Full text

Кто не мечтал в детстве о какой-либо интересной профессии? В школе в начальных классах все писали сочинение на тему «Моя будущая профессия» или «Кем я хочу стать, когда вырасту?». Дети выбирали профессии космонавтов, артистов, спасателей, врачей, полицейских, пожарных, а еще многие хотели быть президентом. Но уже в средних классах детские мечты о «громких» профессиях ушли на второй план. В старших классах на первый план выходят заботы об успешном окончании школы, поступлении в вуз или поиске престижной работы.

Вопрос выбора будущей профессии как в средних, так и в старших классах является важнейшей задачей для каждого школьника.

Как помочь подростку выбрать правильный путь в жизни? Можно пробудить интерес к какой-то конкретной профессии – преемственность поколений, престижность, востребованность на рынке труда и т. д., но намного важнее помочь развить в подростке определенные, присущие именно ему способности и таланты, и научить применять их в жизни. Это необходимо для того, чтобы он смог выбрать собственный и осознанный путь, принять правильное решение самостоятельно.

Практически во всех школах ведется профориентационная работа, направленная на выявление у школьников склонностей к определенным видам профессиональной деятельности, на формирование у детей готовности к труду, на подготовку учащихся к индивидуальному выбору профессии. В рамках профориентационной работы в школах организуются встречи с интересными людьми, с представителями профессий. Проводятся экскурсии на предприятия и в вузы. Действующая система школьной профориентации формирует у учащихся сознательное отношение к труду, помогает социализации выпускников в обществе, помогает определиться с профессией.

В настоящее время ежегодно на рынке труда появляется большое количество новых профессий. Помочь старшеклассникам профессионально самоопределиться, организовать и провести работу по профессиональной подготовке и снизить роль стихийного выбора профессии может профориентационная работа в вузе.

Немаловажным фактором выбора профессии является как востребованность тех или иных специалистов на рынке труда, так и уровень заработной платы. И поэтому не всегда получившим «модное» образование (менеджеры, юристы, экономисты) удается найти не только высокооплачиваемую, но и хоть какую-нибудь работу.

К. Ишматов утверждает, что профессиональная ориентация – это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [1].

Традиционные методы профориентации в вузах не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня. Для будущих абитуриентов вузы предоставляют информацию:

-          о правилах приема и условиях обучения в вузе;

-          проведении дня открытых дверей;

-          проведении пробных экзаменов, установочных консультаций, олимпиад;

-          направлениях обучения, профилях, специальностях, специализациях и т. д.

Данную информацию можно найти на сайте любого вуза. Как правило, большинство учащихся школ и их родители с ними знакомы. Но как же тогда заинтересовать будущих абитуриентов выбрать тот или иной вуз? Учащиеся 8–11-х классов должны знакомиться с вузом в вузе, а не «пробежав» по аудиториям и лабораториям в дни открытых дверей. Допустим, молодой человек хочет стать строителем – строить высотные дома, школы, спортивные комплексы, заводы, больницы и т. д., но знает ли он, сколько есть специализаций и профилей по выбранному им направлению? Знает! Перечень специальностей, специализаций, направлений и профилей также есть на сайте вуза. Но вот конкретно то, где он может работать, чему его будут учить, какие он будет проходить предметы, чем живет вуз в неурочное время (КВН, смотры художественной самодеятельности, спортивные достижения и т. д.), как будет выглядеть выпускная квалификационная работа, где работают выпускники вуза, он сможет узнать только в вузе.

Как отмечалось в статье [2], создание условий для подготовки специалистов нового формата, обладающих необходимым набором компетенций, умением использовать их в творческой и практической деятельности, способных к оценке, пониманию, решению поставленных задач, а не только владеющих определенными знаниями, умениями и навыками, – это одна из главных задач современного высшего образования. Ранее требования к результатам подготовки выпускников вузов и выпускников среднего образования ограничивались только необходимым набором знаний, умений и навыков. Во второй половине прошлого века темпы происходящих изменений в промышленных отраслях настолько возросли, что продуктивность передаваемых педагогами знаний существенно снизилась. После анализа результатов обучения в средних общеобразовательных учреждениях стало известно, что даже выпускники школ, получившие медали, в основном ориентируются на воспроизведение определенного набора знаний или в лучшем случае на применение фиксированных алгоритмов. Формирование творческой личности при переходе к последующим ступеням образования затрудняет инерция данного подхода.

