Под международными инвестициями понимается вложение финансовых ресурсов для их будущего полного возврата и гарантии извлечения в перспективе дополнительной прибыли.
В рамках современного развития экономики государств, сопряженной с постоянным движением международных инвестиций, важно учитывать условия и особенности потока финансовых ресурсов между странами. Исторически сложилось, что одни государства характеризуются слабым экономическим развитием, другие страны, выступая лидерами на международной арене, навязывают свое мнение и условия развития мировой экономики.
С учетом вышесказанного следует констатировать отличие международных и обычных инвестиций, заключающееся в участии в экономических процессах финансовых вложений нескольких стран мира [1].
К преимуществам международных инвестиций следует отнести:
- отсутствие дифференциации денежных потоков в процессе совершения внутренних и внешних финансовых операций;
- возможность создания фирмы с иностранным участием, которая должна быть гарантирована страной;
- отсутствие проведения процедуры финансового контроля компании своим государством;
- появление экономии финансов благодаря предоставлению существенных льгот со стороны государства;
- применение льготного режима налогообложения;
- отсутствие условий быстрого возврата международных инвестиций как результат появления возможности стабильного развития организации с иностранным участием [2].
Большое значение в экономике в настоящее время отводится прямым иностранным инвестициям, обусловленным развитием международной торговли. Под ними необходимо понимать вложение денег в деятельность, не запрещенную законодательством, с целью извлечения возврата и их дополнительного прироста в долгосрочной перспективе. При совершении данного процесса появляется возможность контролировать капитал [3]. На привлечение международных инвестиций большое влияние оказывает величина тарифной ставки, поскольку малый размер тарифа более привлекателен для клиентов, чем наличие таможенных льгот. Изучение международной экономики свидетельствует о лавировании данного подхода для достижения странами углубленной интеграции с мировым сообществом.
Следовательно, под прямыми международными инвестициями понимают сделки с инвесторами или купленные за рубежом недвижимости [4].
Прямые иностранные инвестиции включают вложения в компании за рубежом, дочерние фирмы или покупку ценных бумаг.
Под прямым иностранным инвестором понимается физическое, государственное или юридическое лицо или группа лиц, владеющих ценными бумагами компании за рубежом.
В 2014 г. РФ поверглась экономическому кризису, что привело к снижению объемов ее иностранных инвестиций, и в связи с постоянными политическими рисками и влиянием совокупности факторов геополитической неопределенности до наращивания объема прямых иностранных инвестиций докризисного периода предстоит долгий путь [5].
Крупными получателями международных инвестиций в 2017 г. по-прежнему явились США, которые нарастили объем прямых иностранных инвестиций на 12% по сравнению с аналогичными данными 2016 г. Великобритания, поднявшись с 14-го места на 2-е, нарастила показатель привлечения ПИИ почти в восемь раз благодаря крупнейшим международным операциям по поглощениям. Китай – ведущая страна мира с развивающейся экономикой, несмотря на снижение уровня иностранных инвестиций на 1%, оказался на 3-м месте [6].
США в зарубежные страны вкладывали финансовые ресурсы в 2017 г. практически в аналогичном объеме уровня 2016 г. (сокращение составило только 1%). Страна в настоящее время лидирует по объему вложений в экономики других стран [7].
Китай активно получает финансовые ресурсы из-за рубежа и существенно инвестирует в другие страны, увеличив данный объем на более чем 40% и заняв 2-е место в рейтинге стран по объему вложенных международных инвестиций. Нидерланды также смогли обеспечить рост рассматриваемого показателя более чем на 25% [8].
Невозможно переоценить значение рынка прямых инвестиций для развития экономики России. Они способны обеспечить ее стабилизацию, оживление и подъем, спасти организации от банкротства [9]. Инвестирование пенсионных накоплений во многом сопряжено с функционированием современных негосударственных фондов, предлагающих разнообразные программы [10].
Международные инвестиции важны для страны-инвестора, так как, инвестируя денежные средства в экономику страны, инвестор предоставляет возможность улучшить внутреннее и внешнее экономическое положение государства. Спрос на продукцию, которая производится государством инвестора, возрастает. Значит, инвестируя финансы в конкретную страну мира, при наличии общей производственно-торговой цепи инвестор убеждается, что в перспективе денежные потоки будет полезны для собственной страны.
