Full text

 

Эффективность деятельности любого государственного учреждения, в том числе правоохранительных органов, находится в непосредственной зависимости от профессиональной квалификации, компетентности и опыта её сотрудников. Без образованных и высококвалифицированных специалистов Россия не сможет стать по-настоящему ведущей мировой державой. Именно поэтому руководство нашей страны в последние годы особое внимание уделяет вопросу подготовки новых кадров – настоящих современных профессионалов.

В представленном исследовании мы обратимся к сравнительно недавнему историческому прошлому и рассмотрим на примере прокуратуры Псковской области, какое внимание органы советской прокуратуры уделяли повышению образовательного уровня и профессиональной квалификации своих работников в регионах в 1960-е гг.

В современной научной литературе к вопросу о повышении образовательного уровня и профессиональной квалификации работников советской прокуратуры второй половины XX в. никто из исследователей ещё не обращался.

Данная статья написана на основе ранее не опубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области.

При решении исследовательских задач в настоящей работе нами были использованы структурно-функциональный анализ, системный и историко-генетический методы.

Согласно докладу старшего помощника прокурора Псковской области по кадрам И. Н. Панчишина, на 1966 г. в прокуратуре Псковской области на оперативных должностях работало 15 человек без высшего юридического образования. Из них семь сотрудников (два работника центрального аппарата, три следователя и два помощника районных прокуроров) «в своё время закончили среднее юридическое учебное заведение или оставили ВУЗы по состоянию здоровья или другим причинам». При этом, как отмечает старший помощник прокурора области, эти сотрудники «длительное время работают в органах прокуратуры (около 20 лет), со своими служебными обязанностями справляются, и ставить перед ними вопрос о продолжении учебы на настоящее время нецелесообразно». Из оставшихся восьми сотрудников прокуратуры без высшего юридического образования три человека готовились к защите в мае-июне 1966 г. дипломных проектов и сдаче государственных экзаменов, пять работников учились на старших курсах вузов [1].

Следует отметить, что на начало 1955 г. высшее юридическое образование имелось у 90% сотрудников областной прокуратуры: в центральном аппарате – у 88% работников, а в районных прокуратурах – у 90,8% [2]. В 1964 г. высшее юридическое образование было у 85,5% человек [3]. Это значит, что статистически средний образовательный уровень работников прокуратуры Псковской области по прошествии десяти лет остался примерно на том же уровне.

В первой половине 1960-х гг. прокуратурой Псковской области были предприняты значительные усилия по привлечению к работе в органах прокуратуры лиц, «обучающихся заочно в юридических ВУЗах и по своим деловым и личным качествам, а также с учётом их личного желания могущих впоследствии быть использованными на работе в прокуратуре». При этом в этот период областная прокуратура поддерживала достаточно тесную связь с отделом заочного обучения юридического факультета Ленинградского государственного университета, где в большинстве своём тогда обучались заочники из Псковской области [4]. Только за 1965–1966 гг. к работе в прокуратуре Псковской области было привлечено десять заочников старших курсов. Все они с разрешения Прокуратуры СССР были приняты на работу в городские и районные прокуратуры и «в большинстве своём с первых дней работы стали успешно осваивать порученный им участок прокурорско-следственной деятельности» [5].

Молодые специалисты, которых принимали на работу в областную прокуратуру, проходили стажировку по программе, утверждённой заместителем Генерального прокурора СССР от 3 декабря 1964 г. Непосредственное руководство такими стажировками приказом прокурора Псковской области возлагалось на городских и районных прокуроров, в чьи подразделения попадали стажёры.

Зональные прокуроры и другие ответственные работники центрального аппарата прокуратуры Псковской области при выездах на места интересовались состоянием стажировок, «изучали дела, по которым расследование проводили молодые специалисты, составленные ими документы, делали свои замечания, беседовали со стажёрами» [6].

В ходе стажировок молодые специалисты по специальному плану вызывались на стажировку в отделы прокуратуры области и к прокурору-криминалисту следственного отдела. Так, например, «в первой половине 1966 г. десятидневную стажировку у прокурора-криминалиста прошли два стажёра: Горячев и Черноусова».

После окончания стажировок молодых специалистов «зональные прокуроры вновь знакомились с их работой и готовили с учётом отзывов руководителей стажировок (городских и районных прокуроров) проект аттестации, которая выносилась на рассмотрение аттестационной комиссии» [7].

Состояние учёбы сотрудников прокуратуры, получавших высшее образование на заочном отделении, находилось в центре внимания руководителей прокуратуры Псковской области. В частности, по периодическим запросам вузы сообщали в областную прокуратуру «о просрочках или затяжках с выполнением заданий отдельными заочниками», что, в свою очередь, предоставляло возможность прокуратуре принимать своевременные меры к улучшению учёбы этих лиц.

