Экстремизм как форма девиантного поведения является объектом повышенного внимания со стороны органов государственной власти всех уровней. В ежегодных выступлениях президента России перед правоохранителями подчеркивается особая необходимость противодействия экстремизму, значимость угроз любых противоправных действий, направленных на раскол общества, на дестабилизацию ситуации [1]. При этом на законодательном уровне [2] указывается на приоритет мер, направленных на профилактику экстремистской деятельности, а также на важность взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества (конфессиями, национально-культурными объединениями и иными общественными объединениями), активными и ответственными гражданами в противодействии экстремизму.
В действующей Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации концептуально закрепляется приоритетность, по отношению к уголовно-правовым методам, профилактики экстремизма. В основе поведения экстремиста лежит, прежде всего «идеология экстремизма (экстремистская идеология)», комплекс убеждений, система мировоззрения, рассматривающая насилие и иные незаконные деяния в качестве главного и наиболее эффективного средства решения этноконфессиональных и социально-политических противоречий.
Проявления экстремизма – это не только общественно опасные и криминальные деяния, мотивированные идейно-политической, этнонациональной или конфессиональной ненавистью или враждой, но и действия или бездействия, приводящие к появлению или эскалации этноконфессиональных и социально-политических конфликтов [3].
Авторы, исследующие экстремизм на междисциплинарном уровне, например П. П. Востриков и А. В. Петрянин, признают проблему отсутствия как на доктринальном, так и на законодательном уровнях концептуально обоснованной государственной политики противодействия экстремизму. По их мнению, имеющиеся подходы не дают критериев, определяющих пределы экстремизма, в т. ч. и его криминальную форму, что и способствует широкомасштабному распространению данного негативного явления [4].
Современный экстремизм представляет собой сложное многоаспектное явление. При едином знаменателе приверженности к использованию насильственных, противоправных действий для достижения своих целей экстремизм принято классифицировать на националистический, социально-политический и религиозный. Националистический экстремизм есть практика решения интересов своей этнической группы за счет ущемления прав и свобод представителей других этносов. Под социально-политическим экстремизмом обычно понимается стремление получить или удержать власть незаконным путем. Религиозный экстремизм есть насильственное распространение представителями религиозной группы своей веры.
Профилактика экстремизма была и остается главным и преобладающим элементом противодействия экстремизму. В силу своей специфики правоохранительные органы по роду своей деятельности реагируют уже на свершившийся факт правонарушения и имеют дело с правонарушителем как с носителем уже сформированной экстремистской социально-психологической установки и мировоззрения. Профилактика же экстремизма выходит далеко за рамки правоохранительной деятельности и направлена на «предупреждение формирования экстремистского сознания и последующих экстремистских проявлений» [5].
Решающая роль в противодействии экстремизму отводится региональному уровню, где совместными усилиями представителей государственной и муниципальной власти, а также представителей гражданского сообщества осуществляется профилактика экстремистских проявлений среди различных групп населения.
При реализации мер по совершенствованию государственной политики в сфере противодействия экстремизму в 2011 г. президентским указом образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации. В регионах страны созданы межведомственные комиссии по противодействию экстремизму.
В нашем регионе в 2008 г. губернаторским указом создана Межведомственная комиссия по профилактике экстремизма в Свердловской области (далее – Комиссия) [6].
Деятельность Комиссии осуществляется системно на межведомственной основе, так как, во-первых, в ее состав включены представители органов государственной и муниципальной власти, профильных министерств и ведомств региона, правоохранительных органов, представители ведущих высших учебных заведений; во-вторых, Комиссия имеет право делать запросы и получать информационные материалы по вопросам, рассматриваемым на заседаниях, приглашать к выступлениям на заседаниях представителей иных органов государственной власти региона, территориальных органов федеральной власти, органов прокуратуры, представителей муниципальной власти, общественных объединений и средств массовой информации.
Основной проблемой в деятельности Комиссии является определение критериев оценки эффективности организации работы по профилактике экстремизма в условиях системного межведомственного взаимодействия, определение путей совершенствования и выработка механизмов данного взаимодействия.
Проблемная ситуация в сфере организации профилактики экстремизма в регионе заключается в противоречии между необходимостью оперативно и адекватно реагировать на возникающие тенденции и виды экстремистских проявлений и существующими формами и методами профилактики экстремизма на основе межведомственного взаимодействия.
В то же время в современной научной литературе отсутствует достаточный уровень знаний о критериях оценки эффективности организации работы по профилактике экстремизма на региональном уровне, необходимый для выстраивания межведомственного взаимодействия в данной сфере.
