Сегодня уже совершенно очевидно и понятно, что цифровая трансформация российской экономики приведет к глубинным преобразованиям производственных и бизнес-процессов, позволит изменить и оптимизировать схем взаимодействия участников экономической деятельности. Различные аспекты данной проблематики нашли отражение в ряде наших публикаций и публикаций других авторов [1–13]. Так, автор работы [14] ключевым фактором цифровой трансформации в деятельности субъектов рынка выделяет, прежде всего, развитие цифровой культуры, а также предлагает концептуальную модель построения рационального хозяйства с учетом цифровой трансформации экономики, показывает потенциал цифровой экономики. Авторы работы [15] дают общие подходы к оценке влияния цифровых технологий на рост мировой экономики, достаточно детально описывают замедление трендов в последние годы в области производства компьютеров, средств мобильной сотовой связи, подключений к Интернет, а также обращают внимание научной общественности на высокую степень корреляции между информационными технологиями и социально-экономическим развитием в мире. Авторы данной работы показывают, как цифровая революция ускоряет инновационные процессы, производительность труда и преобразовывает жизнь человечества. В работе [16] авторы предлагают шаги по реализации преимуществ цифровой экономики за счет применения информационных технологий, а также доказывают, что только комплексный подход, с согласованным и одновременным применением нескольких, но ключевых технологий, дает ожидаемый эффект от цифровой трансформации. Автор работы [17] рассматривает эффекты, которые оказывает внедрение технологий «цифровой экономики», на индустриальный сектор, и предлагает подходы к их классификации и количественной оценке. Интересным представляется исследование автора работы [18], который рассматривает вопросы прибыльности и роль информационно-коммуникационных технологий в цифровой экономике, вопросы исчезновения и появления рабочих мест в цифровой экономике, а также структурные изменения, связанные с цифровой экономикой. Мы в своих исследованиях [19–23] рассматриваем проблемы, которые напрямую или опосредованно возникают у субъектов хозяйствования при использовании цифровых технологий: необходимость обоснования затрат на обеспечение информационной безопасности, которая является прямым следствием цифровой трансформации субъекта бизнеса [24]; влияние мобильных технологий на обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнес-процессов [25, 26], а также организационно-экономические аспекты данной деятельности [27]. В работе [28] исследуются вопросы организации бизнес-процессов туристско-рекреационной деятельности на основе технологий цифровой экономики. Исследование [29] направлено на поиск путей решения проблемы использования ресурсов HR-аналитики и Digital-технологий в условиях перехода к сетевой цифровой экономике, что в конечном итоге определяет результативность деятельности хозяйствующих субъектов. Авторы работы [30] выделяют проблемы и ограничения, которые препятствуют полноценному построению цифровой экономики РФ, среди которых: низкая степень распространения цифровых технологий в образовательной деятельности, отсутствие инфраструктуры для продвижения отечественных разработок, недооценка инновационной деятельности отечественными компаниями. Также в работе выявлены перспективные направления развития цифровой экономики в РФ, среди которых – инновационные системы в промышленности, оборонные и космические технологии, нейротехнологии, роботостроение и другие. В своем исследовании [31] мы рассматриваем проблемы и технологии построения и оптимизации бизнес-процессов в условиях развития цифровой экономики.
Несмотря на достаточно широкое толкование понятий, связанных с цифровой трансформацией экономики Российской Федерации, вопросы поиска наиболее эффективных сценариев и моделей цифровой трансформации регионального хозяйственного комплекса требуют дополнительных исследований. Также требуют исследования подходы к решению проблем цифровой трансформации. Цель данного исследования – выявление проблем цифровой трансформации регионального хозяйственного комплекса.
Региональный хозяйственный комплекс является производственно-хозяйственной основой региона, с одной стороны, и частью национального комплекса – с другой. Вместе с тем региональный хозяйственный комплекс можно представить как динамичную и устойчивую социально-экономическую систему, включающую в себя интеграцию предприятий и отраслей, которые объединены внутренними связями. Совершенно очевидно, что региональный хозяйственный комплекс может работать успешно и эффективно только при условии как можно большего учета интересов региона и субъектов хозяйствования, а также факторов, оказывающих влияние на их деятельность. Однако в условиях цифровой экономики ситуация меняется, приоритеты смещаются, что необходимо учитывать при организации деятельности регионального хозяйственного комплекса.