В целях поддержки своих работников, обучающихся в вузах, они приглашались в отдел кадров прокуратуры Псковской области, где с ними проводились беседы, во время которых выявлялись их нужды и запросы. Согласно данным И. Н. Панчишина, на 15 мая 1966 г. заочников, не выполнявших программу обучения, в прокуратуре Псковской области не имелось. «Все они получили из ВУЗов вызов на весеннюю экзаменационную сессию» [8].

В целях повышения мотивации сотрудников областной прокуратуры к получению высшего юридического образования в главном периодическом издании региона и официальном печатном органе Псковского обкома ВКП(б) – «Псковской правде», а также по областному радио публиковались и передавались материалы о лучших работниках региональной прокуратуры и их карьере. Так, только в 1966 г. в «Псковской правде» были помещены очерки «Следователь» (о старшем следователе прокуратуры г. Пскова О. И. Тереховой), «Советник юстиции» (о следователе прокуратуры Псковского района С. С. Бародасове), передан по радио очерк «Слуга закона» (о старшем следователе прокуратуры области Т. Ф. Тарасовой). Несколько экземпляров газеты «Псковская правда» с очерком «Следователь» (о выпускнице 1965 г. юридического факультета Ленинградского государственного университета О. И. Тереховой) были направлены на юридический факультет Ленинградского государственного университета, где они были вывешены на досках объявлений, а содержание очерка было доведено до сведения всех студентов – будущих юристов.

Как отмечает старший помощник прокурора Псковской области по кадрам И. Н. Панчишин, к середине 1960-х гг. студенты ленинградских юридических вузов «стали больше знать об условиях работы в Пскове и отношении к молодым специалистам». Некоторые из них сами стали изъявлять желание работать в органах прокуратуры Псковской области.

В связи с тем что прокуратура Псковской области в исследуемый нами период не значилась в числе правоохранительных структур, получавших молодых специалистов по государственному распределению, руководству данной региональной прокуратуры и дальше, во второй половине 1960-х гг., приходилось принимать меры по привлечению к работе в своих городских и районных подразделениях лиц, обучающихся на заочных отделениях юридических вузов страны [9].

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что ряд сотрудников прокуратуры Псковской области обучались заочно в аспирантуре, то есть получали послевузовское профессиональное образование. Так, например, начальник отдела общего надзора Г. И. Куликов закончил в 1966 г. аспирантуру при Всесоюзном институте советского законодательства и готовился к защите кандидатской диссертации. Три работника прокуратуры были зачислены на соискание учёной степени при юридическом факультете Ленинградского государственного университета [10].

Согласно «Справке о работе с кадрами в прокуратуре Псковской области от 21 сентября 1966 г.» заместителя прокурора Псковской области И. Грачёва, региональной прокуратурой проводилась определенная работа по повышению идейно-политического уровня и деловой квалификации работников данной правоохранительной структуры. В Пскове, Великих Луках и других районных центрах Псковского региона были «организованы и работали межведомственные семинары, в работе которых участвовали все работники прокуратуры». На этих семинарах изучались вопросы методики и тактики следствия, актуальные вопросы советского законодательства. Работа межведомственных учебно-методических семинаров находилась под постоянным контролем центрального аппарата прокуратуры области [11].

Темы таких семинаров носили «актуальный характер, были подобраны с учётом состояния преступности в городах и районах, а также недостатков, допускаемых отдельными прокурорскими работниками в своей деятельности». В рамках данных занятий были предусмотрены не только лекции, но и собеседования по конкретным темам, разбор уголовных дел, практические занятия по проведению отдельных следственных действий, освоению научно-технических средств. Наряду с темами по вопросам уголовного права, уголовного процесса, криминалистики на межведомственных семинарах в ряде районов Псковской области изучалась марксистско-ленинская теория государства и права (например, анализировались важнейшие произведения В. И. Ленина по вопросам социалистической законности из сборника «В. И. Ленин о социалистической законности и её роли в коммунистическом строительстве»). В Себежском районе в начале каждого семинара выступал прокурор или другой юрист с докладом на тему «Новое в законодательстве и обзор новинок юридической литературы». Впоследствии данный опыт стали перенимать другие районные прокуратуры региона [12].

В 1966 г. в прокуратуре Псковской области активизировалась работа по применению научно-методической литературы в практике расследования уголовных дел. Многие следователи именно тогда начали использовать в своей работе новые пособия, изданные Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер по предупреждению преступности: «Практика расследования хищений на предприятиях молочной промышленности», «Борьба с хищениями в строительстве» и др. Так, например, во второй половине 1960-х гг. «содержащиеся в этих работах рекомендации при расследовании аналогичных дел активно использовали старшие следователи областной прокуратуры Тарасова и Степанов».

