Full text

Проектное финансирование является сравнительно новой и перспективной формой организации инвестиций в проекты реального сектора экономики. К настоящему времени проектное финансирование уже достаточно широко распространено в промышленно развитых странах, однако в России оно находится лишь на начальном этапе зарождения. Проектное финансирование в отличие от венчурного финансирования используется не для внедрения инноваций, а для реализации новых, но уже имеющих аналоги технологических проектов.

По оценке Project Finance & Infrastructure Journal, мировой объём сделок в формате проектного финансирования в 2007–2017 гг. составил более $3,3 трлн в количестве почти 8,5 тыс. сделок. При этом на Россию приходится меньше 1% от этого количества проектов и только порядка 2,7% их стоимости [1]. Доля новых сделок в формате проектного финансирования в России в 2017 г. не превышала 0,28% ВВП (из которых 40% приходилось на нефтегазовый сектор). Пик развития этой формы привлечения средств при осуществлении проектной деятельности пришёлся на 2016 г., когда были заключены сделки объёмом почти 2,5% ВВП. В предыдущие три года доля таких проектов не превышала и 0,25% ВВП [2]. Очевидно, что этого недостаточно для положительного воздействия на ВВП и другие макроэкономические показатели. Между тем именно механизм проектного финансирования может разрешить проблемы эффективного перераспределения инвестиционных ресурсов в нашей стране, консолидации интересов многих участников по тем или иным значимым направлениям развития, увеличения ВВП и ВРП. Так, по оценке Booz & Company (часть глобальной сети PwC), увеличение инвестиций проектного характера (в том числе в разные формы государственно-частного партнерства) на 1 п. п. способствует приросту ВВП на душу населения на 0,3 п. п. [3]

Проектное финансирование в отечественной финансовой науке рассматривается преимущественно как банковское долгосрочное кредитование промышленных инвестиционных проектов. Подобная точка зрения находит отражение в работах Ю. Малышева, А. Оленева, С. А. Обозова и других авторов [4, 5]. Официальное определение, представленное в постановлении Правительства № 168 от 15 февраля 2018 г., также делает акцент на преимущественно долговой природе предоставления финансовых ресурсов: «вид долгосрочного (на срок не менее 3 лет) финансирования инвестиционного проекта в форме предоставления кредита (займа), при котором источником погашения задолженности являются доходы от использования или реализации имущества, созданного и (или) приобретенного при реализации инвестиционного проекта» [6]. Тот факт, что в соответствии с упомянутым выше постановлением финансирование может осуществляться в форме кредита или займа, позволяет привлекать к инвестиционной проектной деятельности в качестве кредиторов не только банковские организации, но и иные структуры, которым разрешено действующим законодательством предоставлять займы юридическим лицам. К числу последних можно отнести инвестиционные фонды. Однако традиционными субъектами, осуществляющими деятельность в сфере финансирования инвестиционных проектов в России, остаются крупные банки с государственным участием.

Схему проектного финансирования можно рассматривать в качестве системы отношений, организующей между участниками передачу и распределение соответствующих видов экономических и финансовых рисков, связанных с вероятностью возникновения рассогласования денежных притоков и оттоков по времени и по объемам.

Институциональными участниками – субъектами проектного финансирования – являются кредиторы, инвесторы и проектное предприятие. Инвесторы формируют первоначальный капитал проекта – уставный капитал проектного предприятия. Кредиторы обеспечивают заемный капитал, составляющий существенную долю капитала проектной кампании (от 70–80%). Проектная компания представляет собой формализованную в виде отдельного юридического лица систему финансовых отношений по поводу реализации проектного финансирования.

Объектом данной системы отношений выступает денежный поток проекта, структурированный по следующим условным функциональным направлениям: 1) денежный поток от операционной деятельности проектной организации; 2) денежный поток от инвестиционной деятельности проектной организации; 3) денежный поток от финансовой деятельности проектной организации.

Генерация денежного потока от операционной деятельности связана с уровнем платежеспособности клиентов и эффективностью привлечения экономических ресурсов для реализации проекта. На уровень денежного потока от инвестиционной и финансовой деятельности могут влиять спрос и предложение на рынке финансового капитала, нестабильность рыночной конъюнктуры на данном рынке (волатильность).

Основные задачи функционирования проектной компании в условиях волатильности национального и мирового рынка капитала заключаются в достижении следующих видов агрегированного денежного потока:

  1. Задача-минимум – денежный поток, предполагающий возврат долгового финансирования. Он реализуется в условиях безубыточного функционирования проекта, позволяющих обеспечить возврат сумм основного долга и процентных расходов.
  2. Задача-максимум – денежный поток, предполагающий возврат долевого финансирования. Он реализуется в условиях функционирования проекта, позволяющих обеспечить возврат сумм основного долга, процентных расходов и позволяющих осуществить формирование и распределение дивидендного фонда проектной организации.

