Российская Федерация и Китайская Народная Республика имеют долгую историю взаимного сотрудничества. Экономическое сотрудничество этих двух стран – это немаловажный фактор развития всех международных экономических отношений.
Для того чтобы понять, какими тенденциями характеризуется это двустороннее сотрудничество, а также какие перспективы существуют на ближайшие годы, необходимо в первую очередь рассмотреть исторический аспект российско-китайского взаимодействия, а затем анализировать сложившуюся на данный момент обстановку в этой сфере.
Отправной точкой отношений между двумя странами можно считать 3 октября 1949 г., когда между КНР и СССР были установлены дипломатические отношения. С тех пор можно выделить три основных этапа, кардинально отличающихся друг от друга.
Первый этап – 1949–1959 гг., когда СССР оказывал Китаю серьёзную экономическую помощь, способствуя формированию китайской экономики, а также подталкивая хозяйственное развитие страны.
Естественно, экономические, и торговые в частности, отношения исходили из господствовавшего тогда административно-командного способа хозяйствования, в самом начале года определялся и подписывался план торговли на год, согласовывались поставки тех или иных видов товаров. СССР экспортировал в Китай продукцию машиностроения, а взамен импортировал сырьё, а также изделия лёгкой промышленности.
Таким образом, в экономическом плане Китай был больше зависим от СССР и выступал в качестве реципиента советских инвестиций.
Второй этап (1959–1989 гг.) характеризуется охлаждением отношений двух стран и привел к политическому противостоянию, которое нашло своё выражение в событиях на острове Даманском. Естественно, эти события отразились и на экономическом сотрудничестве: значительно снизился уровень товарооборота, а в 1970 г. объём торговли достиг критически низкой отметки за всю историю отношений двух стран.
Третий этап (с 1989 г. и до настоящего времени) является началом нового типа сотрудничества, которое основывается на множестве различных факторов. Экономические отношения всё меньше и меньше стали зависеть от политизированности и перешли на современный, рыночный этап.
Объёмы двусторонней торговли стали постепенно повышаться, и в конце 1993 г. был достигнут их максимум: 7,7 млрд долл. [1]
Стоит заметить, что одновременно и кардинально изменилась структура торговли, результатом либерализации экономических отношений и изменений экономической политики стала всё возрастающая потребность Китая в таких статьях импорта, как металлы, лес, оборудование, продукция машиностроения, которые с лихвой могла обеспечить находящаяся в тяжелом на тот момент положении Россия.
На сегодняшний день Китай и Россия являются одними из ведущих стран мира и играют немалую роль в развитии мировой экономики и международных экономических отношений.
Чтобы понять, как строятся взаимные экономические связи на данный момент и как они изменились с постсоветского периода, необходимо в первую очередь рассмотреть основные факторы, влияющие на экономическое сотрудничество РФ и КНР.
Таких фактора два:
- Экономическая взаимодополняемость России и Китая
Россия является обладателем богатейших запасов ресурсов, так необходимых Китаю, а Китай может поставлять в Россию готовую продукцию, которой не может обеспечить себя Россия. В частности, Россия экспортирует в Китай лес, нефть, газ и уголь, а Китай, в свою очередь, экспортирует в Россию достаточно дешёвую технику, продукцию лёгкой промышленности, готовую продукцию высоких технологий.
Стоит сразу оговориться, что хотя на первый взгляд взаимодополняемость выглядит как положительный фактор, однако у России велики шансы стать лишь сырьевым придатком Китая, обеспечивающим его необходимым сырьем и получающим взамен готовую продукцию, которую низкий уровень развития технологий внутри страны не позволяет производить самостоятельно.
Таким образом, сложилась ситуация, прямо противоположная временам СССР: теперь уже мы больше зависимы от Китая, чем Китай от нас.
- Вступление России в ВТО
Это обстоятельство может сыграть позитивную роль в плане развития двусторонних отношений.
