Full text

Проблема изучения театрального искусства и его публики очень актуальна в условиях современного общества. В нынешнее время театры пользуются немалой популярностью, при этом столичные театры могут претендовать на роль очень популярных учреждений культуры, наряду с кинотеатрами. В провинциальных городах и центрах республик и областей театры посещают зачастую наиболее заинтересованные в искусстве люди. Для понимания всего происходящего на сцене недостаточно просто быть человеком, необходимо быть начитанным и стремиться к знаниям.

Театр – специфический социальный институт культуры, играющий важную роль в социализации ребёнка. Театральное искусство позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Дети познают мир во всём его разнообразии через звуки, образы, декорации, иначе говоря, всесторонне развиваются. У ребёнка значительно увеличивается словарный запас благодаря сложным литературным оборотам и выражениям, без которых просто немыслима театрализованная деятельность.

Важным элементом в театральных постановках является наличие глубокого смысла и нравственной направленности. Это помогает детям анализировать собственные и чужие поступки, формировать систему ценностей и ориентиров. Умение ставить себя на место актёров способствует возникновению и развитию у ребёнка таких чувств, как сопереживание и милосердие.

Безусловно, театральное искусство должно играть важную роль в социокультурном пространстве ребёнка. Между тем под социокультурным пространством детства нами понимается конструируемая взрослыми и детьми сфера, выражающаяся в физическом и ментальном аспектах организации ими пространственно-временной целостности; это совокупность и уникальное сочетание коммуникативных связей и отношений, физических объектов и духовных ценностей, наполненные для них особым смыслом и значимостью.

Компонентами социокультурного пространства детства являются прежде всего те агенты, которые непосредственно влияют на социализационную траекторию детей. В мире цифровых технологий лидирующую позицию по степени влияния на детей занимают интернет-коммуникации, социальные сети, электронные устройства, медиа-контент. Представителей «цифрового поколения» называют кибердетьми: они кажутся далекими от реальности физической, не знают сути вещей, не интересуются причинностью, не ищут ответов у взрослого поколения, но с интересом и знанием дела разбираются в технологиях завтрашнего дня, учатся у сверстников, учат взрослых, предпочитают легкую жизнь (лайфхаки) и опосредованное общение. Театр же способен наполнить жизнь смыслом, «заставить» детские души расти и развиваться и, наконец, предложить им иные варианты проведения свободного времени.

Между тем детская аудитория театра имеет уникальную особенность: она представляет сосредоточение коллективной детской незрелой и чувствительной для любых впечатлений души. Дети – это «еще не состоявшиеся личности, не уяснившие для себя целый ряд вопросов своего будущего самостоятельного бытия. Впечатления, полученные от общения с театральным искусством, как правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира» [1].

С целью определения места и роли театра в жизни современного подрастающего поколения в январе 2018 г. в г. о. Тольятти было проведено социологическое исследование. Тип выборки – целевая, в которой единицами отбора выступили индивиды в возрасте от 18 лет, имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста, приобщенные к театральной культуре (100 человек). Из опрошенных большая часть женщины (79%) и меньшая – мужчины (21%). Опрос проведён с помощью веб-анкетирования.

В социологическом исследовании приняли участие граждане различного семейного положения. Статус женат/замужем у 86% респондентов. Состоят в отношениях, официально не зарегистрированных, 7% респондентов. Одиноки по разным причинам 7% опрошенных.

По результатам исследования нами выявлено 43% родителей, имеющих одного ребёнка, и столько же – двоих детей в семье. 10% опрошенных имеют троих детей, а всего 4% респондентов воспитывают четырёх и более детей.

Мы выяснили, что театр посещают люди абсолютно разных профессий, но немалую часть представляют педагоги, работники культуры и науки (23,8%). Среди опрошенной публики театра встречаются квалифицированные рабочие на производстве (10,9%), менеджеры (9,9%), инженеры и программисты (8,9%), работники здравоохранения (8,9%). Чуть меньше оказалось предпринимателей и работников сферы обслуживания (по 7%). Также среди множества профессий были выявлены лица, работающие в сфере торговли (6%), в правоохранительных органах (5%). Всего лишь 4% лиц, служащих в офисе, 3% неквалифицированных рабочих и 2% водителей. Среди лиц, посещающих театр, встречаются актёр, художник, домохозяйка и пенсионер (по 1%).

В опросе приняли участие жители трех районов города Тольятти. В Автозаводском районе проживают 54% респондентов, 37% – в Центральном и всего 9% респондентов было опрошено из Комсомольского района.

Перейдем к анализу мнений респондентов об отношении их детей к театральному искусству в целом.