Суть смещения вектора развития регионального хозяйственного комплекса в условиях цифровой экономики заключается в том, что цифровая экономика – это, по сути, экономика без границ, реализация которой в РФ и ее регионах предполагает внедрение лучших европейских практик в областях цифровизации и инновации, что позволит российской экономике увеличить свою конкурентоспособность. Цифровая трансформация требует и создает новые рынки, новые условия их функционирования, а также формирует новые подходы к аналитике, прогнозированию и принятию управленческих решений.
Обмен опытом между участниками цифровой экономики поможет улучшить качество выпускаемых товаров и услуг, повысить их долю на мировом рынке. Цифровая трансформация регионального хозяйственного комплекса направлена на повышение производительности труда, снижение себестоимости товаров и услуг, их более длительный жизненный цикл, ускорение процессов производства, обеспечение эффективного сервиса.
Процесс цифровой трансформации в РФ был актуализирован летом-осенью 2017 г., когда правительство страны утвердило государственную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», которая определяет основные направления государственной политики Российской Федерации по формированию цифровой экономики, в целях соблюдения национальных интересов и реализации национальных приоритетов. Данная программа основана на экономике данных, развитие которых позволит сформировать в Российской Федерации информационное пространство с учетом всех потребностей и граждан, и общества, и деловых кругов бизнеса.
В цифровой экономике появляются новые факторы, оказывающие влияние на функционирование регионального хозяйственного комплекса, среди которых отметим следующие:
- электронные технологии и услуги;
- объемные и многоотраслевые данные, представленные в цифровом виде, т. н. «большие данные»;
- технологии анализа «больших данных»;
- прогностические технологии.
При этом наличие такого ключевого фактора, как «большие данные», позволяет их обрабатывать и анализировать с помощью цифровых технологий, что существенно повышает эффективность и качество в производстве и потреблении товаров, работ и услуг, а также в процедурах управления. Поэтому наиболее высоким конкурентным преимуществом обладают те государства, экономика которых основывается на наиболее продвинутых электронных технологиях и услугах.
Важным аспектом цифровой трансформации регионального хозяйственного комплекса является обеспечение информационной и экономической безопасности государства и бизнеса, непрерывности бизнес-процессов в цифровой экосистеме.
Основные направления цифровой трансформации определены государственной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», к ним относятся:
- полная оцифровка экономики;
- обеспечение всеобщего доступного подключения к высокопроизводительным широкополосным сетям Интернет;
- наличие цифровых платформ, в том числе государственных, где будут предоставляться бесплатные сервисы, основанные на обработке открытых больших данных для населения и бизнеса;
- инфраструктура для хранения информации;
- технологии обработки «больших данных»;
- наличие доверенного цифрового пространства.
В цифровой экономике именно данные являются формой капитала, формирование, накопление и использование которого будет эффективным при условии тесного сотрудничества государства и бизнеса, государства и гражданского общества, бизнеса и гражданского общества. Однако здесь нужно учесть тот факт, что само по себе обладание этими данными является неполным преимуществом их владельцев. Для полного конкурентного преимущества нужно владеть не только данными, но и эффективными технологиями их обработки, поскольку качественный рост экономики возможен при наличии технологий, позволяющих максимально возможно точно оценивать текущее состояние рынков и отраслей. Также необходимо иметь возможность осуществлять эффективное прогнозирование развития национальных и мировых рынков и быстро реагировать на изменения в их конъюнктуре. Кроме того, требуются новые модели управления технологиями и данными, которые позволят осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества.
Цифровая трансформация регионального хозяйственного комплекса требует наличия благоприятной регуляторной среды, что требует комплексного анализа правовых аспектов. Еще одной важной проблемой цифровой трансформации регионального хозяйственного комплекса является обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнес-процессов. Данное обстоятельство вызвано открытостью цифровой экономики, трансграничностью субъектов хозяйственной деятельности. Еще одна из проблем цифровой трансформации заключается в том, что разрыв между возможностями в информационно-коммуникационных технологиях в регионах составляет от 3% до 65%.
Несмотря на наличие существующих проблем, цифровая трансформация регионального хозяйственного комплекса необходима. Предлагаем данный процесс реализовывать последовательно и поэтапно.
На первом, подготовительном, этапе следует определить ключевых участников и стейкхолдеров процесса. На втором этапе следует разработать концепцию развития цифровой экосистемы регионального хозяйственного комплекса. При этом необходимо разработать методологии и регламенты процесса цифровой трансформации; подготовить макет и карту масштабирования цифровой трансформации; провести необходимые расчеты и составить ресурсный план. Далее необходимо разработать техническое задание, календарный план и обобщенную смету затрат на проведение цифровой трансформации, а также эксплуатации цифровой экосистемы. В завершение второго этапа необходимо сформулировать список производимых экосистемой услуг и продуктов.
