В XXI веке все большее внимание уделяется благотворительности: помощи больным детям, спасению бездомных животных, решению экологических проблем и другим. Благотворительные организации в рамках Российского законодательства представляют собой некоммерческие организации (далее – НКО) с особой спецификой деятельности и, соответственно, определенными особенностями управления финансами. Управление финансами некоммерческой организации – необходимое умение современного менеджера для верного распределения доходов и расходов, то есть для продолжительной и эффективной деятельности НКО. Некоммерческая основа благотворительных организаций определяет один из главных инструментов финансового менеджмента – фандрайзинг.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками», и, в частности, благотворительная организация в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» рассматривается как «неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации <…> целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц» [1, 2]. Особенностью деятельности НКО является ориентация на реализацию потребностей общества. Таким образом, благотворительные организации в правовых рамках Российской Федерации не имеют цели извлечения прибыли и осуществляют свою деятельность в интересах общества в целом.
Нельзя отрицать, что определенная часть деятельности НКО представлена сугубо волонтерской помощью, однако большая часть работы НКО основана на привлечении финансов, а значит, требует высокой ответственности финансовых менеджеров перед обществом и качественно более профессиональной работы фандрайзеров.
Финансовый менеджмент в благотворительных организациях представляет собой целенаправленное и необходимое планирование, управление и контроль всех денежных потоков, которые охватывают управленческие решения в области финансирования и инвестирования. Инструмент финансового менеджмента фандрайзинг зарекомендовал себя как высокоэффективный метод в странах Западной Европы и США и является наиболее перспективным направлением в финансовом менеджменте для российских благотворительных компаний.
Фандрайзинг, от англ. fundraising (fund raising, FR в США), – привлечение и аккумулирование средств из разных источников для реализации различных социально значимых проектов и программ. Фандрайзинг – одна из многочисленных современных финансовых технологий, входящая в комплекс различных финансовых инструментов, использующихся в рыночной экономике [3]. Несомненно, фандрайзинг способствует эффективному функционированию некоммерческих организаций, под которым в первую очередь понимается реализация целей и задач, закрепленных в их уставе. Такая реализация напрямую зависит от системы управления финансами, так как одним из основных ограничений достижения указанных целей является недостаточность (ограниченность) финансовых ресурсов в НКО.
Говоря о том, какие средства аккумулирует НКО, используя фандрайзинг, следует обратить внимание на внешние финансовые источники. В их число попадают государство (целевые субсидии, возмездное оказание услуг в рамках государственного заказа, контракты, гранты), бизнес-структуры (пожертвования, спонсорство, социально ориентированный маркетинг), физические лица (денежные пожертвования, пожертвования в виде имущества, безвозмездное оказание услуг и различных работ), международные фонды (гранты).
Финансовые источники могут быть направлены на два основных вида осуществления фандрайзинга:
- Проектный фандрайзинг. Главная задача – привлечение долгосрочных средств для реализации в будущем какого-либо проекта. Этот вид фандрайзинга является предпочтительным.
- Оперативный фандрайзинг. Основной целью данного вида становится привлечение средств на текущие расходы и аккумуляция их в текущем бюджете организации. Не является преимущественным видом фандрайзинга.
Наличие большого числа финансовых средств и методов создает некоторую путаницу как в теоретическом, так и в практическом плане. Так, фандрайзинг следует отличать от инвестирования. Инвесторы обыкновенно хотят извлечь прибыль из вложения собственных средств в какой-либо проект и инвестируют в первую очередь для создания основных фондов. Сроки реализации инвестиций долговременные. Фандрайзинг связан с привлечением средств в некоммерческие проекты, где извлекается не прибыль в денежном эквиваленте, а выгоды социально-экономического, коммуникативного плана; денежные средства, полученные от фандрайзинга, расходуются на заработанную плату участников проекта, аренду помещений, транспортные расходы и другие.
Фандрайзинг не является механизмом для привлечения спонсоров, хотя спонсорство – важная составляющая финансовых поступлений в НКО. Спонсорство (от латинского «ручаюсь, гарантирую») – это деятельность юридических лиц, основанная на соглашении между сторонами – организаторами социального проекта и коммерческой компанией. Спонсорская поддержка обязательно подразумевает встречную услугу от НКО, что позволяет выделить следующие направления фандрайзинга.
- Фандрайзинг в науке. Фандрайзинг открывает возможность для вхождения фирмы в среду новых технологий, разработку перспективных теорий. У фирмы увеличиваются шансы быть конкурентоспособной в условиях постоянного научно-технического прогресса, а у спонсора появляется шанс позиционировать себя как увлеченного современными научными вопросами человека.
- Фандрайзинг в образовании. Для спонсоров данное направление особо привлекательно, так как создается имидж заботы о подрастающем поколении.
