было построено 559 зданий, в 64 из них расположились республиканские и региональные прокуратуры». Важным рубежом в истории отечественной прокуратуры, по мнению автора анализируемой нами статьи, стало принятие новой Конституции Советского Союза в 1977 г. и Закона «О прокуратуре СССР» в 1979 г., который заменил «Положение о прокурорском надзоре в СССР» [10]. А. Г. Звягинцев в своей работе также высказывает мысль о том, что в 1980-е гг., когда активно предпринимались меры по преодолению так называемого «застойного периода», происходило обогащение правового статуса личности, раскрепощение экономической инициативы советских граждан, расширение политической демократии, органы прокуратуры оказались еще «недостаточно подготовленными» по целому ряду практических аспектов прав человека. Именно поэтому «прокуроры проглядели националистический нарыв, не упредили разгула беспорядков в советском государстве» [11].
В статье А. В. Паламарчука и В. Г. Бессарабова «История становления общего надзора и задачи органов прокуратуры по надзору за исполнение федерального законодательства» рассматривается история развития общего надзора в нашей стране, в том числе в 1955–1991 гг. Особое внимание авторы данной работы уделяют «Положению о прокурорском надзоре в СССР» от 24 мая 1955 г. Именно этот нормативно-правовой акт конкретизировал понятие общего надзора и его сущность, которая состояла: 1) в проверке законности актов учреждений, организаций и предприятий, указанных в «Положении…», и действий должностных лиц и граждан; 2) в опротестовании противозаконных нормативно-правовых актов, в привлечении должностных лиц и граждан, нарушивших закон, к ответственности. По мнению А. В. Паламарчука и В. Г. Бессарабова, благодаря «Положению о прокурорском надзоре в СССР» 1955 г. прокурорский надзор, его функции и полномочия были расширены особой направленностью на защиту прав и законных интересов граждан Советского Союза [12]. Не менее важную роль в развитии общего надзора в советском государстве авторы анализируемой статьи отводят Закону «О прокуратуре СССР» 1979 г., который предусматривал, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства участниками правовых отношений с тем, чтобы издаваемые ими подзаконные акты соответствовали не только общесоюзным и республиканским законам, но также постановлениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик. Таким образом, данный нормативно-правовой акт расширял предмет и границы прокурорского надзора в советском государстве. А. В. Паламарчук и В. Г. Бессарабов также отмечают в своём исследовании тот факт, что в 1980-е гг. правозащитная роль прокуратуры заметно возросла. В этот период органы прокуратуры, как и другие правоохранительные структуры Советского Союза, функционировали в тех формах и пределах, которые были необходимы для поддержки законности и правопорядка в государстве [13]. При этом прокурорские работники не только отстаивали в предоставленных им полномочиях требования закона, но и осуществляли деятельность по защите советских граждан от произвола и злоупотреблений, в том числе местных партийных и государственных чиновников.
Р. Ф. Вагапов в своей статье «Становление и развитие советской прокуратуры и принципов законности в организации её деятельности» уделяет внимание, среди прочего, основным вехам истории органов советской прокуратуры в 1955–1991 гг. По мнению автора данной работы, особую роль в развитии идей о назначении законности в советском государстве и о роли органов прокурорского надзора в её неуклонном обеспечении сыграло «Положение о прокурорском надзоре в СССР» 1955 г. Именно оно определило полномочия и задачи прокуроров, средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения законов в гражданском и уголовном судопроизводстве. Многие из норм «Положения…» были впоследствии включены в Основы уголовного и гражданского судопроизводства, исправительно-трудового законодательства. Не меньшее значение для развития отечественных органов прокуратуры, по мнению Р. Ф. Вагапова, имели такие нормативно-правовые акты, как Конституция СССР 1977 г. и Закон «О прокуратуре СССР» 1979 г., которые определили последующую организацию и порядок деятельности органов прокуратуры до распада СССР [14]. Автор анализируемой нами статьи также отмечает, что в период перестройки в советском государстве был взят курс на формирование социалистического правового государства. Данная концепция требовала повышения роли прокуратуры и активизации её деятельности по всем определенным законом направлениям. Однако, по мнению Р. Ф. Вагапова, «многочисленные преобразования в структуре, функциях, совершенствовании форм и методов работы советской прокуратуры во второй половине 1980‑х гг. оказались неэффективными: прокуратура не смогла решить основную свою задачу – искоренить преступность» [15].
В статье Н. П. Белой «Прокурорский надзор за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений в советский период российской истории» рассматриваются особенности прокурорского надзора за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) Советского Союза. Данный автор, конечно же, не обходит стороной в своей работе и период «оттепели», эпоху застоя и перестройку. Н. П. Белая акцентирует внимание на том, что укрепление прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы в советском государстве было связано с вступлением в силу «Положения о прокурорском надзоре в СССР» 1955 г., которое возложило на органы прокуратуры ответственность за соблюдение социалистической законности в ИТУ. В соответствии с этим «Положением…» надзор за местами лишения свободы был в ведении специализированных отделов региональных прокуратур. При этом региональный прокурор (автономной республики, края, области) имел право возложить осуществление надзора за отдельными ИТУ на территориальных прокуроров (прокуроров городов и районов). Большое значение для развития прокурорского надзора за законностью деятельности ИТУ, по мнению Н. П. Белой, имели «Основы исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик», принятые Верховным Советом СССР в 1969 г. Кроме того, в течение 1970–1971 гг. в союзных республиках были приняты свои исправительно-трудовые кодексы. Всё это, на взгляд автора анализируемой нами статьи, и обусловило повышение эффективности прокурорского надзора в Советском Союзе [16]. Н. П. Белая уделяет внимание в своём труде и роли Закона «О прокуратуре СССР» 1979 г. в развитии прокурорского надзора за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений СССР. Этот исследователь отмечает, что в данном нормативно-правовом акте на законодательном уровне закреплялся надзор за соблюдением законов в следующих местах: содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание. Во второй половине 1980-х гг. среди мер, направленных на установление и поддержание режима законности в уголовно-исполнительной системе Советского Союза, Н. П. Белая выделяет создание специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях [17].
В заключение историографического анализаследует отметить, что за последнее десятилетие работ, непосредственно посвященных деятельности советской прокуратуры в 1955–1991 гг., отечественными исследователями написано не было (в предыдущие десятилетия история органов отечественной прокуратуры советского периода второй половины XX в. также не получила должного освещения в трудах советских и российских ученых. – Авт.). Правда, при этом в настоящее время данная тема находит своё поверхностное отражение на страницах научных статей представителей как юридической науки, так и гражданской истории. Основное внимание в таких работах, как правило, отводится анализу законодательства, регламентирующего организацию и деятельность советской прокуратуры. Диссертационные и монографические исследования по истории органов отечественной прокуратуры периода «оттепели», эпохи застоя и перестройки, в том числе регионального уровня, также отсутствуют. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что деятельность органов советской прокуратуры в 1955–1991 гг. российскими историками и правоведами-теоретиками исследована недостаточно и требует своего дальнейшего всестороннего изучения.