Даже в такой консервативной структуре в России, как система образования, прогресс не стоит на месте. Люди, ответственные за образование, пришли к выводу, что стандартная модель проведения урока не может завлечь школьника так, чтобы все 40 минут он был внимателен. Современным детям, для которых характерно клиповое мышление, которые избалованы гаджетами еще с детского сада, необходимо что-то необычное, что-то современное на уроке, чтобы поддерживать их интерес. Новое общество, следовательно, и новые требования к проведению урока. Вследствие этого в учебный процесс стали активно внедряться информационные технологии.
Учителя все чаще задумываются: «Как завлечь учеников? Как сделать так, чтобы они полюбили мой предмет?» Учителю важно, чтобы дети на его предмете работали увлеченно, мыслили творчески, к заданиями относились с воодушевлением. Во многом это даже не их желание, а требование новой концепции духовного-нравственного воспитания личности.
Ответом на столь трудные вопросы для учителей может послужить метод интеллект-карт, предложенный американцем Тони Бьюзеном [1].
Суть данного метода заключается в том, что в центре помещается основное понятие, от которого затем ответвляются все более глубокие мысли и идеи. Каждая ветвь при необходимости может содержать более мелкие ветви-подпункты.
Неоспоримым достоинством интеллект-карты является наглядность, которая не дает запутаться в собственных рассуждениях. Данный метод позволяет структурировать данные.
Интеллект-карты обладают рядом полезных качеств, одним из которых является наглядность мыслительного процесса. Так, когда пишешь программу, например на языке Pascal, при попытке запуска получившегося скрипта в случае неправильного его написания приложение выделит строчку, в которой произошла ошибка. Интеллект-карта позволяет сделать то же самое, только с потоком мыслей. Если станет понятно, что человек пришел не туда, не к тому выводу, можно проследить путь его мыслей и найти то место, где он «свернул» неверно.
Использование интеллект-карт позволяет не держать всю информацию в голове во время мозгового штурма, что отнимает много сил, а выписать все мысли, а после отсортировать идеи: от каких точно следует отказаться, какие требуют доработки, а какие уже готовы для реализации.
При использовании интеллект-карты как черновика к высказыванию четко видна важность каждой идеи: более значимые идеи находятся ближе к центру, где размещена основная идея, а менее важные – на периферии.
Интеллект-карты позволяют предоставить свои идеи наглядно и показать связи между ними. Интеллект-карты можно использовать:
- при объяснении нового материала;
- при мозговом штурме;
- при написании черновика, для лучшего структурирования своих мыслей;
- как альтернативу презентации.
На уроках литературы интеллект-карты можно использовать при подготовке рассказа о биографии писателя, выделив основные моменты его жизни и творчества, а затем уточнив их. При прочтении произведения можно использовать для запоминания образы героев и их характеристики [2].
Процесс создания интеллект-карты делает анализ произведения более увлекательным и творческим.
Существует множество бесплатных, как сложных, так и более простых сервисов для построения интеллект-карт онлайн: coggle.it, popplet.com, mindmeister.com.
Функция/адрес сайта |
Coggle.it |
Popplet.com |
Mindmeister.com |
Бесплатность |
С ограничениями. Можно купить платные аккаунты без ограничений |
Ресурс бесплатный, можно купить приложение в appstore |
С ограничениями. Можно купить платные аккаунты |
Количество бесплатных диаграмм |
Три диаграммы |
Неограниченно |
Три диаграммы |
Можно загружать картинки |
Бесконечное количество в бесплатной версии |
Бесконечное количество в бесплатной версии |
Одна картинка в бесплатной версии |
Сохранение в формате |
|
Pdf, jpeg, png |
Pdf, jpeg, png |
Можно редактировать совместно |
Да |
Нет |
Бесконечное количество людей |
Цена платной версии |
$5 в год |
$4,99 в год |
$4,99 в год – персональная версия; $8,49 в год – pro-версия |
Лучшим бесплатным онлайн-сервисом для составления интеллект-карты является ресурс mindmeister.
Для ознакомления с построением интеллект-карт можно использовать coggle.it и popplet.com, однако при овладении минимальными навыками лучше переходить на ресурс mindmister. Его единственный минус – вставлять фотографии в «облако мыслей» можно только в платной версии.
