Full text

Современный этап развития национальной экономики характеризуется повышением роли и значения регионов в управлении социально-экономическими процессами. Вместе с тем региональное развитие характеризуется наличием проблем, решение которых представляется возможным при условии внедрения современных механизмов управления, действие которых должно быть направлено на более эффективное использование потенциала конкретной территории, повышая ее конкурентоспособность. Основная проблема при этом заключается в отсутствии достоверной информации о процессах, которые протекают в социально-экономической сфере конкретного регионального хозяйственного комплекса.

Также проблемой регионального развития в современных условиях становится обеспечение качественного социально-экономического роста, что возможно только на основе глубокого анализа сложившейся в регионе ситуации. Такой анализ дает возможность определить ресурсное обеспечение территории и, соответственно, реализовать эффективные управленческие решения. Поэтому в качестве основного инструментария определения количественных показателей проблемно-целевых ориентиров развития регионального хозяйственного комплекса предлагаем использовать мониторинг, который может стать эффективным инструментом, основой для выявления приоритетных направлений и резервов их устойчивого и сбалансированного роста.

Обозначенные проблемы позволяют говорить о необходимости не только тщательного научного анализа процессов формирования эффективных механизмов государственного регулирования регионального хозяйственного комплекса, но и разработки алгоритма внедрения мониторинга регионального развития.

Анализ рассматриваемой проблемы, а также исследования коллег [1] показал, что существующая система мониторинга социально-экономического развития регионов имеет ряд недостатков, среди которых отметим такие:

-          отсутствие единой согласованной базы данных;

-          разрозненность и несогласованность субъектов мониторинга;

-          слабая оперативность сбора данных;

-          отсутствие действенных способов интерпретации полученных результатов.

Наличие данных проблем никак не способствует своевременному и полному получению достоверной и актуальной информации, которая, как известно, является базой формированиясоциально-экономической стратегии развития регионального хозяйственного комплекса.

Для определения ресурсного обеспечения региона необходимо сформировать распределенную систему регионального мониторинга как одного из эффективных инструментов реализации государственной региональной политики. Так, представляет интерес методический инструментарий определения точек экономического роста в регионе, предложенный авторами работы [2], который направлен на получение максимального экономического эффекта от использования потенциала региона и достижение общего социально-экономического регионального развития.

В числе отечественных ученых, исследующих проблемы развития регионального хозяйственного комплекса, отметим А. Г. Гранберга, Ю. С. Ершова, В. Н. Лексина, Б. Н. Прокофьева, А. И. Татаркина, О. А. Романову и др. [3–6] Различные аспекты данной проблематики авторами данной публикации рассматривались в работах [7–15]. Учитывая высокую значимость данных вопросов, с одной стороны, и их недостаточную проработанность в теоретическом плане, с другой стороны, можем говорить об актуальности нашего исследования, его научном и прикладном значении.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам функционирования системы мониторинга социально-экономического развития территорий. Вместе с тем, несмотря на существенный вклад ученых и полученные ими результаты, следует отметить недостаточность фундаментальных исследований вопросов организации и внедрения мониторинга процессов развития региональных хозяйственных комплексов на основе анализа ресурсного обеспечения территории и методических разработок по практическому исследованию данной проблемы.

Для обеспечения эффективного управления развитием регионального хозяйственного комплекса необходима разработка долгосрочного плана мероприятий, в котором должны быть согласованы разные элементы государственной региональной политики, и ресурсные в том числе, и финансовые возможности территории на основе современных научно обоснованных методик и технологий.

Говоря о развитии регионального хозяйственного комплекса, нужно опираться на его потенциал, который представим в виде трех основных структурных составляющих (см. табл. 1).

Особенностью управления развитием регионального хозяйственного комплекса является то, что региональные органы управления в основном изменяют свою деятельность под влиянием факторов внешней среды. Их деятельность часто мотивируется угрозами, а не возможностями территории. Вместе с тем программы и направления развития РХК должны опираться не только на противостояние угрозам, но и на возможности дальнейшего роста. Разрабатываемые в этом направлении стратегии в обязательном порядке должны учитывать вызовы развития, т. е. осознанное вероятностное перспективное состояние внутренней и внешней среды РХК, которые создают серьезные преграды для развития и требуют превентивных мер в плановом периоде.