Третий этап, по сути, представляет собой этап внедрения проекта цифровой трансформации. На данном этапе следует прежде всего провести НИР и ОКР по созданию цифровой экосистемы регионального хозяйственного комплекса, опираясь на регламенты, разработанные на втором этапе. Далее необходимо разработать планы внедрения для регионального хозяйственного комплекса, разработать методологию и обучить всех участников процесса. Следующим шагом является разработка действующего макета платформы в реальной среде деятельности, а также проведение тестовых продаж конечных сервисов, что позволит проверить сформулированные на этапе исследования гипотезы, организовать и провести обучение методологии продаж в цифровой среде. Завершается данный этап подключением к действующей платформе.
Далее следует этап, условно именуемый как пилотный проект. Для его реализации нужно выделить действующую пилотную зону, разработать процедурную методологию и регуляторную модель, а также регламенты. После этого необходимо интегрировать все элементы в глобальную платформу цифровой экономики, запустить тестовые цифровые экосистемы.
В завершение процесса цифровой трансформации регионального хозяйственного комплекса следует перейти к этапу масштабирования. Масштабирование предполагает участие субъектов регионального хозяйственного комплекса, которые в дальнейшем смогут стать операторами цифровых экосистем регионального хозяйственного комплекса. Завершаться этап должен регистрацией в гиперплатформе «Цифровая страна».
В качестве проектов цифровой трансформации объектов регионального хозяйственного комплекса могут выступать следующие:
- создание региональной платформы цифрового жилищно-коммунального хозяйства, которая обеспечит сокращение издержек бюджета, повышение прозрачности хозяйственной деятельности ЖКХ, снижение социальной напряженности в отношении деятельности ЖКХ;
- поддержка малого и среднего предпринимательства за счет развития расширенного пакета и форматов предоставления государственных услуг для предприятий в формате «единого окна», снижения транзакционных издержек для субъектов малого и среднего предпринимательства, их интеграция в федеральные цепочки поставок с возможностью их отслеживания;
- цифровой город. Данный проект предполагает полную ориентацию на жителей, децентрализацию и кросс-платформенные решения, а также открытую платформу сервисов для операторов, непосредственно взаимодействующих с жителями региона;
- для сельского хозяйства предполагается разработка инструментов кооперации производителей сельхозпродукции, создание цифровых региональных логистических центров, интеграция в федеральные цепочки поставок сельхозпродукции;
- в здравоохранении необходима разработка региональной платформы цифровой медицины, которая должна интегрировать государственные, частные и ведомственные системы здравоохранения, а также формирование единой региональной системы планирования госпитализации;
- цифровой бюджет предполагает объединение локальных бухгалтерий бюджетных организаций региона в единую облачную систему, что позволит видеть не только каждую транзакцию, но и ее влияние на деятельность всего регионального хозяйственного комплекса.
В результате исследования можно сделать вывод, что цифровая трансформация регионального хозяйственного комплекса базируется на государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», которая направлена, прежде всего, на формирование благоприятной правовой среды для применения технологий, наращивание компетенций в этой области, развитие инфраструктуры, обеспечение киберустойчивости и развитие человеческого капитала. При этом главной целью государственного регулирования является снятие правовых ограничений для использования информационных технологий в деятельности субъектов хозяйствования регионального хозяйственного комплекса. Субъектом глобальной деятельности может стать любой субъект бизнеса, который через платформенные решения выходит не на локальный или национальный рынок, а становится участником глобального рынка. В качестве первостепенных проектов цифровой трансформации объектов регионального хозяйственного комплекса предложены ЖКХ, поддержка малого и среднего предпринимательства, цифровой город, сельское хозяйство, здравоохранение, цифровой бюджет, реализация которых направлена на цифровую трансформацию регионального хозяйственного комплекса.
Исследование позволило выявить основные проблемы, связанные с цифровой трансформацией регионального хозяйственного комплекса, среди которых наиболее актуальными являются обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнес-процессов и вопросы правового регулирования данных процессов. Для экономики регионального хозяйственного комплекса важно определить, как монетизировать инвестиции в цифровую трансформацию. Этим вопросам будут посвящены наши дальнейшие исследования.