В последние годы в России, в частности в Республике Саха (Якутия), высок спрос на технические специальности. Исходя из этого, физика считается одной из базовых дисциплин технического образования. Заинтересованность родителей и обучающихся в техническом образовании возрастает ежегодно. Открывается всё больше профильных классов с углубленным изучением физики. Качества обучения по физике можно добиться, используя различные методы обучения, но наиболее эффективный способ, по нашему мнению, это ученический физический эксперимент.
Объект исследования – процесс обучения физике в условиях профильного образования.
Предмет исследования – обучение физике в профильных классах путем решения экспериментальных задач по физике.
Цель исследования – обучение физике путем решения экспериментальных задач.
Задачи:
1) изучение передового опыта по обучению учащихся профильных классов решению экспериментальных задач по физике;
2) классификация экспериментальных задач по видам и по темам изучения;
3) подбор экспериментальных задач;
4) составление технологических карт уроков по решению экспериментальных задач по физике.
Решению проблемы формирования и развития исследовательских умений учащихся школы были посвящены работы ученых В. И. Андреева, Л. И. Анциферова, В. В. Майера, В. А. Орлова, И. Г. Пустильника, В. Г. Разумовского, А. В. Усовой и ряда других известных исследователей проблем общего образования, в которых подчеркнута ценность решения экспериментальных задач как наиболее естественного процесса, связанного с изучением реальных природных явлений и способствующего разноплановому развитию учащихся. Также работы А. К. Атаманченко, И. С. Башкатовой, В. С. Бабаева, С. В. Бубликова, Э. В. Бурсиан, Е. И. Бутикова, Г. А. Бутырского, А. А. Давиденко, О. А. Дмитриевой, С. Е. Каменецкого, А. С. Кондратьева, Н. В. Кирюхиной, В. Н. Ланге, Л. А. Ларченковой, В. И. Лукашик, А. В. Ляпцева, А. Н. Малинина, С. С. Мошкова, В. П. Орехова, Н. М. Павлуцкой, Ю. А. Саурова, Л. В. Скоковой, В. Г. Разумовского, А. П. Рымкевич, Н. Н. Тулькибаевой, Р. Оман, Д. Оман раскрывают различные аспекты обучения решению физических задач и использования эксперимента в их постановке и решении.
Сам по себе эксперимент является неотъемлемой частью физического образования. Он выполняет несколько дидактических функций: способствует высокому интересу обучающихся к предмету, активизирует внимание обучающихся на уроках, способствует политехническому образованию, а также формирует навыки самостоятельной работы учащихся.
Физический эксперимент должен быть краток по времени, лёгок в постановке и нацелен на усвоение и отработку конкретного учебного материала. Физический эксперимент позволяет применять практические и теоретические знания и умения. Зачастую в ходе выполнения экспериментов обучающиеся принимают в активное участие. Эксперименты способствуют развитию у обучающихся умений наблюдать, сравнивать, систематизировать, обобщать, анализировать и делать выводы. Опыт показывает, что такой подход в обучении физики эффективнее, чем ответы на вопросы или работа над упражнениями в учебнике.
Отметим положительные стороны применения физического эксперимента на уроках:
- Способствует формированию познавательной активности обучающихся на уроках. Развивается логическое мышление, дети учатся анализировать наблюдаемые явления, что заставляет их думать, собственными силами добывать знания, стремиться к активному познанию физической картины мира.
- Убеждает на конкретных примерах, что знания, полученные на уроках, вполне применимы в быту, что с помощью школьных знаний можно предвидеть физические явления. Иными словами, книжные знания приобретают осмысленную форму.
- Способствует приобретению исследовательских навыков, развитию творческих способностей обучающихся.
- Формирует понятие о том, что результаты физических измерений всегда приближённые, что на их точность влияют различные факторы. Это учит ребят аккуратности, терпимости, внимательности.
На своих уроках при постановке физических экспериментов применяем простые установки. В качестве примера рассмотрим сценарий урока с использованием экспериментальных задач.
Тема урока «Скорость света».
Тип урока: проблемный.
Учебник: Мякишев Г. Я. Физика. Оптика. Квантовая физика. 11 кл. М.: Дрофа, 2005. С. 125–129. Параграф 2.1.
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока |
Взаимное приветствие |
– |
Приветствие учащихся |
Приветствие учителя |
Актуализация знаний |
Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для открытия нового знания |
Ответы на вопросы |
Фронтальный опрос |
Вопросы: 1. Как меняется скорость звука при переходе из воздуха в жидкость? 2. Чему равна скорость звука в воздухе? |
Ответы: 1. Увеличивается. 2. Примерно 330–340 м/с |
Изучение нового материала |
Научить учащихся применять новые способы действия, расширить понятийную базу за счет включения новых элементов |
Решение экспериментальной задачи, работа с учебником |
Групповая, индивидуальная |
Определить скорость света в воде (задания на карточках).
