Эффективность деятельности любого государственного учреждения, в том числе правоохранительных органов, находится в непосредственной зависимости от профессиональной квалификации, компетентности и опыта её сотрудников. Без образованных и высококвалифицированных специалистов Россия не сможет стать по-настоящему ведущей мировой державой. Именно поэтому руководство нашей страны в последние годы особое внимание уделяет вопросу подготовки новых кадров – настоящих современных профессионалов.
В представленном исследовании мы обратимся к сравнительно недавнему историческому прошлому и рассмотрим на примере прокуратуры Псковской области, какое внимание органы советской прокуратуры уделяли повышению образовательного уровня и профессиональной квалификации своих работников в регионах в 1960-е гг.
В современной научной литературе к вопросу о повышении образовательного уровня и профессиональной квалификации работников советской прокуратуры второй половины XX в. никто из исследователей ещё не обращался.
Данная статья написана на основе ранее не опубликованных материалов и документов Государственного архива Псковской области.
При решении исследовательских задач в настоящей работе нами были использованы структурно-функциональный анализ, системный и историко-генетический методы.
Согласно докладу старшего помощника прокурора Псковской области по кадрам И. Н. Панчишина, на 1966 г. в прокуратуре Псковской области на оперативных должностях работало 15 человек без высшего юридического образования. Из них семь сотрудников (два работника центрального аппарата, три следователя и два помощника районных прокуроров) «в своё время закончили среднее юридическое учебное заведение или оставили ВУЗы по состоянию здоровья или другим причинам». При этом, как отмечает старший помощник прокурора области, эти сотрудники «длительное время работают в органах прокуратуры (около 20 лет), со своими служебными обязанностями справляются, и ставить перед ними вопрос о продолжении учебы на настоящее время нецелесообразно». Из оставшихся восьми сотрудников прокуратуры без высшего юридического образования три человека готовились к защите в мае-июне 1966 г. дипломных проектов и сдаче государственных экзаменов, пять работников учились на старших курсах вузов [1].
Следует отметить, что на начало 1955 г. высшее юридическое образование имелось у 90% сотрудников областной прокуратуры: в центральном аппарате – у 88% работников, а в районных прокуратурах – у 90,8% [2]. В 1964 г. высшее юридическое образование было у 85,5% человек [3]. Это значит, что статистически средний образовательный уровень работников прокуратуры Псковской области по прошествии десяти лет остался примерно на том же уровне.
В первой половине 1960-х гг. прокуратурой Псковской области были предприняты значительные усилия по привлечению к работе в органах прокуратуры лиц, «обучающихся заочно в юридических ВУЗах и по своим деловым и личным качествам, а также с учётом их личного желания могущих впоследствии быть использованными на работе в прокуратуре». При этом в этот период областная прокуратура поддерживала достаточно тесную связь с отделом заочного обучения юридического факультета Ленинградского государственного университета, где в большинстве своём тогда обучались заочники из Псковской области [4]. Только за 1965–1966 гг. к работе в прокуратуре Псковской области было привлечено десять заочников старших курсов. Все они с разрешения Прокуратуры СССР были приняты на работу в городские и районные прокуратуры и «в большинстве своём с первых дней работы стали успешно осваивать порученный им участок прокурорско-следственной деятельности» [5].
Молодые специалисты, которых принимали на работу в областную прокуратуру, проходили стажировку по программе, утверждённой заместителем Генерального прокурора СССР от 3 декабря 1964 г. Непосредственное руководство такими стажировками приказом прокурора Псковской области возлагалось на городских и районных прокуроров, в чьи подразделения попадали стажёры.
Зональные прокуроры и другие ответственные работники центрального аппарата прокуратуры Псковской области при выездах на места интересовались состоянием стажировок, «изучали дела, по которым расследование проводили молодые специалисты, составленные ими документы, делали свои замечания, беседовали со стажёрами» [6].
В ходе стажировок молодые специалисты по специальному плану вызывались на стажировку в отделы прокуратуры области и к прокурору-криминалисту следственного отдела. Так, например, «в первой половине 1966 г. десятидневную стажировку у прокурора-криминалиста прошли два стажёра: Горячев и Черноусова».
После окончания стажировок молодых специалистов «зональные прокуроры вновь знакомились с их работой и готовили с учётом отзывов руководителей стажировок (городских и районных прокуроров) проект аттестации, которая выносилась на рассмотрение аттестационной комиссии» [7].
Состояние учёбы сотрудников прокуратуры, получавших высшее образование на заочном отделении, находилось в центре внимания руководителей прокуратуры Псковской области. В частности, по периодическим запросам вузы сообщали в областную прокуратуру «о просрочках или затяжках с выполнением заданий отдельными заочниками», что, в свою очередь, предоставляло возможность прокуратуре принимать своевременные меры к улучшению учёбы этих лиц.
В целях поддержки своих работников, обучающихся в вузах, они приглашались в отдел кадров прокуратуры Псковской области, где с ними проводились беседы, во время которых выявлялись их нужды и запросы. Согласно данным И. Н. Панчишина, на 15 мая 1966 г. заочников, не выполнявших программу обучения, в прокуратуре Псковской области не имелось. «Все они получили из ВУЗов вызов на весеннюю экзаменационную сессию» [8].
В целях повышения мотивации сотрудников областной прокуратуры к получению высшего юридического образования в главном периодическом издании региона и официальном печатном органе Псковского обкома ВКП(б) – «Псковской правде», а также по областному радио публиковались и передавались материалы о лучших работниках региональной прокуратуры и их карьере. Так, только в 1966 г. в «Псковской правде» были помещены очерки «Следователь» (о старшем следователе прокуратуры г. Пскова О. И. Тереховой), «Советник юстиции» (о следователе прокуратуры Псковского района С. С. Бародасове), передан по радио очерк «Слуга закона» (о старшем следователе прокуратуры области Т. Ф. Тарасовой). Несколько экземпляров газеты «Псковская правда» с очерком «Следователь» (о выпускнице 1965 г. юридического факультета Ленинградского государственного университета О. И. Тереховой) были направлены на юридический факультет Ленинградского государственного университета, где они были вывешены на досках объявлений, а содержание очерка было доведено до сведения всех студентов – будущих юристов.
Как отмечает старший помощник прокурора Псковской области по кадрам И. Н. Панчишин, к середине 1960-х гг. студенты ленинградских юридических вузов «стали больше знать об условиях работы в Пскове и отношении к молодым специалистам». Некоторые из них сами стали изъявлять желание работать в органах прокуратуры Псковской области.
В связи с тем что прокуратура Псковской области в исследуемый нами период не значилась в числе правоохранительных структур, получавших молодых специалистов по государственному распределению, руководству данной региональной прокуратуры и дальше, во второй половине 1960-х гг., приходилось принимать меры по привлечению к работе в своих городских и районных подразделениях лиц, обучающихся на заочных отделениях юридических вузов страны [9].
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что ряд сотрудников прокуратуры Псковской области обучались заочно в аспирантуре, то есть получали послевузовское профессиональное образование. Так, например, начальник отдела общего надзора Г. И. Куликов закончил в 1966 г. аспирантуру при Всесоюзном институте советского законодательства и готовился к защите кандидатской диссертации. Три работника прокуратуры были зачислены на соискание учёной степени при юридическом факультете Ленинградского государственного университета [10].