Государственная поддержка предпринимательства в России представляет собой систему применения институциональных, финансовых, законодательных и иных рычагов управления и содействия в эффективном осуществлении предпринимательской деятельности.
Создание и поддержание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности определяют качество и эффективность организации регионального государственного контроля и надзора, что, в свою очередь, является одним из факторов, формирующих инвестиционную привлекательность в субъектах Российской Федерации.
В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне Распоряжением от 31 января 2017 года № 147-р были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах [1, 2]:
– получение разрешения на строительство и территориальное планирование;
– регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;
– постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;
– осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах федерации;
– поддержка малого и среднего предпринимательства;
– технологическое присоединение к электрическим сетям;
– подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;
– подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
– наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;
– эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта федерации;
– эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
– качество инвестиционного портала субъекта федерации.
Таким образом, основными организационными направлениями поддержки предпринимательства в России являются обеспечение доступного финансирования, оказание поддержки (информационной, маркетинговой, правовой, имущественной и иной помощи), содействие развитию профессиональных компетенций участников бизнеса, распространение лучших практик.
Общепризнано, что малое предпринимательство является важным субъектом экономической деятельности страны, выступая одним из основных источников поступлений в бюджет. Малый бизнес реализует решение важных социально-экономических задач: создание рабочих мест, участие в формировании бюджетов всех уровней, увеличение конкуренции в стране. Малый бизнес имеет значительный потенциал стать экономической опорой при поддержке государства. Данные предпосылки свидетельствуют о том, что предпринимательство выступает залогом развития экономики страны и международного престижа. Помощь предпринимательству приведет к увеличению доли валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, а также дохода от налоговых сборов в федеральную и региональную казну.
Предпринимательство способствует тому, чтобы экономика стала более эластичной и мобильной посредством привлечения собственных средств населения с целью формирования производства. Государственная политика во взаимоотношениях с предпринимательской деятельностью способна быть успешной лишь в том случае, если её тенденции сходятся с внутренними элементами формирования самого предпринимательства.
Либерализация экономической жизни страны требует сокращения прямого вмешательства государства и тем более протекционизма в отношении отдельных компаний или отраслей. Вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем появления и развития новых форм государственной политики [3]. Поддержка со стороны государства в первую очередь проявляется в содействии процессу саморазвития бизнеса, направлена на предотвращение преград, используя большой комплекс инструментов в достижении общих социально-экономических целей.
Из разрабатываемых направлений развития предпринимательства в России финансовая поддержка малого бизнеса занимает приоритетное направление и закреплена в соответствующих законодательных документах. В регионах создаются и внедряются региональные программы, стимулирующие молодых предпринимателей. Существуют и специальные налоговые льготы для регистрируемых субъектов малого бизнеса [4].
В ряде субъектов РФ разработаны специальные программы поддержки малого предпринимательства, согласно которым предприниматель может рассчитывать на следующие льготы:
– частичное возмещение затрат на аренду и закупку оборудования;
– уменьшение налоговой ставки на доход в течение первых лет развития;
– льготное кредитование;
– бесплатная реклама своей продукции или услуги за счет участия в городских и региональных ярмарках.
Государство заинтересовано не только в финансировании открывающихся предприятий для укрепления в определенной нише бизнеса, но и в адаптации к экономическим трудностям и улучшении производства.
Концепция государственной политики в сфере предпринимательства, которая сформировалась на сегодняшний день, учитывает большинство проблем, тормозящих развитие предпринимательского сектора в России. В то же время малый бизнес, который должен составлять основу экономики, зарождался и развивался стихийно вопреки целенаправленным усилиям государства. Тем не менее данный фактор экономики призван способствовать выходу из чрезмерной зависимости от энергетического комплекса, и, как следствие, экономика России не будет продолжать зависеть от цен на нефть. В случае успешного развития малого бизнеса бюджет страны будет пополняться вне зависимости от колебаний на внешнем рынке, что позволит государству решать социальные проблемы населения.
Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам развития, сегодня малый бизнес сталкивается с множеством проблем. В их числе:
– несовершенная система налогообложения;
– отсутствие правовых гарантий, что противоречит отдельным нормативно-правовым актам;
– финансовые трудности с получением кредита для открытия предприятий, их функционирования;
– нехватка квалифицированных кадров.
