Full text

Даже в такой консервативной структуре в России, как система образования, прогресс не стоит на месте. Люди, ответственные за образование, пришли к выводу, что стандартная модель проведения урока не может завлечь школьника так, чтобы все 40 минут он был внимателен. Современным детям, для которых характерно клиповое мышление, которые избалованы гаджетами еще с детского сада, необходимо что-то необычное, что-то современное на уроке, чтобы поддерживать их интерес. Новое общество, следовательно, и новые требования к проведению урока. Вследствие этого в учебный процесс стали активно внедряться информационные технологии.

Учителя все чаще задумываются: «Как завлечь учеников? Как сделать так, чтобы они полюбили мой предмет?» Учителю важно, чтобы дети на его предмете работали увлеченно, мыслили творчески, к заданиями относились с воодушевлением. Во многом это даже не их желание, а требование новой концепции духовного-нравственного воспитания личности.

Ответом на столь трудные вопросы для учителей может послужить метод интеллект-карт, предложенный американцем Тони Бьюзеном [1].

Суть данного метода заключается в том, что в центре помещается основное понятие, от которого затем ответвляются все более глубокие мысли и идеи. Каждая ветвь при необходимости может содержать более мелкие ветви-подпункты.

Неоспоримым достоинством интеллект-карты является наглядность, которая не дает запутаться в собственных рассуждениях. Данный метод позволяет структурировать данные.

Интеллект-карты обладают рядом полезных качеств, одним из которых является наглядность мыслительного процесса. Так, когда пишешь программу, например на языке Pascal, при попытке запуска получившегося скрипта в случае неправильного его написания приложение выделит строчку, в которой произошла ошибка. Интеллект-карта позволяет сделать то же самое, только с потоком мыслей. Если станет понятно, что человек пришел не туда, не к тому выводу, можно проследить путь его мыслей и найти то место, где он «свернул» неверно.

Использование интеллект-карт позволяет не держать всю информацию в голове во время мозгового штурма, что отнимает много сил, а выписать все мысли, а после отсортировать идеи: от каких точно следует отказаться, какие требуют доработки, а какие уже готовы для реализации.

При использовании интеллект-карты как черновика к высказыванию четко видна важность каждой идеи: более значимые идеи находятся ближе к центру, где размещена основная идея, а менее важные – на периферии.

Интеллект-карты позволяют предоставить свои идеи наглядно и показать связи между ними. Интеллект-карты можно использовать:

-          при объяснении нового материала;

-          при мозговом штурме;

-          при написании черновика, для лучшего структурирования своих мыслей;

-          как альтернативу презентации.

На уроках литературы интеллект-карты можно использовать при подготовке рассказа о биографии писателя, выделив основные моменты его жизни и творчества, а затем уточнив их. При прочтении произведения можно использовать для запоминания образы героев и их характеристики [2].

Процесс создания интеллект-карты делает анализ произведения более увлекательным и творческим.

Существует множество бесплатных, как сложных, так и более простых сервисов для построения интеллект-карт онлайн: coggle.it, popplet.com, mindmeister.com.

 

Функция/адрес сайта

Coggle.it

Popplet.com

Mindmeister.com

Бесплатность

С ограничениями. Можно купить платные аккаунты без ограничений

Ресурс бесплатный, можно купить приложение в appstore

С ограничениями. Можно купить платные аккаунты

Количество бесплатных диаграмм

Три диаграммы

Неограниченно

Три диаграммы

Можно загружать картинки

Бесконечное количество в бесплатной версии

Бесконечное количество в бесплатной версии

Одна картинка в бесплатной версии

Сохранение в формате

Pdf

Pdf, jpeg, png

Pdf, jpeg, png

Можно редактировать совместно

Да

Нет

Бесконечное количество людей

Цена платной версии

$5 в год

$4,99 в год

$4,99 в год – персональная версия;

$8,49 в год – pro-версия

 

Лучшим бесплатным онлайн-сервисом для составления интеллект-карты является ресурс mindmeister.

Для ознакомления с построением интеллект-карт можно использовать coggle.it и popplet.com, однако при овладении минимальными навыками лучше переходить на ресурс mindmister. Его единственный минус – вставлять фотографии в «облако мыслей» можно только в платной версии.

Также на платформе этого ресурса с бесплатного аккаунта можно сделать не больше трех карт одновременно. Но проблема решается, если, после того как одна карта становится ненужной, очистить ее и начать конструировать на этом поле заново.