Необходимо внедрение новых методик как в высшем, так и в среднем образовании, использование активных форм обучения. На сегодняшний день роль и как учителя школы, и преподавателя вуза заключается в формировании творческой активности учащихся, развитии у них умений самостоятельного поиска истины, умения использовать в жизни полученный в процессе обучения набор знаний. Одним из важных современных требований, выдвигаемых к образованному человеку, является «умение учиться», и именно преподаватели вуза и учителя школы нового формата смогут научить будущих специалистов учиться не на всю жизнь, а уметь учиться в течение всей жизни [3].

И поэтому необходимо помочь потенциальному абитуриенту определиться в главном: выбрать магистральную линию своей подготовки, которая приведет к достижению желаемых результатов обучения, предоставлять ему как можно больше информации о профессии, которую он сможет получить, обучаясь в вузе, для того, чтобы он сознательно решил получить выбранное им образование, освоить заинтересовавшую его профессию. Успешная образовательная деятельность – залог стабильного будущего, возможность осознанно и с прогнозируемыми результатами строить свои жизненные планы.

Следует за 2–3 года (можно и раньше) до окончания среднего общеобразовательного учреждения знакомить учащихся с содержанием сфер профессиональной деятельности. Необходимо усиливать мотивацию выбора направления дальнейшего образования для того, чтобы как можно меньше попадало в вуз «случайных» или «мимо проходящих» студентов, которые руководствовались бы при поступлении не интересом к конкретной специальности, а случайным выбором вуза, которые за время обучения не смогут овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Например, подобная практика уже несколько лет существует в Воронежском государственном техническом университете на факультете архитектуры и градостроительства. За четыре года до поступления в вуз будущих абитуриентов приглашают на дополнительные занятия, связанные с архитектурными специальностями, тем самым направляя детей к осознанному выбору. За это время происходит отсев – не все могут справиться с дополнительной нагрузкой, многие понимают, что они по-другому представляли выбранную профессию. Но для остальных это отличная возможность проникнуться жизнью вуза, поучаствовать в выставках, конкурсах, конференциях, выделиться и получить важный опыт для дальнейшей студенческой жизни.

На строительном факультете первокурсники, поступившие на выбранную ими специальность, привлекаются преподавателями выпускающих кафедр к научной и творческой деятельности. И уже во втором семестре студенты, увлеченные научными разработками кафедры, пробуют выступать с докладами на внутривузовской студенческой научно-практической конференции. Научное направление, руководителей и темы докладов обучающиеся выбирают самостоятельно. Многие студенты отмечают, что выступать на конференциях желательно как можно раньше, обучаясь еще в школе.

Совместно со студентами первого и второго курсов начальные шаги в публичных выступлениях с докладами на ежегодной студенческой научно-практической конференции могут сделать учащиеся средних общеобразовательных учреждений. Выбрать тему доклада, подготовить его и выступить на конференции могут все желающие. В этих конференциях могут принимать участие также и школьные учителя. Ведь не только вуз должен быть заинтересован в успешном выборе профессии своими абитуриентами, но и учителя школ могут во многом поспособствовать правильному выбору: заметив у детей интересы и склонности к определенной деятельности, учитель обязан показать наиболее приемлемое направление, помочь в подготовке, проинформировать о предстоящей конференции, заинтересовать учеников, рассказав о положительном влиянии публичных выступлений, о возможностях, связанных с деятельностью вуза.

Цель выступления школьников на внутривузовской студенческой конференции – как можно раньше получить возможность попробовать свои силы в публичных выступлениях, правильно излагать содержание текста в короткое время, грамотно отвечать на заданные вопросы по теме доклада. Готовиться к докладам и делать их необходимо начинать как можно раньше, а не на защите выпускной квалификационной работы [4].

На первых этапах школьникам необходима помощь – как правильно выбрать тему доклада, поставить задачи, выбрать цель доклада, провести анализ литературы, как донести свои мысли до аудитории и не «потеряться» во время выступления, как сделать презентацию. В этом большая надежда на учителя средней школы, курирующего ученика, готовящегося к ежегодной студенческой научно-практической конференции в вузе.

Присутствие на конференциях школьников со студентами первых и вторых курсов вуза научит их общаться на равных с другими докладчиками, видеть суть чужих докладов, отмечать удачные и неудачные моменты выступлений. Именно на студенческих конференциях, где присутствуют учителя школ, преподаватели вуза и задают вопросы докладчикам, школьники и студенты учатся говорить на равных с профессионалами, развивают умение доносить свои мысли в устной форме, оттачивают мастерство своих будущих публичных выступлений.