Предполагается, что вступление России в ВТО приведёт к модернизации российской экономики, улучшит торговую среду и инвестиционный климат. Таким образом, появится больше возможностей для привлечения китайского капитала в Россию и осуществления совместных инвестиционных проектов.
Кроме того, тот факт, что обе страны теперь являются участницами ВТО, говорит о том, что экономические отношения будут осуществляться более стандартизированно и упорядоченно.
Теперь, когда мы рассмотрели факторы, обусловливающие характер российско-китайских экономических отношений, стоит взглянуть на общую статистику последних лет.
На данный момент Китай является для России торговым партнёром номер один, в то время как для Китая по итогам 2013 г. Россия в аналогичном списке заняла лишь 10-е место.
По итогам 2013 г. товарооборот между РФ и КНР составил 89,21 млрд долл. (1 млрд прироста по сравнению с 2012 г.), при этом импорт китайских товаров в Россию вырос в минувшем году на 12,6%, достигнув 49,59 млрд долл., импорт российских товаров в КНР сократился на 10,3% по сравнению с 2012 г., до 39,62 млрд долл. По итогам 2017 г. товарооборот вырос в долларовом эквиваленте на 20,8% по сравнению с 2016 г. [2]
Лидирующим направлением в двустороннем сотрудничестве на данный момент является приграничное взаимодействие, чему в немалой мере способствует протяжённость пограничной линии. В наибольшей мере развиваются экономические связи ДВ России с такими провинциями, как Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян.
В то же время наблюдаются достаточно серьёзные структурные диспропорции, выраженные в товарной структуре российского экспорта, в котором продолжают преобладать минеральное сырьё, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, руды, шлаки, цветные металлы и т. д.
На эти статьи приходится примерно 70% экспорта в Китай, что приводит к созданию монотоварной структуры экспорта [3].
Китай же, в свою очередь, диверсифицирует свой экспорт в Россию, и, помимо готовой продукции лёгкой промышленности, в нём также присутствуют продукция сельского хозяйства, машины и оборудование, в последние годы увеличивается доля высоких технологий.
Это, пожалуй, является самой большой проблемой российско-китайского экономического сотрудничества. Хотя в последние годы наблюдается увеличение взаимных капиталовложений, а также увеличение объёмов торговли, однако по-прежнему сохраняются такие проблемы, как ограниченность наименований российского экспорта, отсталость инфраструктуры взаимных расчётов, невысокое качество товаров и т. д.
Структурные диспропорции оказывают сильное влияние и на инвестиционное сотрудничество, которое является немаловажной формой экономического сотрудничества. История инвестиционного сотрудничества России и Китая достаточно короткая, в 90-е гг. ХХ в. объёмы инвестиций были настолько малы, что не учитывались статистическими органами КНР [4].
Бурный расцвет инвестиционного сотрудничества начался только в последние годы. Однако стоит отметить, что сферами, в которых происходит инвестиционное сотрудничество, являются, так же как и в торговле, добыча угля, нефти и газа, а также инвестиции в сельское хозяйство и крупные инфраструктурные проекты, зачастую также связанные с ТЭК или обслуживающие его.
В структуре инвестиций большую часть составляют так называемые «прочие» инвестиции, которые заключаются, например, в предоставлении китайскими банками кредитов российским компаниям; в частности, ОАО «Роснефть» получила 15 млрд долл., а ОАО «Транснефть» – 10 млрд долл. в обмен на долгосрочные поставки нефти в Китай через нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) [5].
Что касается доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то она очень мала и составляет менее 10% взаимных инвестиционных потоков [6].
Стоит также отметить, что Китай вкладывает большие средства в Россию, нежели Россия в Китай, хотя в целом инвестиционные потоки и нельзя назвать крупными, поскольку такого рода сотрудничество, по сути, находится только на начальном этапе и осложнено рядом проблем.
Крупнейшими проектами с участием инвестиционного капитала на данный момент в России являются строительство района «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге, здания «Башня Федерации» в Москве, а также строительство целлюлозно-бумажных комбинатов в Хабаровском крае и Читинской области. Нельзя обойти стороной и инвестиции Китая в развитие российского сельского хозяйства.