Частота посещения опрошенными родителями и более старшим поколением театров следующая: раз в неделю (10%), один раз в год и реже (15%). Треть опрошенных выбрала вариант «один раз в месяц» (31%). Немалая часть родителей (44%) посещают театр несколько раз в год. Вероятно, не совсем частый визит связан с имеющимся в городе разнообразием возможных видов детского досуга. Сейчас существует огромное количество мест для всестороннего развития подрастающего поколения, поэтому родители стараются дать детям как можно больше знаний и навыков в разных местах. Это происходит с целью предоставления ребёнку альтернативных вариантов жизненного пути.

Затем последовал вопрос об инициативности детей относительно посещения театра. Дети часто изъявляют желание посетить театр, как утверждают 19% родителей. Более половины респондентов (58%) выбрали вариант ответа «иногда». Четверть опрошенных (23%) говорят о том, что их ребёнок никогда не выступает инициатором просмотра различных спектаклей и постановок. Данные результаты показывают, что юная театральная публика г. Тольятти весьма активна.

Далее мы поинтересовались у респондентов, обсуждают ли они с детьми просмотренные спектакли. Всего лишь 6% родителей ответили на данный вопрос отрицательно. В два раза больше опрошенных (12%) редко, но всё же заводят дискуссию с ребёнком по поводу увиденного на театральной сцене. 27% выбрали вариант «иногда», а целых 55%, что больше половины, считают необходимым производить рефлексию относительно увиденного и прочувствованного во время спектакля.

Что касается реакции детей на посещение театра, то немалая часть родителей (67%) замечает бурные эмоции, выражающие радость и ликование. Дети четвертой части респондентов (25%) нейтральны. При этом нами были выявлены 8% человек, чьи дети пассивны и посещают театр лишь потому, что «так надо».

Немаловажным вопросом анкетирования стал вопрос об анализе детьми событий, происходящих в спектакле. 47% опрошенных уверены, что их ребёнок на это способен, а дети 48% родителей иногда сталкиваются с затруднениями. Для 5% маленьких зрителей это не представляется возможным.

Затем респонденты выразили мнение, касающееся формирования мировоззрения у детей посредством просмотра постановок и спектаклей. Более половины участников опроса (55%) считает, что театральное искусство, безусловно, благотворно влияет на систему ценностей ребёнка, 34% говорят о его частичной пользе, а 11% не уверены в его важности.

Также респонденты отвечали на вопрос: развитию чего способствует театр, по их мнению? Чуть больше половины (51%) отметили развитие образного мышления, 44% – чувства прекрасного, 42% – эмоциональной отдачи, 39% – навыков взаимодействия с социумом, 33% – грамотной речи, 29% – самоанализа, 24% – навыков коммуникации, и 1% не дал однозначного ответа, посчитав, что ничего из перечисленного не способствует развитию в должном объеме.

В ходе социологического исследования нами было выявлено, что значимая часть приобщённых к театральному искусству людей (60%) признает необходимость посещения кукольных театров детьми. 16% участников опроса не видят особой нужды в этом, а целых 24% не смогли определиться с выбором ответа.

Главной функцией театра для 42% опрошенных является расширение кругозора, для 35% – духовное просвещение, для 19% – социализация детей. 4% респондентов видят в качестве основной функции театра улучшение речи ребёнка, а именно пополнение словарного запаса, сокращение числа грамматических и фонетических ошибок. Одна из наших гипотез гласит, что родители считают театр необходимым институтом социализации. Исходя из полученных данных, это предположение следует частично подтвердить, поскольку только пятая часть родителей уверена в значимой роли театра в процессе становления личности. Между тем О. С. Коханая выделяет следующие функции театра для детей: аксиологическая, гносеологическая, игровая, коммуникативная, а также функция творческого освоения мира: «Театр способен влиять на формирование структуры антропологических ценностей, на процесс художественного моделирования картины мира личностью ребёнка. Спектакль, обладающий способностью перенести человека в вымышленный мир образов, будучи воплощением духовных, нравственных и художественных ценностей, является специфическим инструментом познания, углубления жизненного опыта, художественного освоения мира» [2].

Далее респонденты объясняли главные причины, в соответствии с которыми они посещают театр кукол со своими детьми. Для 69% опрошенных на первом месте находится культурное обогащение ребёнка, для 61% главным мотивом похода театр служит желание и интерес ребёнка. 48% респондентов выбирают такое проведение досуга потому, что театр способствует социализации их чада. Треть (32%) людей посещают данное место просто для отвлечения от домашней суеты, а 13% предпочитают ходить за компанию с друзьями.

Следующий блок вопросов касается непосредственно Тольяттинского театра кукол «Пилигрим». Первый из них о том, как оценивают собственное ощущение комфорта его посетители. Довольно много (40%) опрошенных абсолютно довольны обстановкой в театре, средний уровень комфортности отмечают 42% респондентов, 16% говорят о необходимости совершенствования внутреннего устройства, 2% совсем не устраивают предоставленные условия.

