Full text

Наиболее ценной является та композиция,

от которой нельзя ничего отнять

и к которой нельзя ничего прибавить.

Г. К. Савицкий

 

Полагаясь на личный опыт и историю изобразительного искусства, рассмотрим различные варианты композиции портрета. Предложенные в статье способы композиции дают представление о многообразии форм композиционного решения в таком сложном жанре, как портрет. Тем самым хочется побудить студентов и начинающих художников думать композиционно, смело, творчески относиться к учебным заданиям и постановкам. Как говорил Леонардо Да Винчи, «там, где мысль не работает с рукой, там нет художника…». От правильного размещения всех частей композиции, уравновешенности сторон и углов композиции зависит конечный результат.

Проведем анализ примеров живописного портрета с плечевым поясом, которые были выявлены в результате изменения композиционного строя студентами и начинающими художниками на протяжении нескольких лет преподавания. Эти проблемные моменты существуют до сих пор, до конца не исследованы, повторяются и имеют деструктивный характер. Чувство композиции, внутреннее ощущение гармонии зависит от опыта, образованности и смелости мастера, чего часто недостает ученику [1].

Существует догмат или «канон», что если взгляд портрета направлен вправо, то следует оставлять справа больше места, создавая тем самым мнимое пространство. На первый взгляд всё логично и верно, но тут есть опасность того, что художник (студент) неправильно сможет использовать рабочую плоскость холста. Есть масса различных индивидуальных особенностей той или иной постановки, в данном случае портрета. Надо знать и правильно использовать все законы композиции, уравновешенности сторон и правильной наполненности холста [2].

Рассмотрим, какие же ошибки влияют на правильную компоновку и целостное восприятие изображения, в данном случае «погрудного» портрета, то есть портрета человека с плечевым поясом.

Если голова изображается маленькой относительно размера холста, то она начинает теряться в формате. Нас, зрителей, больше интересует окружающее пространство. Голова человека не воспринимается самим автором. Художник не справляется с форматом, восприятию портрета мешают лишние края по бокам.

С другой стороны, если размеры портрета превышают выбранный формат, то наблюдаются следующие ошибки:

-          во-первых, нарушаются пропорции, портрет будто «выдавливается» из формата;

-          во-вторых, изображение головы выглядит навязчиво, как обрезанное по краям, изображению тесно в пространстве картины;

-          в-третьих, большое значение имеет ракурс, в котором находится голова натурщика, и угол освещения.

Если портрет смещен в край формата, то, как правило, обрезано плечо или изображение упирается падающей и собственной тенью в край холста. При этом другая часть картинной плоскости пустая и не наполнена деталями. На картине не умещаются вспомогательные предметы, придающие обобщение и равновесие, отсутствуют складки растяжки тона. Картина утрачивает интерес для зрителя, поскольку в ней нет интриги.

Ошибкой является компоновка портрета, когда падающая тень плотная и упирается в край формата. Одна часть давит темной стороной, то есть доминирует и перевешивает, следовательно, другая – пустая. Тень натурщика разрезает формат пополам, что является неудачным примером композиции.

Неудачно изображение головы посередине картины, когда голова сильно опущена вниз. При такой композиции плечевой пояс становится обрезанным по ключицу, наблюдается ущербность композиции. Появляется желание поднять весь портрет вверх, насколько позволяет формат. Это добавит торс, изображение головы не будет выглядеть как «мишень в тире», не будет проседать и проваливаться вниз пространства картины.

Портрет как жанр сложен, многообразен и включает в себя композицию, рисунок и конструктивное построение, тональные отношения и колорит, которые отображают световоздушную перспективу, ракурсы и освещенность объекта изображения [3, 4]. Учитывая сложность поставленной задачи перед студентом, предлагается ряд советов и рекомендаций.

При написании головы человека нужно исходить из соотношения размера холста и лицевой маски. Важно придерживаться пропорций портретируемого и величины головы в формате, учитывая плечевой пояс. Изображение головы должно быть гармоничным – не слишком большим, но и не очень маленьким.

Головной убор натурщика также влияет на композицию и на заполнение формата. Если головной убор крупный и есть желание показать его целиком, то лицевую маску на портрете можно смещать влево и вправо, в зависимости от конкретной постановки. Помимо головного убора сюда следует отнести и крупную шевелюру, и оригинальную прическу портретируемого. Головной убор может уравновесить размеры композиции и выстроить гармонию портретной плоскости.

Чтобы показать выразительность и пластику плечевого пояса, оригинальность одежды, интересные украшения, которые дополняют портрет и подчеркивают особенности личности портретируемого, изображение головы компонуют как можно выше от центра холста, поднимая весь портрет максимально вверх.

Для придания динамики изображению и выделения характерных черт выбирают диагональную композицию с сильным наклоном, с большой падающей тенью. Изображение головы может быть повернуто как в три четверти, так и в профиль. Край формата со стороны наклона портрета можно уменьшить, чтобы уравновесить композицию [5].