- Фандрайзинг в культуре обещает спонсорам максимальный выход на общественность, что особо важно для международных компаний-спонсоров.
- Фандрайзинг в здравоохранении и медицине привлекает спонсоров как благородным имиджем, так и перспективными формами сотрудничества. Последнее связано с тем, что данные сферы переживают в настоящее время экономический и социальный бум, причем с государственной поддержкой.
- Фандрайзинг в спорте. Это направление очень популярно у спонсоров в связи с огромной зрительской аудиторией, а также из-за системы финансирования, которая объединяет вместе с государственными источниками множество других.
- Фандрайзинг и сфера социальной поддержки – одно из наиболее традиционных направлений спонсорской поддержки. Помощь смертельно больным, инвалидам, малоимущим, бездомным поддерживает имидж мецената, хотя в действительности это является спонсорством. Обычно спонсорами в данной сфере становятся организации, имеющие правовые, экономические и финансовые льготы.
Спонсорство на долговременной основе называется патронажем.
Благотворительность как возможность привлечения средств, в отличие от спонсорства, – безвозмездная поддержка.
Фандрайзинг ведет к возникновению качественно разнообразных и эффективных форм сотрудничества. Это совместная работа с государственными организациями, деятельность которых направлена на социальную сферу; с бизнес-структурами; с частными лицами; c другими некоммерческими организациями.
По выражению М. Ф. Сендлера, «фандрайзинг – это “кровеносная система” (lifeblood) третьего сектора», то есть фандрайзинг жизненно необходим для существования некоммерческих организаций [4]. Так, в США, где некоммерческий сектор занимает значимое место в жизни социума, фандрайзинг развивается уже более полувека и является основным инструментом финансового менеджмента в НКО. Основной толчок к развитию фандрайзинга в США получил в 1980-х годах, когда в результате финансового кризиса значительно сократилось финансирование социально-культурных проектов, что привело к освоению фандрайзингом различных сфер деятельности. В России фандрайзинг начал развиваться только в середине 90-х годов, и на данном этапе является набирающим обороты финансовым инструментом. В отличие от США, в России еще низок процент участия граждан и государства в привлечении средств.
В современном российском обществе вопросу профессионализации фандрайзинга уделяется мало внимания. Результатом этого является неоднозначное восприятие финансового метода со стороны граждан и усложнение развития механизмов благотворительности и филантропии.
С одной стороны, можно выделить такие основные трудности на пути становление фандрайзинга в РФ:
- недоверие людей к третьему сектору из-за непонимания механизмов его работы;
- заниженная мотивация доноров делать пожертвования;
- недостаток денежных средств в руках отдельного человека, не позволяющий заниматься благотворительностью;
- недостаточность воспитания в обществе культуры участия в благотворительной деятельности;
- слабая заинтересованность государства в становлении грамотного привлечения ресурсов в НКО и соответствующая реакция населения.
С другой стороны, важно отметить и недостатки в деятельности самих фандрайзеров, а именно:
- недостаток компетенции и профессионализма во взаимодействии с донорами;
- слабая финансовая грамотность;
- нехватка переговорных навыков;
- пренебрежительное отношение к анализу потребностей и мониторингу результатов финансирования;
- несоблюдение правил конкурсных процедур и проектной работы;
- относительное неприятие обществом деятельности фандрайзеров.
Потребность в фандрайзинге у НКО велика. Вообще, необходимость для общества НКО и грамотного финансового регулирования в них обусловлена особым функционированием рыночной экономики. Наличие НКО с их особыми, новейшими методами финансового менеджмента несет на себе компенсаторную функцию в социальном государстве, которая возникает тогда, когда государству не хватает ресурсов или политической воли гарантировать права разным категориям нуждающихся в помощи граждан.
В 2012–2016 годах был отмечен качественный скачок в фандрайзинговых организациях. Постепенно, без резких скачков, увеличилось количество некоммерческих организаций (+30%), а также финансовые вложения в них (+24% с учетом инфляции). По данным Фонда общественного мнения, в 2012 году 51% россиян совершал благотворительные пожертвования, преимущественно в виде милостыни (38%). Крупные организации (доход более 50 миллионов) осуществляют свою деятельность на частные пожертвования, гранты и поступления от бизнеса; мелкие (менее трех миллионов) – преимущественно на взносы учредителей и членов организации или выручку от реализации товаров и услуг. Организации среднего размера (3–50 миллионов) комбинируют частные пожертвования с другими источниками. В 2016 году самыми распространенными источниками финансирования для фандрайзинговых организаций стали пожертвования частных лиц и российских коммерческих компаний.
Кроме того, в России в 2013 году создана Ассоциация фандрайзеров (далее – АФ), которая в качестве членов регистрирует специалистов в области привлечения средств на благотворительные/ социальные программы/ проекты в России.