Эффективное применение инвестиций и инвестиционной политики во многом определяется нормативно-правовыми актами по регулированию инвестиционной деятельности. В России на арену выдвигается в первую очередь ряд международных конвенций и соглашений, затем – отечественные документы в области инвестирования, их необходимо рассмотреть.
Следует отметить, что особо важную роль играют Сеульская и Вашингтонская конвенции, прочие соглашения по иностранным инвестициям между странами, в том числе и в РФ, рассматривают отдельные взаимоотношения между странами.
Защиту международных вложений от некоммерческих рисков (риск массовых беспорядков, военных катаклизмов), которых достаточно в современных условиях в связи с появлением информационных технологий и нестабильностью развития мирового хозяйства, призвана обеспечить Сеульская конвенция. В данном процессе большое значение отводится Международному агентству гарантии инвестиций.
Целью Вашингтонской конвенции выступает формирование механизма разрешения споров между частными инвесторами и государствами благодаря специальному органу, выносящему вердикт справедливых решений при имеющихся разногласиях в области международной инвестиционной деятельности.
Наряду с двумя указанными выше документами приоритет в мире регулирования международного инвестирования отводится конвенции о защите прав инвестора, в которой имеются принципы, представляющие собой симбиоз двух конвенций.
Отличительной особенностью каждого международного документа в области инвестиционной деятельности выступает обязательное наличие системы страхования, отсутствие общего двойного налогообложения.
В РФ наибольший акцент на законодательной базе по международному инвестиционному сотрудничеству делается с 1980 г. Подобное законодательное регулирование характеризуется тремя этапами развития:
1) подготовительный этап (1980–1990 гг.), для которого была характерна база, способствующая дальнейшему эффективному развитию законодательства в сфере международных инвестиций;
2) этап «закрепления за инвестициями юридической терминологии» (1990–1999 гг.), сопряженный с возникновением первых законодательных актов по отношению к международным инвестициям. Данный временной период характеризовался приватизационными процессами, появлением частного предпринимательства. Он являлся основным с 1990 г., поскольку без первых законодательных актов в рамках международных инвестиций невозможно было бы стимулировать международные инвестиции. В первую очередь в инвестиционной деятельности ставили задачу стимулирования производственной деятельности. Для этого решался вопрос предоставления таможенных и налоговых льгот;
3) «адаптационный» этап, при котором законы России укладываются в русло мировой экономики и политики (1999 г. – по настоящее время). Данный период характеризуется постоянным поиском совершенствования российского законодательства.
На инвестиционную деятельность государственные органы влияют с помощью косвенных и прямых методов воздействия [11].
Косвенные методы, являющиеся для страны приоритетными, создают предпосылки для реализации инвестиционной деятельности. К подобным методам следует отнести регулирование вопросов налогообложения, финансирования инвестиционных вложений, в том числе за счет бюджетных финансов, возникновения инвестиционных фондов на собственной основе, банковских вопросов в области инвестирования.
Прямые методы воздействия на инвестиционные процессы реализуются со стороны государственных органов и включают рассмотрение законодательных аспектов в области международного и внутреннего инвестирования, предоставление государственных гарантий юридическим лицам, занимающимся инвестированием, выявление инвестиционных потенциальных проектов и программ. Данные методы воздействия являются предпосылкой для реализации косвенных методов, однако в современных экономических реалиях эффективно реализуются инвестиционные вложения только с учетом рационального грамотного сочетания и разумного применения в совокупности прямых и косвенных методов воздействия на инвестиционную деятельность.
Изучение законодательных актов в области инвестирования позволило выявить необходимость реализации инвестиционных отношений между странами благодаря официальным письменным контрактам или договорам. Данные документы должны быть составлены с учетом требований Гражданского кодекса.
Государственные контракты всегда сопряжены с государственным интересом, реализуются при обязательном наличии государственных органов. К ним относят договоры на оказание услуг, продажу продукции и товаров для нужд страны.