При квадратном формате необходимо обыграть композицию интересными элементами: складками одежды, головным убором, развернутым ракурсом головы с ключевым поясом, растяжкой фона и предметами, гармонично расположенными на нём. На восприятие деталей фона также влияют драпировки, тёмные тона, предметы обстановки.

При узком формате необходимо продумать оригинальную пластику, выбрать интересное освещение и правильно заполнить плоскость портрета.

Размещение изображения головы зависит от освещения и поворота головы модели, её прически, моделировки собственной тени. Тень справа имеет диагональное прочтение – можно сместить портрет немного влево от центра. Тень слева – портрет можно сместить вправо, тем самым оставив больше места слева.

Компоновка портрета также зависит от предметов на фоне, характера драпировок, стены, деталей интерьера. При работе с композицией необходимо выстроить диагональ дополнительных деталей, драпировок, фактуры предметов, плотности тона и цвета.

Начинающему живописцу необходимо сделать несколько портретов и набросков головы в технике «гризайль». Это дает возможность понять не только тональные отношения, но и композицию, цельность и драматургию пятна, светлого или тёмного, соотношения малых и больших форм, их колористическое решение на холсте [6].

Придерживаясь вышеперечисленных рекомендаций, под строгим руководством и поправками преподавателя ученик последовательно и методично пишет портрет.

Рассмотрим этапы написания портрета с учетом влияния композиции в начале и конце работы. Композиционные эскизы портрета маслом или темперой могут включать:

-          один из эскизов выполнен в технике «гризайль»;

-                    второй – в цвете, с использованием плотных тонов с уравновешенной композицией;

-          третий эскиз создают в свободной технике с динамичной и острой композицией.

Рассмотрим каждый из этапов выполнения эскиза учеником в технике «гризайль». Необходимо обратить внимание на тональный строй, контраст и освещение, в котором находится портретируемая модель. Техника может быть произвольной, учитываем гармоничную уравновешенность и тональность отношений. Здесь самое главное – не ошибиться с поставленной задачей и постараться уловить нюансы тона и светотеневую погруженность образа [7].

Приступая к эскизу в цвете, следует провести параллель с эскизом в технике «гризайль». Следует избегать увлечения цветовыми пятнами, чтобы не потерять общий тональный строй. Исходя из этого, эскиз следует начинать одной рисующей краской в зависимости от тональности и цветовой гаммы постановки. Когда определены тональные и композиционные отношения, надо проследить за плавными правильными переходами от тона к цвету и от пятна к форме [8].

На следующем этапе, учитывая эскиз гризайлью, следует создать эскиз локальными цветовыми пятнами без особой насыщенности, постепенно усиливая светотень. Касания формы погрудного портрета с фоном следует писать одновременно, чтобы почувствовать тон и насыщенность данной постановки, применяя растяжки, от тёплого к холодному и от светлого к тёмному.

На последнем этапе нужно собирать и обобщить локальное пятно портрета, при этом смягчая границы торса с боков и к низу. При необходимости в эскизе можно подчеркнуть характерные блики и рефлексы, не разрушая целостность тонального и цветового строя. Цветовой эскиз ещё раз подчёркивает композиционную и светотеневую законченность и гармонию. Это дает возможность начинающему художнику ориентироваться на него при работе с портретом в формате [9].

Третий вариант портрета необходимо создавать, учитывая цветовой эскиз, смещая композицию вправо или влево, тем самым усиливая остроту и динамику портрета в зависимости от образного характера портрета. Он выражается в повороте и освещенности, в индивидуальных особенностях и выразительности. Динамика может проявляться в раскрытии фона, сложных смешений и оригинальных острых теней, как собственных, так и падающих. Ритмы освещённости подчеркиваются активными световыми пятнами, передающими направление движения и характерный наклон натуры. Данный эскиз включает в себя импровизацию, смелость и свободу выражения, что помогает начинающему художнику раскрыть свой творческий потенциал даже на начальном этапе.

Подробные рекомендации по выполнению эскизов необходимы для того, чтобы обучающиеся живописи пришли к пониманию различных нюансов композиции, использовали и закрепили данный опыт на практике.

Композиционные эскизы важны для понимания тональности, цвета и колорита формального пятна. Чтобы эскиз был закомпонован и имел объем большой формы, необходимо соблюдать соответствующие пропорции размера головы к плечевому поясу и портрета к формату.

В отличие от рисунка, в портрете немаловажную роль играет раскрытие фона. Живописец формирует цветовое пространство, непосредственно создающее световоздушную перспективу, тем самым погружает изображение портрета в определённую среду [10]. Это создаётся и растяжками фона от тёмного к светлому, и от тёплого к холодному, а также мастерски исполненными касаниями лица к фону, торса и одежды, к фону и падающей тени. Кроме этого надо учитывать тональную растяжку от светлого к тёмному в лице и торсе, не нарушая цельность большой формы.

