Понятие локальной идентичности является сложным по своей структуре понятием, которое отображает процессы взаимодействия индивидов и коллективных сообществ. Локальная идентичность определяет отношение индивида к территории проживания, характеризует ценностное отношение к социально-культурным смыслам, воплощенным в различных видах деятельности. Локальная идентичность населения определяется потребностями и интересами, которые реализуются в процессе взаимодействия индивидов в территориальных сообществах. Локальная идентичность – это субъективное восприятие территории проживания населением, которое характеризуется ценностным отношением к культурному наследию, природным ресурсам, экономическому потенциалу. Понятие локальной идентичности связано с пониманием уникальности и неповторимости территории, ее ценности не только для местного сообщества. Локальная идентичность базируется на чувстве гордости, восхищения красотой местной природы, архитектуры, достижениями культуры. Содержание локальной идентичности близко по смыслу к понятию «местный патриотизм» [1]. Главным признаком локальной идентичности выступает осознание индивидом связи с социальным сообществом, имеющим территориальные границы [2].
В современной науке формирование локальной идентичности рассматривается как результат разнообразных социальных практик в повседневной жизни людей. Этот процесс может рассматриваться как стихийный, поскольку он опосредован влиянием на сознание человека разнообразных факторов социальной среды, имеющих локальную специфику.
С другой стороны, формирование структур локальной идентичности испытывает целенаправленное влияние комплекса идей, верований, убеждений, которые распространяются в местных сообществах под влиянием учреждений образования, культуры, общественных и политических объединений СМИ. Локальная идентичность важна для региональной власти как инструмент конструирования и поддержания имиджа города. Развитие потенциала локальной идентичности является одним из факторов гражданского общества, поскольку способствует объединению населения для реализации инициатив в интересах местного населения [3].
Как отмечают современные исследователи, на сегодняшний день в социальных и гуманитарных науках отсутствуют эффективные инструменты изучения структуры локальных идентичностей, их сравнения, прогнозирования изменений [4].
Формирование локальной идентичности – это сложный и противоречивый процесс, который связан с жизненными планами конкретных индивидов и возможностями их реализации на данной территории. Локальная идентичность способствует интеграции индивида в социум; с другой стороны, это процесс выделения специфики социальных групп и противопоставления их другим социальным группам. Таким образом, для локальных идентичностей характерна высокая динамичность изменения социально-культурного контекста, которая вызывает латентные и открытые противоречия и конфликты. В символическом пространстве они находит проявление в столкновении стереотипов, которыми руководствуются члены социальных сообществ для самоопределения, а также для выделения признаков «других» и «чужих» [5].
Проблемы формирования локальной идентичности актуальны для российских промышленных городов, крупнейшим из которых является Тольятти. Получив мощный импульс для развития в индустриальную эпоху в середине прошлого века, город успешно реализовывал этот потенциал в течение полувека. Однако в первом десятилетии нынешнего столетия стали нарастать кризисные процессы, которые негативно влияют на все аспекты городской жизни. Для представителей старшего поколения символическое содержание локальной идентичности Тольятти определялось тем, что этот был молодежный город с высоким для советского общества уровнем жизни. Благополучие города обеспечивалось развитой промышленной сферой, в первую очередь производством автомобилей. В условиях глобализации экономике Тольятти пришлось столкнуться с проблемами конкурентоспособности производства, что отрицательно повлияло на уровень жизни горожан. Оптимизация и диверсификация производства привела к сокращению численности работников промышленных предприятий. Социальная сфера города, которая при советском строе во многом существовала за счет местных предприятий, перешла на баланс муниципалитета. Данные процессы на уровне сознания представителей старшего поколения воспринимаются как кризис городской идентичности. Он находит выражение в том, что старые символы утратили связь с реальностью, а новые символы не получили осмысления. Кризис локальной идентичности находит проявление в сознании молодежи Тольятти.
В проведении пилотажного исследования, проведенного в 2018 г., по изучению локальной идентичности молодежи Тольятти приняли участие 315 респондентов от 14 до 30 лет.
Локальная идентичность воплощается в эмоциональной связи с территорией проживания, осознании особенностей данной территории, практическом освоении территории [6]. При построении инструментария исследования локальная идентичность рассматривалась как конструкт, который включает когнитивные, эмоциональные и практические аспекты. Практический аспект по отношению к молодежи воплощается, в частности, в освоении социально-культурной сферы города, в посещении и участии представителей подрастающего поколения в мероприятиях, направленных на личностное развитие.
Участникам опроса был задан вопрос относительно того, какими источниками информации о городских мероприятиях они пользуются. 83% респондентов указали социальные сети, больше половины опрошенных (56%) узнают о городских мероприятиях от родных и друзей. Четверть опрошенных обращает внимание на билборды, перетяги, объявления, размещенные на остановках. Официальные страницы учреждений в сети Интернет просматривают 22% участников опроса. Примерно такова же доля молодежи, которая получает информацию о городских мероприятиях по месту учебы. Только 3% участников опроса читают городскую прессу.