На студенческие научно-практические конференции необходимо приглашать учащихся школ не только в качестве докладчиков, но и в качестве слушателей. Посещая подобные мероприятия, они смогут осмотреться, расширить свой кругозор, подготовиться и выступить с докладом на следующей конференции по заинтересовавшей их тематике. Особенно это касается учащихся 8–10-х классов.

Часть учащихся средних общеобразовательных школ выступит на конференции только для того, чтобы поставить «галочку» в портфолио – «участник студенческой научно-практической конференции», но вторая часть, заинтересованная в поступлении именно в этот вуз, подготовит содержательные и тематические доклады, за что обязательно получит призовые места участников конференции.

Что получит вуз от совместных конференций? Для вуза совместные конференции «ученик – студент» очень важны, так как есть возможность выявить талантливую молодежь, помочь тем молодым людям, которые решили связать свою профессиональную жизнь со строительными специальностями, а также с наукой и новыми технологиями. Помочь тем, кто еще не выбрал свой жизненный путь или сомневается в правильности выбора.

В настоящее время строительная отрасль в нашей стране одна из наиболее активно развивающихся, и поэтому квалифицированные кадры в сфере строительства будет иметь высокий спрос в течение длительного времени.

Участие в студенческой научно-практической конференции обеспечит возможность для каждого обучающегося, как студента, так и школьника, реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями, а также выявит учащихся с повышенными способностями и склонностями к научно-исследовательской деятельности как на профессиональном, так и на допрофессиональном уровне.

Совместное проведение ежегодной студенческой научно-практической конференции учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов позволит:

-          развить у учащихся интеллектуально-познавательные способности, повысить культурный уровень, расширить кругозор и усилить мотивацию к получению знаний;

-          повысить статус учащегося, вселить веру в свои силы и сформировать жизненную позицию;

-          раскрыть творческий потенциал, научиться выступать с обоснованными сообщениями, защищать выводы своих исследований, участвовать в дискуссиях;

-          познакомиться с работами студентов первого и второго курсов по выбранной специальности;

-          обеспечить профессиональный рост педагога, подготовившего школьника к участию в конференции.

Главной задачей совместных студенческих конференций является привлечение учащихся средних образовательных учреждений к строительным специальностям, что позволит им грамотно оценить, будет ли будущая профессия им интересна или нет, так как увлеченность учебой, а затем работой является гарантом быстрого карьерного роста.

При мотивированном выборе обучающихся 8–10-х классов средних образовательных учреждений строительных специальностей в дальнейшем возможна совместная научно-исследовательская деятельность учащихся школ и студентов, рецензирование работ учащихся школ преподавателями вуза, совместные выступления «ученик – студент» на ежегодных студенческих научно-практических конференциях с публикацией результатов выполненных работ.

Профориентационная работа данного вида также позволит:

-          выявить профессиональные предпочтения школьников;

-          вовлечь школьников в более тесное взаимодействие с представителями науки;

-          освоить методы или хотя бы базовые принципы научного исследования;

-          в дальнейшем успешно «стартовать» в обучении;

-          завершить обучение в вузе и успешно трудоустроиться по выбранной специальности.

Например, выпускнику ВГТУ, осваивающему основную профессиональную образовательную программу высшего образования специалитета по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений», необходимо решать ряд профессиональных задач, связанных с организацией работы коллектива исполнителей, планированием выполнения работ, принятием самостоятельных творческих решений, проведением научных исследований. У выпускника в результате освоения данной программы должны быть сформированы такие компетенции, как способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; готовность действовать в нестандартных ситуациях; готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала, способности к самоорганизации и самообразованию [5].

Таким образом, проведение профориентации в вузе при непосредственном участии учащихся 8–11-х классов средних общеобразовательных учреждений на ежегодной студенческой научно-практической конференции позволит укрепить интерес к строительным специальностям, даст возможность осознанно получить выбранное ими образование и обеспечит на этой основе закрепление в будущем на производстве – это конечный показатель эффективности профориентационной работы.

Для того чтобы вернуть мировую роль подготовки высококвалифицированных специалистов в области строительства, необходимо не только совершенствование образовательной системы, но и интеграция школы, высшей школы, науки и производства.