Малый и средний бизнес считают движущей силой национальной экономики. Однако в современных, довольно непростых, экономических условиях от этого сектора сложно ожидать значительных успехов.
Малый бизнес – это тип предпринимательства, характеризующийся небольшим количеством сотрудников (до 100 человек) и средним доходом (до 800 млн рублей в год). Это не просто экономическая, но и социально-политическая категория, представители которой имеют особое мировоззрение – бизнесмены такого рода быстро адаптируются к социально-экономическим изменениям и приспосабливаются к новым условиям труда.
Наличие развитого сектора малого бизнеса и степень его активности позволяют определить, насколько открыта экономика государства, а также характеризуют уровень его демократизации.
Кроме того, налоговые поступления от малого бизнеса значительно пополняют бюджет государства. Также малый бизнес способствует повышению информированности органов власти о состоянии экономики и хозяйственной инициативе граждан.
В России, по данным Росстата, по состоянию на начало 2018 г. количество малых и средних предприятий достигло 5,5 млн (2,9 млн индивидуальных предпринимателей и 2,7 млн малых компаний). В динамике по сравнению с 2015 г. число малых предприятий увеличилось с 2,22 млн до 2,77 млн. Этот сегмент создает более 10 млн рабочих мест и обеспечивает до 20% ВВП [1]. Но, по сравнению с другими странами, особенно промышленно развитыми странами Северной Америки и Западной Европы, где малые предприятия производят 50% ВВП, эти цифры скромны.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ и недостатков относительно средних и крупных предприятий. К основным преимуществам малого бизнеса относятся гибкость в принятии решений, быстрая адаптация к изменяющимся экономическим условиям, высокая личная мотивация, относительно низкая стоимость создания организации.
Однако в России много проблем с малым бизнесом. Важнейшими факторами, мешающими его развитию, являются следующие [2]:
- низкая доступность финансовых ресурсов;
- отсутствие квалифицированного персонала и навыков;
- низкая доступность производственных мощностей и инфраструктуры;
- ограниченный доступ к рынкам, административные барьеры и коррупция;
- сильное влияние внешних условий.
Так, оборот малого бизнеса серьезно пострадал от экономического кризиса, вызванного девальвацией рубля, снижением цен на углеводороды и неблагоприятными внешними условиями, что выразилось в падении оборота с 44124,3 млрд руб. в 2015 г. до 38877 млрд руб. в 2017 г. [3] Кроме того, среднее число сотрудников за этот же период сократилось – с 10,3 млн в 2015 г. до 10,05 млн в 2017 г. (на 250 тысяч рабочих мест [4]).
Новосибирская область смотрится более выигрышно на фоне других субъектов федерации: оборот малых и средних предприятий региона вырос на 13% в 2017 г. По количественному показателю в сфере малого и среднего предпринимательства область занимает седьмое место в стране, по обороту – шестое место. Малый и средний бизнес – это главный производитель и работодатель в регионе, на которого приходится почти 50% торгово-экономического оборота, более 34% работников всех предприятий и организаций. Но концентрация предпринимательской деятельности преобладает в административном центре. Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства, в Новосибирске также существует ряд проблем, отражающих общестрановой тренд, с которыми сталкиваются предприниматели. Среди них: недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности; недостаток доступных производственных и офисных площадей; недобросовестная конкуренция [5].
В этих условиях необходимость государственной поддержки очевидна.
Система государственной поддержки малых предприятий в настоящее время состоит:
- из нормативно-правовых актов, закрепляющих условия развития и поддержки малых и средних предприятий;
- управленческого аппарата, который включает органы власти и учреждения, ответственные за развитие малого бизнеса, и реализацию государственной политики в этой области;
- государственной инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, в том числе некоммерческих и коммерческих организаций, с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поддерживается и поощряется государством.
Масштабирование малых и средних предприятий, увеличение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует систематической и всесторонней поддержки развития малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
В настоящее время основным способом государственного влияния на развитие различных отраслей экономики является их законодательное регулирование. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» формирует нормативную и организационную основу для поддержки малого бизнеса в России, основными институтами которого являются: технопарки, региональные венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, гарантийно-залоговые фонды, фонды прямых инвестиций, промышленные парки [6]. Действие этих институтов не избавляет предпринимателей от проблем, связанных с макроэкономической динамикой. Например, резиденты новосибирских муниципальных бизнес-инкубаторов сталкиваются с отсутствием необходимого сырья – поставщики находятся за рубежом. Такого же рода трудности возникают с технологиями, оборудованием и комплектующими, что обусловливает необходимость адекватной реакции со стороны государства.