Полезным упражнением для студента является выполнение ряда формальных зарисовок. Они дают представление о важности понимания роли композиции в жанре портрета. В качестве подобных упражнений можно рекомендовать как графические тональные зарисовки углём и тушью, сепией и соусом, так и современные инструментарии: пишущие и художественные маркеры, акварель и фломастеры. Желательно зарисовки выполнять в монохроме и в линиях, чтобы почувствовать различные вариации композиционного решения портрета в свободной манере. Данные упражнения направляют молодого художника на различные вариации поиска композиции портрета – от формального пятна к его окончательному написанию, выстраивая определённую последовательность.

Рассмотрим один из вариантов написания погрудного портрета поэтапно, с инструкцией и комментариями:

-                    компоновка портрета на холсте в линиях с частичной светотенью углём или кистью;

-          уточнение пропорций, их корректировка, работа над деталями;

-          моделировка светотени и выстраивание тональных отношений, придерживаясь формальной схемы выполненных эскизов;

-          детализация и выделение главного контраста и колорита, учитывая композиционное и пластическое решение в портрете;

-          завершение тонального погружения портрета относительно фона, довести до окончания работу над светом и тенью;

-          обобщение работы, уравновешивание всех частей композиции;

-          завершение портрета, окончательная обработка касаний собственных и падающих теней относительно света и тона.

Таким образом работа с композицией происходит на всех этапах создания портрета. Отсюда вывод, что композиционное решение играет главенствующую роль как в начале, так и в конце выполнения работы над портретом. Как много веков назад, это происходит и сейчас, завершение живописного портрета напрямую зависит от композиционного решения.

В построении и написании портрета немаловажную роль играет разнообразие формальных схем с включением правил золотого сечения (примеры – в квадрате, в прямоугольнике, в овале – Леонардо, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и многие другие) [11].

Возвращаясь к формальной композиции как к основе будущей картины, начиная с портрета и заканчивая жанровым произведением, мы ищем приёмы и решения как у старых мастеров, так и современные способы и технологии (примеры формальных схем портрета, описание и их роль) [12]. Детально рассматривается исторический контекст художественного изображения [13].

Варианты формальной композиции помогают решать задачи написания портрета с плечевым поясом. Рассмотрим композиции живописного портрета с плечевым поясом, которые выявлены при анализе композиций студентов и начинающих художников на протяжении пяти-шести лет преподавания живописи и рисунка.

Правильная компоновка, целостное восприятие изображения и окончательный результат погрудного портрета связаны с использованием следующих формальных композиций:

-          формат ближе к квадрату, и портрет вписывается в равнобедренный треугольник с вершиной наверху (классическая схема старых мастеров);

-                    формат тот же, усеченный треугольник в центре, обыгран пятном падающей тени;

-          формат квадратный, усеченный треугольник делит диагональ, которая и является границей фона с портретом, при этом голова смотрит вперёд, перед ней остаётся большое пространство, так называемая воздушная среда;

-          формат квадратный, равнобедренный треугольник вершиной вниз, это может быть портрет в головном уборе (чалме, берете, шляпе);

-          формат прямоугольный, вертикальный, усеченный треугольник с вершиной вверх, это может быть романтический женский портрет;

-          формат вертикальный, усечённый треугольник вершиной вниз, на тёмном фоне, как мужской, так и женский портрет;

-          формат прямоугольный, горизонтальный портрет, необычный формат для компоновки портрета в кепке, берете или шляпе;

-          формат овальный, портрет вписывается в круг.

Из истории искусств известно, что на протяжении долгого периода времени подобными схемами пользовались многие художники. Они применяются и при создании формальных решений композиции погрудного портрета [14]. Даже на завершающем этапе портрета в размере пятно интуитивно и в силуэте подсказывает упрощённую структуру, напоминающую простейшую геометрическую форму. Из этих соображений напрашивается вывод, что условную геометрическую схему необходимо предлагать ученику в начальной стадии работы над эскизом. Это аргументировано тем, что данный способ поможет в решении композиционных задач и раскрытии творческого потенциала будущего художника [15].

Исходя из этого, можно сделать заключение, что неоднократное использование на практике методики формальных схем погружает обучающегося в изучение и развитие композиционного мышления. На этапе эскиза закладывается формальное пятно в виде простейшей геометрической формы или различных диагональных построений. Важно показать ученику, что в процессе написания портрета эта схема продолжает работать.

Развитие композиционного мышления происходит на стадии, когда простая геометрическая форма трансформируется: двигается в формате и меняет углы наклона. Экспериментируя, исправляя ошибки, ученик сам приходит к наиболее правильному композиционному решению. В дальнейшем ученик получит навык самостоятельного построения композиции при работе над портретом, фигурой, а также картиной.