Full text

Развитие экспортной деятельности является одним из приоритетов экономической политики любого государства. В Российской Федерации ключевым в усилении позиций в глобальной экономике, расширении международного экономического сотрудничества, повышении вклада в социально-экономическое развитие территории выступает несырьевой экспорт. Однако отсутствие единой сформированной и утверждённой классификации товарной группы сырьевого и несырьевого экспорта не позволяет определить стратегию виденья, в долгосрочной перспективе нацеленную на экономический рост территории.

В связи с этим целью работы является определение специфики несырьевого экспорта как приоритета развития российской экономики и одного из источников её роста в долгосрочной перспективе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ совокупного и несырьевого экспорта в России в сравнении с зарубежными странами; уточнить понятие экономической категории «сырьевого» и «несырьевого» экспорта; разработать ключевые инструменты для проведения экспортной политики стратегического виденья, обеспечивающей рост экономики. Согласно статистическим данным Центрального банка РФ, стоимостные объёмы российского экспорта в 2016 г. составили 281,9 млрд долл. США [1]. Рост экспортных поставок по сравнению с 2000 г. увеличился в 2,8 раза (см. рисунок).

При этом доля российского экспорта в общемировых поставках в 2016 г. составляет немногим более 1,8% [2]. В целом Россия входит в первую двадцатку и занимает 16-е место среди всех стран по объёмам экспорта (см. таблицу).

Первая десятка стран формирует более половины всего объема мирового экспорта. Из них в первой тройке находится Китай с долей экспорта в 16,4% в мировых поставках, США (9,1%) и Германия (8,4%) [4].

Согласно данным показателей мирового развития, в 2016 г. Россия по доле экспорта в ВВП (22,2%) находится на уровне развитых стран (так, к примеру, в Германии она составляет 38,6%, во Франции – 19,8%, Великобритании – 15,6%, Японии – 13%) [5]. Однако наибольшую долю в общероссийских объёмах экспорта занимают сырьё и товары первичного передела продукции (товары топливно-энергетического комплекса – 62%). Для сравнения: в 2000 г. этот показатель составлял только 50% [6]. По данным статистики, доля несырьевого экспорта России в общих объёмах всех поставок на зарубежные рынки составляет 34% [7]. В развитых и развивающихся странах данный показатель находится в интервале от 36% до 94% (Бразилия – 36%, Германия – 83%, Китай – 94%) [8].

 

 Динамика стоимостных объёмов экспорта Российской Федерации

с 2000 по 2016 г., млрд долл. США

 

Доля российского экспорта в общемировых поставках

в сравнении зарубежными странами в 2016 г. [3]

 

Страна

Объёмы экспорта,

млрд долл. США

Доля в мировом экспорте, %

Место

Китай

2614,2

16,4

1

США

1450,5

9,1

2

Германия

1340,8

8,4

3

Япония

644,9

4,1

4

Республика Корея

495,4

3,1

5

Франция

488,9

3,1

6

Италия

461,5

2,9

7

Нидерланды

444,9

2,8

8

Великобритания

411,5

2,6

9

Бельгия

398,0

2,5

10

Канада

389,1

2,4

11

Мексика

373,9

2,3

12

Сингапур

329,9

2,1

13

Швейцария

304,7

1,9

14

ОАЭ

298,7

1,9

15

Российская Федерация

285,5

1,8

16

 

В Российской Федерации под категориями сырьевого и несырьевого экспорта согласно параметрам, которые предложены и сформированы АО «Российским экспортным центром», принято понимать следующее [9]:

  1. Сырьевой экспорт – экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, включая отходы и лом.
  2. Несырьевой экспорт – экспорт товаров, не входящий в перечень сырьевых товаров и включающий некоторую градацию (энергетический, в т. ч. нефтепродукты, неэнергетический: низких, средних, высоких переделов).

При данной формулировке реализация поставленной задачи в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» о росте несырьевого экспорта на 7% достижима [10]. Но в то же время с точки зрения экономического развития территорий акцент делается на количественных характеристиках, т. е. объёмах экспорта в целом.

При данном подходе нефтепродукты являются ключевым сегментом российского несырьевого экспорта (энергетического типа): в 2016 г. они составляли 63,8% в поставках на мировые рынки [11]. Однако продукция машиностроения, которая является одним из основных локомотивов роста экономики и занимает преобладающие позиции в поставках на внешние рынки в большинстве развитых стран, в России составляет только 22,7% (реакторы ядерные, котлы, оборудование и их части – 9,3%) [12].