Большинство авторов, говоря о проблеме эффективности профилактики экстремизма органами государственной и муниципальной власти, затрагивают частные моменты процесса организации, но не рассматривают критериальные основания эффективности. Например, И. С. Бочарникова и О. Г. Зубова отмечают, что в большинстве случаев при реализации региональных и муниципальных программ по профилактике экстремизма не берутся в расчет возрастные особенности групп молодежи, а также отсутствует специальный подход к работе с этими различными группами, имеет место в основном общая профилактика, ресурсные затраты на подготовку к запланированным мероприятиям не коррелируют с их запланированным финансированием. Эффективность реализации программ будет значительно выше, если они будут разрабатываться с учетом коррекции, диагностики и создания оптимально комфортной среды для реализации молодежью своего потенциала, повысится финансирование программ, улучшится координация работы всех структур, участвующих в реализации программ, будет привлекаться широкая общественность, профессионально будет проводиться работа по социологическому обеспечению, широкой пропаганде и делаться отчетность по всем проектам [7].
При выявлении критериальных оснований оценивания эффективности реализации государственной политики в сфере профилактики экстремизма в субъекте федерации, в частности в Свердловской области, следует исходить из формально заданных задач и полномочий Комиссии, к которым относятся:
1) координирование работы органов государственной власти Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области по профилактике экстремизма, в том числе выявление и дальнейшее устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности, подготовка рекомендаций по разработке и реализации региональных планов и программ по профилактике экстремизма, подготовка проектов нормативно-правовых актов в сфере профилактики экстремизма;
2) активизация деятельности институтов гражданского общества в сфере профилактики экстремизма в регионе;
3) осуществление мониторинга профилактики экстремистской деятельности в регионе;
4) подготовка и организация мероприятий по профилактике экстремизма,
в том числе разработка рекомендаций по просвещению населения региона посредством реализации воспитательных и пропагандистских мер в сфере профилактики экстремизма;
5) изучение опыта деятельности по профилактике экстремизма других субъектов Российской Федерации.
Процедурой аналитического исследования эффективности государственной политики по профилактике экстремизма в субъекте федерации может являться проведение экспертного опроса представителей региональных субъектов профилактики экстремизма. В качестве выборки такого исследования следует взять совокупность представителей региональных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в регионе, правоохранительных органов в регионе, органов местного самоуправления в регионе, высших и средних учебных заведений, общественных объединений, в том числе входящих в Комиссию или привлекаемых к работе Комиссии.
Полагаем, что в качестве критериальных оснований эффективности состояния профилактики экстремизма в регионе следует рассматривать следующие показатели, которые можно разделить на количественные и качественные.
К количественным показателям относятся:
1) количество выявленных преступлений и правонарушений экстремистской направленности;
2) количество факторов, влияющих на уровень экстремистских проявлений, преступлений и правонарушений экстремистской направленности;
3) количество экстремистских проявлений в подростково-молодежной и образовательной среде;
4) количество экстремистских проявлений в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
5) количество экстремистских проявлений в сфере социально-политической активности;
6) частота выявления и широта распространения признаков экстремизма в средствах массовой информации и социальных сетях;
7) количество мероприятий по профилактике экстремизма и по гармонизации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
К качественным показателям относятся:
1) степень тяжести и обстоятельства совершения выявленных преступлений и правонарушений экстремистской направленности;
2) характер факторов, влияющих на уровень экстремистских проявлений, преступлений и правонарушений экстремистской направленности;
3) характер и направленность экстремистских проявлений в подростково-молодежной и образовательной среде;
4) характер и направленность экстремистских проявлений в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
5) характер и направленность экстремистских проявлений в сфере социально-политической активности;
6) характер и направленность признаков экстремизма в средствах массовой информации и социальных сетях;
7) общественный резонанс и воспитательный эффект от проведения мероприятий по профилактике экстремизма и по гармонизации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
В качестве шкалы измерения используются предоставляемая органами государственной власти и выявленная в ходе мониторинга информация о наличии и характере экстремистских проявлений и мероприятий в сфере профилактики экстремизма, а также оценочные суждения представителей субъектов профилактики экстремизма в регионе. В качестве оценочных суждений относительно отдельных экстремистских проявлений или мероприятий по профилактике экстремизма и по гармонизации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений следует рассматривать оценки субъектов профилактики субъектов профилактики экстремизма в регионе применительно к их профессиональной сфере деятельности. Например, правильно оценить степень тяжести и обстоятельства совершения выявленных в регионе преступлений и правонарушений экстремистской направленности способны представители правоохранительных органов. В то же время общественный резонанс и воспитательный эффект от проведения мероприятий по профилактике экстремизма и по гармонизации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений наиболее профессионально оценят представители сферы образования и молодежной политики.
Мы выдвигаем следующие гипотезы относительно результатов предполагаемого исследования:
1) на уровень правонарушений экстремистской направленности и уровень проявлений экстремистской направленности в Свердловской области оказывают влияние количество, качество и системность в проведении профилактических мероприятий субъектами профилактики экстремизма;
2) приоритетными профилактическими мероприятиями являются мероприятия по профилактике экстремизма в подростково-молодежной и образовательной среде;
3) на эффективность организации профилактики экстремизма в Свердловской области оказывает прямое влияние качество и уровень оперативности обмена информацией между субъектами профилактики экстремизма.