Достижение подобных задач в условиях волатильности рынка капитала осуществляется за счет финансового инжиниринга. Финансовый инжиниринг в сфере проектного финансирования включает два направления:

-          Микроуровень (инструментальный) предполагает создание таких финансовых инструментов с заданными характеристиками, которые обеспечивают концентрацию денежных ресурсов с целью решения задачи проектной деятельности, существенно минимизируя риски участников (инвесторов и кредиторов).

-          Макроуровень (институциональный) предполагает организацию и координирование финансовой экосистемы с целью создания условий, благоприятных для реализации проектной деятельности.

Попытки развить проектное финансирование за счет финансовых инструментов, позволяющих прибегнуть к рефинансированию ссудной задолженности, правительство России делало в 2010 и 2014 гг. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 и одноимённая программа развития проектного финансирования предполагали реализацию механизма рефинансирования коммерческих кредитов, предоставленных на инвестиционные проекты, за счет «дешёвых» денег Центрального банка РФ. Подобный механизм минимизировал финансовое участие государства, оно участвовало только посредством предоставления государственных гарантий по кредитам. Однако данный инструмент не заработал в полную силу, поскольку основные участники не смогли договориться о механизме отбора проектов и целесообразности программы в принципе. На цели рефинансирования в период с 2015 г. до начала 2016 г. Центральным банком РФ было направлено не более 100 млрд руб., а всего одобрили для участия в программе 42 проекта почти на 350 млрд руб. (235 млрд руб. из которых подлежало рефинансированию Банком России). На льготы по Постановлению Правительства РФ № 1044 от 11 октября 2014 г. в 2015-м – начале 2016 г. рассчитывали многие проекты, однако данная программа слабо отличалась от стандартной государственной поддержки и не предполагала системного подхода к развитию инфраструктуры и реального сектора экономики [7].

В последнее время предпринимаются попытки стимулирования проектного финансирования на макроуровне. Программа «Фабрика проектного финансирования» была утверждена в феврале 2018 г. в рамках Постановления правительства № 168 от 15 февраля 2018 г. Оператором по данной программе был утвержден Внешэкономбанк. В рамках программы предполагается, что Внешэкономбанк совместно с другими институтами будет осуществлять проектное финансирование, в частности, за счёт выдачи синдицированных кредитов и секьюритизации портфеля, что должно способствовать развитию проектного финансирования в России. Однако при более внимательном изучении данного нормативного документа очевидно, что в настоящий момент описанный в нем инструмент мало чем отличается от кредитования. Так, согласно данному постановлению, до 1 января 2019 г. получить кредит в рамках программы смогут не только проектные компании, но и любые другие юридические лица, у которых нет долгов. Развивать же проектное финансирование в рамках программы планируется в лучшем случае с 2019 г. по перечню, указанному в постановлении.

Как отмечали Т. О. Подольская и В. С. Кравченко, в прошлом Россия (СССР) постоянно стремилась к достижению лидерских позиций «по основным направлениям развития науки и техники, что позволяло говорить о высоком уровне инновационного потенциала страны. В последние десятилетия лидирующие позиции в этой сфере упущены, а современное состояние экономики характеризуется отставанием…» [8]. В условиях экономической стагнации переход национальной экономической системы к новой стадии развития – экономики знаний – невозможен за счет ресурсов и усилий исключительно частных субъектов [9]. Дело в том, что в условиях замедления экономического роста подобные субъекты выбирают модель экономического поведения, ориентированную на сбережение (сохранение) накопленных ресурсов с отказом от рискованных долгосрочных инвестиционных инициатив. Драйверами экономического роста в этом случае могут выступать проекты, связанные со стабильным и платежеспособным спросом. В условиях экономической нестабильности к таким проектам следует относить инвестиционные проекты, ориентированные на развитие инфраструктуры, удовлетворяющей коллективные общественные потребности. Денежный поток на оплату общественных потребностей аккумулируется через бюджет того или иного уровня. А проводником между обществом и поставщиками товаров и услуг, удовлетворяющих указанные коллективные общественные потребности, выступают муниципальные, региональные и федеральные органы власти. Подобные проекты имеют «огромный потенциальный ресурс для вывода страны из кризиса и обеспечения динамичного экономического и социального развития, однако требуют соответствующих инвестиций» [10]. Заказчиком возведения инфраструктурных объектов капитальных вложений могут выступать муниципальные органы и органы государственной власти. Указанные структуры могут выступать также гарантом в отношении кредиторов и инвесторов. Однако основная проблема заключается в отсутствии координации между участниками финансовой экосистемы. В качестве предложения, формируемого в рамках данной статьи, в роли субъекта координации и диверсификации рисков предлагается использовать специализированный фонд.