В 1966 г. в прокуратуре Псковской области был создан методический совет по следственной работе. Он разрабатывал и направлял в районные прокуратуры темы занятий со следственными и оперативными работниками на межведомственных учебно-методических семинарах [13].

Начиная с сентября 1966 г. со следователями прокуратуры стали проводиться собеседования по темам, которые ими были предварительно выбраны для изучения. Согласно информации, представленной в докладной записке прокурора Псковской области Г. В. Бородина от 23 сентября 1966 г., основное число следователей городских и районных прокуратур при проверке знаний на собеседованиях показывали «отличное знание практики и теоретических вопросов». В 1967 г. в обязательном порядке прокурорско-следственные работники прокуратуры Псковской области изучали монографию Р. С. Белкина «Собирание, исследование и оценка доказательств» [14].

Во второй половине 1960-х гг. прокуратура Псковской области подготовила и издала серию сборников по обмену опытом следственной работой. Так, например, второй выпуск данного издания был посвящен расследованию дел о хищении социалистической собственности, а третий выпуск – применению научно-технических средств в расследовании уголовных дел [15].

Прокуратура Псковской области также регулярно проводила учебные областные семинары. «За 1964 и 1965 гг. только со следователями было проведено 9 таких семинаров. Всего же за эти два года было проведено 17 учебных семинаров» [16].

Особое внимание в 1960-е гг. органы советской прокуратуры уделяли образовательному уровню и профессиональной квалификации прокуроров-криминалистов. В прокуратуре Псковской области у прокурора-криминалиста в распоряжении имелась библиотека юридической литературы и учебно-методических пособий, в которой находилось более 270 наименований книг и брошюр. У него в наличии также были «фотостенды c таблицами форматом 40×60 см по следующим темам»:

1)     как произвести фотосъёмку места происшествия (2 шт.);

2)     фотосъёмка трупов с различными повреждениями (9 шт.);

3)     способы выявления и закрепления следов рук (1 шт.);

4)     как произвести масштабную фотосъёмку (1 шт.);

5)     репродукционная рефлексная фотография (1 шт.);

6)     макрофотография (1 шт.);

7)     микрофотография (1 шт.);

8)     оптическое цветоделение (1 шт.);

9)     исследование в ультрафиолетовых лучах (1 шт.);

10)  исследование в инфракрасных лучах (1 шт.);

11)  исследование рукописного текста (1 шт.);

12)  исследование подписей (1 шт.);

13)  исследование машинописного текста (1 шт.);

14)  исследование в рентгеновских лучах (1 шт.);

15)  дактилоскопическая экспертиза (1 шт.);

16)  экспертиза обуви (1 шт.);

17)  экспертиза следов автотранспорта (1 шт.);

18)  экспертиза следов орудий взлома (1 шт.);

19)  экспертиза огнестрельного оружия и боеприпасов (2 шт.);

20)  восстановление удалённых штампованных изображений (1 шт.);

21)  исследование оттисков печатей и штампов (1 шт.) [17].

У прокурора-криминалиста имелись и специальные учебные экспонаты для стендов:

1) холодное оружие (колюще-режущее, кастеты, кистени);

2) самодельное огнестрельное оружие;

3) инструменты и изделия преступников, «изготовлявших и сбывавших фальшивые “золотые” кольца и серьги» [18].

Бесспорным доказательством тому, что в 1960-е гг. образовательный уровень и профессиональная квалификация сотрудников прокуратуры Псковской области заметно выросли, по мнению заместителя прокурора Псковской области И. Грачёва, являлся тот факт, что прокурорско-следственные работники данной региональной прокуратуры в своей профессиональной деятельности стали активно использовать различные технические средства и научные методы, а это, в свою очередь, существенно повысило эффективность их работы [19].

В заключение следует отметить, что руководство органов советской прокуратуры, как на общесоюзном и республиканском, так и на региональном уровнях, прекрасно осознавало всю значимость профессиональной подготовки кадрового состава областных (краевых) прокуратур. Именно поэтому оно, каждое по своей линии, предпринимало достаточно большие усилия, направленные на повышение образовательного уровня и профессиональной квалификации своих сотрудников. При этом в 1960‑е гг. акцент уже делался не только на количество, но и на качество получаемого образования и квалификации. Существенное внимание стало уделяться методической работе с работниками органов прокуратуры. Всё это было просто объективно необходимо для осуществления эффективного прокурорского надзора на территории советского государства.