Также на платформе этого ресурса с бесплатного аккаунта можно сделать не больше трех карт одновременно. Но проблема решается, если, после того как одна карта становится ненужной, очистить ее и начать конструировать на этом поле заново.
В остальном это идеальный ресурс для подготовки интеллект-карты к уроку. Бесплатно можно добавлять второго пользователя, которому для редактирования не нужно будет даже регистрироваться на сайте, что позволит учителю и ученикам совместно редактировать проект.
Созданные карты хранятся в облачном хранилище. Следовательно, если редактирование происходит с приложения на iPhone, автоматически карта меняется и на сайте.
Можно авторизоваться через google-аккаунт, который есть почти у каждого, или зарегистрироваться через почту.
Рассмотрим применение ресурса mindmeister [3] более подробно на примере организации уроков-дискуссий при изучении современной русской литературы.
Интеллект-карты можно использовать при организации урока дискуссии на тему «Чему учит современная литература?».
Из-за ограниченного количества времени, отведенного на изучение произведений современной литературы (например, по программе В. Я. Коровиной, которую довольно часто используют в Волгоградской области, на её изучение отводится всего три часа), а также большого количества рекомендованных интересных произведений современных авторов и широкого спектра проблем, которые необходимо проанализировать на занятиях, мы можем сделать вывод, что стандартная форма урока в данном случае нам не помощник. Гораздо эффективней при ознакомлении с текстами современной литературы использовать интерактивные формы уроков, одна из них – организация урока в форме дискуссии.
Дискуссия предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.
Интеллект-карта выглядит незаменимым атрибутом такого урока.
Рис. 1. Заготовка «Чему учит современная литература?»
Как видно на рис. 1, учитель заранее готовит слайд с фамилиями авторов, произведения которых были рекомендованы ученикам при подготовке у уроку. В ходе обсуждения их творчества учитель будет фиксировать ключевые моменты, высказанные учениками, чтобы в конце урока прийти к выводу, чему же учит каждый писатель.
Учитель заранее готовит проблемные вопросы, которые будут вести дискуссию в нужное русло.
Урок-дискуссия предполагает определенные условия при подготовке. От учеников требуется:
1) познакомиться с рекомендованной литературой;
2) выделить проблемные области;
3) сформулировать собственную точку зрения [4].
Ученики могут сформировать несколько команд по определившейся точке зрения.
Учитель задает вопрос по мотивам романа «Географ глобус пропил»: оправдывает ли полученный результат те средства, которые применял Служкин?
Одной стороне надо доказать, что цель оправдывает средства, а другой – что не оправдывает и Служкин – плохой учитель.
Чтобы глубже погрузиться в вопрос «Чему учит современная литература?», можно сопоставить двух героев. Для сопоставительного анализа можно использовать таблицу, а можно воспользоваться интеллект-картой. В центр помещается фамилия главного героя, от нее начинают в разные стороны «разрастаться» мысли. Затем этот же процесс проделывается со вторым героем. Например, ученики могут сопоставить Неволина и Служкина; так как ресурс meindmeister предоставляет доступ нескольким пользователям, то учитель потом может вывести на проектор получившиеся деревья мыслей и ученики по тезисам увидели бы, в чем сходство и различие этих персонажей, какие ошибки они делали, как это повлияло на их жизни, и сделать из этого вывод, чему же учит современная литература.
Тогда от проблемного вопроса отходят еще две ветви: в одной записывает свои мысли поддерживающая сторона, в другой – противостоящая.
Рис. 2. Развитие разных точек зрения
Карта будет достаточно громоздкой, но проблема решается режимом презентации, где каждому писателю можно присвоить свой слайд и оперативно переключаться между ними.
Рис. 3. Режим презентации
Нужно перейти в режим презентации, и, как видно на рис. 3, возле каждого облачка мысли появится номер слайда. Учителю останется лишь расставить слайды в нужном ему порядке, который будет соответствовать ходу урока.
Таким образом, интеллект-карты помогают запомнить большие объемы информации, при этом эффективность использования запомненной информации увеличивается. Информация не просто откладывается в голове, она находится непосредственно перед глазами. Интеллект-карты освобождают мозг от хранения большого количества данных, позволяя выложить их; это помогает проникнуть в свои мысли глубже, человек не скован, это совершенно новый уровень мышления. Они позволяют перейти от линейного к многомерному мышлению. Именно поэтому метод интеллект-карт так полезен на уроках при организации дискуссии.