Одним из вопросов анкетирования стал вопрос о репертуаре театра. 43% опрошенных считают его достаточно стабильным, считают, что в нём соотносятся и новое, и традиционное; 13% респондентов уверены в том, что он не обновляется в течение долгого времени, 12% говорят об интенсивном обновлении репертуара. При этом почти треть родителей (32%) не располагает информацией о репертуаре.

Что же больше всего привлекает детей в театре? На этот вопрос респондентам предлагалось девять вариантов ответа с возможностью выбора нескольких из них. Более половины (57%) опрошенных притягивает сама зрелищность спектакля, 45% нравятся куклы, их движения и мимика, 39% отмечают в качестве главного источника удовольствия атмосферу и ощущение единения с происходящим, 33% выбрали такой вариант ответа, как «приветливость персонала», далее оказались сразу три категории: здание театра, внутреннее обустройство фойе и музыка (по 25%). Меньше всего (13%) посещают театр, так как их привлекает возможность покушать вне дома, в буфете. Исходя из вышесказанного, вторая гипотеза исследования подтверждается частично. Почти половину респондентов привлекают куклы и их мимика, а что касается декораций, то на них обращает свое внимание лишь четверть посетителей.

О наиболее предпочитаемых детьми видах представлений свидетельствуют следующие данные. Почти половина (47%) детей любят посещать спектакли по мотивам русских народных сказок, 19% любят смотреть спектакли по мотивам русских и зарубежных пьес, столько же (19%) предпочитают новогодние представления, а оставшиеся 15% маленьких зрителей обожают мюзиклы.

Далее у респондентов узнали, на что они в первую очередь обращают внимание при принятии решения о посещении спектакля. Значительной части опрошенных (63%) симпатизирует тематика и содержание постановки, 20% родителей привлекают имена создателей произведений (авторов, драматургов, композиторов), 9% опрошенных обращают внимание на приемлемую цену на услуги, 8% посетителям удобно местоположение театра.

Что касается мнения родителей о том, до какого возраста необходимо ребенку смотреть театральные спектакли, то чуть более половины опрошенных (51%) утверждает, что спектакли нужно посещать всю жизнь, не имеет значения, сколько тебе лет; 26% опрошенных считают приемлемым просмотр театральных постановок до 12 лет, так как «далее у ребенка появляются другие интересы и ходить в театр его не заставишь»; 10% респондентов выбрали вариант «до 16 лет, так как есть много спектаклей для подростков, поставленных с учетом классических произведений, что совершенно необходимо школьнику», 5% уверены, что до 6 лет достаточно, при условии частых посещений, и, к сожалению, 8% не видят никакой жизненной необходимости в посещении детьми театра, они и так развиваются.

Завершающим вопросом анкетирования стал вопрос об источниках получения информации о проходящих в Тольятти спектаклях. Чуть более половины опрошенных нами респондентов (52%) изучают театральные афиши на официальных сайтах культурных учреждений, чуть меньше (46%) делают это через социальные сети, 39% – через объявления, баннеры, билборды, 31% – через друзей и знакомых. Кроме того, респонденты находят афиши на страницах газет, узнают о спектаклях из телерекламы (7%), а некоторые по радио (5%).

Подводя итоги, отметим, что театр посещают люди абсолютно разных профессий, однако педагогов, работников культуры и науки среди них значительно больше. Почти половина опрошенных посещают театр несколько раз в год, а главными причинами являются культурное обогащение ребёнка, его желание и интерес, а также необходимость позитивной социализации.

Что касается инициативности детей, то многие сами изъявляют желание посмотреть какой-либо спектакль или представление, при этом выражая довольно бурные эмоции, радость и ликование. В ходе социологического исследования нами было выяснено, что значительная часть приобщённых к театральному искусству людей признает необходимость посещения кукольных театров детьми.

Мы выяснили, что более половины опрошенных ведут дискуссии с ребёнком после походов в театр и считают это обязательной задачей родителя. Респонденты также выразили мнение, касающееся формирования мировоззрения у детей посредством просмотра постановок и спектаклей. Немалое количество опрошенных нами считает, что театральное искусство достаточно интенсивно влияет на систему ценностей ребёнка, треть говорит о его частичной пользе, а десятая часть опрошенных не уверена в его важности.

Рассматривая именно Тольяттинский театр кукол «Пилигрим», можно сказать следующее. Около 80% респондентов в целом довольны обстановкой и считают данное место комфортным. По их мнению, репертуар театра достаточно часто обновляется и в нём соотносятся и новое, и традиционное. Более половины опрошенных притягивает зрелищность спектакля, 45% нравятся куклы, их движения и мимика, 39% отмечают в качестве главного источника удовольствия атмосферу и ощущение единения с происходящим.