Full text

Для перехода экономики на устойчивый путь развития, для снижения масштабов уклонения от налогообложения, а также для расширения экономической деятельности налоговая политика в долгосрочной перспективе должна быть ориентирована на создание максимально благоприятных условий. Киргизская Республика включает девять самостоятельных субъектов со своей структурой власти и штатом чиновников: Чуйская, Ошская, Джалал-Абадская, Баткенская, Таласская, Иссык-Кульская, Нарынская области и отдельно г. Ош и г. Бишкек [1]. 

Для Киргизстана нужна эффективная региональная экономическая и фискальная политика для укрепления финансового положения регионов за счет их деятельности, собственного капитала предприятий, привлечения банковских кредитов, частного отечественного капитала, иностранных инвестиций, нормативной целевой помощи центральных органов власти – законодательной, исполнительной и судебной, поскольку главенствующее положение занимает производитель, являющийся движущей силой экономики регионов. Следовательно, необходимо установить систему налоговых стимулов, способствующих созданию благоприятных условий для производителя в области фискальной политики.

Органы законодательной и исполнительной власти Киргизской Республики в последние годы уделяют значительное внимание решению региональных проблем, для того чтобы добиться ощутимых результатов. Мы можем предполагать, что работа налоговых органов, наряду с неблагоприятной макроэкономической и социально-политической ситуацией, равно как и общим несовершенством хозяйственного права, осложняется наличием многочисленных противоречий и дефектов в налоговом законодательстве и подзаконных нормативных актах.

Для устойчивого развития регионов и деятельности предприятий необходимо установление оптимального уровня налоговых изъятий в доходах хозяйствующих субъектов. В Киргизской Республике этот показатель превышает зарубежный порог (20%) и составляет свыше 28%. Однако в среднесрочной перспективе оптимальный уровень налогообложения должен снижаться.

Налоговая политика не в полной мере подстраивается под цели обеспечения устойчивого экономического роста, не учитывает приоритеты экономической политики, применяется единый фискальный подход независимо от вида деятельности как к промышленности, так и к строительству, сфере услуг и досуга. Ситуация еще больше осложняется с ростом объемов «теневого» сектора экономики, который создает условия несправедливой конкуренции для предприятий и невозможности более равномерно распределять налоговую нагрузку.

 

 

Рис. 1. Отраслевая структура доходов ГНС за 2017 год

 

Как видно из рис. 1, сумма налоговых поступлений по отраслевой структуре бюджета за 2017 г. составила 3634,8 млн сом, по сравнению с 2016 г. увеличилась на 287,9 млн сом, или на 8,6%.

Наиболее существенные налоговые отчисления произведены цветной металлургией – 27,0%, предприятиями торговли – 15,0%, системой связи – 7,0%, прочей деятельностью – 7,0%, строительством – 6,0%, профессиональной деятельностью – 5%, электроэнергетикой – 5,0%, финансовыми услугами – 4,0%, транспортом – 3,0%, прочими отраслями промышленности – 2,0%.

В целом налоговая политика Киргизской Республики должна направляться на проведение эффективной политики для устойчивого экономического развития регионов путем снижения общей налоговой нагрузки, создания благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов республики, стимулирования инвестиционной активности регионов, улучшения администрирования налогов и исполнения государственных программ развития. Основным источником, который поможет улучшить финансирование социальной сферы, а также перевести экономику регионов республики в формат инвестиционной экономики, должны стать возрастающие доходы бюджета, и прежде всего налоговые поступления. В общем объеме налоговых поступлений при значительной доле НДС и акцизов должно возрасти значение прямых налогов на доходы и прибыль юридических и физических лиц. Также основными предпосылками, способствующими росту налоговых поступлений, должны быть наличие основного фундамента законодательной и нормативной базы, развитие свободного предпринимательства, стремление и усилия правительства обеспечить экономический рост регионов.

      В связи с этим для достижения вышеизложенного нужна модернизация налоговой системы Киргизской Республики, для чего следует разработать целевую программу, включающую следующие мероприятия:

-       с целью обеспечения стабильного поступления налогов нужно совершенствование контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах с сокращением размеров потерь при выполнении налогоплательщиками налоговых обязанностей;

-       с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков предстоит изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней путем расширения сферы предоставляемых ими услуг при одновременном упрощении исполнения обязанностей налогоплательщиков;

-       реформирование налоговой системы Киргизской Республики посредством снижения налоговой нагрузки на производителя и обеспечение достаточной доходности бюджетной системы.

При этом необходимо отметить, что снижение налоговой нагрузки на производителя позволяет стимулировать производство и предпринимателя, а полнота доходной части бюджета послужит ресурсом инвестирования во все сферы экономики;

-       развитие учетной политики, обеспечивающей контроль над деятельностью всех субъектов-налогоплательщиков;

-       проведение консультаций налоговыми органами для информированности налогоплательщиков;

-       реформирование и расширение эффективного использования единой информационной и программно-технической системы отчетности налоговых органов с учетом обеспечения безопасности информации путем сокращения затрат и развития ресурсного обеспечения.

Прежде всего, для формирования налоговой политики необходимо сформировать основную цель, которую предполагает реализовать государство для достижения приоритетных позиций на межгосударственном уровне. Наиболее оптимальным периодом для формирования налоговой политики к исполнению предпочтительно считать срок до пяти лет. Определение к реализации цели и задач государственной налоговой политики на более длительный срок не всегда реально к исполнению.

В современной экономической ситуации, учитывая интересы как государства, так и предприятий-налогоплательщиков, должны создаваться конкретные благоприятные условия для формирования и функционирования предприятий, рассматриваться предпосылки для перехода к оптимизации налоговых платежей, ведущие к цивилизованным, сознательным, добровольным платежам, основанным на правовых нормах закона.

Меры в области налоговой политики могут быть успешными только при проведении реформы налогового администрирования, подразумевающей достижение сбалансированности прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, снижение коррупции в налоговых и таможенных органах. Важнейшими компонентами реформы налоговой политики должны стать следующие меры (рис. 2).

 

Рис. 2. Меры и предложения

 

В стратегической программе Правительства Киргизской Республики «Жаны доорго – кырк кадам», представляющей собой первый и очень важный этап реализации Стратегии развития Киргизской Республики на период до 2040 г., поставлена задача дальнейшего реформирования системы налогообложения в направлении стимулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов и повышения доходов бюджета [2].

Для достижения поставленной задачи необходимо решение следующих задач:

-       усовершенствование и автоматизация налогового контроля;

-       упрощение и регламентация процедур налогового контроля;

-       повышение эффективности взаимодействия государственных, иных уполномоченных органов с компетентными налоговыми органами соседних государств, входящих в Таможенный союз;

-       выявление на системной основе новых способов и схем, используемых для уклонения от налогообложения;

-       внедрение мер по устранению причин, способствовавших их появлению;

-       повышение налоговой культуры сотрудников налоговой службы через проведение семинаров, круглых столов, выездных семинаров-совещаний.