В методическом плане речь идет о пофакторной оценке преимуществ и ограничений, на основе чего проводится комплексная оценка РХК и определяются факторы, которые в наибольшей степени ограничивают и определяют параметры его рационального развития.

Таблица 1

 

Структура потенциала регионального хозяйственного комплекса

 

Базовый ресурсный потенциал развития РХК

Обеспечение потенциала развития РХК

Потенциал готовности к внедрению изменений в РХК

-  Природно-ресурсный потенциал;

-  экономико-географический потенциал;

-  рекреационный потенциал;

-  демографический потенциал;

-  историко-культурный потенциал

-  Человеческий потенциал;

-  производственный потенциал;

-  научно-инновационный потенциал;

-  социально-инфраструктурный потенциал;

-  инженерно-инфраструктурный потенциал;

-  бюджетный потенциал;

-  инвестиционный потенциал;

-  экспортно-импортный потенциал

-  Потенциал социально-психологической готовности;

-  потенциал нормативно-правовой готовности;

-  потенциал научно-методической готовности

 

Как было отмечено выше, одним из современных инструментов является мониторинг развития РХК, цель которого заключается в получении и обработке предварительной информации о состоянии регионального хозяйственного комплекса, а также тенденций его развития. При этом отметим, что реалистичность стратегии развития РХК в первую очередь зависит от обоснованности оценки его состояния, что, в свою очередь, обусловлено объективностью и содержательностью получаемой в результате проведения мониторинга информации.

Региональный мониторинг может обеспечить территориальное управление технологиями своевременного распознавания возможных угроз, перспектив и возможных сценариев развития регионального хозяйственного комплекса.

Говоря о мониторинге, отметим, что его результаты будут зависеть, прежде всего, от таких факторов, как надежность, достоверность, репрезентативность, релевантность, своевременность не только информации, но и методов ее обработки, квалификации специалистов, реализующих мониторинг.

Как отмечают специалисты, существующая система мониторинга практически не отвечает интересам целевой аудитории, тем, кто по сути, является потенциальным пользователем получаемой в результате мониторинга информации. Это связано с тем, что не формулируется для каждой конкретной целевой аудитории цель мониторинга, его предмет и периодичность проведения. Не указан также тип и характеристика получаемой информации. При этом в качестве целевой аудитории может выступать государство, инвесторы, население территории, которые должны, с одной стороны, иметь единые целевые установки проведения процедуры мониторинга, и, с другой стороны, должны быть объединены общими информационными целями для согласования необходимых управленческих решений относительно развития регионального хозяйственного комплекса.

Кроме того, мониторинг регионального хозяйственного комплекса должен проводиться систематично не сам по себе, но и систематичный характер должен иметь процесс сбора и обработки информации. Это необходимо для того, чтобы обеспечить необходимое качество процесса принятия и согласования управленческих решений, своевременного информирования общественности. Мониторинг также может и должен стать эффективным инструментом реализации обратной связи в процессе достижения целей проектов развития регионального хозяйственного комплекса, а также оценки стратегических программ развития и/или разработки политики развития данного объекта.

Как правильно отмечают авторы работы [16], в ходе проведения мониторинга государственные органы преследуют цель диагностирования всех аспектов социально-экономического развития региона и его территорий с целью определения основных тенденций развития. В данном аспекте приведенное утверждение совершенно актуально и для определения количественных показателей проблемно-целевых ориентиров развития регионального хозяйственного комплекса территории, стратегической целью которого является преодоление дифференциации отдельных территорий по уровню экономического развития и населения по уровню жизни.

Совершенно очевидно, что мониторинг развития регионального хозяйственного комплекса с позиции государства должен проводиться для получения информации, позволяющей своевременно корректировать региональную политику и разрабатывать целевые программы поддержки и развития тех видов экономической деятельности, которые являются наиболее критичными или важными в той или иной сложившейся ситуации.

Что касается мониторинга развития регионального хозяйственного комплекса с точки зрения интересов инвесторов, то здесь важным является получение качественных (достоверных, релевантных, своевременных, репрезентативных) сведений относительно уровня и характера инвестиционных рисков, имеющих место в данном конкретном регионе при реализации инвестиционных проектов, выявлении потенциальных стимулов для размещения инвестиционных ресурсов, которые предоставляются органами государственной власти, а также теми, которые обусловлены природно-ресурсным, кадровым, инновационным потенциалом той или иной территории.