Опираясь на сложившийся опыт и тренды современного развития экономики, можно выделить следующие аспекты предпринимательской деятельности в России:
- Налоговая ставка
Для устранения проблем необходимо комплексное переосмысление предпосылок возникновения трудностей и принятие конкретных действий в проблемных областях. В первую очередь рекомендуется уменьшить налоговую ставку на предпринимательскую деятельность. Это остро необходимо для стартапов, особенно в таких видах деятельности, как производственная, строительная и инновационная.
- Законодательные конкретизации
Требует уточнения определений понятий «малое или среднее предприятие» и «субъект малого или среднего предпринимательства».
Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2018 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:
- попадать в рамки лимита по размеру доходов;
- попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
- попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале [5].
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливают государственные институты власти. Требуются методические конкретизации критериальной оценки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, дополнение новым набором финансовых параметров, таких как объем продаж, оборот денежных средств и т. д., что приводит к реализации целей государственной поддержки предпринимательской деятельности и детализированному сбору статистических данных.
- Кредитные преграды
Далее следует создать систему гарантий банковского кредитования для предпринимателей. Высокие ставки по кредитам являются непреодолимой преградой для развития малого предпринимательства в России. По статистике, более 30% предприятий малого бизнеса закрываются после одного года работы. Основной причиной является нехватка финансовых средств. Решением в данном случае может стать получение кредита, но высокие процентные ставки затрудняют процесс устойчивого ведения бизнеса. В связи с этим целесообразно создать специализированные кредитные организации, которые бы содействовали малому бизнесу в получении кредита в упрощенном порядке и на более выгодных условиях.
- Квалифицированные кадры
Еще одной необходимостью ведения малого бизнеса в современных условиях является потребность в усовершенствовании работы в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого предпринимательства в России задействованы миллионы людей, среди которых много молодых предпринимателей. По данным социологических опросов, около 60% из них считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области своего дела. Особенно это касается подготовки руководителей и менеджеров предприятий. По оценкам экспертов, лишь в 30% случаев топ-менеджмента предприятия имеют руководителей, которые обладают специальной квалификацией в области малого бизнеса.
- Экономические катаклизмы
Отрицательным фактором воздействия для малого бизнеса является изменение экономической ситуации в стране. Низкая платежеспособность населения – серьезная преграда для развития малого бизнеса. Экономические катаклизмы снизили возможности финансовой поддержки предпринимательства. Усугубляет положение и высокая жесткость финансовой политики. Сегодня предприниматели плохо обеспечивают на предприятиях необходимые объемы оборотных средств.
- Картелизация конкурентных сфер экономики
Острой проблемой выступает монополизация бизнес-рынков. Государственные структуры и компании с государственным участием занимают ниши малого и среднего бизнеса, тем самым вытесняют потенциальных участников (субъектов малого и среднего предпринимательства), приводя к отрицательным последствиям фактической картелизации конкурентных сфер экономики. Результатом картелизации экономики становится снижение предпринимательских инициатив и стимулов к открытию собственного бизнеса. Преимуществами работы механизма государственно-частного партнерства являются широкие финансовые и лоббистские возможности, доступность кредитов и упрощенные схемы ведения бизнеса. Тем самым происходит вытеснение других участников рынков силами возросшей конкуренции.
На сегодняшний день у государства есть множество инструментов и рычагов воздействия для устранения указанных проблем. Доля малого и среднего предпринимательства к 2025 году должна увеличиться до 40% в ВВП России. Предпринятые структурные преобразования должны быть стабильны и направлены на устойчивый экономический рост.
Многие предприятия малого и среднего бизнеса не выполняют инновационную функцию и не реализуют на практике научно-технические разработки. Большинство из них занято в сфере розничной торговли и развивается в области быстрого оборота капитала, выступая посредниками между производителями и потребителями продукции. Инновационный компонент должна присутствовать во всех направлениях деятельности малого бизнеса и проявляться в активном внедрении новых технологий в сферу рыночных отношений и адаптации к ней. Перспективно расширять также горизонты по видам малого и среднего предпринимательства: социальное, молодежное, женское и т. д.
В современной экономике функционирует устоявшаяся платформа, ориентированная на развитие и поддержку предпринимательского сектора, но существует также и необходимость достижения целевых показателей, модернизации условий ведения бизнеса, упрощения организационных процедур, применения усовершенствованных техник и методик отчетности. Кроме этого стоит задача акселерации субъектов предпринимательства, развития инфраструктурных сервисов поддержки, что в результате благоприятно скажется на социальном благоустройстве, научно-технической составляющей, экономической мощи страны.