Инвестиционные соглашения в РФ являются новым веянием. На законодательном уровне они досконально не проработаны, характеризуются высоким потенциалом, так как сопряжены с проведением капитального строительства и ремонта. Инвесторы характеризуются одинаковыми правами в сфере инвестиционной деятельности. Инвесторы самостоятельно выбирают пути, область, источники инвестирования, способы управления объектами инвестирования.
Международные инвестиции сопряжены с большой выручкой, поскольку каждый инвестор тщательно рассчитывает сумму окончательной прибыли, величину предполагаемой рентабельности, выбирает объект инвестирования с минимальным для себя риском, использует различные методы страхования при вложении финансовых ресурсов, учитывает экономический уровень развития стран, скорость дохода, который могут принести инвестиции.
При принятии решения о выборе объекта международного инвестирования следует придерживаться опыта инвестирования прочих инвесторов, надежность вложения финансов. В связи с этим необходимо придерживаться критериев, надежно защищающих инвестора от неверного вложения инвестиций.
К подобным параметрам международной деятельности следует отнести:
- оптимальную пропорцию прогнозных показателей выручки и риска;
- достаточно высокий показатель дохода при конкретных рисках;
- минимальный риск с учетом определенной величины дохода.
Рассматривая вышеуказанные параметры, инвестор может сделать вывод о целесообразности вложения денежных средств в экономику другой страны, однако для окончательного вердикта следует учесть следующие экономические индикаторы:
- риски по ставкам кредита;
- период вложения денежных средств;
- затраты на реализацию проекта;
- процентные ставки;
- величина дохода;
- ликвидность проекта;
- срок окупаемости инвестиций;
- минимальный размер международных вложений;
- валютные риски;
- эффективность налогового законодательства и льготы по налогам;
- инфляционная стратегия.
Далее инвестор ставит на основе анализа перспектив организации вопрос о принятии проекта по вложению ресурсов. При этом учитываются следующие эффекты:
- дополнительные продажи при реализации международных инвестиций, обусловленные возросшим спросом на продукцию или оказываемые услуги;
- зависимости, сопряженные с конкурентными аспектами хозяйственной деятельности. Как следствие – снижение объемов реализации и наличие финансового ущерба для инвестора;
- роялти и комиссионные, положительную сумму которых обязательно необходимо учитывать при аналитике международных инвестиций.
Тщательно проработав все данные направления с финансового ракурса, инвестор окончательно принимает решение о международных инвестициях. Однако мы указали основные аспекты, на которые необходимо обращать внимание, есть и другие параметры, которые следует учесть: макроэкономическая ситуация, этапы развития экономики страны, политическая обстановка, настрой государства на международную деятельность и заинтересованность органов государственной власти в инвестиционной деятельности. Трудная политическая обстановка в той или иной стране мира может отрицательно отразиться на доходе от международной инвестиционной деятельности, неустойчивость валют также может спровоцировать убыток, причем существенный для инвестора. В связи с этим можно сделать вывод о необходимости досконального финансового анализа инвестиционного международного проекта, взгляда на проблему вложения финансовых ресурсов изнутри.
Прямые инвестиции нуждаются в государственной поддержке [12]. Государственная поддержка прямых инвестиций заключается:
- в законодательных гарантиях обеспечения деятельности инвесторов;
- создании и развитии системы преференций;
- наличии одного органа исполнительной власти, который уполномочен быть перед российскими и иностранными инвесторами представителем РФ;
- предоставлении надежных гарантий, связанных с покрытием инвестиционных рисков.
Государственная поддержка инвесторов должна иметь своей целью формирование благоприятного инвестиционного климата в стране. Безусловно, это наилучшим образом скажется на производстве товаров, работ и услуг в основных отраслях экономики.
Вместе с достижением озвученной выше цели будут решаться и другие сопутствующие вопросы. К ним относятся:
- реализация программы поддержки российских производителей;
- бережное и эффективное использование природных ресурсов;
- повышение производительности труда;
- развитие отраслей экономики, работающих на импортозамещение;
- увеличение уровня занятости населения [13];
- рост покупательной способности граждан;
- модернизация существующей производственной базы, чему будут способствовать новые технологии, ноу-хау, появление современного оборудования [14];
- интенсификация производства [15].

Olga Golybeva