Рассматривая такую целевую аудиторию проведения мониторинга развития регионального хозяйственного комплекса, как население конкретной исследуемой территории, отметим, что здесь важным является представление населения о необходимости и достаточности уровня благополучия региона, комфортности проживания на его территории, стабильности и безопасности. Для выявления данной информации пользуются такими инструментами, как перепись населения, социологические исследования, экспертные оценки и другие.

Как видим, разные группы пользователей мониторинга развития регионального хозяйственного комплекса пользуются различным инструментарием и разным набором элементов информационной базы как в количественном, так и в качественном отношении. Данные аспекты определяют необходимость внедрения селективного подхода, который предполагает переориентацию системы мониторинга развития регионального хозяйственного комплекса на выборочное, избирательное удовлетворение потребностей конечных потребителей, что повысит объективность и обоснованность принимаемых решений относительно разработки программ и направлений развития регионального хозяйственного комплекса.

Учитывая современные тенденции, целесообразно говорить о методологии мониторинга регионального хозяйственного комплекса в условиях глобализации и регионализации. Сегодня необходимо определить ту теоретическую базу, которая позволит выявить закономерности развития регионального хозяйственного комплекса с учетом появления такого фактора, как цифровая экономика.

Развитие регионального хозяйственного комплекса в условиях глобализации направлено на формирование единого экономического пространства, а развитие цифровой экономики ведет к ускорению инновационных процессов. Совместное действие двух этих факторов позволяет рассматривать проблемы развития регионального хозяйственного комплекса в условиях появления глобальных сетей передачи и обработки информации.

Исходя из вышесказанного, предлагаем систему мониторинга, представляющую собой трехуровневую модель (см. табл. 2).

Таблица 2

Модель мониторинга развития регионального хозяйственного комплекса

 

 Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

- Мониторинг программы социально-экономического развития территории, на которой размещен РХК;

- мониторинг отраслевых программ относительно их направленности и достижения поставленных целей развития;

- мониторинг существующей в регионе системы планирования стратегий и программ развития, возможностей достижения поставленных целей;

- мониторинг финансового обеспечения реализации программ и проектов развития РХК и его составляющих

- Мониторинг целей развития;

- мониторинг степени выполнения проекта развития РХК (запланированные значения и полученные);

- мониторинг показателей развития (стартовые и достигнутые значения);

- мониторинг финансирования по уровням (федеральный, региональный, местный);

- мониторинг отклонений

- Мониторинг основных показателей развития РХК по схеме: выбор показателя – установление методики сбора данных; – определение источников информации

 

Как видим, первый уровень мониторинга предполагает анализ планов и программ развития РХК.

На втором уровне проводится контроль своевременного исполнения проектов развития РХК и его отдельных элементов.

Третий уровень мониторинга позволяет оценить основные показатели развития РХК. Для эффективной реализации данного уровня мониторинга рекомендуем придерживаться следующей последовательности действий: выбор показателя – установление методики сбора данных – определение источников информации.

Ну и, конечно, самое актуальное на сегодняшний день – автоматизация процесса мониторинга развития РХК, так как процессы внесения изменений в действующие программы и проекты, бюджет делают систему мониторинга громоздкой и трудноуправляемой в случае отсутствия связей с ключевыми целевыми программами развития как РХК, так и его компонентов, бюджет региона и т. д.

Здесь мы предлагаем создание информационной автоматизированной системы мониторинга РХК, структура которого представлена такими элементами, как программно-аппаратная платформа, включающая в себя веб-портал и систему управления базой данных; модули обеспечения взаимодействия (коммуникационные модули, интерфейс пользователя, система безопасности, система доступа к данным); блок поддержки принятия решений, включающий в себя модуль визуализации данных и модуль обработки данных.

Таким образом, постоянный мониторинг процессов развития регионального хозяйственного комплекса позволит получить достоверную информацию о процессах, которые протекают в социально-экономической сфере конкретного регионального хозяйственного комплекса, и на этой основе разработать необходимые управленческие воздействия.