Участникам опроса был задан вопрос относительно их отношения к городу Тольятти. 9% участников опроса ответили, что им нравится город, а 37% респондентов дали более осторожную оценку отношения к городу «скорее нравится». Суждение о том, что город им не нравится, высказали 16% респондентов, а суждение «скорее не нравится» было отмечено в 22% анкет. Затрудняются ответить на вопрос 16% респондентов.
Таким образом, положительное отношение к городу демонстрируют 46% участников опроса, отрицательное мнение о городе имеют 38% опрошенных, а 16% респондентов не определились в своем мнении о городе. Данное распределение ответов респондентов дает основание рассматривать формирование локальной идентичности молодежи Тольятти. Положительное отношение к городу свидетельствует о том, что данная группа молодежи соотносит свое жизненное самоопределение с городским сообществом. Отрицательное мнение молодежи о городе связано с проблемами формирования локальной идентичности. Трудности в формировании мнения о городе свидетельствуют об отсутствии устойчивого образа города в сознании подрастающего поколения.
Ответы участников опроса на вопрос о том, какие чувства они испытывают к городу, представлены в следующих распределениях ответов. Участники опроса могли выбрать три варианта ответа, поэтому сумма ответов по столбцам превышает 100%.
2% респондентов испытывают по отношению к городу чувства гордости и восхищения. 13% участников опроса любят родной город. Чувства симпатии и уважения характерны для четверти опрошенных. Таким образом, 38% участников опроса испытывают положительные чувства по отношению к городу. Равнодушное отношение к городу характерно для 18% участников опроса. Четверть опрошенных отмечает, что испытывают по отношению к городу чувство разочарования. Раздражение и скепсис отмечены в 5% анкет. 12% респондентов испытывают чувство стыда за город, в котором они живут, а 2% респондентов – ненависть. Отрицательные чувства к городу отмечены в 43% анкет.
Рассмотрим эмоциональное отношение к городу в зависимости от признаков локальной идентичности молодежи.
Положительное отношение к городу чаще связано с чувствами гордости, любви, симпатии и уважения. Данные варианты ответа отмечены респондентами, для которых характерна локальная идентичность, в два-три четыре раза чаще, чем в среднем по массиву. Однако эта группа респондентов также отмечает отрицательные эмоции на уровне средних показателей по массиву. Равнодушие к городу также на уровне средних показателей по массиву прослеживается среди молодежи, которая в целом положительно относится к городу.
Участники опроса, которые отрицательно относятся к городу, в три раза реже, чем другие, испытывают положительные эмоции: любовь, симпатию, уважение, гордость. Эта группа участников опроса в два с половиной раза чаще отмечает равнодушное отношение к городу, а также ненависть и раздражение. Две трети подростков, которые отрицательно относятся к городу, испытывают чувство стыда за город, в котором они проживают. Этот показатель на 38% превышает данные по массиву.
Респонденты, которые затрудняются определить свое отношение к городу, в два раза чаще, чем другие, испытывают к городу симпатию и уважение. На уровне средних показателей по массиву они отмечают любовь к городу.
При этом представители этой группы молодежи в два раза чаще отмечают безразличное отношение к городу и в полтора раза чаще – разочарование. Отрицательные эмоции по отношению к городу выделены на уровне средних показателей по массиву.
Анализ результатов анкетирования позволяет вывод о том, что участники опроса испытывают противоречивые эмоции по отношению к городу, как положительные, так и отрицательные. Не может не вызывать тревоги то, что чувство гордости, восхищения городом испытывают только 2% участников опроса.
Участникам опроса был задан вопрос о том, что, по их мнению, характерно для Тольятти. Треть опрошенных отметила достаточное количество спортивных объектов. 28% респондентов выделяет большое количество жителей, а четверть опрошенных – удобную транспортную связь с другими городами. Пятая часть участников опроса выделяет развитую производственную сферу в качестве характерной черты Тольятти. Данные черты города являются наиболее типичными, остальные варианты ответов отмечены в два раза реже.
11% опрошенных выделяют известных деятелей культуры, науки, искусства, спорта, которые живут в Тольятти. Такова же численность респондентов, выделивших известные архитектурные сооружения, памятники.
Десятая часть опрошенных считает, что для города характерны многовековая история и традиции. 7% участников опроса по каждой позиции выделяют в качестве типичных черт Тольятти высокий уровень культуры горожан, развитие сфер науки, искусства, культуры, благоприятную экологию, сохраненный природный ландшафт. 5% участников опроса считают, что в Тольятти благоприятные возможности развития бизнеса. Такова же численность тех, кто считает город чистым и благоустроенным.
4% участников опроса полагают, что Тольятти характеризуют быстрые темпы развития, а также большое количество известных учебных заведений. Только 2% респондентов отметили, что Тольятти характеризует высокий уровень жизни горожан.
Треть участников опроса затрудняются выделить какие-либо из перечисленных черт города.