В остальном это идеальный ресурс для подготовки интеллект-карты к уроку. Бесплатно можно добавлять второго пользователя, которому для редактирования не нужно будет даже регистрироваться на сайте, что позволит учителю и ученикам совместно редактировать проект.

Созданные карты хранятся в облачном хранилище. Следовательно, если редактирование происходит с приложения на iPhone, автоматически карта меняется и на сайте.

Можно авторизоваться через google-аккаунт, который есть почти у каждого, или зарегистрироваться через почту.

Рассмотрим применение ресурса mindmeister [3] более подробно на примере организации уроков-дискуссий при изучении современной русской литературы.

Интеллект-карты можно использовать при организации урока дискуссии на тему «Чему учит современная литература?».

Из-за ограниченного количества времени, отведенного на изучение произведений современной литературы (например, по программе В. Я. Коровиной, которую довольно часто используют в Волгоградской области, на её изучение отводится всего три часа), а также большого количества рекомендованных интересных произведений современных авторов и широкого спектра проблем, которые необходимо проанализировать на занятиях, мы можем сделать вывод, что стандартная форма урока в данном случае нам не помощник. Гораздо эффективней при ознакомлении с текстами современной литературы использовать интерактивные формы уроков, одна из них – организация урока в форме дискуссии.

Дискуссия предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.

Интеллект-карта выглядит незаменимым атрибутом такого урока.

 

 

 

Рис. 1. Заготовка «Чему учит современная литература?»

Как видно на рис. 1, учитель заранее готовит слайд с фамилиями авторов, произведения которых были рекомендованы ученикам при подготовке у уроку. В ходе обсуждения их творчества учитель будет фиксировать ключевые моменты, высказанные учениками, чтобы в конце урока прийти к выводу, чему же учит каждый писатель.

Учитель заранее готовит проблемные вопросы, которые будут вести дискуссию в нужное русло.

Урок-дискуссия предполагает определенные условия при подготовке. От учеников требуется:

1)     познакомиться с рекомендованной литературой;

2)     выделить проблемные области;

3)     сформулировать собственную точку зрения [4].

Ученики могут сформировать несколько команд по определившейся точке зрения.

Учитель задает вопрос по мотивам романа «Географ глобус пропил»: оправдывает ли полученный результат те средства, которые применял Служкин?

Одной стороне надо доказать, что цель оправдывает средства, а другой – что не оправдывает и Служкин – плохой учитель.

Чтобы глубже погрузиться в вопрос «Чему учит современная литература?», можно сопоставить двух героев. Для сопоставительного анализа можно использовать таблицу, а можно воспользоваться интеллект-картой. В центр помещается фамилия главного героя, от нее начинают в разные стороны «разрастаться» мысли. Затем этот же процесс проделывается со вторым героем. Например, ученики могут сопоставить Неволина и Служкина; так как ресурс meindmeister предоставляет доступ нескольким пользователям, то учитель потом может вывести на проектор получившиеся деревья мыслей и ученики по тезисам увидели бы, в чем сходство и различие этих персонажей, какие ошибки они делали, как это повлияло на их жизни, и сделать из этого вывод, чему же учит современная литература.

Тогда от проблемного вопроса отходят еще две ветви: в одной записывает свои мысли поддерживающая сторона, в другой – противостоящая.

 

 

 

Рис. 2. Развитие разных точек зрения

 

Карта будет достаточно громоздкой, но проблема решается режимом презентации, где каждому писателю можно присвоить свой слайд и оперативно переключаться между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3. Режим презентации

Нужно перейти в режим презентации, и, как видно на рис. 3, возле каждого облачка мысли появится номер слайда. Учителю останется лишь расставить слайды в нужном ему порядке, который будет соответствовать ходу урока.

Таким образом, интеллект-карты помогают запомнить большие объемы информации, при этом эффективность использования запомненной информации увеличивается. Информация не просто откладывается в голове, она находится непосредственно перед глазами. Интеллект-карты освобождают мозг от хранения большого количества данных, позволяя выложить их; это помогает проникнуть в свои мысли глубже, человек не скован, это совершенно новый уровень мышления. Они позволяют перейти от линейного к многомерному мышлению. Именно поэтому метод интеллект-карт так полезен на уроках при организации дискуссии.