Работа с учебником, параграф 2.1 |
Определяют скорость света в воде. Применяют: стакан с водой, бумага, источник света (свеча или лампа накаливания), линейка, карандаш.
Работают с учебником |
Этап закрепления нового материала |
Принятие и сохранение новых знаний и умений |
Выступление с отчетами |
Групповая |
Выслушивает отчеты учащихся |
Публичный отчет о проделанной работе |
Контроль |
Оценка учебной деятельности |
Вопросы и ответы в виде диктанта |
Физический диктант |
Вопросы диктанта: 1. Чему равна скорость света? 2. Кто впервые измерил скорость света? 3. Кто получил табличное значение скорости света? |
Ответы на диктант: 1. 3·108 м/с. 2. Датский ученый О. Рёмер в 1676 г. 3. Французский физик И. Физо в 1849 г. |
Рефлексия |
Оценивание своей деятельности во время урока, вывод из полученных результатов |
Беседа-рефлексия |
Беседа |
Выслушивает мнение учащихся |
Высказывают свои мнения |
Приложение к уроку [1]. Определить скорость света в воде, приняв скорость света в воздухе с = 300 000 км/с.
Оборудование: стакан с водой, бумага, источник света (свеча или лампа накаливания), линейка, карандаш.
Решение. Заполним наполовину стакан водой и оклеим его по периметру бумагой, в которой вырезана узкая щель вдоль образующей стакана. На некотором расстоянии расположим источник света S так, чтобы он, центр стакана О и изображение источника В лежали на одной прямой. Очевидно, что |АО| = |ОВ| = r. Повернем стакан на некоторый угол. При этом луч света, исходящий из источника S, проходит в стакане над поверхностью воды по направлению SAD. Точка D – изображение щели на стакане над поверхностью воды (помечаем ее карандашом). Луч света, проходящий внутри стакана через слой жидкости, преломляется и дает изображение щели в точке К. Из рисунка видно, что угол α является углом падения, угол β – углом преломления. На основании закона преломления имеем: . (углы опираются на диаметр). Из ΔADB находим, что , т. е. .
Из ΔAKB получаем: . Тогда и, наконец, , т. е. .
Таким образом, определение скорости света в воде сводится к определению расстояний ВК и BD, т. е. смещений изображений щели по сравнению с первоначальным положением. Эти расстояния легко определить с помощью линейки.
В большинстве случаев подобные физические эксперименты побуждают обучающихся к продолжению изучения данной темы самостоятельно. Нужную информацию они добывают не только в сети Интернет, но и в учебниках и в различной научно-популярной литературе. В качестве оценивания самостоятельного труда обучающегося уделяем один урок на выступления по изучаемой теме в качестве закрепления и контроля обученного материала. Многие обучающиеся делятся прочитанным самостоятельно, интересным, на их взгляд, материалом, дополняя тем самым сказанное учителем. Иногда ребята показывают решение интересных задач, рассказывают о биографии учёных и о том, как и при каких обстоятельствах были открыты изучаемые в данное время закон или явление. Все эти факторы обусловливают ещё больший интерес к продолжению изучения темы и физики в целом. Возможно, именно поэтому за последние годы обучающиеся нашего лицея успешно участвуют на олимпиадах и все выпускники сдают ГИА в форме ЕГЭ по физике.
Исследование проходило на базе МОБУ «Технический лицей Н. А. Алексеевой» в 10–11-х классах. За время эксперимента только за 2016/2017 учебный год достигнуты следующие успехи в обучения физике (см. табл.).
Следовательно, обучение ведется для того, чтобы научившийся мог применять свои знания на практике. Поэтому важнейшим элементом обучения является практическое использование тех приборов и методов измерений, которые уже изучены учащимися.
Такие задачи позволяют учащимся реализовывать и развивать свои творческие способности, которые в других видах учебной деятельности используются в малой степени.
Результат учащихся за 2016/2017 учебный год
№ |
Наименование олимпиады |
Результативность |
1 |
Муниципальный этап республиканской олимпиады школьников (политехническая олимпиада) |
Призеры – 3 |
2 |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников (астрономия) |
Призеры – 1 |
Олимпиады из Перечня РСОШ |
||
3 |
Интернет-олимпиада школьников по физике (уровень олимпиады А в Перечне № 19) |
Призер – 1 |
4 |
Будущее Сибири (уровень В в Перечне 63) |
Призер – 1 |
5 |
Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» (уровень С в Перечне 39) |
Победители – 2 Призеры – 10 |
Другие конкурсы и олимпиады |
||
6 |
Всероссийская Северо-Восточная олимпиада школьников |
Призеры – 2 |
7 |
Открытая олимпиада ТУСУР |
Призер – 1 |
8 |
Высшая школа Санкт-Петербурга – школьникам регионов России |
Победители – 3 Призеры – 17 |
9 |
11-я Региональная олимпиада центральных вузов России |
Рекомендации получили – 20 |