Участники опроса, которые положительно относятся к городу, примерно на 10% чаще, чем другие, отмечают в качестве характеристик Тольятти: спортивные сооружения, большое количество жителей и удобную транспортную связь с другими городами, на 5% чаще они выделяют развитую производственную сферу Тольятти. Также молодежь, для которой характерна локальная идентичность, чаще выделяет известных деятелей культуры, науки, искусства, спорта, которые прославили город. Представители этой группы чаще выделяют известные архитектурные сооружения, памятники, многовековую историю, традиции, высокий уровень культуры горожан, развитие сфер науки, искусства, культуры. Остальные варианты ответов отмечены на уровне средних показателей по массиву. Участники анкетирования, которые положительно относятся к городу, в два раза реже, чем другие, затрудняются выделить положительные черты Тольятти.
Респонденты, которые отрицательно относятся к городу, на 10% реже, чем другие, отмечают в качестве характеристик Тольятти: спортивные сооружения, большое количество жителей, развитую производственную сферу города. Они в три раза реже, чем другие, выделяют удобную транспортную связь с другими городами. В пять раз реже, чем другие, представители этой группы выделяют благоприятную экологию, сохраненный природный ландшафт в качестве положительных черт Тольятти. Молодежь, которая отрицательно относится к Тольятти, примерно в три раза реже, чем другие, выделяет известные архитектурные сооружения, памятники. Представители этой группы реже отмечают многовековую историю, традиции, развитие сфер науки, искусства, культуры. Больше половины участников опроса, которые не идентифицируют себя с Тольятти, затрудняются назвать какие-либо положительные черты города.
Участники опроса, которые затрудняются определить свое отношение к Тольятти, чаще, чем другие, отмечают, что для города характерны сохраненный природный ландшафт, большое количество известных учебных заведений. При этом они реже разделяют мнение о том, что Тольятти известен благодаря деятелям культуры, науки, искусства, спорта. Представители этой группы реже выделяют многовековую историю, традиции, высокий уровень культуры горожан, развитие сфер науки, искусства, культуры. Остальные варианты ответов отмечены на уровне средних показателей по массиву.
Анализ результатов анкетирования позволяет проверить гипотезу об участии молодежи в культурных мероприятиях города в качестве факторов локальной идентичности. Респондентам было предложено отметить учреждения культуры, которые они посещают в течение года хотя бы один раз. Более 90% участников опроса отметили городские парки, которые являются любимыми местами отдыха тольяттинцев. Примерно четыре пятых респондентов (78%) посещают учреждения дополнительного образования. 71% участников опроса бывают на представлениях местных театров. Две трети опрошенных примерно раз в год или чаще посещают музеи, библиотеки, концерты. Половина участников опроса (54%) бывают в национально-культурных центрах, а две пятых – в филармонии.
Участники опроса, которые положительно относятся к городу, на 9% чаще, чем другие, посещают библиотеки, концерты. Они на 5% чаще, чем другие, отмечают, что они посещают учреждения дополнительного образования, музеи, национально-культурные центры. Остальные варианты ответов отмечены на уровне средних показателей по массиву.
Участники опроса, которые отрицательно относятся к городу, на 8% реже, чем другие, бывают в библиотеках, на 6% реже посещают национально-культурные центры. Остальные варианты ответов отмечены примерно на уровне средних показателей по массиву.
Участники опроса, которые затрудняются определить свое отношение к городу, реже, чем другие, участвуют в культурной жизни. Среди них на 11% меньше тех, кто посещает учреждения дополнительного образования, на 8% меньше посетителей театров, музеев, национально-культурных центров. Остальные варианты ответов также отмечены реже.
Кризисные явления локальной идентичности в сознании тольяттинской молодежи находят проявление в том, что только половина представителей подрастающего поколения положительно относится к родному городу. Две пятых респондентов отрицательно относятся к городу, а примерно пятая часть участников опроса затрудняется оценить свое отношение к городу. Подобное распределение респондентов свидетельствует о том, что ценностное отношение к городу молодежи сформировано недостаточно. Только 2% опрошенных гордятся и восхищаются городом, в котором живут. Среди молодежи, которая позитивно относится к городу, численность респондентов, испытывающих гордость, выше, но не достигает 10%. Кризисные явления локальной идентичности молодежи наблюдаются в восприятии городской среды. Образ города как крупного промышленного центра находится на четвертом месте в рейтинге, а первые три места характеризуют город как спортивный, с большой численностью населения и удобной транспортной инфраструктурой. Только десятая часть респондентов отмечает социально-культурные особенности Тольятти. Как показывают результаты исследования, локальная идентичность молодежи зависит от участия респондентов в культурной жизни города. Одним из факторов локальной идентичности выступает участие молодежи в культурной жизни города. Этот фактор скорее является снимающим неопределенность представлений о городе. Посещение музеев, театров, кружков и секций дифференцирует образ города в сознании молодежи. Однако молодежь, которая позитивно воспринимает город, проявляет большую активность в его культурной жизни.