В 2012 г. в рамках китайской инвестиционной корпорации, был выделен 1 млрд долл., который пошёл в совместный российско-китайский фонд. Все эти деньги предполагается потратить на реализацию программы аренды (а иногда покупки) и развития ферм в Челябинской области, а также Подмосковье и Санкт-Петербурге, находящихся очень далеко от китайской границы [7].
Помимо этого провинцией Хэйлунцзян также подписано соглашение с российской стороной об аренде земель Дальневосточного региона, а также о создании пункта обслуживания для китайских рабочих, который будет осуществлять их профессиональную подготовку.
Оценивая вышеперечисленные инвестиционные проекты, можно прийти к выводу, что Китай вкладывает капиталы только в определённые сферы, которые впоследствии будут приносить ему прибыль.
Естественно, в экономике не идёт речи о бескорыстной взаимопомощи, и, пока Россия не будет обладать достаточными средствами для развития своих регионов, в первую очередь Дальнего Востока, китайские инвестиции в этих местах будут основным стимулом хоть какого-нибудь экономического развития.
На наш взгляд, помимо перекоса в сторону ТЭК, инвестиционное сотрудничество осложнено также рядом других проблем, в частности недоверием китайских инвесторов к России, которое складывается из-за несовершенной системы российских законов, множественных бюрократических проволочек, всё это приводит к созданию неблагоприятного инвестиционного климата.
Кроме того, до недавнего времени и Россия, и Китая в большей степени являлись реципиентами иностранного капитала, нежели экспортировали свой капитал в другие страны, это также осложняет двустороннее инвестиционное сотрудничество.
Только за последние годы из-за вышесказанных причин были отменены несколько сотен сделок, однако в целом ситуация постепенно улучшается и объёмы инвестиционного сотрудничества растут. России и Китаю в этом вопросе очень важно найти золотую середину, которая обеспечила бы обоюдное удовлетворение интересов обеих стран и помогла бы в поиске новых путей сотрудничества.
Естественно, все проблемы имеют свои пути решения, и будущее российско-китайских экономических отношений может выглядеть вполне радужно.
В частности, 5 июня 2013 г. было подписано совместное заявление о дальнейшем углублении отношений, развитии отношений стратегического партнёрства; согласно этому заявлению, перед Россией и Китаем ставится следующая задача на будущее: к 2020 г. довести уровень товарооборота до 200 млрд долл. [8]
При условии наличия оптимизированных структур и обеспечения должного качества торговли существуют все шансы достичь этой отметки раньше указанного срока. Россия и Китай на данный момент – быстрорастущие и быстроразвивающиеся рынки, двумя странами уже создан совместный фонд прямых инвестиций, и ориентирован он на компании Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, Китай интересует сотрудничество с Россией в сфере науки и техники. Между российским «Роснано» и китайским Министерством науки и технологий подписано соглашение о сотрудничестве в области нанотехнологий.
Чуть ли не наибольшим потенциалом обладает сфера межбанковского сотрудничества.
К примеру, китайская платёжная система China UnionPay в последние годы получает развитие в России, всё больше и больше банков начинают выдавать карты, работающие не только через системы Visa и MasterCard, а также через UnionPay, что облегчает расчёты бизнесменам и упрощает жизнь туристам.
Кроме того, это поможет снизить зависимость России от двух вышеперечисленных западных платёжных систем.
Таким образом, бурное экономическое развитие российского соседа, достаточно стабильная макроэкономическая ситуация в Китае, а также его интеграция в мировую экономическую систему в ближайшее десятилетие будут способствовать развитию двусторонних российско-китайских экономических отношений.
Основной задачей в этой сфере для России является не уйти слишком далеко в «сырьевое» сотрудничество, а на равных осуществлять с Китаем совместные экономическое проекты также в сфере развития высоких технологий, создания технопарков, развития особых экономических зон. Всё это будет способствовать укреплению и развитию экономических и политических отношений между двумя странами.