Благодаря поддержке сегмента малого бизнеса государство может решить ряд своих общих проблем, связанных с повышением благосостояния населения, и прежде всего с увеличением доли граждан со средним уровнем доходов, наряду с увеличением налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Поэтому в рамках государственных программ реализуются различные формы поддержки малых предпринимателей:
1) Предоставление субсидий размером до 300 000 рублей. Решение о предоставлении принимается после анализа бизнес-плана и проверки соответствия требованиям для участников программы. При этом большая часть малых компаний попросту не знает, как составляется бизнес-план.
2) Бесплатные консультации, в ходе которых сотрудники учреждений готовы ответить на вопросы предпринимателя о налогообложении, бухгалтерском учете, планировании и других областях, связанных с взаимодействием с государственными органами. Такая деятельность ведется на базе служб по трудоустройству, ФНС или фондов развития бизнеса.
3) Обучение по ведению бизнеса для всех желающих, проводимое в виде тренингов и лекций на базе региональных фондов развития бизнеса, предназначенных для помощи неопытным предпринимателям.
4) Предоставление земли и помещений в аренду по льготным ставкам. Предприниматель может получить участок земли или имущество для временного использования. Это позволяет сэкономить на покупке собственных помещений у частных лиц. Однако со второго квартала 2015 г. малые предприниматели лишены преимуществ при выкупе арендуемых помещений, находящихся в собственности субъектов федерации и муниципальных образований.
5) Обеспечение участия в выставках и ярмарках на бесплатной основе. Размещение продуктов на свободных торговых площадках позволяет снизить затраты на рекламную компанию.
6) Выдача льготных кредитов в рамках отдельных программ, которые позволяют получить деньги под более низкую в сравнении со среднерыночной процентную ставку, чтобы начать или развивать свой бизнес. К примеру, в Новосибирской области Фонд микрофинансирования по итогам 2017 г. выдал 307 микрозаймов на сумму почти 400 млн руб. по ставке не более 10%. Для обрабатывающих производств, науки и научного обслуживания, здравоохранения и предоставления социальных услуг процентная ставка была снижена с 8,25 до 7,5%. Однако количество субъектов, которые могут ими воспользоваться, ограничено при высокой потребности.
Несмотря на существование ряда программ, общий объем государственной поддержки малого бизнеса в России снижается. В 2017 г. субсидии для малых предприятий сократились на 40% по сравнению с 2015 г. [7]
В условиях уменьшения государственной поддержки обостряются нерешенные проблемы малого бизнеса и возникают новые, препятствующие его развитию:
- Снижение потребительского спроса на услуги и товары малого бизнеса из-за снижения платежеспособности подавляющего большинства населения, в результате чего снижаются объемы производства. В нашей стране средний класс находится в стадии формирования, поэтому значительная часть населения имеет ограниченный потребительский спрос. Во время кризиса потребление товаров и услуг основной части населения уменьшается по причине экономической нестабильности и неопределенности будущего, что обусловливает уход с рынка части предпринимателей. По статистике, только 3,4% малых предприятий в России проживают более трех лет, а 15–20% зарегистрированных субъектов свою деятельность так и не начинают. Темпы роста зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране по-прежнему низки – их число увеличивается на 4% в год, а число людей, потерявших свои рабочие места, увеличивается (на 11% в 2017 г.) [8].
- Доступ к мировому рынку для малого бизнеса непрост из-за низкой конкурентоспособности отечественной продукции и низкого финансового потенциала компаний, ограничительного запрета торговли в виде тарифов, который будет продолжаться несмотря на присоединение России к ВТО.
- Значительный уровень налоговой нагрузки и несовершенство налоговой системы при нестабильности законодательства не способствуют задачам развития малого предпринимательства. Для стимулирования производственной деятельности необходима тщательно продуманная и сбалансированная налоговая политика.
Помимо этого, осложняют ситуацию проблемы взаимоотношений малого бизнеса с банковской системой, среди которых:
- недоступность финансовых ресурсов из-за высоких ставок по банковским кредитам. Финансовый кризис сильно ударил по малым предприятиям. Для смягчения ситуации руководство страны должно создать условия для получения предпринимателями кредитов по разумным ставкам. Во время глобального финансового обвала кредитные ставки во всем мире снизились, в то время как в нашей стране банки рассматривали это как необходимость нажиться на заемщиках, повышая процентные ставки, прикрывая программы финансирования и требуя досрочное погашение кредита. Из-за этого бремени большинство компаний обанкротились, потому что они не могли сохранить оборотный капитал: у них не было возможности продавать готовую продукцию, получать прибыль и погашать свои кредиты [9];
- трудности с погашением банковских кредитов, увеличение ставок банков в одностороннем порядке, невыгодные условия рефинансирования кредитов в иностранной валюте, трудности с реструктуризацией кредитов.