Между тем в целом в совокупной сегментной структуре несырьевого экспорта России также преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, т. е. несырьевого энергетического экспорта с долей 35,4%. При этом доля низших переделов продукции составляет 54,4%, продукции с высокой добавленной стоимостью – только 29,5% [13].

Стоит напомнить, что миссией РЭЦ является поддержка и развитие несырьевого экспорта через участие в государственной политике и создание единого эффективного института развития [14]. При этом в первую десятку товаров несырьевого экспорта согласно аналитическому отчёту входят следующие категории (позиции): алюминий и его сплавы с долей 4,6%, стальные полуфабрикаты нелегированные – 4,1%, пшеница – 3,9%, пиломатериалы – 2,9%, смешанные удобрения – 2,4%, листовой прокат нелегированный горячекатаный – 2,2%, медь рафинированная – 2,2%, азотные удобрения – 2%, мороженая рыба – 1,8%, калийные удобрения – 1,7%.

В работе Л. И. Абалкина «Логика экономического роста» приводится характерное описание опасности сырьевой направленности, которая обратит в страну в сырьевой придаток для обрабатывающих отраслей развитых стран [15]. Если говорить о роли государства, то стоит вспомнить труды зарубежных авторов. В исследованиях Майкла Портера государству отводится особая роль в формировании степени устойчивости страны на внешних рынках [16]. В связи с этим очень важно чётко формулировать приоритеты экспортной политики государства. Из этого следует, что российский несырьевой экспорт состоит в большей степени из ассортимента простых изделий и товаров, близких к сырьевым. Очевидно, что это не позволит получить долгосрочный экономический эффект для территории и стратегического виденья в целом [17].

Таким образом, при традиционном подходе к оценке несырьевого экспорта в России складывается ситуация с преобладанием продукции в основном низких, а также, в чуть меньшей степени, средних переделов топливно-энергетического комплекса и металлургической промышленности, что, в свою очередь, говорит о получении только краткосрочной выгоды и не может произвести должного экономического эффекта в долгосрочной перспективе.

С нашей точки зрения, под сырьевым экспортом следует понимать экспорт добытых полезных ископаемых и других природных ресурсов, произведенных из них материалов, подлежащих дальнейшей переработке (сырьевые товары).

В то же время несырьевой товарный экспорт – это не только поставки на зарубежные рынки готовой сложной продукции (энергоблоков, самолетов, автомобилей и т. д.). В первую очередь это экспорт деталей и комплектующих для восходящих глобальных цепочек добавленной стоимости (процесс создания определённой сложной продукции в целях достижения глобальной цели, выход на новые и формирующиеся рынки).

При таком подходе доля несырьевого товарного экспорта в 2016 г. в России составила 9,1% [18]. Из этого следует, что основной потенциальной позицией в несырьевом товарном экспорте, востребованной на мировых рынках, является машиностроительная продукция. Это отражает главные приоритеты развития как экономики России в целом, так и территорий в частности.

Основным драйвером экономического роста регионов должен стать экспорт продукции несырьевых производств, выпускающих конкурентоспособные товары, с высокой степенью переработки и расширением их присутствия на мировых машиностроительных рынках.

Таким образом, ключевыми инструментами для реализации проактивной экспортной политики в регионах с целью увеличения доли несырьевого сектора для обеспечения экономического роста должны стать следующие: формирование и построение системы поддержки и стимулирования развития высокотехнологичной продукции несырьевого экспорта на основе нефинансовых и финансовых инструментов (налоги, кредиты, страхование, торгово-экономические меры) на всех циклах экспортной деятельности с поэтапной возможностью их реализации; расширение спектра существующих кредитных инструментов и повышение конкурентоспособности их условий (процентные ставки, сроки рассмотрения) с увеличением объёмов финансирования на разных стадиях экспортного цикла; развитие кадрового потенциала с формированием пула экспертов и внедрением профессионального стандарта «специалист по внешнеэкономической деятельности»; применение сетевого подхода к созданию региональных центров поддержки экспортно ориентированных предприятий в предпринимательском секторе с оценкой экономического эффекта для участников и регионального бюджета.

Дальнейшим этапом исследования будет разработка алгоритма и показателей оценки несырьевого экспорта в социально-экономическом развитии с апробацией на субъектах Российской Федерации.