Так, на период 2015–2017 годов миссия данной АФ была сформулирована в содействии развитию благотворительности посредством формирования и дальнейшего продвижения эффективной деятельности по фандрайзингу с соблюдением при этом доверия и ответственности в качестве основных принципов.
Соответственно, целью стало уже развитие фандрайзинга не просто как явления, а как социального института.
Безусловно, это не могло не сказаться на эволюции самого фандрайзинга и появлении краудфандинга (от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – метода привлечения, основанного на специальных платформах в Интернете (Planeta.ru, Добро Mail.ru, Blago.ru, «Такие дела» и др.). Кроме того, крайдфандинг был признан вторым по эффективности фандрайзинговым методом после получения грантов и субсидий и единственным методом, который признали эффективным организации любой величины [5].
В российском фандрайзинге на современном этапе развития можно выделить следующие основные тенденции: увеличение привлечения средств через Интернет, продвижение проектов через социальные сети; мобильные технологии, СМС, использование мобильных устройств; появление многочисленных благотворительных мероприятий: базары-ярмарки, благотворительные аукционы и ярмарки, креативные благотворительные акции; развитие корпоративного волонтерства; телевизионная благотворительность; активное использование кобрендинга (благотворительные отчисления от продажи коммерческих товаров, социально ориентированный маркетинг); увеличение популярности рекуррентных платежей и регулярных пожертвований; ориентирование на нравственные и общесемейные ценности; заинтересованность молодежи в социальном предпринимательстве. Такие позитивные тенденции могут свидетельствовать о повышении престижа фандрайзинга в РФ.
В 2016 году крупные благотворительные фонды стали чаще говорить в СМИ о системных социальных проблемах. Сюжетами наиболее резонансных материалов СМИ стали работа с чиновниками разных уровней, проблемы российской системы здравоохранения, несовершенство законодательства, регулирующего работу НКО. Главными героями большинства фандрайзинговых материалов благотворительных фондов по-прежнему остаются больные дети [6].
В благотворительных организациях наиболее часто осуществляется независимая друг от друга работа фандрайзеров, которая часто сопряжена с необходимостью выполнять другие задачи. При такой модели финансового менеджмента существует возможность появления многочисленных проблем в коммуникации и взаимодействии внутри некоммерческой организации, но этого не происходит, так как компетенция принятия решений находится в руках того же человека, который координирует направление.
Основными тенденциями фандрайзинга в российских благотворительных организациях являются [7]:
- Преобладание внешних источников. В первую очередь это связано со статусом организаций и с позицией их руководства. Со стороны государства можно выделить софинансирование и получение грантов на проектную деятельность.
- Спонсорство и пожертвования со стороны бизнес-структур. Спонсорство также является одним из основных источников дохода.
- Денежные пожертвования частных лиц, пожертвования в виде имущества, а также безвозмездное оказание услуг или осуществление работ (волонтерство).
- Вторичными и незначительными являются источники внутреннего финансирования, такие как взносы членов организации и доходы от продажи какой-либо продукции, чаще всего сувенирной.
Планирование финансов в некоммерческих организациях осуществляется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, что позволяет максимально точно распределить финансовые ресурсы организации. Зачастую осуществляется и ежедневное планирование ликвидности, которое основывается на противопоставлении поступлений и выплат [8].
Отметим факторы, влияющие на развитие фандрайзинга:
1) маркетинговые и PR-активности в продвижении и популяризации различных видов благотворительности;
2) разнообразие способов осуществления перевода средств в качестве пожертвований в различные НКО;
3) рост доли частных пожертвований, а с точки зрения формирования финансовых ресурсов НКО – рост числа частных источников пожертвований;
4) тенденция роста корпоративных фондов;
5) социальная ответственность бизнеса, другими словами, ориентация коммерческих предприятий на поддержание социальных проектов и позиционирование компаний в качестве социально активных;
6) государственно-частное партнерство в привлечении средств НКО;
7) повышение гражданской ответственности населения, в т. ч. экономически активного.
Таким образом, фандрайзинг как особый инструмент финансового менеджмента в некоммерческих организациях имеет большое значение для финансовой устойчивости и успешной деятельности благотворительных организаций. В Российской Федерации развитие некоммерческого сектора напрямую связано с развитием фандрайзинга. За последние пять лет благодаря заметному увеличению некоммерческих организаций произошло закономерное расширение фандрайзинговых методов и их популяризация среди населения. Однако существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию данного финансового инструмента на территории России. Эти проблемы в основном связаны с незаинтересованностью государства в развитии некоммерческих организаций, недостаточным благосостоянием населения, недоверием к третьему сектору и в общем со слабым развитием гражданского общества в РФ.