Предоставление кредитов малым предприятиям очень избирательно, и большое количество банков значительно ужесточили требования к заемщику для получения кредита. Для обеспечения жизнеспособности банков в условиях кризиса было принято решение приостановить кредитование преимущественно инвестиционного характера (покупка нового оборудования, недвижимости и т. д.), а также ограничить предоставление кредитов для пополнения оборотных средств, сократить сроки кредитования на фоне ужесточения требований к обеспечению собственности.
У банков в прерогативе клиенты с непрерывным, стабильным бизнесом и сильным финансовым положением, у которых есть положительная кредитная история. Большинство же малых компаний не могут получить кредиты в нужной сумме от банков из-за более низких рыночных цен на недвижимое имущество, служащее залоговым обеспечением, и потери ликвидности. В результате они остаются финансово необеспеченными в трудные экономические времена. Типичной особенностью кредитования малого бизнеса является сокращение продолжительности и объема корпоративного кредитования. В условиях значительной неопределенности и повышенного риска банки, как правило, предлагают малым предпринимателям краткосрочные займы ограниченного размера (на срок до одного года) [10]. К примеру, в 2015–2016 гг. в области микрокредитования почти 74% выданных кредитов имели срочность до одного года. Предприниматели не брали долгосрочные кредиты при повышенных процентных ставках в ожидании их снижения. Банки, в свою очередь, будучи неуверенными в будущем финансовом положении заемщиков, сократили свои программы долгосрочного финансирования.
В результате объем кредитов со сроками погашения более трех лет составлял всего 7% от общего объема кредитов малым и средним предприятиям в 2016 г., по сравнению с 11% в 2015 г. и 19% в 2011 г. [11] Рост кредитования произошел в 2017 г. (10%), но уровня 2015 г. он не достиг [12].
Существуют также трудности в расчетах с поставщиками и контрагентами, увеличение дебиторских требований (нарушение договорных обязательств, загруженность арбитражного суда).
Колебание курсовой стоимости национальной валюты по отношению к доллару США, евро и другим валютам и ослабление курса рубля оказывает негативное влияние на большинство мелких фирм, поскольку покупательная способность жителей снижается, а цены на товары и услуги растут.
Компании, у которых есть кредиты от иностранных банков, не имеют возможности выполнять свои обязательства, поскольку обменный курс валют поднимается как основная валюта кредита. Снижение курса рубля выгодно только для экспортеров из-за более низких издержек производства.
Усугубляет ситуацию, как уже говорилось, отсутствие эффективной государственной поддержки малого бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности. Антикризисные меры правительства РФ характеризуются недостаточным объемом или действенностью. Размер субсидиарной поддержки уменьшается на фоне сокращения уровня финансирования программ поддержки с 16 млрд руб. в 2016 г. до 11,5 млрд руб. в 2017 г.
Это снижение связано с тем, что антикризисные меры правительства были направлены прежде всего на поддержку банковского сектора и ограниченного числа крупных стратегических компаний. Средства в масштабах экономики (ВВП России превысил 90 трлн руб. в 2017 г.) незначительные, а при условии, что они распределяются между 85 субъектами федерации, эффект размазывания и вовсе сводит все усилия государства на нет.
Влияние на экономику больше обусловлено мерами, которые не предлагают прямую финансовую поддержку, а скорее упрощают для предпринимателей ведение бизнеса, в том числе благодаря снижению налоговых ставок. Однако на 2018 г. намечена новая реформа фискальной политики, о чем свидетельствуют подготовленные в 2017 г. законопроекты, предполагающие рост фискальной нагрузки, при том что она уже была увеличена с 2015 г. за счет введения торгового сбора, увеличения страховых взносов, роста налога на имущество. В результате таких нововведений положение малого предпринимательства может только усугубиться, а это, в свою очередь, приведет к его дальнейшему уходу в тень.
Поэтому, чтобы малый бизнес в России развивался более динамично, требуется неотложное решение существующих проблем. Поскольку проблема малого предпринимательства в нашей стране комплексная, то и решать ее необходимо по разным направлениям.