Если на федеральном уровне оператором выступает Внешэкономбанк, то на региональном и местном уровнях в большинстве своем отсутствует организационная структура, выполняющая функции по координации субъектов проектного финансирования. Возможным вариантом модернизации региональной экономической системы может являться деятельность региональных фондов проектного финансирования, работающих с учетом специфики региона и пониманием проблем работающих производств и проектов. Сами же региональные фонды будут проводить не только конкурсный отбор заявок на проектное финансирование, но и конкурсный отбор финансирования для проекта с целью определения наилучшей цены привлекаемого капитала (в случае, если подобных источников будет несколько). Региональный фонд может быть наделен не только полномочиями координатора в сфере коммуникации заемщиков и кредиторов, но также полномочиями финансового посредника. В этом случае прямым кредитором по отношению к отобранным проектам будет выступать сам фонд, получивший средства на долговой основе от региональных банков, которые будут косвенными кредиторами.

Региональные банки КИС

 

 

Инвесторы

Региональные/муниципальные органы власти

Региональный фонд

Проектные предприятия

Учреждение

Запрос гарантии, залога, поручительства

Предоставление гарантии, залога, поручительства

Предоставление долгосрочного кредита

Предоставление проектного финансирования

 

Организация процесса проектного финансирования

 

Предлагаемая на рисунке схема предполагает формирование системного взаимодействия между участниками на принципах функционально-сетевой интеграции. Интеграция участников в финансовую сеть происходит за счет установления экономических отношений с концентратором сети – региональным фондом проектного финансирования. Функцией данного фонда выступает финансовое посредничество, призванное снизить риски одних участников сети по размещению капитала за счет диверсификации вложений и снизить издержки других участников по поиску доступного капитала. Инвесторами, предлагающими проекты фонду, будут выступать субъекты предпринимательской деятельности, создающие проектные предприятия, и органы власти (при желании и готовности последних). Функцией инвесторов является поиск экономически целесообразных инвестиционных идей. Формализация данных идей происходит через учреждение проектных предприятий. Функцией данных предприятий является реализация региональных инфраструктурных проектов и формирование потенциальных точек приложения капитала. Планируется, что долговое финансирование будет осуществляться региональными коммерческими банками с универсальной и базовой лицензией. Данные субъекты осуществляют функцию первичных кредиторов сети. Предоставление муниципальными и региональными властями для вновь создаваемого проекта поручительства, гарантии, имущества, которое может быть принято региональным фондом в качестве залога (здание, элементы инфраструктуры), направлено на снижение рисков участников процесса проектного финансирования. Дополнительной формой минимизации рисков является участие региональных или муниципальных властей в качестве соинвесторов. Органы власти в рамках предложенной модели реализуют две функции: 1) функцию общественного заказчика на создание объектов общественной инфраструктуры; 2) функцию субъекта, принимающего на себя все финансовые риски или их часть по проекту. По мере возврата кредита и реализации проекта величина обеспечения может сокращаться. По окончании процесса формирования объектов капитальных вложений и после ввода этих объектов в эксплуатацию наступает этап полезного использования инфраструктуры. Основной целью данного этапа является удовлетворение коллективных общественных потребностей. Оператором созданной инфраструктуры может выступать предприятие, находящееся в собственности инвесторов, органов власти либо в совместной собственности.

Однако при всей простоте данной схемы существуют серьезные проблемы, мешающие ее реализации:

-          Опасность проникновения коррупционных отношений в механизм реализации проектов.

-          Отсутствие практики реализации подобного механизма в регионах.

-          Отсутствие у органов власти ликвидного и соответствующего проектам залогового имущества.

-          Отсутствие у органов власти заинтересованности в реализации проектов.

-          Участники не готовы к диалогу относительно условий построения указанного механизма взаимодействия.

Нейтрализация подобных проблем возможна при четком определении правил и алгоритма действий участников, что достигается посредством формирования соответствующей региональной правовой базы. Старт переговоров по поводу выстраивания диалога между участниками может быть реализован на базе существующих формальных коммуникационных банковских площадок – региональных банковских ассоциаций и союзов. Подобные площадки позволяют «проводить региональные многосторонние совещания при участии руководителей банков-участников, руководства субъектов Федерации, представителей федеральных финансовых институтов» [11].

Волатильность мирового рынка капитала и санкционное давление негативно воздействуют на процессы циркуляции финансового капитала внутри страны. Для нейтрализации подобных условий следует активно применять финансовые инновации, в том числе организационного характера. Предлагаемая в статье схема организации проектного финансирования на базе регионального фонда позволяет создать финансовый механизм, функционирующий на принципе минимизации рисков (за счет диверсификации и дополнительной защиты кредиторов) и на принципе эффективности, реализуемом за счет выбора субъектов финансирования на основе конкурсного отбора.

Таким образом, в рамках данной статьи были рассмотрены теоретические аспекты процесса проектного финансирования и был предложен механизм организации проектного финансирования на региональном уровне на принципах функционально-сетевой интеграции участников.